Станислав Бжозовский (писатель)

редактировать

Станислав Леопольд Бжозовский
Brzozowski Stanislaw.jpg Станислав Леопольд Бжозовский, 1878–1911
Родился( 1878-06-28) 28 июня 1878 г.. Мазиарня, Конгресс Польши, Российская Империя
Умер30 апреля 1911 (1911-04-30) (32 года). Флоренция, Королевство Италии
Национальностьполяк
Род занятийФилософ, писатель, литературный критик

Станислав Леопольд Бжозовский (28 июня 1878 - 30 апреля 1911) был польским философом, писателем, публицистом, литературным и театральным критиком. Считающийся важным польским философом, Бжозовский известен своей концепцией философии труда, уходящей корнями в марксизм. Помимо Карла Маркса, его главными вдохновителями были Жорж Сорель, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Томас Карлайл, и Джон Генри Ньюман. Основная идея Бжозовского была основана на концепции социально вовлеченного интеллектуала (художника). Хотя он был сторонником исторического материализма, он категорически возражал против его детерминистической интерпретации. В своих философских подходах Бжозовский отвергал все концепции, которые превращали человека в товар.

польских интеллектуалов (Чеслав Милош, Анджей Валицкий, Лешек Колаковский ) подчеркнули, что интерпретации Бжозовским ранних сочинений Маркса, не получившие широкой известности на момент их формулировки, во многом предвосхитили те, которые были представлены позже Дьёрдь Лукач и Антонио Грамши.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Интеллектуальный профиль
  • 3 Связь марксизма и религии
  • 4 Современное значение в Польше
  • 5 Основные работы
  • 6 Источники
Биография

Леопольд Станислав Родился Леон Бжозовский в 1878 г. в Мазиарня, деревня близ Хелма. Он вырос в бедной семье дворян, но учился в частных школах, что позволило ему поступить на факультет естественных наук Варшавского университета в 1896 году. В 1897 году был привлечен Бжозовский. в студенческих беспорядках против русских профессоров, преподающих в университете. В результате Бжозовский и многие другие студенты были отчислены из университета сроком на один год. Затем Бжозовский возглавил студенческую организацию Bratniak, созданную для финансовой поддержки исключенных студентов. Чтобы помочь своему отцу, который страдал от смертельной болезни, Бжозовский решил использовать средства организации. Хотя он пообещал себе вернуть деньги как можно скорее, его растрата была обнаружена. Арбитражная коллегия коллег исключила Бжозовского из деятельности организации на три года. В том же 1898 году он был заключен в тюрьму в результате расследования секретной деятельности Общества народного просвещения.

Начиная с осени 1898 года Бжозовский тяжело страдал туберкулезом, следствие времени, проведенного в тюрьме. Чтобы поправиться, он отправился в санаторий в Отвоцке. В 1900 году он встретил там Антонину Кольберг, и в следующем году они поженились. В 1903 году у Бжозовского родился единственный ребенок - Анна Ирена. Проблемы со здоровьем продолжались, и, чтобы получить более интенсивную медицинскую помощь, в 1905 году он отправился в Италию. В 1906 году он снова поехал в Италию и проживал во Флоренции до своей смерти в 1911 году. Последние несколько лет жизни Бжозовского, хотя и проходили в постепенно ухудшающихся материальных условиях и здоровье, были наиболее продуктивными. В это время он написал свой opus magnum - роман Płomienie (Пламя) - ответ на Демоны Федора Достоевского, а также важные книги, касающиеся философской и культурной программы Бжозовского: Idee. «Wstęp do filozofii dojrzałości dziejowej» («Идеи: введение в философию исторической зрелости») и «Legenda Młodej Polski» («Легенда о молодой Польше»).

Интеллектуальный профиль

Бжозовский был влиятельным критиком польской социальной и философской мысли, литературным аналитиком и проницательным наблюдателем за повседневной жизнью Польши и Европы. Он был недвусмысленным критиком традиционализма и провинциализма основных течений 19 века польской литературы. В частности, Бжозовский был ярым противником исторических романов, например романов, написанных лауреатом Нобелевской премии Генрихом Сенкевичем. Радикальные нападки Бжозовского на произведения Сенкевича сделали его персоной нон грата в польских художественных кругах.

Бжозовский занимал уникальную позицию проницательного критика современной польской культуры, известной как Молодая Польша (польский модернизм ) или неоромантизм. Его «Легенда Млодей Польский» представляет собой наиболее полное обличение тех форм польского сознания, которые, по словам Бжозовского, представляют собой «заблуждение культурного сознания».

Связь марксизма и религии

Относительно В своем философском наследии Бжозовский имел тенденцию к радикальным сдвигам в своем мировоззрении в результате последующих чтений. Его первым важным философским вдохновителем был Фридрих Ницше и его понятие исторического смысла, которое Бжозовский считал особенно ценным. Сосредоточившись на Ницше, Бжозовский приблизился к Иммануилу Канту, что в конечном итоге позволило ему развить свою философию на марксистской основе. Помимо множества жизненно важных источников вдохновения, марксизм сыграл центральную роль в интеллектуальном развитии Бжозовского, и в течение самого длительного периода своей короткой жизни он был мыслителем-марксистом. Его интерпретация мысли Карла Маркса была анти- натуралистической и анти- позитивистской. Бжозовский был ярым критиком Фридриха Энгельса и его роли в развитии марксистской мысли. Он обвинил Энгельса в «вульгарном детерминизме» и ведении марксизма к наивной и редукционистской перспективе «экономической необходимости». Наконец, он разработал свою собственную философскую программу, названную философией труда, которая подчеркивала роль человеческой деятельности в создании и воссоздании реальности. Это была концепция, отвергающая овеществление и отчуждение человеческих действий, и, согласно Бжозовскому, была естественным развитием ключевых марксистских идей.

В своей философии Бжозовский сосредоточил внимание на субъективных факторах работы: на качестве человеческой воли, а также на сплоченности и силе живой социальной связи, определяющей это качество. Он считал, что изучение работы с точки зрения опыта, приобретенного в процессе ее выполнения, или ее «внутреннего» анализа, позволяет доказать, что конечная основа работы и ее продуктов возникает в человеческом сознании как «объективно» В данном мире было субъективное физическое усилие, поддерживаемое силой человеческой воли. Эти усилия, в их надлежащем уровне и прогрессе, зависят от других форм труда, создающих надлежащую организацию и культуру общества; Работа, ее качество, ее количество - это тонкое творение воли, поддерживаемое целыми культурами, что, в свою очередь, является очень тонким и сложным творением.

Бжозовский приходит к выводу, что важным условием дисциплины воли является сильная, традиционная моральная связь. Это приводит к признанию религии ценной школой воли и драгоценным элементом крепких социальных связей. Таким образом, суть труда - это внутренняя жизнь человека, духовность, «желание работать», хотя это глубоко укоренено в обычаях, в культуре. Этот акцент на корнях указывает на то, что сообщество имеет решающее значение для непрерывности работы.

Современное значение в Польше

Станислав Бжозовский занимает прочное положение в качестве одного из самых важных интеллектуалов в современной истории Польши. Его культурная и философская деятельность регулярно обсуждалась в Польше на протяжении последнего столетия. Он стал ориентиром для последующих поколений польских интеллектуалов. Хотя он отождествлялся в основном с политическими левыми, тонкость и открытость его мысли позволили некоторым группам из правых также отождествить себя с идеями Бжозовского.

С 2002 года Бжозовский является покровителем Krytyka Polityczna (Политическая критика), польского левого интеллектуального общества, организованного вокруг одноименного журнала, основанного Славомиром Сераковским. в 2002 году. В 2005 году был создан и стал издателем журнала и интернет-издания «Дзенник Опинии» (Opinion Daily). Основная идея ассоциации напоминает идею ее покровителя: интеллектуалы - это общественные деятели, которые должны вести социально активную и преданную жизнь.

Основные произведения
  • Pod ciężarem Boga («Под бременем Бога») [впервые опубликовано в 1901 году, роман]
  • Filozofia czynu («Философия действия») [1903]
  • Вири («Водовороты») [1904, роман]
  • Культура и жизнь. Zagadnienia sztuki i twórczości w walce o światopogląd ("Культура и жизнь") [1907]
  • Płomienie ("Пламя") [1908, роман]
  • Легенда Млодей Польский. Studia ostrukturze duszy kulturalnej («Легенда о молодой Польше. Исследования структуры культурного духа») [1910]
  • Идея. Wstęp do filozofii dojrzałości dziejowej («Идеи. Введение в философию исторической зрелости») [1910]
  • Sam wśród ludzi («Один среди людей») [1911, роман]
  • Głosy wśród nocy. Studia nad przesileniem romantycznym kultury europejskiej («Голоса в ночи. Исследования о романтическом повороте в европейской культуре») [1912]
  • Паментник Станислава Бжозовского («Дневник») [1913]
  • Widma moich współczesnych («Призраки моих современников») [1914]
  • Książka o starej kobiecie («Книга о старушке») [1914, роман]
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:52:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте