В скандинавской мифологии, Sleipnir(древнескандинавский «тапочка» или «тапочка») - восьминогий конь, на котором верхом Один. Слейпнир засвидетельствован в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и Проза Эдда, написанная в 13 веке Снорри Стурлусоном. В обоих источниках Слейпнир - конь Одина, ребенок Локи и Свагилфари, описывается как лучшая из всех лошадей, и иногда на нем ездят к местонахождению Хель. Прозаическая Эдда содержит расширенную информацию об обстоятельствах рождения Слейпнира и подробности того, что он серого цвета.
Слейпнир также упоминается в загадке, найденной в 13 веке легендарной саге Сага о Хервараре ок Хейдрекс в легендарной саге 13 века ага Сага о Вёльсунге как предок лошади Грани и книга I Gesta Danorum, написанная в XII веке Саксоном Грамматиком, содержит эпизод, который, по мнению многих ученых, связан с Слейпниром. Общепринято считать, что Слейпнир изображен на двух готландских камне с изображениями 8-го века : камне с изображением Тьенгвиде и камне с изображением Ардре VIII.
Научные теории были предложены относительно потенциальной связи Слейпнира с шаманскими практиками норвежских язычников. В наше время Слейпнир появляется в исландском фольклоре как создатель Ásbyrgi, в произведениях искусства, литературе, программном обеспечении и в названиях кораблей.
В Поэтической Эдде Слейпнир появляется или упоминается в стихах Grímnismál, Sigrdrífumál, Baldrs draumar и Hyndluljóð. В «Гримнисмале» Гримнир (Один переодетый и еще не раскрыл свою личность) говорит мальчику Агнару в стихах, что Слейпнир - лучшая из лошадей («Один - лучший из Асиров, Слейпнир лошадей »). В Sigrdrífumál valkyrie Sigrdrífa говорит герою Sigurr, что руны должны быть вырезаны "на зубах Слейпнира и на ремнях саней.. " В Baldrs draumar, после того, как sir собираются по поводу дурных снов бога Baldr, Один надевает седло на Слейпнира, и они двое отправляются к местоположению Хель. В разделе Völuspá hin skamma Hyndluljóð говорится, что Локи произвел «волка » с Angrboa, произвел Слейпнир с Svailfari, и в-третьих » одно чудовище, которое считалось самым зловещим, происходило от брата Биллера. "
В книге Проза Эдды Gylfaginning Слейпнир является первым упоминается в главе 15, где восседающая на троне фигура Хай говорит, что каждый день асы проезжают по мосту Бифрёст, и предоставляет список лошадей асов. Список начинается со Слейпнира: «лучший Слейпнир, он один, у него восемь ног». В главе 41 Хай цитирует строфу Grímnismál, в которой упоминается Слейпнир.
В главе 43 описывается происхождение Слейпнира. Ганглери (описанный ранее в книге как Король Гильфи замаскированный) спрашивает Хай, кому принадлежит конь Слейпнир и что можно о нем рассказать. Хай выражает удивление по поводу незнания Ганглери о Слейпнире и его происхождении. Хай рассказывает историю, действие которой происходит «в самом начале поселения богов, когда боги основали Мидгард и построили Вал-Холл » о неназванном строителе, который предложил построить укрепление для богов трех сезонов, которые будут сдерживать захватчиков в обмен на богиню Фрейю, солнце и луну. После некоторых споров боги соглашаются с этим, но накладывают ряд ограничений на строителя, в том числе то, что он должен завершить работу в течение трех сезонов без посторонней помощи. Строитель делает единичный запрос; что ему может помочь его жеребец Свагилфари, и из-за влияния Локи это разрешено. Жеребец Свагилфари совершает в два раза больше подвигов, чем строитель, и тащит огромные камни, к удивлению богов. Строитель со Свагилфари быстро продвигается к стене, и за три дня до наступления лета, строитель был почти у входа в укрепление. Боги собрались и выяснили, кто виноват, что привело к единодушному согласию, что, наряду с большинством неприятностей, виноват Локи.
Боги заявляют, что Локи заслужил бы ужасную смерть, если бы не смог найти схема, которая заставит строителя лишиться его оплаты, и угрожает напасть на него. Локи, испугавшись, поклялся, что разработает схему, чтобы заставить строителя лишиться оплаты, чего бы это ему ни стоило. В ту ночь строитель поехал за камнем со своим жеребцом Свагилфари, а из леса выбежала кобыла. Кобыла заржала Свагилфари, и, «поняв, что это за лошадь», Свагилфари пришел в ярость, заржал, разорвал удочку и побежал к кобыле. Кобыла побежала к лесу, Свагилфари последовала за ней, а строитель погнался за ней. Две лошади бегали всю ночь, из-за чего строительные работы были отложены на ночь, а прежний импульс строительных работ, который был в состоянии поддерживать строитель, не был продолжен.
Когда асы понимают, что это Строитель - хримтур, они игнорируют свои предыдущие клятвы со строителем и зовут Тора. Прибывает Тор и убивает строителя, разбивая его череп на осколки молотком Мьёлльнир. Однако у Локи были «такие отношения» со Свагилфари, что «несколько позже» Локи родил серого жеребенка с восемью ногами; конь Слейпнир, «лучший конь среди богов и людей»
В главе 49 Хай описывает смерть бога Бальдра. Хермодр соглашается поехать в Хель, чтобы предложить выкуп за возвращение Бальдра, и поэтому «затем был доставлен конь Одина Слейпнир и повелся вперед». Хермод садится на Слейпнир и уезжает. Хермод едет девять ночей по глубоким темным долинам, где Хермодр ничего не видит. Эти двое достигают реки Гьёлль, а затем продолжают движение к мосту Гьёлль, встречая девушку, охраняющую мост, по имени Мудгудр. Между Хермудром и Мудгудром происходит некоторый диалог, в том числе то, что Мудгудр отмечает, что недавно по мосту проехали пять батальонов мертвецов, которые издавали меньше шума, чем он. Слейпнир и Хермод продолжают двигаться «вниз и на север» по дороге в Хель, пока они не прибудут к воротам Хель. Хермодр спешивается со Слейпнира, сжимает обхват Слейпнира, садится на него и подстегивает Слейпнира. Слейпнир «так сильно прыгнул через ворота, что даже близко не подошел». Хермод подъезжает к холлу и слезает с Слейпнира. После того, как мольбы Хермоура к Хель о возвращении Бальдра принимаются при условии, Хермодр и Бальдр возвращаются назад и возвращаются в Асгард.
В главе 16 книги Скальдскапармал, кеннинг, данный за Локи, является «родственником Слейпнира». В главе 17 приводится история, в которой Один едет на Слейпнире в землю Йотунхейм и прибывает в резиденцию йотунна Хрунгнира. Хрунгнир спрашивает, «что это за человек» в золотом шлеме, «едущий по небу и морю», и говорит, что у незнакомца «на удивление хорошая лошадь». Один парирует, что во всем Ётунхейме не найти более хорошей лошади. Хрунгнир признал, что это была отличная лошадь, но заявляет, что у него есть лошадь с гораздо более длинным шагом; Гуллфакси. Возмущенный, Хрунгнир прыгает на Гуллфакси, намереваясь атаковать Одина за его хвастовство. Один галопом опережает Хрунгнира, и в ярости Хрунгнир обнаруживает, что ворвался в ворота Асгарда. В главе 58 Слейпнир упоминается среди списка лошадей в: «Храфн и Слейпнир, великолепные лошади [...]». Кроме того, Слейпнир дважды встречается в кеннингах для "ship " (один раз появляется в главе 25 в работе skald Refr, и "sea-Sleipnir" появляется в главе 49 в Хусдрапа, произведение скальда 10 века Эльф Уггасон ).
В саге о Хервараре ok Heiðreks стихотворение содержит загадку, в которой упоминаются Слейпнир и Один:
В 13 главе саги о Вёльсунге герой Сигурр идет в лес и встречает длиннобородого старика он никогда раньше не видел. Сигурд говорит старику, что он собирается выбрать лошадь, и просит старика пойти с ним, чтобы помочь ему решить. Старик говорит, что они должны согнать лошадей к реке Бусилтьёрн. Эти двое загоняют лошадей в глубины Бусильтйорна, и все лошади плывут обратно, чтобы приземлиться, кроме большой, молодой и красивой серой лошади, на которой никто никогда не садился. Седобородый старик говорит, что лошадь из «рода Слейпнира» и что «ее нужно выращивать осторожно, потому что она станет лучше любой другой лошади». Старик исчезает. Сигурд называет лошадь Грани, и повествование добавляет, что старик был не кем иным, как (богом) Один.
Слейпнир обычно считается появляющимся в последовательности событий, описанных в книге I Gesta Danorum.
В книге I молодой Хадингус сталкивается с "неким человек преклонного возраста, потерявший глаз », который объединяет его с Лизером. Хадингус и Лизер отправились воевать с Локером, правителем Курляндии. Встречая поражение, старик берет Хадингуса с собой на свою лошадь, когда они убегают в дом старика, и оба пьют бодрящий напиток. Старик поет пророчество и забирает Хадингуса туда, где он нашел его на своей лошади. На обратном пути Хадингус дрожит под мантией старика и выглядывает из своих дыр. Хадингус понимает, что летит по воздуху: «и он увидел, что перед ступенями коня лежало море; но ему сказали, чтобы он не бросал взгляд на запретную вещь, и поэтому он отвел свои удивленные глаза от ужасного зрелища. дороги, по которым он шел ».
В книге II Биарко упоминает Одина и Слейпнира:« Если я могу взглянуть на ужасного мужа Фригг, как бы он ни был покрыт в своем белом щите и направлять своего высокого коня, он никоим образом не сможет безопасно уйти из Лейре ; законно низвергнуть воюющего бога на войне »
На двух камнях с изображениями VIII века с острова Готланд, Швеция изображены восьминогие лошади, которые, по мнению большинства Ученые изобразили Слейпнира: камень изображения Тьянгвиде и камень изображения Ардре VIII. На обоих камнях изображен всадник, сидящий на восьминогой лошади, которую некоторые ученые считают Одином. Над всадником на камне с изображением Тьянгвиде находится горизонтальная фигура, держащая копье, которое может быть валькирией, а женская фигура приветствует всадника чашей. Сцена интерпретируется как всадник, прибывающий в мир мертвых. Середина 7 века камень Эггья, носящий одиническое имя харас (древнескандинавский «бог армии»), можно интерпретировать как изображение Слейпнира.
Деталь фигура верхом на восьминогой лошади на камне изображения Тьянгвиде
Камень изображения Ардре VIII
Джон Линдоу предполагает, что «связь Слейпнира с миром мертвых придает особую остроту одному из кеннинги, в которых Слейпнир встречается как конское слово, «имея в виду использование скальдом Эльфом Угасоном слова« морской-Слейпнир »в его Húsdrápa, описывающем похороны Бальдра. Линдоу продолжает, что «его использование Слейпнира в кеннинге может показать, что роль Слейпнира в неудачном восстановлении Бальдра была известна в то время и в Исландии; это определенно указывает на то, что Слейпнир был активным участником мифологии язычества последних десятилетий.. " Линдоу добавляет, что восемь ног Слейпнира «были истолкованы как показатель большой скорости или как неясным образом связаны с деятельностью культа».
Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что «восьминогий конь Одина - типичный конь шамана, «и что в путешествиях шамана на небеса или в подземный мир шаман« обычно изображается верхом на какой-нибудь птице или животном ». Дэвидсон говорит, что, хотя существа могут быть разными, лошадь довольно обычна «в странах, где лошади обычно используются, и способность Слейпнира нести бога по воздуху типична для коня шамана» и приводит пример из исследования шаманизм Мирчи Элиаде восьминогого жеребенка из рассказа бурятского шамана. Дэвидсон говорит, что, хотя были предприняты попытки связать Слейпнира с конями-любителями и конями с более чем четырьмя ногами, которые появляются на карнавалах и шествиях, но что «более плодотворное сходство, кажется, есть на носилках, на которой мертвого человека несут в погребальной процессии четыре несущих; таким образом, его можно описать как едущего на восьминогом коне ". В качестве примера Дэвидсон приводит похоронную панихиду от народа гонди в Индии, записанную Верриером Элвином, утверждая, что «она содержит ссылки на лошадь с восемью ногами, и из песни ясно, что это носилки мертвого человека ». Дэвидсон говорит, что песня поется, когда умирает выдающийся Мурия, и приводит стих:
Дэвидсон добавляет, что представление о восьминогом коне Одина могло естественным образом возникнуть из такого изображения, и что «это соответствует изображению Слейпнир как конь, который может нести своего всадника в страну мертвых ».
Улла Луманд цитирует Слейпнира и летающую лошадь Хофварпнир как« главные примеры »лошадей в скандинавской мифологии. способный «быть посредником между землей и небом, между Асгарером, Миэгарром и Атгарером и между миром смертных людей и подземным миром»
<228.>Энциклопедия индоевропейской культуры предполагает, что восемь ног Слейпнира могут быть остатками связанных с лошадьми божественных близнецов, обнаруженных в индоевропейских культурах и, в конечном итоге, из Протоиндоевропейская религия. В энциклопедии говорится, что «[...] Слейпнир рождается с дополнительным набором ног, что представляет собой оригинальную пару лошадей. Как Фрейр и Ньёрд, Слейпнир несет ответственность за ношение мертвых в потусторонний мир ". Энциклопедия приводит параллели между рождением Слейпнира и мифами, первоначально указывающими на кельтскую богиню, которая родила Божественных близнецов-коней. Эти элементы включают требование богини со стороны нежелательного поклонника (хримтуры, требующие богини Фрейя ) и соблазнение строителей.Согласно исландскому фольклору, подковообразный каньон Асбырги, расположенный в национальном парке Йёкюльсаргльюфур на севере Исландия была образована копытом Слейпнира. Слейпнир изображен с Одином на деревянном рельефе Дагфина Веренскиольда Odin på Sleipnir (1945–1950) на внешней стороне ратуши Осло в Осло, Норвегия. Слейпнир был и остается популярным названием кораблей в северной Европе, и в рассказе Редьярда Киплинга под названием «Слейпнир, поздняя Туринда» (1888 г.) изображена лошадь по имени Слейпнир. Статуя Слейпнира (1998) стоит в Веднсбери, Англия, городе, получившем свое название от англосаксонской версии Одина, Ваден.
Викискладе есть материалы, связанные с Sleipnir. |