Тон Шепарда

редактировать

Спектр восходящих тонов Шепарда на линейной шкале частот.

A Тон Шепарда, названный в честь Роджер Шепард, это звук, состоящий из суперпозиции из синусоид, разделенных октавами. При игре с басовой высотой тона, движущейся вверх или вниз, это называется шкалой Шепарда. Это создает слуховую иллюзию тона, который, кажется, непрерывно повышается или понижается по высоте, но в конечном итоге не становится ни выше, ни ниже.

Содержание
  • 1 Конструкция
  • 2 Варианта
    • 2.1 Глиссандо Шепарда-Риссета
    • 2.2 Тритоновый парадокс
  • 3 Примеры
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Конструкция
Рисунок 1: Тоны Шепарда, образующие шкалу Шепарда, проиллюстрировано в секвенсоре .

Каждый квадрат на рисунке обозначает тон, при этом любой набор квадратов, выровненных по вертикали, вместе составляют один тон Шепарда. Цвет каждого квадрата указывает на громкость ноты: фиолетовый - самый тихий, а зеленый - самый громкий. Перекрывающиеся ноты, которые воспроизводятся одновременно, отделены друг от друга ровно на одну октаву, и каждая гамма плавно появляется и затухает, поэтому невозможно услышать начало или конец любой данной гаммы. В качестве концептуального примера восходящей шкалы Шепарда первый тон может быть почти неслышным C 4(средним C ) и громким C 5 (на октаву выше). Следующим будет немного громче C♯ 4 и немного тише C♯ 5 ; следующий будет еще громче D 4 и еще тише D 5. Две частоты будут одинаково громкими в середине октавы (F♯ 4 и F♯ 5), а двенадцатый тон будет громким B 4 и почти неслышный B 5 с добавлением почти неслышного B 3. Тогда тринадцатый тон будет таким же, как первый, и цикл может продолжаться бесконечно. (Другими словами, каждый тон состоит из двух синусоид с частотами, разделенными октавами; интенсивность каждой - это, например, функция приподнятого косинуса от его разделения в полутонах от пиковой частоты, что в приведенном выше примере будет B 4. Согласно Шепарду, «(...) почти любое плавное распределение, которое сужается до подпороговых уровней на низких и высоких частотах, будет работать так же хорошо, как и косинусоидальная кривая

Теория иллюзии была продемонстрирована во время эпизода шоу BBC Bang Goes the Theory, где эффект был описан как "музыкальный парикмахерский шест."

Описанная гамма с дискретными шагами между каждым тоном известна как дискретная шкала Шепарда . Иллюзия более убедительна, если между последовательными нотами есть короткое время (стаккато или маркато вместо легато или портаменто ).

Варианты

глиссандо Шепарда-Риссета

нисходящее глиссандо Шепарда-Риссета

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Жан-Клод Риссет впоследствии создал версию шкалы, в которой тона плавно переходят друг в друга, и ее уместно назвать непрерывной шкалой Риссета или Шепард - Рисет глиссандо . Когда все сделано правильно, кажется, что тон непрерывно повышается (или понижается) по высоте, но все же возвращается к своей начальной ноте. Риссет также создал аналогичный эффект с ритмом, в котором темп, кажется, увеличивается или уменьшается бесконечно.

Парадокс тритона

Последовательно воспроизводимая пара тонов Шепарда, разделенных интервалом тритона (половина октавы) дает парадокс тритона. Шепард предсказал, что эти два тона составят бистабильную фигуру, слуховой эквивалент куба Неккера, которую можно было бы услышать восходящей или нисходящей, но никогда оба одновременно.

В 1986, Дайана Дойч открыла парадоксальную слуховую иллюзию, при которой гаммы можно услышать как нисходящие, так и восходящие. Позже Дойч обнаружил, что восприятие того, какой тон был выше, зависит от задействованных абсолютных частот, и что разные слушатели могут воспринимать одну и ту же модель как восходящую или нисходящую.

Примеры
  • В фильме 1967 года Шепарда и Э. Э. Заяка, тон Шепарда сопровождает подъем по аналогичной лестнице Пенроуза.
  • Финал песни 1971 года «Echoes » из альбома Meddle от Pink Floyd имеет тон Шепарда, переходящий в звук ветра (на самом деле это белый шум, обработанный с помощью магнитофона).
  • В его книге 1980 года Гёдель, Эшер, Бах: Вечная золотая коса, Дуглас Хофштадтер объяснил, как шкалы Шепарда могут быть использованы в каноне a 2 на тоно в Баха Музыкальное предложение (названное Хофштадтером «Бесконечный канон») для того, чтобы модуляция заканчивалась той же высотой тона, а не на октаву выше.
  • В 1995 году Браус утверждал последние ноты фортепианного произведения 1885 года Bagatelle sans tonalité, сочиненный Ференцем Листом, можно продолжить для создания гаммы Шепарда, используя технику Хофштадтера.
  • В песне Стефина Мерритта 2007 года "Man of a Million Faces", составленный для «Project Song» NPR, тон Шепарда является ключевым аспектом.
  • В фильме 2008 года Темный рыцарь и его продолжении 2012 года The Dark Knight Rises, тон Шепарда использовался для создания звука Batpod, мотоцикла, который создатели фильма хотели не переключать резко, а постоянно ускорять.
  • In в фильме 2017 года Дюнкерк тон Шепарда используется для создания иллюзии постоянно увеличивающегося момента напряженности в переплетенных сюжетных линиях.
  • Трек 2018 года «Always Ascending » автор Franz Ferdinand из одноименного альбома показывает нарастающий тон Шепарда на протяжении всей песни. Видео на песню повторяет эффект: камера, по всей видимости, постоянно поднимается.
См. Также
  • портал психологии
  • значок портал физики
  • музыкальный портал
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Шепард тон.
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:51:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте