A Тон Шепарда, названный в честь Роджер Шепард, это звук, состоящий из суперпозиции из синусоид, разделенных октавами. При игре с басовой высотой тона, движущейся вверх или вниз, это называется шкалой Шепарда. Это создает слуховую иллюзию тона, который, кажется, непрерывно повышается или понижается по высоте, но в конечном итоге не становится ни выше, ни ниже.
Каждый квадрат на рисунке обозначает тон, при этом любой набор квадратов, выровненных по вертикали, вместе составляют один тон Шепарда. Цвет каждого квадрата указывает на громкость ноты: фиолетовый - самый тихий, а зеленый - самый громкий. Перекрывающиеся ноты, которые воспроизводятся одновременно, отделены друг от друга ровно на одну октаву, и каждая гамма плавно появляется и затухает, поэтому невозможно услышать начало или конец любой данной гаммы. В качестве концептуального примера восходящей шкалы Шепарда первый тон может быть почти неслышным C 4(средним C ) и громким C 5 (на октаву выше). Следующим будет немного громче C♯ 4 и немного тише C♯ 5 ; следующий будет еще громче D 4 и еще тише D 5. Две частоты будут одинаково громкими в середине октавы (F♯ 4 и F♯ 5), а двенадцатый тон будет громким B 4 и почти неслышный B 5 с добавлением почти неслышного B 3. Тогда тринадцатый тон будет таким же, как первый, и цикл может продолжаться бесконечно. (Другими словами, каждый тон состоит из двух синусоид с частотами, разделенными октавами; интенсивность каждой - это, например, функция приподнятого косинуса от его разделения в полутонах от пиковой частоты, что в приведенном выше примере будет B 4. Согласно Шепарду, «(...) почти любое плавное распределение, которое сужается до подпороговых уровней на низких и высоких частотах, будет работать так же хорошо, как и косинусоидальная кривая
Теория иллюзии была продемонстрирована во время эпизода шоу BBC Bang Goes the Theory, где эффект был описан как "музыкальный парикмахерский шест."
Описанная гамма с дискретными шагами между каждым тоном известна как дискретная шкала Шепарда . Иллюзия более убедительна, если между последовательными нотами есть короткое время (стаккато или маркато вместо легато или портаменто ).
Жан-Клод Риссет впоследствии создал версию шкалы, в которой тона плавно переходят друг в друга, и ее уместно назвать непрерывной шкалой Риссета или Шепард - Рисет глиссандо . Когда все сделано правильно, кажется, что тон непрерывно повышается (или понижается) по высоте, но все же возвращается к своей начальной ноте. Риссет также создал аналогичный эффект с ритмом, в котором темп, кажется, увеличивается или уменьшается бесконечно.
Последовательно воспроизводимая пара тонов Шепарда, разделенных интервалом тритона (половина октавы) дает парадокс тритона. Шепард предсказал, что эти два тона составят бистабильную фигуру, слуховой эквивалент куба Неккера, которую можно было бы услышать восходящей или нисходящей, но никогда оба одновременно.
В 1986, Дайана Дойч открыла парадоксальную слуховую иллюзию, при которой гаммы можно услышать как нисходящие, так и восходящие. Позже Дойч обнаружил, что восприятие того, какой тон был выше, зависит от задействованных абсолютных частот, и что разные слушатели могут воспринимать одну и ту же модель как восходящую или нисходящую.
На Викискладе есть материалы, связанные с Шепард тон. |