Portamento

редактировать

В музыке, portamento (множественное число: portamenti, от стар. итальянского : portamento, что означает «каретка» или «перенос») - это изменение высоты звука от одной ноты к другой. Термин произошел от итальянского выражения «portamento della voce» («перевозка голоса»), обозначая его использование с начала 17 века в вокальных выступлениях и подражании членами семьи скрипачей и некоторыми духовые инструменты, и иногда используется как синоним предвкушения. Он также применяется к одному типу глиссандо на, например, слайд-тромбонах, а также к функции «скольжения» стальных гитар и синтезаторов.

Содержание

  • 1 Вокальное портаменто
  • 2 Мнения по вокальному портаменто
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература

Вокальное портаменто

Portamenti.png

В первом примере первая ария в Сомнамбула (1831 г.), портаменто обозначено перемычкой между третьей и четвертой нотами. Второй пример, первая строка Юдит в Duke Bluebeard's Castle (1912), использует наклонную волнистую линию между четвертой и пятой нотами, чтобы указать на устойчивый рост высоты тона. Разумеется, портаменто можно использовать и для нисходящих интервалов. Это открыло перед композиторами гораздо более широкий диапазон музыкальных возможностей.

Мнения о вокальном портаменто

В исполнении итальянской музыки бельканто концепция музыкального слэма и концепция истинного портаменто не всегда считались означающими тоже самое. Это просто объясняет Никола Ваккаи в его «Практическом методе итальянского пения», первоначально опубликованном в 1832 году, чье мнение по этому поводу имеет определенный авторитет. В смысле, описанном Ваккаем, портаменто - это не размытие, а орнаментальный акцент на легато, соединяющий две отдельные ноты, без скольжения или скольжения между промежуточными нотами. В своих собственных вступительных заявлениях, составляющих предисловие к его Уроку XIII, «Modo per portare la voce» (метод передачи голоса), Ваккаи заявляет: «Переводя голос от одной ноты к другой, это не означает, что вы должны перетаскивать или протягивать голос через все промежуточные интервалы, злоупотребление, которое часто совершается, но это означает «идеально соединить» одну ноту с другой ». Далее он описывает и иллюстрирует, что там, где согласный звук попадает между двумя нотами, которые должны быть лигатурированы таким образом, портаменто достигается либо «почти незаметным» ожиданием второй ноты пары в заключительных моментах предшествующего ей гласного звука. или же путем минутной задержки «сальто» или прыжка между нотами до первого момента гласного звука во второй ноте. Он добавляет: «В фразах, требующих особой изящества и выразительности, он производит очень хороший эффект: однако следует тщательно избегать злоупотребления им, так как оно ведет к манерности и однообразию».

Однако Мануэль Гарсиа (1805–1906), прославившийся певческий педагог, в своем Новом сборном трактате по искусству пения, часть 1, глава VII, «О вокализации или ловкости (Agilità)», высказал противоположное мнение. мнение. Описывая способы перехода голоса от одной ноты к другой, он различал «con portamento» (скользящий или невнятный режим) и «легато» (просто плавный режим вокализации). «Нечеткость - значит проводить голос от одной ноты к другой через все промежуточные звуки... Это перетаскивание нот поможет уравнять регистры, тембры и силу голоса». Он предупредил, что учащиеся не должны приобретать дурную привычку атаковать ноту нечленораздельным тоном, что является преобладающим недостатком плохих певцов. Что касается «гладкой или легатной вокализации (Agilità legata e granita)», это означает «переход от одного звука к другому аккуратным, внезапным и плавным образом, не прерывая поток голоса, но не позволяя ему затягиваться или невнятно. поверх любого промежуточного звука... как и в случае с невнятными звуками, воздух должен подвергаться постоянному и постоянному давлению, чтобы все ноты тесно соединялись друг с другом ".

Таким образом, между этими двумя выдающимися мастерами пения XIX века возникли разногласия относительно значения портаменто и его отношения к легато и музыкальной фразе. Это отражало не просто различие терминологии, но и разные понимания фундаментальных аспектов техники пения. Следует также иметь в виду, что изогнутая линия или фразовый знак (похожий на пятно) - это обычный способ в голосовой записи указать певцу, что гласный звук слова должен быть перенесен или лигатурирован. две или более последовательных нот (как в руладе ), и что при таком использовании всегда подразумевается легато, а не невнятность, если не указано конкретно.

Хотя портаменто (в смысле невнятной речи) продолжало широко использоваться в популярной музыке, оно не одобрялось для оперного пения многими критиками в 1920-х и 1930-х годах как признак либо плохой техники, либо плохой вкус, признак дешевой сентиментальности или эффектности. Это недействительная критика исполнителя, если портаменто явно указано в партитуре или уместно иным образом. Однако, когда такой спецификации нет, ожидается, что певец сможет четко переходить от ноты к ноте без каких-либо невнятных слов или «черпания».

См. Также

Notes

  1. ^Harris 2001.
  2. ^Stowell 2001.
  3. ^Merritt 1939, 82; Jeppesen 1946, 184 и 188; Гаульдин 1985 г.; Стюарт 1994, 37; Schenker 2001, 88; Benjamin 2005, 71.
  4. ^Vaccai 1832.
  5. ^Переводчик в издании Ширмера переводит это как «Скольжение», что прямо противоречит смыслу текста, который он редактирует.
  6. ^Vaccai 1975, 30.
  7. ^Vaccai 1975, 30.
  8. ^García 1871, Part 1, Chapter VII, 10–11, at p. 10. Это произведение заменило «Искусство шанта» Гарсиа, впервые выпущенное в двух частях в 1840 и 1847 годах и с тех пор появившееся в различных формах.
  9. ^Поттер 2006, 543–44.
  10. ^Поттер 2006, 539.

Ссылки

  • Бенджамин, Томас. 2005. Ремесло модального контрапункта: практический подход, второе издание. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-97171-3 (ткань); ISBN 0-415-97172-1 (pbk).
  • Гарсия, Мануэль. 1840 и 1847. Ecole de García: Traité Complete de l'Art du Chant par Manuel García fils. Майнц и Париж: Schott 1840 (часть 1), 1847 (часть 2).
  • Гарсия, Мануэль. 1871. Новый трактат Гарсии по искусству пения: сборник методик обучения с примерами и упражнениями для развития голоса, исправленное издание. Бостон: Компания Оливер Дитсон. OCLC 224044902 Прочтите на Archive.org
  • Голдин, Роберт. 1985. Практический подход к контрапункту шестнадцатого века. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси : Прентис Холл. OCLC 59143146
  • Харрис, Эллен Т. "Портаменто (i)". 2001. Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  • Джеппесен, Кнуд. 1946. Стиль Палестрины и диссонанса, перевод Маргарет Уильямс Хэмерик, второе исправленное и дополненное издание. Копенгаген: издательство Эйнара Мунксгаарда; Лондон: Джеффри Камберледж; Издательство Оксфордского университета. Перепечатано с исправлениями, New York: Dover Publications, 1970. Перепечатано снова, Minneola, NY: Dover Publications, 2005. ISBN 0-486-44268-3.
  • Merritt, Артур Тиллман. 1939. Полифония шестнадцатого века: основы для изучения контрапункта. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета.
  • Поттер, Джон (1 ноября 2006 г.). «Нищий у двери: взлет и падение Портаменто в пении». Музыка и письма. 87 (4): 523–550. doi : 10,1093 / мл / гкл079. S2CID 193134321.
  • Шенкер, Генрих. 2001. Контрапункт: перевод «Контрапункта» Генриха Шенкера: Том II новых музыкальных теорий и фантазий. Книга 1: Cantus Firmus и двухголосный контрапункт, переведенный Джоном Ротгебом и Юргеном Тимом, отредактированный Джоном Ротгебом. Анн-Арбор: Musicalia Press. 0-967-8099-1-6.
  • Стюарт, Роберт. 1994. Введение в контрапункт 16 века и музыкальный стиль Палестрины. Паб Ardsley House. ISBN 978-1-880157-07-7.
  • Стоуэлл, Робин. 2001. "Портаменто (ii)". Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  • Vaccai, Nicola. 1832. Практический метод итальянского песнопения для камеры, разделение на два дня. Лондон. Двуязычное издание на итальянском и немецком языках, как «Метод практического итальянского песнопения для камеры», разделение на две недели / Praktische Schule des italienischen Gesanges в 22 Lectionen. Берлин: Schlesinger'sche Buch- und Musikhandlung, 1875.
  • Vaccai, Nicola. 1975. Практический метод итальянского пения, под редакцией Джона Г. Патона. Нью-Йорк: Г. Ширмер.

Дополнительная литература

  • Марк, Кац (декабрь 2006 г.). «Портаменто и эффект фонографа». Журнал музыковедческих исследований. 25 (3–4): 211–232. doi : 10.1080 / 01411890600860733. S2CID 191580764.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:53:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте