В музыке, portamento (множественное число: portamenti, от стар. итальянского : portamento, что означает «каретка» или «перенос») - это изменение высоты звука от одной ноты к другой. Термин произошел от итальянского выражения «portamento della voce» («перевозка голоса»), обозначая его использование с начала 17 века в вокальных выступлениях и подражании членами семьи скрипачей и некоторыми духовые инструменты, и иногда используется как синоним предвкушения. Он также применяется к одному типу глиссандо на, например, слайд-тромбонах, а также к функции «скольжения» стальных гитар и синтезаторов.
В первом примере первая ария в Сомнамбула (1831 г.), портаменто обозначено перемычкой между третьей и четвертой нотами. Второй пример, первая строка Юдит в Duke Bluebeard's Castle (1912), использует наклонную волнистую линию между четвертой и пятой нотами, чтобы указать на устойчивый рост высоты тона. Разумеется, портаменто можно использовать и для нисходящих интервалов. Это открыло перед композиторами гораздо более широкий диапазон музыкальных возможностей.
В исполнении итальянской музыки бельканто концепция музыкального слэма и концепция истинного портаменто не всегда считались означающими тоже самое. Это просто объясняет Никола Ваккаи в его «Практическом методе итальянского пения», первоначально опубликованном в 1832 году, чье мнение по этому поводу имеет определенный авторитет. В смысле, описанном Ваккаем, портаменто - это не размытие, а орнаментальный акцент на легато, соединяющий две отдельные ноты, без скольжения или скольжения между промежуточными нотами. В своих собственных вступительных заявлениях, составляющих предисловие к его Уроку XIII, «Modo per portare la voce» (метод передачи голоса), Ваккаи заявляет: «Переводя голос от одной ноты к другой, это не означает, что вы должны перетаскивать или протягивать голос через все промежуточные интервалы, злоупотребление, которое часто совершается, но это означает «идеально соединить» одну ноту с другой ». Далее он описывает и иллюстрирует, что там, где согласный звук попадает между двумя нотами, которые должны быть лигатурированы таким образом, портаменто достигается либо «почти незаметным» ожиданием второй ноты пары в заключительных моментах предшествующего ей гласного звука. или же путем минутной задержки «сальто» или прыжка между нотами до первого момента гласного звука во второй ноте. Он добавляет: «В фразах, требующих особой изящества и выразительности, он производит очень хороший эффект: однако следует тщательно избегать злоупотребления им, так как оно ведет к манерности и однообразию».
Однако Мануэль Гарсиа (1805–1906), прославившийся певческий педагог, в своем Новом сборном трактате по искусству пения, часть 1, глава VII, «О вокализации или ловкости (Agilità)», высказал противоположное мнение. мнение. Описывая способы перехода голоса от одной ноты к другой, он различал «con portamento» (скользящий или невнятный режим) и «легато» (просто плавный режим вокализации). «Нечеткость - значит проводить голос от одной ноты к другой через все промежуточные звуки... Это перетаскивание нот поможет уравнять регистры, тембры и силу голоса». Он предупредил, что учащиеся не должны приобретать дурную привычку атаковать ноту нечленораздельным тоном, что является преобладающим недостатком плохих певцов. Что касается «гладкой или легатной вокализации (Agilità legata e granita)», это означает «переход от одного звука к другому аккуратным, внезапным и плавным образом, не прерывая поток голоса, но не позволяя ему затягиваться или невнятно. поверх любого промежуточного звука... как и в случае с невнятными звуками, воздух должен подвергаться постоянному и постоянному давлению, чтобы все ноты тесно соединялись друг с другом ".
Таким образом, между этими двумя выдающимися мастерами пения XIX века возникли разногласия относительно значения портаменто и его отношения к легато и музыкальной фразе. Это отражало не просто различие терминологии, но и разные понимания фундаментальных аспектов техники пения. Следует также иметь в виду, что изогнутая линия или фразовый знак (похожий на пятно) - это обычный способ в голосовой записи указать певцу, что гласный звук слова должен быть перенесен или лигатурирован. две или более последовательных нот (как в руладе ), и что при таком использовании всегда подразумевается легато, а не невнятность, если не указано конкретно.
Хотя портаменто (в смысле невнятной речи) продолжало широко использоваться в популярной музыке, оно не одобрялось для оперного пения многими критиками в 1920-х и 1930-х годах как признак либо плохой техники, либо плохой вкус, признак дешевой сентиментальности или эффектности. Это недействительная критика исполнителя, если портаменто явно указано в партитуре или уместно иным образом. Однако, когда такой спецификации нет, ожидается, что певец сможет четко переходить от ноты к ноте без каких-либо невнятных слов или «черпания».