Bagatelle sans tonalité («Bagatelle без тональности », S.216a ) - пьеса для фортепиано соло, написанная Ференцем Листом в 1885 году. Рукопись носит название «Четвертый вальс Мефисто» и, возможно, предназначалась для замены пьесы, ныне известной как Четвертый вальс Мефисто, когда оказалось, что Лист не сможет ее закончить; фраза Bagatelle ohne Tonart на самом деле появляется как подзаголовок на первой странице рукописи.
Багатель - это вальс в типичной танцевальной форме с частями, с повторяющимися частями в вариациях. Хотя эта пьеса не особенно диссонансна, она чрезвычайно хроматична, становясь тем, что современник Листа Франсуа-Жозеф Фетис назвал «омнитоническим», поскольку в ней отсутствует какое-либо определенное ощущение тонального центра. Некоторые критики, однако, предположили, что различные основы пьесы - другими словами, основные басовые ноты и мелодические элементы - работают вместе, создавая основную тональность D, которая связывает Багатель в терминах тональности с Четвертым вальсом Мефисто.
Багатель, как и Вальсы Мефисто, можно рассматривать как типичный пример программной музыки, взяв для своей программы эпизод из Фауст, не Гете, а Николаус Ленау (1802–1850). Следующая программная запись, которую Лист взял у Ленау, встречается в печатной партитуре Мефисто-вальса № 1:
В деревенской гостинице идет свадебный пир с музыкой, танцами, кутежами. Мефистофель и Фауст проходят мимо, и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в торжествах. Мефистофель выхватывает скрипку из рук летаргического скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие мелодии. Любовный Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном безумстве вальсируют из комнаты, на открытое место, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и тише, и соловей поет свою наполненную любовью песню. "
Написанная в форме вальса, Bagatelle остается одним из самых смелых экспериментов Листа по выходу за пределы границ тональности, заканчивающейся стремительным подъемом уменьшенных септэсов. Некоторые проанализировали пьесу как построенную вокруг симметричного аккорда - G♯ уменьшенного аккорда, которым заканчивается работа - с B –F тритон, символизирующий Мефистофеля как часть этого аккорда. Отсутствие определенного ощущения тональности, продолжают эти критики, связано с тем, что пьеса опирается в основном на тритон и уменьшенную седьмую гармония, а также неопределенное окончание пьесы.
Основная тема, отмеченная Scherzando, чередуется между F♯ и F ♮, предлагая традиционное колебание между мажорной и минорной ладами. Следовательно, основные элементы этой мелодии, E и A, сочетаются с C♯ в басу. п roject то, что традиционно считается доминантом здесь.
Контрастная секция аппассионато содержит басовую партию C♯ – D – E E –E – F, которая соответствует стандартной тональной прогрессии. Ре минор. Более того, мотивационная активность между этой басовой партией и мелодическими особенностями вступления усиливает значение D как тонального центра, преодолевая секционные контрасты. Вторая половина этой работы, по сути, повторяет первую половину с блестящими вариациями, основанными большей частью на гармонической основе. Тот факт, что Четвертый вальс Мефисто написан ре мажор, подтверждает некоторым критикам, что Лист, возможно, намеревался заменить это произведение этим произведением, и что оно действительно было написано в 1885 году.
В отличие от Третьего и Четвертого Мефисто-вальсов, Багатель получил свою премьеру при жизни Листа его учеником в Веймаре 10 июня 1885 года. Однако, как и Четвертый Мефисто-вальс, он не был опубликован до 1955 года.