Sheela na gig

редактировать
Скульптурный мотив

Sheela na gig 12-го века в церкви в Килпеке, Херефордшир, Англия

Sheela na gigs - образные изображения обнаженных женщин с увеличенной вульвой. Это архитектурные гротески, встречающиеся по всей Европе на соборах, замках и других зданиях. Самые высокие концентрации можно найти в Ирландии, Великобритании, Франции и Испании, иногда вместе с мужскими фигурами. В Ирландии самое большое количество сохранившихся резных фигурок из шилы; Джоан МакМахон и Джек Робертс приводят 101 пример в Ирландии и 45 примеров в Великобритании. Один из лучших примеров можно найти в Round Tower в Rattoo в графстве Керри, Ирландия. Копия круглой башни sheela na gig хранится в Музее графства в городе Трали. Другой известный пример можно увидеть в Килпек в Херефордшире, Англия.

Резные фигурки, возможно, использовались для защиты от смерти, зла и демонов. Другие гротески, такие как горгульи и панки, часто были частью церковных украшений по всей Европе. Обычно говорят, что их целью было удерживать злых духов (см. апотропная магия ). Их часто устанавливают над дверями или окнами, предположительно для защиты этих отверстий.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Этимология
  • 3 Гипотезы
    • 3.1 Выживание языческой богини
    • 3.2 Показатель плодородия
    • 3.3 Предупреждение против похоти
    • 3.4 Защита от зла ​​
    • 3.5 Феминистская переосмысление образа
  • 4 Распространение
  • 5 Параллели
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Статьи
  • 9 Внешние ссылки
Источник
Шила на гиг на юго-западном столпе пресвитерия в Св. Собор Магнуса, Киркволл, Оркни, ок. 12-13 вв., нормандский и романский

Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения фигур. Джеймс Джерман и Энтони Вейр считают, что sheela na gigs были впервые вырезаны во Франции и Испании в 11 веке; В конечном итоге этот мотив дошел до Британии, а затем и Ирландии в XII веке. Работа Джермана и Вейра была продолжением исследований, начатых Йоргеном Андерсеном, написавшим «Ведьму на стене» (1977), первую серьезную книгу о sheela na gigs. Имонн Келли, хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии в Дублине, обращает внимание на распространение в Ирландии концертов sheela na gigs, чтобы поддержать теорию Вейра и Джермана; почти все сохранившиеся in situ sheela na gigs обнаружены в районах англо-нормандского завоевания (XII век). В регионах, которые остались «коренными ирландцами», мало концертов. Вейр и Джерман также утверждают, что их расположение на церквях и гротескные черты фигур по средневековым стандартам предполагают, что они представляли женское вожделение как отвратительное и греховное

Другая теория, которую поддерживают Джоан МакМахон и Джек Робертс, гласит, что резные фигурки являются остатками дохристианской религии плодородия или матери-богини. Они отмечают, что, по их утверждениям, это различия в материалах и стилях некоторых концертов sheela na от окружающих их построек, и отмечают, что некоторые из них повернуты на их сторону, чтобы поддержать идею о том, что они были включены из предыдущих структур в ранний христианский здания.

Кроме того, типичные континентальные фигуры эксгибиционистов отличаются от фигур ирландских шила на концертах. В Ирландии и Великобритании не хватает мужских фигур, в то время как резные фигурки на континентах чаще используют мужские фигуры. Континентальные фигуры также представлены в более акробатических позах.

Этимология

Имя было впервые опубликовано в Протоколах Ирландской королевской академии 1840–1844 гг. Как местное название резьбы, которая когда-то присутствовала на церковной фронтоне стене в Рочестауне, графство Типперэри, Ирландия; это имя также было записано в 1840 году Джоном О'Донованом, чиновником Артиллерийской службы Ирландии, имея в виду фигуру на замке Килтинан, графство Типперэри. Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения и значения имени в Ирландии, поскольку оно не переводится напрямую на ирландский. Иногда можно встретить альтернативные варианты написания слова «Шила»; в их число входят Шейла, Силе и Сила. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, оно происходит от ирландского, Síle na gcíoch, что означает «Юлия грудей».

Имя «Сеан-на-Гиг» было придумано Джеком Робертс для итифаллического мужского аналога Шилы.

Шила na gig на городской стене в Фетхард, графство Типперэри, Ирландия

Йорген Андерсен пишет, что это имя является Ирландская фраза, первоначально Sighle na gCíoch, означающая «старая карга грудей», или Síle ina Giob, означающая «Шейла (от ирландского Síle, ирландская форма англо-нормандского имени Сесиль или Сесилия) на корточках ". Диннин также дает Síle na gCíoċ, утверждая, что это" каменный фетиш, представляющий женщину, которая должна давать плодородие, что, как полагают, обычно было введено норманнами. " Другие исследователи подвергли сомнению эти интерпретации - немногие sheela na gigs показаны с грудью - и выразили сомнение в лингвистической связи между ina Giob и na Gig. Говорят, что фраза «sheela na gig» была термином для ведьмы или старухи.

Барбара Фрейтаг посвящает этимологии имени в своей книге Sheela-Na- Концерты: разгадывая загадку. Она документирует упоминания ранее, чем в 1840 году, в том числе корабль Королевского флота Sheela Na Gig и танец 18-го века под названием Sheela na gig. Irish slip jig, впервые опубликованная как «The Irish Pot Stick» (около 1758 г.), появляется как «Shilling a Gig» в «Любопытном сборнике любимых мелодий» Брайссона (1791) и «Sheela na Gigg» в «48 оригинальных ирландских танцах Хайма» ( около 1795 г.). Это самые старые записанные упоминания имени, но они не относятся к архитектурным фигурам. Записи Королевского флота указывают на то, что это имя относится к «ирландскому женскому духу». Фрайтаг обнаружил, что «gig» - это северноанглийское сленговое слово для обозначения женских гениталий. Подобное слово в современном ирландском сленге «Гиг» (произносится ) также существует, что еще больше затрудняет возможное происхождение имени.

Вейр и Джерман используют имя шила для фигуры, потому что она вошла в широкое употребление; они также называют фигуры обоих полов «эксгибиционистом ». Они цитируют вторую главу Андерсена как хорошее обсуждение имени. Андерсен говорит, что нет никаких доказательств того, что "sheela na gig" когда-либо было популярным названием фигур, когда они были созданы. Она возникла в середине 19 века, «когда общественное мнение о характеристиках шилы было расплывчатым и люди опасались ее явной грубости». Более ранняя ссылка на сомнительную природу этого имени сделана Х. К. Лолором в статье в Man Vol. 31 января 1931 г. (Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии), в котором он пишет: «Термин« шила-на-гиг »не имеет этимологического значения и является абсурдным названием». Андерсен, Вейр, Джерман и Фрайтаг - все отвергают это имя как современное и несколько произвольное.

Самым старым зарегистрированным названием одной из фигур является «Идол», что связано с фигурой в Священном Писании. Церковь Креста в Бинстеде на острове Уайт. Это имя было упомянуто Р. Уорсли в его «Истории острова Уайт» (1781 г.) и отмечено также Дж. Альбином в «Новой, правильной и значительно улучшенной истории острова Уайт» (1795 г.) (Андерсен, стр. 11).). Название «Идол» также применялось к теперь потерянной фигуре в Ласке, Ирландия, и было зарегистрировано, что оно использовалось примерно в 1783 году.

Гипотезы

Большая часть разногласия между учеными по поводу этих цифр сосредоточены на том, чтобы точно определить, что они должны представлять, и никакая теория не объясняет все цифры.

Выживание языческой богини

Популярная гипотеза состоит в том, что sheela na gigs представляет собой языческую богиню, но ученые полагают, что ситуация была более сложной, с множественными интерпретациями и ролями женского персонажа как духовного традиции менялись со временем. Рассматриваемая богиня обычно идентифицируется как кельтская, похожая на каргу Кайлич фигура ирландской и шотландской мифологии. Маргарет Мюррей предложила это, как и Энн Росс, написавшая в своем эссе «Божественная ведьма языческих кельтов»: «Я хотела бы предположить, что в их самой ранней иконографической форме они действительно изображают территориальная богиня или богиня войны в ее подобном ведьме аспекте... ". Джорджия Роудс предполагает, что фигурки могут представлять старую или богиню земли из кельтской мифологии.

Энциклопедия религии Мирчи Элиаде (1993) проводит параллели между шила на гиг и древним ирландским мифом о богине. который даровал царство. Она выглядела похотливой ведьмой, и большинство мужчин отказывалось от ее авансов, за исключением одного мужчины, который согласился. Когда он спал с ней, она превратилась в красивую девушку, которая даровала ему королевскую власть и благословила его правление. Есть дополнительные варианты этого распространенного североевропейского мотива (см. «Loathly lady »). Андерсен посвящает этой теории главу под названием «Языческое или средневековое». Высказывая предположение о возможных языческих влияниях на концерты Irish sheela na, он твердо помещает их в средневековый контекст. Он утверждает, что языческое происхождение менее вероятно, чем влияние континента в средневековый период: «Что можно сказать против этого, так это то, что его труднее доказать и его труднее проиллюстрировать, чем возможное континентальное французское происхождение обсуждаемого мотива. в предыдущих главах.... »(Ведьма на стене, стр. 95).

Вейр и Джерман исследуют возможное влияние фигурки Баубо на мотив, но они признают, что связь невелика. Они пишут: «Это вызывает очень интересные предположения, но количество свидетельств невелико».

Фрайтаг исследует возможное кельтское языческое происхождение, но мало находит, что указывает на связь «... в частности, понятие о божественная ведьма, являющаяся изображением Ур-Шилы, должна быть решительно отвергнута как своенравная догадка ". (Sheela na gigs: разгадывая загадку, стр. 41). Хотя ученые использовали доказательства, чтобы опровергнуть теорию, она широко распространена.

Показатель фертильности

Эта гипотеза обычно сочетается с объяснением «богини» для цифр, обсуждаемых выше. Барбара Фрейтаг предполагает, что фигуры использовались в контексте фертильности, и связывает их с «камнями для родов». Есть фольклорные свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые из концертов sheela na использовались таким образом, причем фигурки были одалжены роженицам. С другими фигурами связаны свадебные традиции. По словам Маргарет Мюррей, фигура в Оксфорде в церкви Святого Михаила у Северных ворот имеет связанную традицию показываться невестам в день их свадьбы. Эта теория не охватывает всех цифр: некоторые худые, с обнаженными ребрами и тонкой грудью, что не свидетельствует о фертильности. Другие полны и показаны в сексуальном контексте с партнером (как в Whittlesford ). Тереза ​​Окли и Алекс Вудкок недавно обнаружили пару эксгибиционистов в Devizes, которые, кажется, олицетворяют плодородие. На лицах некоторых фигур имеются бороздки, указывающие на рубцы или татуировки. Вейр отмечает, что при внимательном изучении фигур обнаруживаются черты, которые не соответствуют функции фертильности.

Предупреждение против похоти

Вейр и Джерман предположили, что выступления sheela na служат для предупреждения против похоти. Они рассматривают эти фигуры как религиозное предупреждение против грехов плоти. Фигуры эксгибиционистов всех типов - мужчин, женщин и животных - часто встречаются в компании изображений зверей, пожирающих людей, и других адских образов. Они утверждают, что эти изображения использовались в качестве средства религиозного наставления для в значительной степени неграмотного населения. В рамках этой интерпретации они исследуют континентальное происхождение фигур. Андерсен первым предложил это происхождение, а Вейр и Джерман продолжили и расширили эту линию исследований. Они утверждают, что мотив мигрировал с континента по маршрутам паломников в и из Сантьяго-де-Компостела. (Фрейтаг возражает против этого.) Скульпторы-пилигримы записывали то, что они видели на маршруте, и в конечном итоге вырезали свои собственные интерпретации мотивов. В конце концов, мотив эксгибиционизма был перенесен в Ирландию и Великобританию. Эта теория, кажется, подходит для многих религиозных деятелей, но хуже относится к некоторым из светских. Изображения, вырезанные на замках, казалось бы, не служат религиозным целям. Фигура в Хэддон Холл появляется на конюшне (хотя, возможно, она была перенесена из другого места). Теория не охватывает всех цифр.

Защита от зла ​​

Табличка La Fontaine, проиллюстрированная Чарльзом Эйзеном (1762).

Андерсен, Вейр и Джерман считают, что фигурки могли также использоваться в качестве защиты от зла. Это будет охватывать использование фигур на таких сооружениях, как замки. Они выполняли апотропную функцию, предназначенную для отражения зла. В Ирландии некоторые фигуры назывались «сглазом камнями», что подтверждало их теорию. Известны некоторые фольклорные свидетельства того, что анасырма использовалась женщинами, поднимающими свои платья, чтобы проклинать злых духов.

Андерсен воспроизводит иллюстрацию 18-го века Чарльза Эйзена из «Новые конкурсы» Ла Фонтена (1764), показывающие демона, которого отталкивает вид женщины, поднимающей юбку, чтобы показать свои гениталии.

Вейр и Джерман рассказывают историю из The Irish Times (23 сентября 1977 г.), в котором потенциально опасный инцидент с участием нескольких мужчин был предотвращен женщиной, которая открыла им свои гениталии. Однако они сомневаются, была ли эта история правдой. Вейр и Джерман продолжают предположить, что функция апотропа, похоже, постепенно приписывалась цифрам с течением времени. Хотя эта теория кажется подходящей большинству светских и некоторых религиозных деятелей, она не применима ко всем из них.

Феминистская интерпретация образа

Подъем феминистки наука переосмыслила концепцию Шила-на-гиг, особенно с точки зрения изображения зла или воплощения греха. Феминистки восприняли этот образ как икону, а авторы-феминистки рассматривают сексуальность Sheela na gig в более позитивном свете, как личность, расширяющую возможности. Благоговение перед женской сексуальностью и вульвой можно увидеть в арте Джуди Чикаго The Dinner Party и The Vagina Monologues автора Ив Энслер. В книге «Широко открытые для веселья и чудес» Лус Мар Гонсалес-Ариас утверждает, что творческое переосмысление этой средневековой женской фигуры может «побудить современных женщин перестать воспринимать свою телесность как тяжелое, неловкое и постыдное бремя вины». В эссе ирландской писательницы Молли Маллин «Репрезентации истории, ирландского феминизма и политики различий» подчеркивается, что образ Sheela na gig почти стал символом ирландского феминизма как силы надежды и перемен. Ученый Джорджия Роудс утверждает, что для многих современных феминисток жест непримиримого сексуального проявления Шилы является «посланием о ее теле, его силе и значении - жестом восстания против женоненавистничества, а не его одобрением»

<92.>Распространение
Фигура, похожая на шилу в неархитектурном контексте, «santuario rupestre» в Coirós, Провинция Ла-Корунья, Галисия

As Как отмечалось выше, в Ирландии самое большое количество известных концертов sheela na. Когда-то их ошибочно считали исключительно ирландской практикой; Однако ученые поняли, что мотив sheela na gig можно найти повсюду в Западной и Центральной Европе. Трудно найти точное количество цифр, поскольку толкование того, что такое sheela na gig, будет варьироваться среди ученых. Например, Фрайтаг опускает фигуру Рочестера из своего списка, в то время как Вейр и Джерман включают ее. Конканнон включает в себя несколько изношенных фигур, которые пока только она опознала как sheela na gigs. С возобновившимся интересом к теме ученые недавно идентифицировали ранее неизвестные фигуры, так что можно было бы обнаружить больше.

В следующих странах известны (или были) церкви с фигурами женщин-эксгибиционистов на них:

Значительное количество фигур встречается в романском контексте, особенно во Франции, северной Испании, Великобритании и Норвегии.. В Ирландии фигуры обычно встречаются в областях, где влияние норманнов.

Параллели

Энциклопедия религии в своей статье о йони отмечает сходство между позициями многих людей. sheela na gigs над дверными проемами или окнами и деревянные женские фигуры, вырезанные над дверными проемами домов вождей (бай) на Палау архипелаге. Называемые дилукаи (или дилугаи), они обычно изображаются с расставленными ногами, открывающими большую черную треугольную лобковую область; руки опираются на бедра. Авторы статьи в энциклопедии пишут:

Эти женские фигуры защищают здоровье жителей деревни, а также отгоняют всех злых духов. Они построены специалистами по ритуалам в соответствии со строгими правилами, нарушение которых привело бы к смерти как специалиста, так и вождя. Неслучайно на воротах встречаются все знаки, изображающие женские гениталии, используемые в качестве апотропных приспособлений. Вульва - это изначальные врата, таинственная граница между неживой и жизнью.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература

Статьи

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Sheela na gig.
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:21:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте