Жан де Лафонтен

редактировать
Французский поэт, баснописец и писатель (1621-1695)
Жан де Лафонтен
Портрет Гиацинта Риго (частное собрание) Портрет автора Гиацинт Риго (частная коллекция)
Родился(1621-09-08) 8 сентября 1621 года. Шато-Тьерри, Шампанское, Франция
Умер13 апреля 1695 (1695-04-13) (73 года). Нейи-сюр-Сен, Иль-де-Франс, Франция
ПрофессияФабулист, поэт

Жан де Лафонтен (UK :,US :, Французский: ; 8 июля 1621 - 13 апреля 1695) был французским баснописцем и одним из самых читаемых французских поэтов 17 века. Он известен, прежде всего, своими баснями, которые послужили моделью для последующих баснописцев по всей Европе и многочисленными альтернативными версиями во Франции, а также на французских региональных языках.

После долгого периода подозрений со стороны королевской семьи он был принят во Французскую академию, и с тех пор его репутация во Франции никогда не угасала. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения и статуи писателя, позже изображения на медалях, монетах и ​​почтовых марках.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Семейная жизнь
    • 1.3 Париж
    • 1.4 Слава
    • 1.5 Академия
    • 1.6 Анекдоты
  • 2 Работы
  • 3 Изображения и наследие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

Ла Фонтен родился в Шато-Тьерри во Франции. Его отцом был Шарль де Лафонтен, maître des eaux et forêts - своего рода помощник рейнджера - герцогства Шато-Тьерри ; его матерью была Франсуаза Пиду. Обе стороны его семьи принадлежали к высшему провинциальному среднему классу; хотя они и не были знатными людьми, его отец был довольно богат.

Жан, старший ребенок, получил образование в колледже (гимназии) в Шато-Тьерри, а по окончании учебы в школьные годы он поступил в Ораторское искусство в мае 1641 года и в семинарию Сен-Маглуар в октябре того же года; но очень короткое пребывание доказало ему, что он ошибся в своем призвании. Затем он, по всей видимости, изучал право и, как говорят, был допущен к работе в качестве адвоката / юриста.

Семейная жизнь

Однако он был устроен в жизни, или, по крайней мере, мог бы быть так, в некоторой степени рано. В 1647 году его отец отказался от должности следопыта в его пользу и устроил для него брак с Мари Эрикар, девушкой четырнадцати лет, которая принесла ему 20 000 ливров и ожидания. Она, кажется, была красивой и умной, но они не ладили вместе. Кажется, нет абсолютно никаких оснований для расплывчатого скандала с ее поведением, который, по большей части, был вызван много позже сплетнями или личными врагами Ла Фонтена. Все, что можно сказать против нее, это то, что она была нерадивой домохозяйкой и заядлой читательницей романов; Сам Ла Фонтен постоянно находился вдали от дома, определенно не был строгим в отношении супружеской верности и был настолько плохим деловым человеком, что его дела оказались безнадежными, и финансовое разделение собственности (separa de biens) потребовало место в 1658 году. Это была совершенно мирная сделка в пользу семьи; постепенно, однако, пара, по-прежнему не ссорившись, перестала жить вместе, и большую часть последних сорока лет жизни де ла Фонтен он прожил в Париже, а его жена осталась в Шато Тьерри, который, однако, он часто посещаемый. У них родился один сын в 1653 году, воспитанием и заботой которого была его мать.

Париж

Титульный лист, т. 2 из вариантов «Басни Ла Фонтена», изд. 1692 г.

Даже в первые годы своего брака Ла Фонтен, кажется, много бывал в Париже, но только примерно в 1656 г. он стал постоянным гостем в столице. Его служебные обязанности, которые выполнялись лишь изредка, были совместимы с этим нерезидентом. Его литературная карьера началась только после тридцати лет. Говорят, что чтение Малербе сперва пробудило в нем поэтические фантазии, но какое-то время он пытался только пустяки в моде того времени - эпиграммы, баллады, rondeaux и т. Д.

Его первой серьезной работой был перевод или адаптация евнуха Теренция (1654). В то время покровителем французской письменности был суперинтендант Фуке, с которым Ла Фонтен был представлен Жаком Жаннаром, родственником его жены. Немногие из тех, кто ухаживал за Фуке, ушли с пустыми руками, и Ла Фонтен вскоре получил пенсию в размере 1000 ливров (1659 г.) на легких условиях - по копии стихов за каждую квитанцию. Он также начал сочинение прозы и поэзии под названием Le Songe de Vaux на знаменитом загородном доме Фуке .

. Примерно в это же время собственность его жены должна была быть отдельно закреплена за ней, и он, похоже, постепенно стал пришлось продать все, что у него было; но, поскольку у него никогда не было недостатка в могущественных и щедрых покровителях, это не имело для него большого значения. В том же году он написал балладу Les Rieurs du Beau-Richard, за которой последовало множество небольших отрывков периодической поэзии, адресованных различным персонажам, начиная с короля и ниже. Фуке попал в немилость короля и был арестован. Ла Фонтен, как и большинство литературных протеже Фуке, проявил к нему некоторую преданность, написав элегию Pleurez, Nymphes de Vaux.

Просто в это время его дела не выглядели многообещающими. Его отец и он приняли титул оруженосца, на который они не имели строго права, и, поскольку некоторые старые указы по этому поводу вступили в силу, информатор добился приговора против поэта, оштрафовав его в 2000 году. ливры. Однако он нашел нового защитника в герцоге, а еще больше в герцогине Бульонской, его феодальных начальниках в Шато-Тьерри, и больше ничего не слышно о штрафах.

Некоторые из самых ярких стихов Ла Фонтена адресованы герцогине Мари-Анн Манчини, младшей из племянниц Мазарини, и даже вероятно, что вкус герцога и герцогини для Ариосто имел какое-то отношение к написанию своего первого действительно важного произведения, первой книги Контов, появившейся в 1664 году. Ему тогда было сорок три года, и его предыдущие печатные издания были сравнительно тривиальными., хотя большая часть его работ была передана в рукописи задолго до того, как они стали регулярно публиковаться.

Слава

Жан де Лафонтен, Выбор басен, 1755–59 в поместье Уоддесдон Жан де Ла Фонтен, Fables choises, 1755–59 в поместье Уоддесдон

Это было примерно в это же время сформировался квартет на улице Вье-Коломбье, столь известной в истории французской литературы. В его состав входили Лафонтен, Расин, Буало и Мольер, последний из которых был почти того же возраста, что и Лафонтен, а двое других были значительно моложе. Капеллан тоже был своего рода аутсайдером в кружке. Об этих встречах ходит много анекдотов, некоторые из которых явно апокрифические. Наиболее характерным является, пожалуй, утверждение, что на столе всегда лежала копия незадачливого Pucelle Чапелена, определенное количество строк которой было назначенным наказанием за преступления против компании. Группа представила под вымышленными именами персонажей версии Ла Фонтена истории Купидона и Психеи, которая, однако, с Адонисом не печаталась до 1669 года.

Факсимиле одного из них. из очень немногих рукописей Жана де Лафонтена

Между тем поэт продолжал находить друзей. В 1664 году он был регулярно назначен и приведен к присяге как джентльмен вдовствующей герцогини Орлеанской, и был установлен в Люксембурге. Он по-прежнему оставался следопыта, и в 1666 году мы получили нечто вроде выговора от Кольбера, предлагающего ему расследовать некоторые злоупотребления в Шато Тьерри. В том же году вышла вторая книга Контов, а в 1668 году - первые шесть книг Басен, а в 1671 году их было больше. В этом последнем году появился любопытный пример послушания, с которым поэт оказывал какое-либо влияние. был предоставлен ему, по просьбе порт-роялистов, редактором тома священной поэзии, посвященного принцу Конти.

. Год спустя его положение, которое имело для некоторое время явно процветала, подала признаки очень к худшему. Герцогиня Орлеанская умерла, и ему, очевидно, пришлось отказаться от своего следопыта, вероятно, продав его, чтобы заплатить долги. Но для Ла Фонтена всегда было предусмотрительность. Мадам де ла Саблиер, женщина необычайной красоты, значительной интеллектуальной силы и высокого характера, пригласила его поселиться в ее доме, где он прожил около двадцати лет. Похоже, что с тех пор у него не было никаких проблем со своими делами; и мог посвятить себя двум разным стихам, а также театральной композиции.

Академия

В 1682 году в возрасте более шестидесяти лет он был признан единым целым. выдающихся деятелей литературы Франции. Мадам де Севинье, одна из самых сильных литературных критиков того времени и никоим образом не склонная хвалить простые новинки, назвала свой второй сборник басен, опубликованный зимой 1678 года, божественным; и совершенно очевидно, что это было общее мнение. Поэтому было вполне разумно, что он явился Académie française, и, хотя подданные его Contes вряд ли были рассчитаны на то, чтобы умилостивить это благородное собрание, в то время как его привязанность к Фуке и более чем одному Представитель старой партии Frondeur сделал его подозреваемым для Кольбера и короля, большинство членов были его личными друзьями.

Впервые он был предложен в 1682 году, но был отклонен за Маркиз де Данго. В следующем году Кольбер умер, и Ла Фонтен снова был номинирован. Буало тоже был кандидатом, но первое голосование дало баснописцу шестнадцать голосов против семи только за критика. Король, чье согласие было необходимо не только для избрания, но и для повторного голосования в случае отказа абсолютного большинства, был недоволен, и выборы были отложены. Однако несколько месяцев спустя возникла другая вакансия, на которую был избран Буало. Король поспешил с энтузиазмом одобрить этот выбор, добавив: Vous pouvez incessamment Recevoir La Fontaine, il a promis d'etre sage.

Его признание косвенно стало причиной единственной серьезной литературной ссоры в его жизни. Между Академией и одним из ее членов, Антуаном Фуретьером, произошел спор по поводу французского словаря последнего, который был признан нарушением корпоративных привилегий Академии. Фуртьер, человек немалых способностей, жестоко напал на тех, кого он считал своими врагами, в том числе на Ла Фонтена, чьи неудачливые Конте сделали его особенно уязвимым: его второй сборник этих сказок был осужден полицией. Однако смерть автора «Римского буржуа» положила конец этой ссоре.

Вскоре после этого Ла Фонтен участвовал в еще более известном деле - знаменитой ссоре между древним и современным., в котором Буало и Шарль Перро были вождями, и в котором Ла Фонтен (хотя он был специально выделен Перро для лучшего сравнения с Эзопом и Федром ) принял сторону Древних. Примерно в то же время (1685–1687) он познакомился с последним из своих многочисленных хозяев и покровителей, месье и мадам д'Эервар, и влюбился в некую мадам Ульрих, даму определенного положения, но сомнительного характера. Это знакомство сопровождалось большим знакомством с Вандомом, Шолье и остальной частью распутной кружки Храма; но, хотя мадам де ла Саблиер уже давно почти полностью отдалась добрым делам и религиозным упражнениям, Ла Фонтен оставалась сокамерницей в ее доме до самой смерти в 1693 году. То, что последовало за этим, рассказывается в одной из самых известных из многих историй. о его детской натуре. Герварт, узнав о смерти, сразу же отправился на поиски Ла Фонтена. Он встретил его на улице в великой печали и умолял его поселиться в его доме. J'y allais был ответом Лафонтена.

Сцена из рассказа Ла Фонтена «Гасконский Пуни» Николя Ланкре, Музей Лувра

В 1692 году писатель опубликовал исправленное издание Контов, хотя и перенес тяжелую болезнь. В том же году Ла Фонтен обратился в христианство. Молодой священник г-н Пусе пытался убедить его в неприличии Контов, и говорят, что уничтожение новой пьесы требовалось и представлялось как доказательство раскаяния. Ла Фонтен получил Viaticum, и в последующие годы он продолжал писать стихи и басни.

Рассказывают историю о молодом герцоге Бургундии, Фенелоне. ученик, которому тогда было всего одиннадцать лет, послал Лафонтену 50 луидоров в качестве подарка по собственной инициативе. Но хотя Ла Фонтен на время поправился, он был сломлен возрастом и немощью, и его новым хозяевам приходилось скорее ухаживать за ним, чем развлекать, что они делали очень осторожно и любезно. Он проделал еще немного работы, среди прочего завершив свои Басни; но он прожил мадам де ла Саблиер не более двух лет, скончавшись 13 апреля 1695 года в Париже в возрасте семидесяти трех лет. Когда кладбище Пер-Лашез открылось в Париже, останки Ла Фонтена были перенесены туда. Его жена пережила его почти пятнадцать лет.

Анекдоты

Любопытный личный характер Ла Фонтена, как и некоторых других литераторов, был закреплен литературной традицией в своего рода легенде. В раннем возрасте его безрассудство и безразличие к бизнесу стали предметом Gédéon Tallemant des Réaux. Его более поздние современники помогли раздуть историю, и XVIII век, наконец, принял ее, включая анекдоты о его встрече с сыном, когда ему рассказали, кто он такой, и он заметил: «Ах, да, я думал, что видел его где-то!». настаивая на дуэли с предполагаемым поклонником своей жены, а затем умоляя его навестить его дом, как и раньше; о том, что он идет в компанию с изнанкой стороной чулков и т. д., с контрастом с его неловкостью и молчанием, если не положительной грубостью в компании.

Это следует запомнить, как комментарий о неблагоприятном описании Жана де Лабрюйера, что Ла Фонтен был особым другом и союзником Бенсерада, главного литературного врага Лабрюйера. Но после всех выводов многое останется, особенно если вспомнить, что одним из главных авторитетов для этих анекдотов является Луи Расин, человек, обладающий умом и моральными качествами и получивший их от своего отца Ла. Привязанный друг Фонтейна более тридцати лет. Возможно, лучшая запись всех этих историй - одна из квартета Vieux Colombier, в которой рассказывается, как Мольер, в то время как Расин и Буало упражнялись в le bonhomme или le bon (оба названия были хорошо известны Ла Фонтену), сторонний наблюдатель, Nos beaux esprits ont beau faire, ils n'effaceront pas le bonhomme. Это не так.

Работы
Иллюстрация к «Врачам» (Басня V.12) Гюстава Доре, 1866

Многочисленные произведения Лафонтена делятся на три традиционных подразделения: Басни, Сказки и разные (в том числе драматические) произведения. Он наиболее известен благодаря первой из них, в которой традиция собирать басни в французских стихах, восходящая к средневековью, достигла пика. Хотя эти ранние работы ссылаются на Эзопа в своем названии, они собрали множество басен из более поздних источников. Среди выдающихся были «181>Исопет (1190) и Жиль Коррозе « Басни дю très ancien Esope, mises en rithme françoise »(1542).

Публикация двенадцати книг басен Ла Фонтена продолжалась с 1668 по 1694 год. Истории в первых шести из них происходят по большей части от Эзопа и Горация и содержательно рассказаны в свободный стих. Те, что в более поздних изданиях, часто взяты из более поздних источников или из переводов восточных историй и рассказываются более подробно. Обманчиво простые стихи легко запоминаются, но при этом демонстрируют глубокое понимание человеческой природы. Многие строки вошли во французский язык как стандартные фразы, часто пресловутые. Басни также отличаются иногда иронической двойственностью. Басня «Скульптор и статуя Юпитера» (IX.6), например, читается как сатира на суеверие, но ее морализаторский вывод о том, что «Все люди, насколько в них лежит, / Создают реальности снов» в равной степени могут быть применены к религии в целом.

Второй раздел его творчества, сказки (Contes et nouvelles en vers), когда-то были почти одинаково популярны, и их написание длилось более длительный период. Первые были опубликованы в 1664 году, а последняя появилась посмертно. Они были особенно отмечены своим лукавым распущенным тоном.

Изображения и наследие

Несмотря на то, что Басни имеют международную репутацию, чествование их автора в основном ограничивается Францией. Даже при жизни он был так популярен, что его писали три ведущих портретиста. В возрасте 63 лет, когда он был принят в Французскую академию в 1684 году, его сыграл Гиацинт Риго. Николя де Ларжильер написал его в возрасте 73 лет, а третий портрет приписывают Франсуа де Троя (см. ниже).

Портрет Ла Фонтена приписывают Франсуа де Троя

Двум современным скульпторам сделал бюсты Ла Фонтен на голову. работы Жан-Жака Кафьери были выставлены на Салоне 1779 года, а затем переданы Французской комедии ; Жан-Антуан Удон датируется 1782 годом. На самом деле существует две версии Гудона, одна сейчас находится в Филадельфийском музее искусств, а другая - в замке его бывшего покровителя Фуке. в Во-ле-Виконт (см. ниже).

В Париже есть мраморная статуя в полный рост работы Пьера Жюльена, теперь в Лувре, построенная в 1781 году и выставленная в Салоне 1785 года. Писатель в просторном плаще сидит в созерцании на корявом дереве, по которому взбирается виноградная лоза с виноградом. На коленях у него рукопись басни о лисе и винограде, а у его ног на шляпе сидит лиса, положив лапу на том в кожаном переплете, и смотрит на него снизу вверх. Из него были изготовлены мелкомасштабные модели из фарфора на Севрской керамике и из полихромного фарфора на Франкентальской керамике. В следующем столетии были изготовлены небольшие модели бронзовой статуи Этьена Марина Мелинге, выставленной в Париже в 1840 году и в Лондоне в 1881 году. На этом поэт задумчиво прислонился к камню со шляпой в руке. Также в Кур Наполеон в Лувре стоит стоящая каменная статуя 1857 года работы Жана-Луи Жали.

Другой памятный памятник Ла Фонтену был установлен во главе парижского сада Ранелаг в 1891 году. Дизайн бронзового бюста. Акилла Дюмилатра выставлялся на Вселенской выставке (1889), а затем был помещен на высокий каменный пьедестал в окружении различных фигур из басен. Работа была переплавлена, как и многие другие во время Второй мировой войны, но в 1983 году ее заменила стоящая статуя баснописца Чарльза Коррейя, смотрящего на лису и ворону на ступенях. и постамент под ним.

Бюст баснописца Жан-Антуана Удона в Во-ле-Виконте

В Шато-Тьерри, городе, где родился поэт, еще больше статуй. Самая известная - статуя Шарля-Рене Лаити, которая была заказана по приказу Людовика XVIII в качестве подарка городу. Он был официально установлен на площади с видом на Марну в 1824 году. Во время Второй битвы на Марне он был поврежден, а затем был перемещен по городу. Сейчас он отремонтирован и находится на площади перед бывшим домом поэта. У его ног происходит гонка между Черепахой и Зайцем. Сам дом сейчас превращен в музей, за пределами которого стоит статуя в натуральную величину, созданная Бернаром Сёрром. Внутри музея глиняный бюст Луи-Пьера Дезена на голову и плечи Ла Фонтена.

Еще одним свидетельством непреходящей популярности Ла Фонтена является его появление на игральной карте со второго года существования. французская революция. В этой стае королевскую власть вытесняют вольнодумцы-рационалисты, известные как Философы, и ироничные баснописцы как Пиковый Король. Он был не менее популярен в Реставрации Бурбонов, о чем свидетельствует королевский заказ его статуи. Кроме того, существовала памятная бронзовая медаль 1816 года с изображением головы поэта, созданная Жаком-Эдуардом Гатто из серии «Великие люди Франции». Совсем недавно в сериале «История Франции» его видели сбоку, сидя. Голова Ла Фонтена также появилась на 100-франковой монете в ознаменование 300-летия его смерти, на реверсе которой изображена басня о лисе и вороне. Другим памятным событием того же года стала полоса басни 2,80 евро, в составной папке которой оказался отрывной портрет без валюты. В 1995 году астероид 5780 Lafontaine был назван в его честь.

Другие изображения на почтовых марках включают выпуск 55 сантимов 1938 года с медальоном из басни Волк и Агнец под ним; и марка Монако за 50 центов, посвященная 350-летию со дня рождения Ла Фонтена в 1971 году, на которой голова и плечи баснописца появляются под некоторыми наиболее известными персонажами, о которых он писал. Еще одна серия монет, на которой он появляется, - это ежегодное празднование (китайского) лунного нового года в Fables de La Fontaine. Выпущенные с 2006 года, эти инвестиционные монеты имеют его портрет на реверсе и лице каждого года определенного зодиакального животного.

Вымышленные изображения соответствуют модному представлению Лафонтена того времени. Как второстепенный персонаж в романе Александра Дюма Виконт Брагелонский, он предстает неуклюжим и легкомысленным придворным Николя Фуке. Однако в фильме 2007 года Жан де Лафонтен - le défi поэт сопротивляется абсолютистскому правлению Людовика XIV после падения Фуке.

См. Также
  • Портал биографии
Ссылки
Атрибуция
Источники
  • Becker, Colette (2000), La Roman, Editions Bréal, ISBN 978-2749521213
Дополнительная литература
  • Молодой Лафонтен: Исследование его творческого роста в его ранней поэзии и первых баснях Филипа А. Уодсворта. Паб. Northwestern University Press, 1952.
  • Oeuvres diverses de Jean de La Fontaine, под редакцией Пьера Кларака. Паб. Gallimard ("Bibliothèque de la Pléiade"), 1958. Стандартное, полностью аннотированное издание прозы и минорных стихов Л. Ф.
  • O Muse, fuyante proie...: essai sur la poésie de La Fontaine, by Odette де Мург. Паб. Corti, 1962. Seminal.
  • Le Monde littéraire de La Fontaine, Жан-Пьер Коллине. Паб. PUF, 1970
  • Эстетика халатности: Contes Лафонтена, Джон К. Лэпп. Паб. Cambridge University Press, 1971.
  • [La Fontaine] l'Esprit Créateur 21.4 (1981); приглашенный редактор: Дэвид Ли Рубин.
  • Образцы иронии в баснях Лафонтена Ричарда Даннера. Паб. Ohio University Press, 1985.
  • Ла Фонтен: Басни, 2 тома, под редакцией Марка Фумароли. Паб. Imprimerie Nationale, 1985. Блестящие вступительные очерки и заметки к текстам.
  • «Ла Фонтен» Мари-Одиль Свитсер. Паб. Г.К. Холл (Twayne World Authors Series 788), 1987.
  • Oeuvres complete de Jean de La Fontaine: Fables et Contes, под редакцией Жана-Пьера Коллине. Паб. Gallimard («Bibliothèque de la Pléiade»), 1991. Стандартное полностью аннотированное издание этих работ.
  • «Пакт с тишиной: искусство и мысль в баснях Жана де Лафонтена» Дэвида Ли Рубина. Паб. Ohio State U Press, 1991.
  • «La Fabrique des Fables» Патрика Дандри. Паб. Klincksieck, 1991.
  • Фигуры текста: чтение и письмо (в) Ла Фонтен, Майкл Винсент. Паб. Джон Бенджаминс (Монографии Университета Пердью в романтических литературах), 1992.
  • Похаба Ла Фонтена: О распутниках, ласках и развратниках, отрывки из Contes et nouvelles en vers, пер. Норман Шапиро. Паб. Princeton University Press, 1992; репр. Black Widow Press, готовится к печати. ​​
  • Lectures de La Fontaine, Jules Brody. Паб. Rookwood Press, 1995.
  • Refiguring La Fontaine: Tercentenary Essays, под редакцией Энн Л. Бирберик. Паб. Rookwood Press, 1996.
  • Чтение под прикрытием: аудитория и авторитет в фильме «Жан Лафонтен» Анны Л. Бирберик. Паб. Bucknell University Press, 1998.
  • Когнитивное пространство и модели обмана в выступлениях Лафонтена, Кэтрин М. Гризе. Pub: Rookwood Press, 1998.
  • В лабиринте Ла Фонтена: нить сквозь басни, Рэндольф Пол Руньон. Паб. Rookwood Press, 2000.
  • Поэт и король: Жан де Ла Фонтен и его век, Марк Фумароли; Жан Мари Тодд (перевод). Паб. University of Notre Dame, 2002.
  • The Shape of Change: Essays on La Fontaine and Early Modern French Literature в честь Дэвида Ли Рубина, под редакцией Энн Л. Бирберик и Рассела Дж. Ганима. Паб. Rodopi, 2002.
  • La Fontaine à l'école républicaine: Du poète universel au classique scolaire, автор: Ralph Albanese, Jr. Pub. Rookwood Press 2003.
  • Полное собрание басен Жана де Лафонтена, Нормана Шапиро (перевод). Паб. University of Illinois Press, 2007.
  • Полное собрание рассказов Ла Фонтена в стихах, иллюстрированный и аннотированный перевод, Рэндольф Пол Раньон. Паб. McFarland Company, 2009.
  • Басни, Жан де Лафонтен, Jupiter Books, Лондон, 1975, [на французском и английском языках].... ISBN 0 904041 26 3...
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Жаном де Лафонтеном
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Автор: Жан де Лафонтен
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Жаном де Лафонтеном.

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:51:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте