Йони

редактировать

Значки йони встречаются как в круглой, так и в квадратной форме. Это символ божественной женской энергии воспроизводства.

Йони (IAST : yoni; иногда также IAST : yonī), иногда называемый пиндика, является аниконическое представление богини Шакти в индуизме. Обычно обозначается с помощью linga - его мужской аналог. Вместе они символизируют слияние микрокосмоса и макрокосмоса, божественный вечный процесс творения и возрождения, а также союз женского и мужского начала, воссоздающий все сущее. Йони концептуализируется как ворота природы для всех рождений, особенно в эзотерических практиках Каула и Тантры, а также в традициях индуизма шактизма и шиваизма.

Йони. это санскритское слово, которое было интерпретировано как буквально означающее лоно и женские органы поколения. Он также означает женские половые органы, такие как «влагалище », «вульва » и «матка », или, альтернативно, «происхождение, место жительства или источник "чего-либо в другом контексте. Например, текст Веданты Брахма-сутры метафорически относится к метафизической концепции Брахман как «йони вселенной». Иконография йони с лингамом встречается в храмах Шивы и археологических памятниках Индийского субконтинента и юго-восточной Азии, а также в скульптурах, таких как Ладжа Гаури.

Содержание
  • 1 Этимология и значение
  • 2 История
    • 2.1 Археология
    • 2.2 Санскритская литература
    • 2.3 Востоковедная литература
  • 3 Иконография и храмы
    • 3.1 Ладжа Гаури
    • 3.2 Храм Камакхья
    • 3.3 Янтра
    • 3.4 Юго-Восточная Азия
  • 4 Другое употребление
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Этимология и значение

Йони (санскрит: योनि), утверждает Монье Монье-Вильямс, появляется в Ригведе и другой ведической литературе в смысле женских жизнеспособных регенеративных и репродуктивных органов, а также в смысле «источник, происхождение, источник, место рождения., матка, гнездо, жилище, костровище инкубации ». Другие контекстные значения этого термина включают «раса, каста, семья, символ плодородия, зерно или семя». Это духовная метафора и символ в индуизме происхождения и возрождающих женских сил в природе существования. Брахма-сутры метафизически называют метафизическое понятие Брахман как «йони вселенной», что Ади Шанкара утверждает в своих комментариях, что означает материальную причину и «источник вселенной ».

Согласно индологам Констанс Джонс и Джеймсу Д. Райану, йони символизирует женский принцип во всех формах жизни, а также« сезонные и вегетативные циклы Земли », таким образом, является эмблемой космологического значение. Йони является метафорой ворот природы всех рождений, особенно в шактизме и шиваизме традициях индуизма, а также в эзотерических Каула и Тантра секты. Йони вместе с лингамом является символом пракрити, ее циклического созидания и растворения. По словам Корин Демпси, профессора религиоведения, йони - это «аниконическая форма богини» в индуизме, женский принцип Шакти.

Йони иногда называют пиндика. Основа, на которой сидит линга-йони, называется питха, но в некоторых текстах, таких как Нишваса таттва самхита и Мохачудоттара, термин питха в общем относится к основе и йони.

История
Лингам -йони в святилище Кат-Тьен, провинция Ламонг, Вьетнам

Почитание йони, государства Джонса и Райана, вероятно, было до-ведическим. Фигурки, обнаруженные в долине Жоб и датированные 4-м тысячелетием до нашей эры, показывают ярко выраженные груди и йони, и, возможно, это были символы плодородия, использовавшиеся в доисторические времена, которые в конечном итоге превратились в более поздние духовные символы. По словам Дэвида Лемминга, традиция поклонения йони восходит к доведическому периоду, с 4000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э.

Йони с древних времен служил божественным символом, и вполне может быть старейшая духовная икона не только в Индии, но и во многих древних культурах. Некоторые представители ортодоксальных западных культур, утверждает индолог Лаура Амаззон, рассматривали женские половые органы и сексуальность в целом как запретную тему, но в индийских религиях и других древних культурах йони долгое время считался глубокой космологической и философской истиной. женский потенциал и сила, таинственным образом взаимосвязанная с естественными периодическими циклами Луны, Земли и существования.

Джаталинга с Йони.

Йони считается абстрактным представлением Шакти и Деви, творческая сила, движущаяся через всю вселенную. В тантре йони является источником жизни.

Археология

Археологи колониальной эпохи Джон Маршалл и Эрнест Маккей предложили что некоторые полированные камни с отверстиями, найденные на стоянках Хараппы, могут быть свидетельством поклонения йони-лингам в цивилизации долины Инда. Такие ученые, как Артур Ллевеллин Бэшем спорят, являются ли такие артефакты, обнаруженные на археологических памятниках в долине Инда, йони. Например, Джонс и Райан заявляют, что формы лингама / йони были обнаружены на археологических раскопках в Хараппа и Мохенджо-Даро, часть цивилизации долины Инда. Напротив, Джейн Макинтош утверждает, что усеченные кольцевые камни с отверстиями когда-то считались возможно йонисами. Более поздние открытия на участке Дхолавира и дальнейшие исследования доказали, что это были компоненты колонн, потому что «усеченные кольцевые камни с отверстиями» являются неотъемлемыми архитектурными компонентами колонн. Однако, утверждает Макинтош, использование этих структур в архитектуре не исключает их одновременного религиозного значения как йони.

Согласно индологу Аско Парпола, «это правда, что конструкции Маршалла и Маккея гипотезы поклонения лингам и йони хараппцев основывались на довольно тонких основаниях, и, например, интерпретация так называемых камней-колец как йони кажется несостоятельной ». Он цитирует статью Дейлса 1984 года, в которой говорится, что «за единственным исключением неопознанной фотографии реалистичного фаллического объекта в отчете Маршалла, нет никаких археологических свидетельств, подтверждающих утверждения об особых сексуально-ориентированных аспектах религии Хараппа». Однако, добавляет Парпола, повторная экспертиза на участках долины Инда предполагает, что гипотеза Маккея не может быть исключена, потому что эротические и сексуальные сцены, такие как итифаллические мужчины, обнаженные женщины, человеческая пара, имеющая половой акт и отпечатки трилистника, теперь были идентифицированы в Хараппане. места. «Прекрасно отполированная круглая подставка», найденная Маккаем, может быть йони, хотя была найдена без линга. Отсутствие линга, утверждает Парпола, возможно, потому, что он был сделан из дерева, которое не сохранилось.

Санскритская литература

Термин йони и его производные встречаются в древних медицинских и хирургических санскритских текстах. такие как Сушрута Самхита и Чарака Самхита. В этом контексте йони в широком смысле относится к «женским половым и детородным органам». По словам индологов Рахула Даса и Геррита Меуленбельда, известных своими переводами и обзорами древней санскритской медицинской и другой литературы, «йони» обычно обозначает влагалище или вульву, в техническом смысле он также включает матку вместе с ними; более того, йони-кан иногда также означает просто «матка, матка», хотя [комментарий Чакрапанидаты к Сушрута-самхите] делает это относительно редко ». Согласно Амиту Рупапара и др., Йони-рога означает «гинекологические расстройства», а йони-варти означает «вагинальные суппозитории». Чарака-самхита посвящает свою 30-ю главу в Chikitsa Sthana йони-вьяпатх, или «гинекологическим расстройствам».

В санскритской литературе, связанной с сексуальностью, а также в тантрической литературе, йони подразумевает множество слоев смыслы. Его буквальное значение - «женские гениталии», но оно также охватывает другие значения, такие как «матка, происхождение и источник». В некоторой индийской литературе йони означает влагалище и другие органы, рассматриваемые как «божественный символ сексуального удовольствия, матрица порождения и видимая форма Шакти».

Востоковедная литература

Колониальная эпоха Востоковеды и христианские миссионеры, выросшие в викторианском стиле, где секс и сексуальные образы были запретной темой, были шокированы и враждебно относились к иконографии йони и почитанию, свидетелями которого они были. В колониальной и миссионерской литературе XIX и начала XX века йони, лингам-йони и связанная с ними теология описывались как непристойные, коррумпированные, распутные, гиперсексуализированные, ребячливые, нечистые, демонические, а культура стала слишком женственной и распутной. Для индусов, особенно для шиваитов, эти образы и идеи были абстрактными, символом целостности творения и духовности. Колониальное пренебрежение отчасти вызвало противоположную реакцию со стороны бенгальских националистов, которые более явно ценили женское начало. Вивекананда призвал к возрождению Богини-Матери как женской силы, приглашая своих соотечественников «провозгласить ее всему миру голосом мира и благословения».

Согласно Венди Донигер, термины лингам и йони стал явно ассоциироваться с половыми органами человека в западном воображении после широко популярного первого перевода Камасутры, сделанного сэром Ричардом Бертоном в 1883 году. В его переводе, хотя в оригинальном санскритском тексте для обозначения половых органов не используются слова лингам или йони, и почти всегда Используя другие термины, Бертон ловко избегал того, чтобы его считали непристойным для викторианского мышления, избегая использования таких слов, как пенис, вульва, влагалище и других прямых или косвенных сексуальных терминов в санскритском тексте для обсуждения секса, сексуальных отношений и сексуальных позиций людей. Вместо этого Бертон в переводе использовал термины лингам и йони. Эта сознательная и неправильная подстановка слов, утверждает Донигер, служила ориенталистам средством «антропологизировать секс, дистанцироваться от него, сделать его безопасным для английских читателей, уверяя их или делая вид, что уверяю их, что текст не о настоящих половых органах. их половые органы, но просто о придатках странных, темных людей издали ». Подобная востоковедная литература христианских миссионеров и британской эпохи, утверждает Донигер, лишена всякого духовного смысла и настаивает только на викторианской вульгарной интерпретации, которая «негативно влияла на самовосприятие индусов о своих собственных телах», и они стали «стыдятся более чувственных аспектов своей религиозной литературы». Некоторые современные индуисты, утверждает Донигер, в своем стремлении одухотворять индуизм и в своей кампании хиндутвы стремились очистить исторические земные сексуальные значения и настаивали только на абстрактном духовном значении.

Иконография и храмы

В рамках шиваизма, секты, посвященной богу Шиве, Шакти является его супругой, и оба имеют аниконические изображения: лингам для Шивы, йони для Шакти. Иконография йони обычно представлена ​​в виде горизонтально расположенного круглого или квадратного основания с загнутым краем и отверстием в центре, обычно с цилиндрическим лингамом. Часто одна сторона этого основания расширяется в сторону, и этот выступ называется йони-мукха. Альтернативный символ йони, который обычно встречается в индийских искусствах, - это лотос, икона, которую можно найти в храмах.

Йони - одна из священных икон традиции индуистского шактизма, имеющая историческое значение. искусства и посвященные ему храмы. Некоторые важные произведения искусства, связанные с йони, включают Ладжа Гаури, найденную во многих частях Индии, и храм Камакхья в Ассаме. Оба они были датированы концом 1-го тысячелетия нашей эры, с большим расширением храма Камакхья, добавившим новое святилище над естественной скалой йони, прикрепленной к более старому храму, относящемуся к периоду династии Кох 16-го века.

Ладжа Гаури

Икона Ладжа Гаури 6-го века из Мадхья-Прадеш. На этой и других ранних иконах ее голова символически заменена большим цветком лотоса, ее йони виден в изображенном растопыренном положении, как будто она рожает.

Ладжа Гаури - древняя икона, которая встречается у многих Деви связанных храмов по всей Индии и один, который был обнаружен в нескольких археологических раскопках в Южной Азии. Значок представляет йони, но с большим контекстом и сложностью. По словам историка искусства Кэрол Болон, икона Ладжа Гаури со временем развивалась, становясь все более сложной и насыщенной. Это значок плодородия, символизирующий воспроизводящие и возрождающие силы матери-земли, «элементарный источник всего живого, животного и растительного», животворящий и «поддерживающий все живое». Самые ранние изображения были вариантами аниконового горшка, вторая стадия представляла его как трехмерное произведение искусства без лица или рук, но с головой лотоса, которая включала йони, за которой в хронологическом порядке следовала третья стадия, которая добавляла груди и руки к голове лотоса. рисунок. Последней стадией была антропоморфная фигура сидящей на корточках обнаженной богини, держащей лотос и мотивы сельскохозяйственного изобилия, распространенные, показывая ее йони, как будто она рожает или сексуально готова к размножению. Согласно Болону, различные аниконические и антропоморфные изображения Ладжи Гаури являются символами «йони Притхви (Земли)», она как утроба.

Иконография Ладжа Гаури - иногда называемая другими именами, такими как Йелламма или Элламма - был обнаружен во многих южноиндийских памятниках, таких как Айхоле (с 4 по 12 век), Нагарджунаконда (надпись и произведения Ладжи Гаури 4 века), Баллигави, Пещеры Элефанты, Пещеры Эллора, многие памятники в Гуджарате (VI век), центральная Индия, например Нагпур, северный части субконтинента, такие как Бхактапур (Непал), Каусамби и многие другие места.

Храм Камакхья

Храм Камакхья - одна из старейших шакта-питх в Южной Азии или священные места паломничества традиции шактизма. Текстовые, надписи и археологические данные свидетельствуют о том, что храм непрерывно почитался в традиции шактизма, по крайней мере, с 8-го века н.э., а также связанных с ним эзотерических тантрических традиций поклонения. Шактинская традиция считает, утверждает Хью Урбан - профессор религиоведения, в первую очередь специализирующийся на Южной Азии, - что это место храма является «местом расположения йони собственной богини».

Храм Камакхья 8-го века, Гувахати Ассам : в его святилище нет мурти, но есть скала с трещиной в форме йони с естественным источником воды. Это главное место паломничества в соответствии с традициями шактизма

.

Региональная тантрическая традиция считает это место йони «местом рождения» или «главным центром» тантры. В то время как в помещениях храма, на стенах и мандапах есть многочисленные изображения богини Камакхьи в ее различных ролях, включая те, которые связаны с ее способностями к воспроизводству, как воинственный воин и как заботливая материнская фигура (одно изображение возле западных ворот показывает, как она кормит ребенка с грудью X-XII веков). Однако в святилище храма нет идолов. Святилище представляет собой естественную скалу в форме йони с трещиной, над которой течет естественный родник. Камакхья йони связана с легендой Шива-Сати, обе упомянутые в ранней пуранической литературе, связанной с шактизмом, такой как Калика Пурана.

Каждый год, в начале сезона дождей, естественная весна становится красной из-за оксид железа и синдур (красный пигмент), помазанный преданными и храмовыми священниками. Это празднуется как символ богини менструаций и как Амбубачи Мела (также известный как Амбувачи или амети), ежегодный фестиваль плодородия, проводимый в июне. Во время Амбубачи в Храме Камакхья поклоняются символической ежегодной менструации богини Камакхьи. Храм остается закрытым в течение трех дней, а затем вновь открывается для приема паломников и прихожан. Святилище с йони богини - одно из самых важных мест паломничества для традиции Шакти, которое привлекает от 70000 до 200000 паломников только во время Амбубачи Мела из северо-восточных и восточных штатов Индии, таких как Западная Бенгалия, Бихар и Уттар-Прадеш. Он также привлекает йогов, тантриков, садху, агхори, а также других монахов и монахинь со всей Индии.

Даршан в этом храме проводится не на вид, как в большинстве храмов, а наощупь. В скальной породе, увлажненной водой, текущей вверх из подземного источника, есть большая расселина, йони, обычно покрытая тканью и богато украшенными чунри, цветами и красным синдуром порошком. Преданные и паломники предлагают предметы для поклонения непосредственно богине, затем дотрагиваются до нее и пьют воду из источника. Затем они получают тилак и прасад от обслуживающего священника. После завершения даршана преданные зажигают лампы и ладан за пределами храма. Как и в других храмах, поклонение не считается завершенным до тех пор, пока храм не будет обойден по часовой стрелке.

Янтра

В эзотерических традициях, таких как тантра, особенно в традиции Шри-Чакры, на главной иконке (янтре) девять переплетенные треугольники. Пять из них направлены вниз и считаются символами йони, а четыре направлены вверх и являются символами линга. Сцепление представляет собой взаимозависимый союз женской и мужской энергий для создания и разрушения существования.

Юго-Восточная Азия

Йони, как правило, с лингамом встречается в исторических каменных храмах и панельных рельефах Индонезии, Вьетнам, Камбоджа и Таиланд. В вьетнамской литературе йони иногда называют аваром, а лингам - ахиером.

Другое употребление
Йони мудра используется в практике йоги.
  • Йони мудра - это принцип медитации, используемый для уменьшения отвлечения внимания в начале практики йоги.
  • На тайском языке средний угол глазной щели (острый угол глаза, ближайший к носу) называется как «Йони Тха», где «Тха» означает глаз.
См. также
На Викискладе есть материалы, связанные с Йони.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 14:19:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте