Взлетно - посадочная полоса экскурсия является безопасностью взлетно - посадочной полосы случаем, когда самолет делает несоответствующий выход из взлетно - посадочной полосы. Экскурсии по взлетно-посадочной полосе включают выход за пределы взлетно-посадочной полосы, когда самолет не может остановиться до того, как достигнет конца взлетно-посадочной полосы. Экскурсии по взлетно-посадочной полосе могут происходить из-за ошибки пилота, плохой погоды или неисправности самолета.
По данным Фонда безопасности полетов, по состоянию на 2008 г. наиболее частым типом происшествий при посадке были выезды на ВПП, немного опережавшие несанкционированные выезды на ВПП. Что касается авиационных происшествий на ВПП, зарегистрированных в период с 1995 по 2007 год, 96% аварий на ВПП и 80% аварий со смертельным исходом были связаны с выездом на ВПП.
Усилия по устранению отклонений от взлетно-посадочной полосы либо сосредоточены на предотвращении отклонений от взлетно-посадочной полосы, либо на минимизации ущерба или травм, вызванных выездом на взлетно-посадочную полосу. В последней категории органы, регулирующие безопасность полетов, могут устанавливать стандарты, такие как минимальные зоны безопасности взлетно-посадочной полосы, предназначенные для обеспечения достаточного времени и расстояния для остановки воздушного судна в случае отклонения от взлетно-посадочной полосы.
Ключевым аспектом предотвращения выезда за пределы взлетно-посадочной полосы является обеспечение взлетно-посадочной полосы достаточной длины и ширины для размещения самолетов, используемых в аэропорту. В 1960-х годах появление реактивных авиалайнеров, таких как Boeing 707, которые работают на более высоких скоростях, в том числе при взлете и посадке, по сравнению с более ранними авиалайнерами с воздушным винтом, потребовало более длинных взлетно-посадочных полос. В середине 1960-х годов Федеральное управление гражданской авиации (FAA) предложило увеличить требования к минимальной длине взлетно-посадочной полосы на 800 футов (240 м) во всех аэропортах США, обслуживающих реактивные авиалайнеры, до 1200 футов (370 м) футов в условиях дождя или снега. Однако выполнение этих требований потребовало бы строительства расширенных взлетно-посадочных полос или даже строительства новых аэропортов в некоторых городах. После сильной реакции отрасли FAA сняло это предложение и вместо этого потребовало только 15-процентное увеличение минимальной длины взлетно-посадочной полосы в условиях влажной или скользкой посадки.
Предотвращение выездов на взлетно-посадочные полосы может потребовать строительства новых аэропортов, когда нет места для расширения существующих взлетно-посадочных полос. В июле 1965 года рейс 12 Continental Airlines (Boeing 707) пролетел над взлетно-посадочной полосой при посадке под дождем и сильным ветром в муниципальном аэропорту Канзас-Сити. Следователи исключили ошибку пилота и определили, что остановить самолет на доступной длине взлетно-посадочной полосы было бы невозможно. Расширение взлетно-посадочной полосы 7000 футов (2100 м) было невозможно из-за ограниченного пространства вокруг городского аэропорта, и строительство международного аэропорта Канзас-Сити к северу от города было одобрено в следующем году, открывшись в 1972 году с взлетно-посадочными полосами 9 500 футов (2900 м) и 9000 футов (2700 м) в длину.
В таких аэропортах, как аэропорт Ла Гуардия в Квинсе, штат Нью-Йорк, может не хватать места для соответствия стандартам безопасности взлетно-посадочной полосы. В результате в 1990-х годах FAA начало проводить исследования по новой технологии для быстрой остановки самолетов на расстоянии менее 1000 футов (300 м) в случае выхода за пределы взлетно-посадочной полосы.
В сконструированных материалах разрядник системы (EMAS) были разработаны в качестве высокой энергии поглощающей материала, который может быть установлен как поверхность за конец взлетно - посадочных полос, который был разработан для распада под действием веса летательного аппарата (поглощающая энергию и замедления самолета в процессе) в случае перерасхода. EMAS был установлен в аэропорту Ла-Гуардия с 2005 г. по 2015 г. В октябре 2016 г. самолет Boeing 737 с 37 пассажирами на борту, включая кандидата в вице-президенты от республиканской партии Майка Пенса, пролетел над взлетно-посадочной полосой при посадке в Ла-Гуардия. Компании EMAS приписали безопасную остановку самолета без серьезных повреждений или жертв.
По состоянию на декабрь 2020 года система EMAS была установлена более чем в 100 конечных точках взлетно-посадочной полосы в более чем 50 коммерческих аэропортах США и надежно остановила 15 самолетов, вышедших за пределы взлетно-посадочной полосы.
Airbus разрабатывает систему предотвращения выхода за пределы взлетно-посадочной полосы - технологию летных систем, предназначенную для предотвращения выхода за пределы взлетно- посадочной полосы за счет повышения ситуационной осведомленности пилотов и автоматизации при посадке.
Как отмечалось выше, ежегодно проводятся экскурсии по взлетно-посадочной полосе. В следующем списке представлены экскурсии по взлетно-посадочной полосе, которые примечательны тем, что привели к гибели людей, разрушению самолета или существенным изменениям или улучшениям в области безопасности полетов.
Мероприятие | Год | Место нахождения | Описание |
---|---|---|---|
Рейс 425 авиакомпании TAP Air Portugal | 1977 г. | Международный аэропорт Криштиану Роналду, Португалия | Самолет Boeing 727, выполнявший эту услугу, пролетел над взлетно-посадочной полосой аэропорта, врезался в близлежащий пляж и взорвался, в результате чего погиб 131 из 164 человек на борту. Это остается единственным несчастным случаем со смертельным исходом для ТАП в его истории. Во время крушения взлетно-посадочная полоса составляла 1600 м (5249 футов). В 1986 году он будет увеличен до 1800 м (5 906 футов), а в 2000 году - до 2781 м (9 124 футов). |
Рейс 605 авиакомпании China Airlines | 1993 г. | Аэропорт Кай Так, Гонконг | Чтобы избежать выхода за пределы взлетно-посадочной полосы и столкновения с системой огней приближения, капитан Боинга 747-400 намеренно свернул самолет с левой стороны взлетно-посадочной полосы в сторону гавани Виктория. Никто не погиб, но самолет списали как потерянный. |
Рейс 137 Philippine Airlines | 1998 г. | Внутренний аэропорт Баколод-Сити, Баколод, Филиппины | Airbus A320-214 наводнил взлетно - посадочную полосу из - за ошибки пилота и врезался в жилой зоне. Из 130 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета, погибших не было, но три человека на земле погибли, и было много раненых. Самолет был списан как убыток. |
LAPA, рейс 3142 | 1999 г. | Aeroparque Jorge Newbery, Буэнос-Айрес, Аргентина | Boeing 737-204C наводнил взлетно - посадочную полосу после пилотов случайно пытались снять с убранными закрылками. Самолет пролетел над шоссе, врезался в машину, а затем врезался в строительную технику и загорелся, в результате чего погибли 63 из 100 человек на борту, а также 2 человека на земле и 3 человека были ранены. |
Рейс 1420 American Airlines | 1999 г. | Литл - Рок Национальный аэропорт, Литл - Рок, Арканзас, США | McDonnell Douglas MD-82 захватил взлетно - посадочную полосу, врезался в структуру освещения подхода, и распался, погиб 11 из 145 пассажиров. |
Рейс 1455 Southwest Airlines | 2000 г. | Аэропорт Боб Хоуп, Бербанк, Калифорния, США | Boeing 737-300 приземлился слишком быстро, чтобы остановиться на мокрой взлетно - посадочной полосы, врезался через периметр стены и остановился возле автозаправочной станции. Все выжили, но из-за повреждений конструкции самолет списали. |
Рейс 583 авиакомпании Lion Air | 2004 г. | Международный аэропорт Адисумармо, Суракарта, Индонезия | При посадке в сырую погоду McDonnell Douglas MD-82 вышел за пределы взлетно-посадочной полосы из-за аквапланирования и плохих характеристик торможения самолета. Покинув взлетно-посадочную полосу, самолет врезался в насыпь и разделился на две части. 25 из 153 человек на борту погибли. |
Рейс 1248 Southwest Airlines | 2005 г. | Международный аэропорт Мидуэй, Чикаго, Иллинойс, США | Boeing 737-700 наводнил взлетно - посадочной полосы при посадке в пургу и врезался в автомобильное движение, убив одного человека на земле. |
Рейс 358 авиакомпании Air France | 2005 г. | Международный аэропорт Торонто Пирсон, Торонто, Канада | Airbus A340 наводнил конец взлетно - посадочной полосы и остановился в овраге. 43 человека пострадали, самолет уничтожен в результате аварийного пожара. |
S7 Airlines, рейс 778 | 2006 г. | Международный аэропорт Иркутск, Иркутск, Россия | Airbus A310 проскочил взлетно - посадочной полосы, пробил бетонный барьер на высокой скорости, в результате чего самолет развалится и зажигая массированным огнем. 125 из 203 оккупантов погибли. |
Гаруда Индонезия, рейс 200 | 2007 г. | Международный аэропорт Адисутжипто, Джокьякарта, Индонезия | Во время посадки Boeing 737-400 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в рисовое поле и загорелся. Из 140 оккупантов 21 погиб. |
Рейс 3054 авиакомпании ТАМ | 2007 г. | Сан-Паулу - аэропорт Конгоньяс, Сан-Паулу, Бразилия | Airbus A320 наводнил взлетно - посадочную полосу при посадке в дожде, и врезался в склад. Все 187 человек на борту и 13 человек на земле погибли. |
Рейс 62 авиакомпании Sriwijaya Air | 2008 г. | Аэропорт Султана Таха, Джамби | Boeing 737-200 наводнил взлетно - посадочную полосу из - за неисправности гидравлики самолета и врезался в дом. Из 130 пассажиров и членов экипажа на борту самолета погибших не было, но один человек, находившийся в доме, погиб. Самолет получил серьезные повреждения и был списан. |
Рейс 331 American Airlines | 2009 г. | Международный аэропорт Нормана Мэнли, Кингстон, Ямайка | Boeing 737-800 посадка в дожде и попутная приземлились более чем 4000 футов от начала взлетно - посадочной полосы. Не имея возможности остановиться на оставшемся расстоянии, он разбился о камни у береговой линии. Никто не погиб, но 85 человек получили ранения, а самолет был уничтожен. |
Рейс 812 авиакомпании Air India Express | 2010 г. | Международный аэропорт Мангалуру, Mangalore, Индия | Boeing 737-800 перекус в конце взлетно - посадочной полосы, прошел через 300 футов (91 м) песок разрядник кровать означала как защиту экскурсионной, затем скользнул вниз по крутому склону. 158 из 166 оккупантов погибли. |
Рейс 523 Caribbean Airlines | 2011 г. | Международный аэропорт Чедди Джагана, Джорджтаун, Гайана | Boeing 737-800 наводнил взлетно - посадочную полосу при попытке приземлиться в дождливой погоде. Все пассажиры выжили, но самолет получил непоправимые повреждения, семь человек получили ранения. |
Рейс 8622 авиакомпании Pegasus Airlines | 2018 г. | Трабзон, Трабзон, Турция | Boeing 737-800 съехал с левой стороны взлетно - посадочной полосы при посадке и соскользнул вниз с обрыва, доходя воды. Никто не погиб, но самолет был уничтожен. |
Рейс 2193 авиакомпании Pegasus Airlines | 2020 г. | Международный аэропорт Сабиха Гекчен, Стамбул, Турция | Boeing 737-800 наводнил взлетно - посадочную полосу при посадке в сильном дожде и сильном ветре, и развалился на несколько частей. 3 из 183 человек на борту погибли. |
Рейс 1344 авиакомпании Air India Express | 2020 г. | Международный аэропорт Каликута, Керала, Индия | Boeing 737-800 наводнил столешницу взлетно - посадочную полосу, занос в конце взлетно - посадочной полосы и врезался в ущелье. На борту самолета находилось 190 человек, в том числе 6 членов экипажа. В результате авиакатастрофы погиб 21 человек, в том числе оба пилота. |