Система задерживания материалов, система задерживания материалов (EMAS ), или слой ограничителя - это слой из искусственных материалов, построенный в конце взлетно-посадочной полосы для уменьшения серьезности последствий отклонения от взлетно-посадочной полосы. Спроектированные материалы определены в консультативном циркуляре FAA № 150 / 5220-22B как «материалы с высоким энергопоглощением выбранной прочности, которые надежно и предсказуемо раздавятся под весом самолета». В то время как текущая технология включает в себя легкие, дробимые бетонные блоки, для EMAS можно использовать любой материал, который был одобрен в соответствии с консультативным циркуляром FAA. Цель EMAS - остановить обгон самолета без травм и минимальных повреждений самолета. Самолет замедляется из-за потери энергии, необходимой для разрушения материала EMAS. EMAS аналогичен по концепции рампе для самосвала или гравийной ловушке для гоночной трассы, изготовленной из гравия или песка. Он предназначен для остановки воздушного судна, которое пролетело мимо ВПП, когда недостаточно свободного места для стандартной зоны безопасности ВПП (RSA). Были выданы многочисленные патенты на конструкцию и дизайн материалов и процессов.
В консультативном циркуляре FAA 150 / 5220-22B разъясняется, что система EMAS может оказаться неэффективной в случае инцидентов с воздушным судном массой менее 11 000 кг (25 000 фунтов). В нем также разъясняется, что EMAS - это не то же самое, что остановочная дорожка, которая определена в Консультативном циркуляре FAA 150 / 5300-13A, раздел 312.
По состоянию на май 2017 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) имеет работает над разработкой гармонизированного регламента, касающегося тормозных систем.
Исследовательские проекты, выполненные в Европе, изучали рентабельность EMAS. В аэропортах, где зоны безопасности взлетно-посадочной полосы не соответствуют стандартам, установлены кровати-предохранители, и их способность останавливать воздушные суда с минимальным повреждением или отсутствием повреждений воздушной рамы и находящихся в ней людей доказала свою эффективность, намного превосходящую затраты на установку. В последнем отчете «Расчетный анализ затрат и выгод снижения жесткости взлетно-посадочной полосы на основе фактических арестов » показано, как деньги, сэкономленные в результате первых 11 арестов, достигли расчетной суммы в 1,9 миллиарда долларов США, что позволило сэкономить более 1 доллара США. B выше сметной стоимости разработки (НИОКР, все установки по всему миру, техническое обслуживание и ремонт на общую сумму 600 миллионов долларов США). Исследование предполагает, что смягчение последствий выездов на взлетно-посадочные полосы во всем мире может оказаться гораздо более рентабельным, чем нынешнее внимание к снижению и без того очень низкой вероятности происшествия.
FAA Критерии проектирования новых аэропортов России определяют зоны безопасности взлетно-посадочных полос (RSA), чтобы увеличить запас безопасности в случае выхода за пределы допустимого диапазона и предоставить дополнительное пространство для доступа для транспортных средств. Федеральный закон США требовал, чтобы к концу 2015 года длина RSA в аэропортах составляла 1000 футов (300 м) в ответ на выезд взлетно-посадочной полосы на шоссе в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси.. В аэропортах, построенных до введения в действие этих стандартов, FAA профинансировало установку EMAS на концах основных взлетно-посадочных полос. Минимальная рекомендуемая общая длина установки EMAS составляет 600 футов (180 м), из которых не менее 400 футов (120 м) должны состоять из хрупкого материала.
По состоянию на апрель 2019 года установлен ESCO EMAS. на 112 заканчивается взлетно-посадочная полоса в 68 аэропортах США, с планами по установке 3 систем EMAS в 2 дополнительных аэропортах США и взлетно-посадочной полосы EMAS устанавливается на 4 концах взлетно-посадочной полосы в 1 аэропорту в США
FAA обнаружило, что пилоты пытаются избежать EMAS и держаться в стороне от травы на 30–40 узлов (56–74 км / ч; 35–46 миль в час) с низким уровнем энергии, чтобы не допустить новости.
Из 15 неамериканских установок 8 были предоставлены Zodiac Arresting Systems (2 в Китае, 2 в Мадриде, 1 на Тайване, 2 в Норвегии и 1 в Саудовской Аравии), 6 были предоставлены RunwaySafe (1 в Швейцарии и 3 в заморских департаментах Франции - 1 на острове Реюньон, 2 на Майотте ), 1 в Японии и 1 в Германии. 1 предоставлено Hankge (Китай)
По состоянию на февраль 2018 года было три признанных материала EMAS (от 2 производителей со всего мира), которые соответствуют требованиям FAA, изложенным в консультативном циркуляре 150- 5220-22B, "Спроектированные системы удержания материалов для пролета самолетов". (FAA должно проверять и одобрять каждую установку EMAS.)
Первый EMAS был разработан в середине 1990-х годов ESCO / Engineered Arresting Systems Corp. (позже Zodiac Arresting Systems) в рамках сотрудничества и технического принятия FAA. Стойки глушителя EMAS четвертого поколения состоят из блоков из легкого, дробимого ячеистого бетона, заключенного в стойкую к реактивной струе защиту, предназначенную для безопасной остановки самолетов, которые пересекают взлетно-посадочную полосу. Система EMAS компании Zodiac установлена на более чем 110 взлетно-посадочных полосах в более чем 65 аэропортах на трех континентах. Система EMAS компании Zodiac прошла испытательные полеты на скорости 55 узлов (102 км / ч; 63 мили в час) и является единственной системой EMAS, которая безопасно останавливала воздушные суда в аварийных ситуациях с выбегом в коммерческих аэропортах. Компания Zodiac прекратила производство систем EMAS, поскольку рынок США замедлился, а конкуренция на международном рынке стала слишком жесткой.
Шведская компания Runway Safe AB разработала систему EMAS, слой вспененного диоксида кремния, изготовленный из переработанного стекла и удерживаемый внутри высокопрочной пластиковой сетки, прикрепленной к тротуару в конце взлетно-посадочной полосы. Вспененный диоксид кремния заливается в проходы, ограниченные сеткой, покрытые слоем налитого цемента и обрабатываемые верхним слоем герметика.
Третий одобренный материал представляет собой запатентованный пеноматериал, разработанный Zodiac в качестве альтернативы существующий материал сердечника из ячеистого бетона.
Существует третий производитель, сертифицированный китайским CAAC, с продуктом, который очень похож на оригинальный продукт Zodiac ESCO, но не одобрен FAA.
Дополнительное освещение в СМИ Статистика EMAS, установки и общие новости включают: