Роман Дмовски

редактировать

Роман Дмовски
Роман Дмовский LOC 3c35372u.jpg Роман Дмовский
Министр иностранных дел
В офисе . 27 октября 1923 - 14 декабря 1923
ПрезидентСтанислав Войцеховский
Премьер-министрВинценть Витос
ПредыдущийМариан Сейда
ПреемникКароль Бертони (Исполняющий обязанности)
Депутат Государственной Думы Российской Империи
На должности . 1907–1909
Личные данные
Родился(1864- 08-09) 9 августа 1864 г.. Камионек, Варшава, Конгресс Польша (тогда часть Российской Империи )
Умер2 января 1939 (1939-01-02) (74 года). Дроздово, Гмина Пятница, Польша
Место упокоенияБродненское кладбище, Варшава
Национальностьполяк
Политическая партия
Alma mater Варшавский университет
Подпись

Роман Станислав Дмовский (9 августа 1864 г. - 2 января 1939 г.) был польским политиком, государственным деятелем, соучредителем и главным идеологом национальной демократии ("ND" : по-польски "Endecja") политическое движение. Он видел германизацию польских территорий , контролируемых Германской империей, как главную угрозу польской культуре и поэтому выступал за определенную степень приспособления с другой державой, разделившей Польшу, Российскую империю. Он выступал за восстановление независимости Польши с помощью ненасильственных средств и поддерживал политику, благоприятную для польского среднего класса. Во время Первой мировой войны, в Париже, через свой Польский национальный комитет он был видным представителем союзников от имени Польши. Он сыграл важную роль в послевоенном восстановлении независимого существования Польши..

Дмовский никогда не обладал значительной политической властью, за исключением короткого периода в 1923 году в качестве министра иностранных дел. Тем не менее, он был одним из самых влиятельных польских идеологов и политиков своего времени. Большую часть своей жизни Дмовский был противоречивой личностью и считал, что только однородная польскоязычная и католическая нация будет предпочтительнее, чем видение Пилсудского. Прометеизм, который стремился к многоэтнической Польше, напоминающей Речи Посполитой. В результате его мышление маргинализировало другие этнические группы, проживающие в Польше, особенно в Кресах (которые включали евреев, литовцев и украинцев ). Он остается ключевой фигурой польского национализма и часто упоминается как «отец польского национализма». На протяжении большей части своей жизни он был главным идеологическим противником польского военного и политического лидера Юзефа Пилсудского и его видения Польши как многонациональной федерации против немецкого и российского империализма.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Первая мировая война
  • 3 После Первой мировой войны
  • 4 Дальнейшая жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Политические взгляды
    • 6.1 Теоретик национализма
    • 6.2 Антисемитизм, антибелорусизм, германофобия, антилитовство и украинофобия
  • 7 Признание
  • 8 Избранные работы
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
    • 11.1 На польском языке
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы

Дмовский родился 9 августа 1864 года в варшавском районе Камионек, в Конгрессе Польши (Вислинская земля ), затем часть Российской Империи. Его отец был дорожным строителем, а позже - предпринимателем. Дмовский учился в школах в Варшаве, изучал биологию и зоологию в Варшавском университете, который он окончил в 1891 году. Будучи студентом, он стал активным членом Польского молодежного общества «Зет» (Związek Młodzieży Polskiej "Zet"), где он активно выступал против социалистических активистов. Зет был связан с Польской лигой (Польской лигой), к которой Дмовский присоединился в 1889 году. Ключевым понятием Лиги было Polskość (польскость), в отличие от trójlojalizm (тройная лояльность).

Он также организовал Студенческая улица демонстрация по случаю 100-летия Конституции Польши от 3 мая 1791 года. За это он был заключен в тюрьму властями Российской Империи на пять месяцев в Варшавская цитадель. Затем он был сослан в Либуа и Митау в Курляндии (Латвия). После 1890 года он также развивался как писатель и публицист, публикуя политическую и литературную критику в Głos, где он сблизился с Яном Людвиком Поплавским, который должен был стать его наставником. После своего освобождения из изгнания Дмовски стал весьма критически относиться к Лиге Польской, обвинив ее в том, что она контролируется Вольными масонами и в целом некомпетентна.

В апреле 1893 года Дмовски стал соучредителем Национальной лиги и стал его первым лидером. Группа отличалась от Liga Polska, поскольку Дмовский настаивал на том, что может существовать одна польская национальная идентичность, что привело его к нападкам на регионализм как на форму расколотой лояльности, ослабляющую польскую нацию. Та же концепция также исключила меньшинства, такие как евреи, из предполагаемой польской нации. В ноябре 1893 года он был приговорен к ссылке из Вислинской земли. Дмовский отправился в Елгаву, а вскоре после этого, в начале 1895 г., в Лемберг, Австро-Венгрия (современный Львов, Украина, Львов на польском языке), где вместе с Поплавским он начал издавать новый журнал (All-Polish Review). В 1897 году он стал соучредителем Национал-демократической партии (Stronnictwo Narodowo-Demokratyczne или "Endecja"). Endecja должна была служить политической партией, лоббистской группой и подпольной организацией, которая объединила бы поляков, разделяющих взгляды Дмовского, в дисциплинированную и преданную политическую группу. В 1899 году Дмовский основал Общество национального просвещения в качестве вспомогательной группы. С 1898 по 1900 год он проживал во Франции и Великобритании и побывал в Бразилии. В 1901 году он поселился в Кракове, который тогда входил в состав австрийского раздела Польши. В 1903 году он опубликовал книгу (Мысли современного поляка), один из первых, если не первый националистический манифест в европейской истории.

В Myśli nowoczesnego Polaka Дмовский резко критиковал старое Речи Посполитой за превознесение дворянства и за его терпимость к меньшинствам, что противоречило его принципу «здорового национального эгоизма». Он также отвергал либерализм и социализм за то, что они ставили личность выше национального государства, которое для Дмовского было единственной единицей, которая действительно имела значение. Дмовски утверждал, что привилегированный статус аристократии в старом Содружестве препятствовал национальному развитию, и что было необходимо, так это сильное чувство национальности, которое могло бы объединить нацию в единое целое. Он также атаковал романтический национализм XIX века за то, что тот рассматривал Польшу как «Христа народов», вместо этого отстаивая твердый национальный эгоизм. Дмовский выступал против революционных методов борьбы, предпочитая политическую борьбу, и стремился к независимости через усиление автономии. После начала русско-японской войны Дмовский встретился с полковником Акаси Мотодзиро, японским военным атташе в Швеции и шпионским мастер японской разведки, в Кракове в марте 1904 года. Несмотря на нежелание сотрудничать с японцами, Дмовский согласился на предложение Акаши о поощрении польских солдат в русской армии в Маньчжурии дефект Императорской армии Японии. Он отправился в Токио, чтобы проработать детали, и в то же время предпринял успешные усилия, чтобы помешать японцам помочь конкурирующему польскому политическому активисту Юзефу Пилсудскому, который нуждался в помощи для спланированное восстание в Польше, стремление, которое Дмовский считал обреченным на провал.

В 1905 году Дмовский переехал в Варшаву, обратно в русский раздел Польши, где он продолжал играть растущая роль во фракции Endecja. Во время русской революции 1905, Дмовский выступал за сотрудничество с властями Российской Империи и приветствовал Октябрьский манифест Николая II 1905 года как ступеньку на пути к обновлению польской автономии.. Во время восстания в Лодзи в июне 1905 года эндеки, действуя по приказу Дмовского, выступили против восстания, возглавляемого Польской социалистической партией Пилсудского (ППС). В течение «июньских дней », как известно Лодзинское восстание, между Эндекей и ППС бушевала миниатюрная гражданская война. В результате выборов в Первую Думу (законодательное собрание в поздней Российской Империи), бойкотированных ППС, национал-демократы получили 34 из 55 мест, отведенных для Польша. Дмовский и Endecja рассматривали Думу как способ улучшить положение Польши Конгрессом в Российской империи, поскольку он считал партизанскую войну непрактичной. Сам Дмовский был избран депутатом во Второй и Третий Думы (начиная с 27 февраля 1907 г.) и был президентом польского фракционного собрания в его составе. Его считали консерватором, и, несмотря на то, что он был лидером польской фракции, он часто имел большее влияние на русских, чем польские депутаты. В период с октября 1905 по 1906 год более 2 000 поляков были убиты российской полицией и войсками, а в Варшаве было вынесено 1 000 смертных приговоров. Хотя его часто осуждали как предателя, он утверждал, что в данных обстоятельствах придерживался единственно возможного для Польши курса действий.

Со временем Дмовский стал более восприимчивым к российским предложениям, особенно неославизм, подогревая идею о том, что у Польши и России может быть общее будущее, особенно из-за того, что Германия является их общим врагом. В свете того, что он считал культурной неполноценностью русских, Дмовский считал сильную Россию более приемлемой, чем сильную Германию. По мнению Дмовского, российская политика русификации не преуспеет в подчинении поляков, в то время как немцы добьются гораздо большего успеха в своей политике германизации. Он объяснил эти взгляды в своей книге Niemcy, Rosja i kwestia Polska (Германия, Россия и польское дело), ​​опубликованной в 1908 году. Это не было общепопулярным подходом, и в 1909 году Дмовский отказался от своего депутатского мандата, чтобы сосредоточиться на внутренней политической борьбе. в Endecja. Он проиграл выборы в Четвертую Думу в 1912 году политику-социалисту Евгениушу Ягелло из Польской социалистической партии - левых, который победил при поддержке Еврейское голосование. Дмовски рассматривал это как личное оскорбление; взамен он организовал успешный бойкот еврейских предприятий на большей части территории Польши.

Первая мировая война

В 1914 году Дмовский высоко оценил манифест Великого князя Николая к польскому народу от 14 августа, который смутно заверил польских подданных царя в том, что после войны «Конгрессная Польша» получит большую автономию и что австрийские провинции Восточная и Западная Галиция вместе с Померанией провинцией Пруссией, будет присоединено к Королевству Польскому после поражения Германской империи и Австро-Венгрии. Однако последующие попытки Дмовского заставить русских взять на себя более жесткие обязательства в соответствии с манифестом великого князя Николая были встречены неуловимыми ответами. Тем не менее, пророссийская и антинемецкая пропаганда Дмовского смогла сорвать планы Пилсудского вызвать антироссийское восстание и укрепить его положение как важной польской политической фигуры на международной арене, особенно с помощью Тройственного Антанты. В ноябре он стал одним из активных членов Польского национального комитета.

. В 1915 году Дмовский, все более убежденный в надвигающемся поражении России, решил, что для поддержки дела независимости Польши он должен отправиться за границу для проведения кампании от имени Польша в столицах западных союзников. Во время его лоббирования среди его друзей были такие влиятельные лица, как британский журналист Уикхэм Стид. В частности, Дмовский имел большой успех во Франции, где произвел очень благоприятное впечатление на общественное мнение. Он прочитал серию лекций в Кембриджском университете, которые произвели такое впечатление на местных преподавателей, что ему была присвоена почетная докторская степень. В августе 1917 года в Париже он создал новый Польский национальный комитет, целью которого было восстановление польского государства. В том же году он за свой счет опубликовал «Проблемы Центральной и Восточной Европы», которые вскоре распространил среди многочисленных англоязычных дипломатов. Он был ярым критиком Австро-Венгрии и выступал за создание на ее месте ряда славянских государств (в том числе для чехов, а также неславянских венгров и румын). В польском политическом сообществе он выступал против тех, кто поддерживал союз с Германией и Австро-Венгрией, включая сторонников нечеткого предложения Германии о Регентском Королевстве Польши с неопределенными границами, которое Германия обещала создать после Первая мировая война (в то время как в секрете, фактически планируя лишить его до 30 000 квадратных километров для немецкой колонизации после удаления польского населения). В 1917 году Дмовский изложил план границ воссозданного польского государства; он будет включать Великую Польшу, Померанию с Гданьск, Верхнюю Силезию, южную полосу Восточной Пруссии и Тешинская Силезия. В сентябре того же года Национальный комитет Дмовского был признан французами законным правительством Польши. Британцы и американцы с меньшим энтузиазмом относились к Национальному комитету Дмовского, но год спустя также признали его правительством Польши. Однако американцы отказались поддержать то, что они считали чрезмерными территориальными притязаниями Дмовского (Линия Дмовского ). Американский президент Вудро Вильсон сообщил: «Я видел г-на Дмовского и г-на Падеревского в Вашингтоне, и я попросил их дать мне определение Польши, как они ее понимают, и они представили мне с картой, на которой они заявили права на большую часть земли ».

Отчасти возражения Вильсона были вызваны неприязнью лично к Дмовски. Один британский дипломат заявил: «Он был умным человеком, и умным людям не доверяют; он был логичным в своих политических теориях, а мы ненавидим логику; и он был настойчив с упорством, рассчитанным на то, чтобы свести с ума всех». Другой областью возражений против Дмовского были его антисемитские замечания, как в речи, которую он произнес на обеде, организованном писателем Гилбертом Кейтом Честерсоном, которая начиналась словами: «Моя религия произошло от Иисуса Христа, убитого евреями ». Когда премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж критиковал Дмовского и Комитет, Дмовски видел в этом результат того, что Ллойд Джордж представлял еврейские интересы. Он отказался принять единственного польского еврея в Национальный комитет, несмотря на поддержку такого предложения со стороны Падеревского. Ряд американских и британских еврейских организаций во время войны вели кампании против своих правительств за признание Национального комитета. Другим ведущим критиком Дмовского был историк сэр Льюис Нэмир, еврей, который работал постоянным экспертом британского министерства иностранных дел по Польше во время войны и который утверждал, что лично оскорблен антисемитскими высказываниями Дмовского. Нэмир боролся против британского признания Дмовского и «его шовинистической банды». В свою очередь, опыт Дмовского в то время убедил его в существовании международного «еврейско-масонского заговора, недружественного по отношению к Польше и непримиримого враждебного его партии [Endecja]».

После Первой мировой войны
Территориальные требования Польши на Парижской мирной конференции 1919 г. (линия Дмовского ) об этнографическом фоне и границах Речи Посполитой 1772

В конце мировой войны два правительства заявили быть законными правительствами Польши: Дмовского в Париже и Пилсудского в Варшаве. Чтобы положить конец враждебным притязаниям Пилсудского и Дмовского, композитор Игнаций Ян Падеревский встретился с обоими и убедил их неохотно объединить усилия. У обоих мужчин было то, что нужно другому. После войны Пилсудский владел Польшей, но как поляк, который сражался с австрийцами за Центральные державы против русских, союзники не доверяли ему. Недавно возрожденная Польская армия, сформированная из его Польских легионов, нуждалась в оружии союзников, а Дмовский гораздо лучше подходил для того, чтобы убедить союзников выпустить его. Кроме того, французы планировали отправить обратно в Польшу Синюю армию генерала Юзефа Галлера, лояльную Дмовскому. Были опасения, что, если Пилсудский и Дмовский не откажутся от своих разногласий, между их партизанами может разразиться гражданская война. Падеревскому удалось выработать компромисс, в котором Дмовский и он сам должны были представлять Польшу на Парижской мирной конференции, а Пилсудский должен был служить временным президентом Польши. Не все сторонники Дмовского приняли этот компромисс, и 5 января 1919 года партизаны Дмовского (во главе с Марианом Янушайтисом-Жеготой и Евстахием Сапегой ) предприняли попытку неудавшегося переворота против Пилсудского.

В качестве польского делегата на Парижской мирной конференции и подписавшего Версальский договор, Дмовский оказал существенное влияние на благоприятные решения Договора относительно Польши. 29 января 1919 г. Дмовский впервые встретился с Высшим военным советом союзников; его пятичасовая презентация на английском и французском языках была охарактеризована как блестящая. На встрече Дмовский заявил, что он не заинтересован в предъявлении претензий на территории Украины и Литвы, которые ранее были частью Польши, но больше не имели польского большинства. В то же время Дмовский сильно настаивал на возвращении польских территорий с польскоговорящим большинством , взятых Пруссией у Польши в 1790-х годах, а также некоторых территорий за пределами Польши до 1772 года, таких как юго-восток Пруссия и Верхняя Силезия. Сам Дмовский признал, что с чисто исторической точки зрения, не считая этнолингвистических соображений, польские претензии на Силезию были не совсем сильными, но он утверждал это для Польши по экономическим причинам, особенно по угольным месторождениям. Более того, Дмовский утверждал, что немецкая статистика лгала о количестве этнических поляков, проживающих в восточной Германии, и что «эти поляки были одними из самых образованных и высококультурных в стране, с сильным чувством национальности и люди прогрессивных идей ». Вдобавок Дмовский при сильной поддержке французов хотел отправить «Синюю армию» в Польшу через Данциг, Германия (современный Гданьск, Польша); И Дмовский, и французы намеревались создать «голубую армию» территориального свершившегося факта. Это предложение вызвало сильную оппозицию со стороны немцев, англичан и американцев, и, наконец, в апреле 1919 года Синяя армия была отправлена ​​в Польшу по суше. Пилсудский был против того, чтобы бесполезно раздражать союзников, и было высказано предположение, что он не очень заботился о Данциге.

Что касается Литвы, Дмовский не считал литовцев имеющими сильная национальная идентичность и рассматривали свою социальную организацию как племенную. Те районы Литвы, в которых проживало либо польское большинство, либо меньшинство, были заявлены Дмовским на основании самоопределения. В районах проживания польских меньшинств поляки будут оказывать влияние на цивилизацию; только северная часть Литвы, где было твердое литовское большинство, Дмовский был готов уступить литовцам. Его первоначальные планы относительно Литвы заключались в предоставлении ей автономии в составе польского государства. Это вызвало у Дмовского очень острые споры с литовской делегацией в Париже. Что касается бывшей австрийской провинции Восточная Галиция, Дмовский утверждал, что местные украинцы совершенно неспособны управлять собой и также нуждаются в цивилизаторском влиянии польского руководства. Вдобавок Дмовский хотел приобрести нефтяные месторождения Галиции. Однако его поддержка этого была более слабой, чем поддержка других регионов, и он выступал против предложения Пилсудского о союзе или федерации с украинцами. Из союзных держав только французы полностью поддержали притязания Польши на Галицу. В конце концов, именно действительные боевые действия в Галиции, а не решения дипломатов в Париже решили, что этот регион будет частью Польши. Французы не поддержали устремления Дмовского в регионе Тешинской Силезии, а вместо этого поддержали претензии Чехословакии. Дмовский долгое время восхвалял чехов как образец национального возрождения перед лицом германизации, и, несмотря на его спор с чешскими политическими лидерами, его мнение о чешском народе в целом оставалось положительным.

Вечно политический противник Пилсудского, Дмовский отдавал предпочтение тому, что он называл «национальным государством», государством, в котором граждане говорили бы по-польски и исповедовали римско-католическую веру. Если видение Польши Пилсудским было основано на историческом многонациональном государстве, существовавшем при династии Ягеллонов, которое он надеялся воссоздать с помощью многонациональной федерации (Międzymorze Federation), Видение Дмовского - это более раннее Польское королевство, которым управляла династия Пястов, этнически и религиозно однородная. Пилсудский верил в широкое определение польского гражданства, в котором народы разных языков, культур и вероисповеданий должны были быть объединены общей лояльностью возрожденному польскому государству. Дмовский считал взгляды Пилсудского опасной чепухой и считал, что присутствие большого числа этнических меньшинств подорвет безопасность польского государства. На Парижской мирной конференции он яростно выступал против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше союзниками.

Сам Дмовский был разочарован Версальским договором, отчасти потому, что он был категорически против Договора о правах меньшинств, навязанного Польше, а отчасти потому, что он хотел немецко-польской границы быть несколько западнее, чем допускал Версаль. В обоих этих разочарованиях Дмовский объяснил, как он утверждал, «международный еврейский заговор». На протяжении всей своей жизни Дмовский утверждал, что британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж был подкуплен синдикатом немецко-еврейских финансистов, чтобы дать Польше то, что Дмовски считал неблагоприятной границей с Германией. Его отношения с Ллойд Джорджем были очень плохими. Дмовски считал Ллойд Джорджа высокомерным, беспринципным и последовательным защитником претензий Польши на Запад и Восток. Дмовски был очень оскорблен незнанием Ллойд Джорджем польских дел и, в частности, был возмущен его незнанием о речном движении по Висле. Дмовски назвал Ллойд Джорджа «агентом евреев». Ллойд Джордж, в свою очередь, утверждал в 1939 г., что «Польша заслужила свою судьбу».

Более поздняя жизнь
Дмовски, 1936 г.

Дмовский был депутатом Законодательного Сейма 1919 , но он присутствовал только на одном заседании, считая сейм слишком хаотичным, чтобы оказывать большое влияние; он также провел большую часть того года в Париже или выздоравливал от легочной инфекции в Алжире. Он реорганизовал эндецию в новую партию, Народный национальный союз (Związek Ludowo-Narodowy). Во время польско-советской войны он был членом Совета национальной обороны и активно критиковал политику Пилсудского. После войны польские восточные границы были похожи, хотя и немного меньше, по сравнению с тем, что стало известно как линия Дмовского.

. Когда в начале 1920-х годов пришло время писать польскую конституцию, национал-демократы настаивали на слабое президентство и сильная законодательная власть. Дмовский был убежден, что Пилсудский станет президентом, и рассматривал слабый исполнительный мандат как лучший способ нанести вред своему сопернику. Конституция 1921 действительно наметила правительство со слабой исполнительной властью. Когда Габриэль Нарутович, друг Пилсудского, был избран президентом Сеймом в 1922 году, многие эндеки считали его избранным при поддержке партий, представляющих национальные меньшинства при заметной поддержке польского еврейского политика Ицхака Грюнбаума. После избрания Нарутовича национал-демократы начали крупную кампанию очернения «еврейского президента», избранного «иностранцами». Впоследствии фанатичный сторонник национал-демократов, художник Элигиуш Невядомский убил Нарутовича.

Он был министром иностранных дел с октября по декабрь 1923 года в правительстве Винсенти Витос. В том же году он получил Орден Polonia Restituta от правительства Владислава Сикорского.

. В 1926 году, после майского государственного переворота Пилсудского, Дмовский основал Лагерь Великой Польши (Obóz Wielkiej Polski), хотя он обнаружит себя скорее идеологом, чем лидером, поскольку его вытеснили новые, более молодые политики. В 1928 году он основал Национальную партию (Stronnictwo Narodowe). Он продолжал публиковать газетные статьи, брошюры и книги. В связи с ухудшением здоровья он в основном ушел из политики к 1930 году. В 1934 году часть молодежного крыла Endecja сочла Дмовски недостаточно жесткой на их вкус и откололась, чтобы основать более радикальный Национальный радикальный лагерь (известный его польской аббревиатурой ONR). Его последней крупной кампанией была серия политических нападений на предполагаемых "иудео-масонских" соратников президента Игнация Мосьцицкого.

Смерть

Ослабевший, Дмовский переехал в деревню Дроздово. около Ломжи, где он умер 2 января 1939 года.

Дмовский был похоронен на Бродненском кладбище в Варшаве в семейной могиле. На его похороны пришло не менее 100 000 человек; наследие Пилсудского sanacja правительство оскорбляло его без присутствия официального представителя.

Политические взгляды

Теоретик национализма

С ранних студенческих лет Дмовский был выступает против социализма и с подозрением относится к федерализму ; он желал польской независимости и сильного польского государства и считал социализм и примирительную федералистскую политику приоритетом международной идеи над национальной. Со временем он стал влиятельным европейским мыслителем-националистом. Дмовски был ученым и поэтому предпочитал логику и разум эмоциям и страсти. Однажды он сказал известному пианисту Игнацию Яну Падеревскому, что музыка - это «простой шум». Дмовский был очень твердо убежден в том, что полякам следует отказаться от того, что он считал глупым романтическим национализмом и бесполезными жестами неповиновения, а вместо этого должны усердно работать, чтобы стать бизнесменами и учеными. Дмовский находился под сильным влиянием социал-дарвинистских теорий, которые тогда были популярны в западном мире, и рассматривал жизнь как беспощадную борьбу между «сильными» нациями, которые доминировали, и «слабыми» нациями, которые находились под властью.

В своей книге «Myśli nowoczesnego Polaka» («Мысли современного поляка») 1902 года Дмовский осудил все формы польского романтического национализма и традиционные польские ценности. Он резко критиковал идею Польши как духовную концепцию и как культурную идею. Вместо этого Дмовский утверждал, что Польша была просто физическим образованием, которое необходимо было создать посредством прагматических переговоров и переговоров, а не посредством того, что Дмовский считал бессмысленным восстанием - обреченным на провал еще до того, как оно началось - против держав раздела. По мнению Дмовского, полякам был нужен «здоровый национальный эгоизм», который не руководствовался бы тем, что Дмовский считал нереалистичными политическими принципами христианства. В той же книге Дмовский обвинил в падении старого Содружества его традиции терпимости. Хотя сначала критикуя христианство, Дмовский рассматривал некоторые христианские секты как полезные для определенных народов, не обязательно через Польшу. Позже, в 1927 году, он пересмотрел эту раннюю точку зрения и отказался от критики католицизма, считая его неотъемлемой частью польской идентичности. Дмовски рассматривал все меньшинства как ослабляющие силы внутри нации, от которых необходимо было избавиться. В своей книге 1927 года Kościół, Naród I Państwo (Церковь, нация и государство) Дмовский писал:

«Католицизм не является дополнением к польскому; он каким-то образом укоренен в самом его существовании и в значительной степени даже формирует его существование.. Попытка отделить католицизм от польского в Польше, отрезав нацию от религии и церкви, означала бы уничтожение самого существования нации. Польское государство является католическим государством. Это происходит не потому, что подавляющее большинство его жителей - католики или из-за процента католиков. С нашей точки зрения, Польша католическая в полном смысле этого слова, потому что мы национальное государство, а наш народ - католический народ ».

В предвоенные годы История Польши была предметом споров, поскольку различные идеологические силы тянули польских националистов в противоположных направлениях, представленных Дмовским и Пилсудским. На протяжении всей своей карьеры Дмовский глубоко не любил Пилсудского и многое из того, что он отстаивал. Дмовский происходил из бедных городских семей и не питал особой симпатии к традиционной элитарной социальной структуре Польши. Вместо этого Дмовский поддерживал программу модернизации и считал, что полякам следует перестать с ностальгией оглядываться на старое Речи Посполитой, которое Дмовский испытывал с глубоким презрением, и вместо этого должны принять «современный мир». В частности, Дмовский презирал старое Содружество за его многонациональную структуру и религиозную терпимость. Он видел этнические меньшинства в Польше (евреи, белорусы, литовцы и украинцы) как прямую угрозу культурной самобытности, целостности и этнической сплоченности Польши, прямо конкурируя с польской мелкой буржуазией (мелкой буржуазией)., также известное как полуавтономное крестьянство), с которым он отождествлялся. Дмовски утверждал, что хорошие граждане должны иметь только одну преданность нации, и что нет золотой середины. В его идеальном видении Польши не было бы этнических меньшинств; они будут либо полонизированы, либо вынуждены эмигрировать. Успех его националистических идей, также принятых и пропагандированных националистами в других странах (таких как Литва и Украина), способствовал исчезновению толерантной, многонациональной польско-литовской идентичности.

Дмовский восхищался итальянским фашизмом. Летом 1926 года Дмовский написал серию статей, восхищающихся Муссолини и итальянской фашистской моделью, и помог организовать Лагерь Великой Польши (OWP), широкий фронт антисанациев по образцу итальянского фашизма, который был известен. за его антиеврейскую риторику и насилие. Позже он, тем не менее, пытался гарантировать, что OWM не будет слепо имитировать итальянские или немецкие модели.

Антисемитизм, антибелорусизм, германофобия, антилитовство и украинофобия

Дмовский часто выражал свою веру в «международный еврейский заговор», направленный против Польши. В своем эссе «Żydzi wobec wojny» (Евреи на войне), написанном о Первой мировой войне, Дмовский утверждал, что сионизм был лишь прикрытием, скрывающим стремление евреев править миром. Дмовски утверждал, что как только еврейское государство будет создано в Палестине, оно станет «оперативной базой для действий во всем мире». В том же эссе Дмовский обвинил евреев в том, что они являются самым опасным врагом Польши и работают рука об руку с немцами, чтобы снова расчленить Польшу. Дмовский считал, что 3 миллиона польских евреев были слишком многочисленны, чтобы их можно было впитать и ассимилировать в польской католической культуре. Дмовский выступал за эмиграцию всего еврейского населения Польши как решение того, что он считал «еврейской проблемой» Польши, и со временем стал выступать за ужесточение жестких мер против еврейского меньшинства, хотя никогда прямо не предлагал убивать евреев. Он выступал против физического насилия, приводя доводы в пользу бойкотов еврейских предприятий, а затем дополненных их разделением в культурной сфере (посредством такой политики, как numerus clausus ). Дмовский сделал антисемитизм центральным элементом радикального националистического мировоззрения Эндеси. Крестовый поход Эндеси против еврейских культурных ценностей набирал силу в период антисемитизма 1930-х годов, но крупных погромов или жестоких нападений на евреев в Польше не было, пока немецкие нацисты не оккупировали Польшу и не сделали ее своей миссией. в 1939–1944 гг. В своем романе Dziedzictwo 1931 года Дмовский писал: «Еврейская женщина всегда будет евреем, евреем, евреем. У них другая кожа, они пахнут по-другому, они несут зло среди народов». В своем эссе 1938 года Hitleryzm a ydzi, Дмовский писал:

«Орудием евреев был Вильсон, который был обеспокоен тем, что союзные войска не пересекли немецкую границу... Ллойд Джордж не позволил регионам стать частью Польши, поскольку они были раньше: подавляющее большинство нашей Верхней Силезии, Мальборга, Штума и Квидзына, а также Гданьска. Ллойд Джордж действовал как агент евреев, и ничто не создавало впечатления, что Вильсон был менее зависим от них. Евреи, таким образом, заключили соглашение с немецким масонством, которое в обмен на помощь на конференции по пограничному вопросу согласилось предоставить им лидирующее положение в Германской Республике. В конце концов, после мира евреи работали на Германию и против Польши в Англии., Американское, и даже во Франции, но особенно жаркое, так что Германия становилась все меньше и меньше немецким государством и все больше еврейским ».

Для Дмовского одной из основных проблем Польши было то, что недостаточно польскоязычных католиков были средне- класс, в то время как o было много этнических немцев и евреев. Чтобы решить эту предполагаемую проблему, он задумал политику конфискации богатства евреев и этнических немцев и перераспределения его среди польских католиков. Дмовскому так и не удалось добиться, чтобы эта программа была принята сеймом, но национал-демократы часто организовывали кампании бойкота «Покупайте польское» против немецких и еврейских магазинов. Первый антисемитский бойкот Дмовского произошел в 1912 году, когда он попытался организовать тотальный бойкот еврейского бизнеса в Варшаве в качестве «наказания» за поражение некоторых кандидатов от Endecja на выборах. для Думы, в которой Дмовский обвинил еврейское население Варшавы. На протяжении всей своей жизни Дмовский ассоциировал евреев с немцами как с главными врагами Польши; истоки этой идентификации вытекают из глубокого гнева Дмовского над Насильственной политикой «германизация» осуществляется правительством Германии против своего польского меньшинства в течение Имперский период, и по поводу того, что большинство евреев, проживающие в спорном немецком / Польские территории предпочли ассимилироваться с немецкой, а не с польской культурой. По мнению Дмовского, еврейская община не была привлечена к делу независимости Польши и, скорее всего, вступила в союз с потенциальными врагами польского государства, если бы это было выгодно их статусу.

Дмовский также был ярым противником масонства., а также феминизм.

Признание
Статуя Дмовского в Варшаве

Жизнь и деятельность Дмовского были предметом многочисленных научных статей и книг. Анджей Валицкий в 1999 г. отмечал, что основными источниками по Дмовскому являются «Роман Дмовский» (1971), Роман Вапиньский, «Роман Дмовский» (1988) и Кшиштоф Кавалец » s Роман Дмовский (1996).

Подавленное в эпоху коммунистической Польши, после падения коммунизма в Польше, наследие Дмовского стало получать более широкое признание. [pl ] был назван в его честь в 1992 году. В ноябре 2006 года в Варшаве открыли памятник Роману Дмовскому ; это привело к серии протестов организаций, которые считают Дмовского фашистом и противником толерантности; из-за подобных протестов планы по установке статуй или мемориалов в другом месте обычно откладывались. Его наследие вызвало споры. Политический обозреватель Януш Майчерек писал в 2005 году: «Вместо современной Консервативной партии, которая смогла модернизировать Великобританию или Испанию, мы находим в Польше дешевую копию Endecja, в которой старомодный довоенный национализм смешивается с католицизмом до II Ватиканского Собора, объединенным в своем неприятии модернизации и недоверие к Западу ". Немецкий историк Андреас Коссерт писал в 2011 году: «Дмовский остается иконой современных польских политических правых». Оба близнеца Качиньских восхваляли Дмовского как вдохновение, а Лех Качиньский, когда он был мэром Варшавы, поставил памятник Дмовскому.

За его достижения в независимости Польши и расширение польского национального самосознания. 8 января 1999 г. он был удостоен особого закона польским сеймом. В документе также отмечается его основание в польской школе политического реализма и ответственности, формирование польских (особенно западных) границ и «подчеркивание прочной связи между католицизмом и польскостью для выживания нации и восстановления Государство ».

Дмовский был награжден несколькими государственными наградами: Большим крестом Ордена Polonia Restituta (1923), Орденом Звезды Румынии и <93.>Орден Оранже-Нассау. Получил почетные степени Кембриджского университета (1916) и Познаньского университета (1923). От других наград он отказался. 11 ноября 2018 г. (100-летие независимости Польши) он был посмертно награжден Орденом Белого Орла.

Избранные произведения
  • Myśli nowoczesnego Polaka (Мысли современного поляка), 1902 г.
  • Niemcy, Rosja a sprawa polska (Германия, Россия и польское дело), ​​1908. Французский перевод опубликован под названием: La question polonaise (Paris 1909).
  • Separatyzm ydów i jego źródła (Сепаратизм евреев) и ее источники), 1909.
  • Upadek myśli konserwatywnej w Polsce (Упадок консервативной мысли в Польше), 1914.
  • Polityka polska i odbudowanie państwa (Польская политика и восстановление государства), 1925.
  • Zagadnienie rządu (О правительстве), 1927.
  • Kościół, naród i państwo (Церковь, нация и государство), 1927.
  • Świat powojenny i Polska (Мир после войны и Польша), 1931.
  • Przewrót (Переворот), 1934.
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Роман Дмовски
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Джоэл Цанг: «Оппозиционные партии в Польше и их отношение к евреям и еврейский вопрос» Jewish Social Исследования, Том 1, Выпуск 2, 1939. стр. 241–256
  • Домбровски, Патрис М. «Использование и злоупотребления польским прошлым Юзефом Пилсудским и Романом Дмовски», Польское обозрение (2011) 56 # 1 стр. 73–109 в JSTOR
  • Дэвис, Норман «Ллойд Джордж и Польша, 1919–20», Журнал современной истории, (1971) 6 # 3 стр. 132–54 в JSTOR
  • Фонтан, Элвин Маркус Роман Дмовски: Партия, Тактика, Идеология 1895–1907, Боулдер: Восточноевропейские монографии, 1980 ISBN 0-914710-53-2.
  • Грот, Александр Дж. «Дмовский, Пилсудский и этнический конфликт в Польше до 1939 года», Canadian-American Slavic Studies (1969) 3 # 1 pp 69–91.
  • Комарницкий, Титус Возрождение Польской Республики: Исследование дипломатической истории Европы, 1914–1920, Лондон, 1957.
  • Коссерт, Андреас. «Отец-основатель современной Польши и националистических антисемитов: Роман Дмовски» в «В тени Гитлера: Правые личности в Центральной и Восточной Европе» под редакцией Ребекки Хейнс и Мартина Рэди, (2011), стр. 89–105
  • Лундгрин-Нильсен, К. Польская проблема на Парижской мирной конференции: исследование политики великих держав и поляков, 1918–1919: Оденсе, 1979.
  • Макмиллан, Маргарет Париж 1919: шесть Месяцы, которые изменили мир, Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2003, 2002, 2001 ISBN 0-375-50826-0, стр 207–28
  • Мендельсон, Эзра. Евреи Центральной и Восточной Европы в период между мировыми войнами, Блумингтон: издательство Indiana University Press, 1983 ISBN 0-253-33160-9.
  • Портер, Брайан. Когда национализм начал ненавидеть. Воображая современную политику в Польше девятнадцатого века, (Oxford University Press, 2000). ISBN 0-19-515187-9
  • Зейтц, Ричард Джордж. «Дмовский, Пилсудский и идеологическая битва во Второй Польской республике». Докторская диссертация Вашингтонский университет, 1975.
  • Валасек, Поль С. Халлер Войска Польского во Франции, Чикаго: 2006 ISBN 0-9779757-0-3.
  • Валицки, Анджей. «Тревожное наследие Романа Дмовски», «Политика и общества в Восточной Европе» (2000), 14 № 1, стр. 12–46. подчеркивает ксенофобию, антисемитизм и роль церкви
  • Вандич, Петр Стефан «Политика Дмовского и Парижская мирная конференция: успех или неудача?» из Реконструкции Польши, 1914–23, под редакцией П. Латавского: Лондон, 1992.
  • Вандич, Петр С. «Место Польши в Европе в концепциях Пилсудского и Дмовского», Восточноевропейская политика и общество (1990) 4 # 3 pp 451–468.
  • Замойский, Адам Польский путь Тысячелетняя история поляков и их культуры, Лондон: John Murray Ltd, 1987 ISBN 0-7195-4674-5.

На польском языке

  • Фришке, Анджей (1989). О kształt niepodległej. Варшава: Библиотека "Więzi". ISBN 83-7006-014-5.
  • Кунерт, Анджей Кшиштоф ; Малгожата Смогожевская (1998). Posłowie i senatorowie Rzeczypospolitej Polskiej 1919–1939. Słownik biograficzny. Том I, АД. Варшава: Wydawnictwo Sejmowe. ISBN 83-7059-392-5.
  • Вапинский, Роман (1989). Роман Дмовский. Люблин: Wydawnictwo Lubelskie. ISBN 83-222-0480-9.
  • Игнаций Хшановский; Владислав Конопчинский (1946). «Стефан Баторий». Polski Słownik Biograficzny (на польском языке). V.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Роман Дмовски.
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:15:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте