Дорога к Каносе

редактировать
Генри в Каноссе, картина истории от [de ] (1862)

Дорога к Каносе, иногда называемая Прогулка к Каносе (немецкий : Gang nach Canossa / Kanossa) или Унижение Каносса (итал. : L'umiliazione di Canossa) относится к пути императора Священной Римской империи Генриха IV к замку Каносса, Италия, где Папа Григорий VII останавливался в качестве гостя у Маргравины Матильды Тосканской, в разгар споров об инвеституре в январе 1077 г. просить прощения за его отлучение.

Согласно современным источникам, он был вынужден умолять себя на коленях, ожидая три дня и три ночи перед входными воротами замка, пока бушевала метель. Действительно, этот эпизод был описан как «один из самых драматических моментов средневековья». Это также вызвало много споров среди средневековых хронистов и современных историков, спорящих о том, была ли прогулка «блестящим мастерским ходом» или позорным унижением.

Содержание
  • 1 Историческая справка
  • 2 Путешествие
  • 3 В замке
  • 4 Историческое влияние
  • 5 Современное использование
  • 6 Источники
  • 7 Литература
Историческая справка

Папа и Император Священной Римской империи спорил о приоритете церковной или светской власти с момента распространения григорианских реформ в 11 веке. Когда Григорий VII, провозглашенный папой римским народом Рима в 1073 году, своим указом Dictatus papae попытался провести реформы в процессе инвеституры, его встретили сопротивление Генриха IV. Король настаивал на том, чтобы он оставил за собой традиционно установленное право предыдущих императоров «инвестировать» епископов, настоятелей и других священнослужителей, несмотря на папский указ.

Конфликт обострился после того, как Генрих смог подавить саксонское восстание в битве при Лангензальце в июне 1075 года. В сентябре он установил новый 23>Епископ Миланский, что раздражало Григория, открыто требовавшего послушания. Вскоре после этого Папа стал жертвой покушения во время празднования Рождества 1075 года. 24 января 1076 года Генрих собрал нескольких немецких епископов в синод в Вормсе, где церковные сановники отказались от всех обязательств перед Папой. В конце концов король потребовал отречения Григория, сославшись на правила папских выборов согласно булле In nomine Domini 1059 года.

В ответ Грегори отлучен от церкви и низложил Генриха на Постном синоде 1076 года в Риме. Кроме того, он заявил, что через год с этого дня потеря королевства станет безвозвратной.

Путешествие
Генри просит Матильду и аббата Хью Клюни вмешаться в спор, Вита Матильдис (ок. 1115)

Григорий также объявил клятвы верности, принесенные принцами, недействительными, что оказалось более опасным для правления Генриха, поскольку развитие отвечало интересам нескольких территориальных правителей Империи. Когда в октябре Патриарх Аквилеи и папский легат встретились с немецкими князьями в Требуре, они поклялись не признавать Генриха, если запрет не будет снят в течение года. Опасаясь дальнейшего восстания среди немецкой аристократии, Генрих почувствовал, что ему нужно избавиться от отлучения от церкви. Он по-прежнему был популярен среди простых людей, но князья угрожали избрать нового короля. Он должен был обеспечить свое положение в церкви до быстро приближающегося срока, установленного папой.

По предложению своих противников он договорился о встрече с Папой, который двинулся по тропе через Альпы в сторону Аугсбурга. Генрих начал свое путешествие в Шпейере и, путешествуя на юг вниз по Рейну, он обнаружил, что его положение ненадежно. Поскольку швабская знать отказалась открыть путь к альпийским проходам, королю пришлось пройти через Бургундию и пересечь Альпы по крутому Мон-Сени. Согласно хроникам Ламберта из Херсфельда, Генри, его жена Берта Савойская и их маленький сын Конрад рисковали своей жизнью, пересекая Альпийский гребень в суровых условиях. средние зимние условия. После долгого путешествия 25 января 1077 года они достигли жилища Грегори в Каноссе.

В замке
Генрих IV и его свита у ворот, изображение XIX века

Когда Генрих добрался до замка Матильды, Папа приказал отказать ему во въезде. Ожидая у ворот, Генри принял поведение покаяния. Он носил рубаху, традиционную одежду монахов того времени, и якобы ходил босиком. Многие из его окружения, включая королеву Берту Савойскую и принца Конрада, также предположительно сняли обувь. Согласно Ламберту из Херсфельда и из первых рук (письма, написанные Грегори и Генрихом в последующие годы), король ждал у ворот целых три дня. Все это время он якобы носил только свою раскаявшуюся рубаху и постился.

Наконец, 28 января ворота замка были открыты для Генри, и ему разрешили войти. Современные источники сообщают, что он преклонил колени перед Папой Григорием и просил у него прощения. Григорий оправдал Генри и пригласил его обратно в Церковь. В тот вечер Грегори, Генри и Матильда Тосканские разделили причастие в часовне Сант-Аполлонио внутри замка, что означало официальное окончание отлучения Генриха от церкви.

Действительно ли Генри официально покаяние окончательно не установлено. В любом случае, он снова обрел свободу действий и быстро вернулся в Германию, в то время как Григорий оставался с Матильдой в замке и в других местах Тосканы в течение нескольких месяцев.

Историческое влияние
Изображение Генриха в Каноссе в 1583 году, написанное английским протестантом Джоном Фоксом. На гравюре Генрих изображен как достойный правитель, в отличие от презрительных сторонников Грегори и самого Грегори, идентифицированного как Антихрист, который изображен в уловках Матильды.

Непосредственные последствия встречи с Каносой были ограничены. Хотя Генрих был возвращен в Церковь, любые надежды на то, что Папа восстановит поддержку права Генриха на престол, вскоре были разбиты; в марте небольшая группа влиятельных саксонских и южногерманских территориальных магнатов, включая архиепископов Зальцбурга, Майнца и Магдебург и несколько епископов встретились в Форххейме и, исходя из предположения, что Генрих безвозвратно утратил имперское достоинство, отвергли требование династии Салиан передать императорскую корону по наследству и, по словам Бруно Мерзебургского, присутствовавшего в окружении своего епископа , заявил, что «сын короля, даже если он будет в высшей степени достоин, должен стать королем стихийные выборы ". Папа подтвердил соглашение. Его показания все еще остаются в силе, Генрих был вынужден вступить в гражданскую войну с герцогом Рудольфом Швабским. Григорий повторно отлучил Генриха от церкви, который в конечном итоге выиграл гражданскую войну, вторгся в Рим и вынудил Грегори бежать, заменив его антипапой Климентом III.

Значение в великой истории Германии и Европы, однако, было гораздо более значительным. Во время протестантской Реформации в 16 веке Генрих был превознесен как защитник прав как католиков, так и противников Папы. Многие немецкие лютеране считали его «первым протестантом» и обращались к его примеру как к руководству в своей борьбе против того, что они считали тираническим и несправедливым институтом. Еще в 1728 году, когда Григорий был канонизирован Папой Бенедиктом XIII, папский указ вызвал оскорбление среди европейских монархов, и его публикация была запрещена императором Карлом VI.

Мемориальная доска с цитатой Бисмарка, установленная в 1877 году на Гарцбург Замок

Позже в истории это событие приобрело более светское значение: отказ от его примера стал обозначать отказ Германии подчиняться какой-либо внешней власти (хотя все же особенно, но не исключительно, католическая церковь ). Первым инцидент был увековечен австрийским политиком и поэтом Антоном Александром фон Ауэрсперг (Анастасиусом Грюном) в речи 1868 года перед Палатой лордов о выполнении гражданский брак. После объединения Германии канцлер Отто фон Бисмарк, когда его параграф и Закон об иезуитах спровоцировали так называемый «Kulturkampf «вместе с Папой Пием IX заверил своих соотечественников в речи Рейхстага, что« Мы не пойдем в Каносу - ни телом, ни духом! » Это означало, что Германия будет стоять за себя и не потерпеть никакого вмешательства извне в ее политику, религию или культуру.

С другой стороны, Бенедетто Кроче помнит Каносса в Италии как первый конкретная победа после падения Западной Римской империи, поскольку (по мнению историка XIX века) Папа представлял итальянский народ против господства немцев. Кроче считал Каносу первым отступлением Священной Римской империи из Италии, начиная с итальянского Возрождения, когда немцы потеряли контроль над Северной Италией к 15 веку.

Современное употребление

В современном обиходе «идти в Каносу» означает акт покаяния или подчинения. «Идти в Каносу» - это выражение, описывающее покаяние, часто с коннотацией, что оно нежелательно или по принуждению. Например, Адольф Гитлер использовал это выражение для описания своих встреч с баварским министром-президентом Генрихом Хельдом после освобождения из тюрьмы Ландсберг в его предложение о снятии запрета на нацистскую партию.

Он часто используется в немецком (Gang nach Canossa), голландском ( naar Canossa gaan), датский, норвежский и шведский (Canossavandring или Kanossagång), финский (ryömiä Kanossaan), Французский (Aller à Canossa), венгерский (kanosszajárás), итальянский (andare a Canossa), словенский (pot v Canosso) и Иврит (הליכה לקנוסה - халиха ле'каносса).

Ссылки
Литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Walk to Canossa.
Последняя правка сделана 2021-06-04 05:24:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте