Григорианские реформы были серией реформ, инициированных Папа Григорий VII и круг, который он сформировал в папской курии, ок. 1050–1080, которые касались моральной целостности и независимости духовенства. Считается, что реформы были названы в честь Папа Григорий VII (1073–85), хотя он лично отрицал это и требовал своих реформ, как и его царское имя, чествовал Папу Григория I.
Во времена Григория понтификат, соборное утверждение Все усилия по осуществлению папской реформы приобрели дополнительный импульс. Соборность правильно относится к более поздней системе власти между Папой, Римской курией и светскими властями. В этот ранний период после спора об инвестициях папская власть вступила в диалог с развитием представлений о. Авторитет категорически «римского» совета как вселенского законодательного собрания теоретизировался в соответствии с принципами папского верховенства, содержащимися в Dictatus papae.
Григорий также должен был не допустить, чтобы Церковь снова соскальзывала к злоупотреблениям, имевшим место в Риме., во время правления блудниц, между 904 и 964 годами. Папа Бенедикт IX был избран папой трижды и продал папство. В 1054 году «Великий раскол» отделил западноевропейских христиан от восточной православной церкви. Учитывая эти события, Церковь должна была подтвердить свою важность и авторитет своим последователям. В рамках церкви были изданы важные новые законы: симонии, церковного брака и с 1059 года, законы, расширяющие запрещенные степени близости. Хотя на каждом новом витке реформы представлялись современникам как возврат к старым путям, современные историки часто рассматривают их как первую европейскую революцию. Гораздо более поздний григорианский календарь Папы Григория XIII не имеет никакого отношения к этим григорианским реформам.
Реформы закодированы в двух основных документах: Dictatus papae и bull Libertas ecclesiae. Григорианская реформа по-новому и в новой степени зависела от сборников канонического права, которые собирались в тот же период для поддержки папской позиции. Частью наследия григорианской реформы была новая фигура папского легиста, примером которой столетие спустя стал папа Иннокентий III. Нет явного упоминания о реформах Григория против симонии (продажи церковных должностей и священных вещей) или николаизма (включая ритуальное блудодеяние) на его Постных Соборах 1075 или 1076 годов., о серьезности этих реформ следует судить по его общей переписке. Напротив, запись Грегори в Реестре Римского Собора в ноябре 1078 года содержит подробные записи о законодательстве Григория против «злоупотреблений», таких как симония, а также о первом «полном» запрете на инвестирование в мирян. Эта запись была интерпретирована как суть григорианской «программы реформ».
Силы, которые григорианское папство собрало себе, суммированы в списке под названием Dictatus papae около 1075 года или вскоре после. Основные заголовки григорианской реформы можно рассматривать как воплощенные в папском избирательном указе (1059 г.), а временное разрешение спора об инвестировании (1075–1122 гг.) Стало подавляющей победой папы. Разрешение этого спора косвенно признало превосходство папы над светскими правителями.
До григорианских реформ Церковь была сильно децентрализованным институтом, в котором папа обладал небольшой властью, кроме своего положения епископа Рима. Имея это в виду, папство вплоть до XII века практически не имело власти над епископами, наделенными землей правителями-мирянами. Запрет Григорием VII на инвестирование мирян был ключевым элементом реформы, в конечном итоге способствовавшим централизованному папству позднего средневековья.
Реформа церкви, как внутри нее, так и по отношению к Император Священной Римской империи и другие светские правители Европы были делом всей жизни Григория VII. Это было основано на его убеждении, что Церковь была основана Богом и что ей было поручено объединить все человечество в единое общество, в котором божественная воля является единственным законом; что в качестве божественного института он верховен над всеми человеческими структурами, особенно над светским государством; и что папа в своей роли главы церкви в рамках петровского поручения является наместником Бога на земле, так что непослушание ему означает непослушание Богу или, другими словами, отступничество от христианства. Но любая попытка истолковать это в терминах действия обязала бы Церковь уничтожить не только одно государство, но и все государства. Таким образом, Грегори, как политик, стремящийся к достижению определенного результата, на практике был вынужден занять иную точку зрения. Он признал существование государства как устроение Провидения, описал сосуществование церкви и государства как божественное постановление и подчеркнул необходимость союза между sacerdotium и imperium. Но ни в какое время он не мог представить себе две силы на равных. Превосходство церкви над государством было для него фактом, который не подлежал обсуждению и в котором он никогда не сомневался.
Он хотел, чтобы все важные споры относились к Риму; обращения должны были быть адресованы самому себе; Централизация церковного правления в Риме, естественно, повлекла за собой ограничение полномочий епископов. Поскольку они отказывались подчиняться добровольно и пытались отстаивать свою традиционную независимость, его папство было полно борьбы с высшими слоями духовенства.
Эта битва за основание папского верховенства связана с его защитой от принудительного безбрачия среди духовенства и его нападками на симонию. Григорий VII не вводил безбрачие священства в Церкви, но он взялся за борьбу с большей энергией, чем его предшественники. В 1074 г. он опубликовал энциклику, освобождающую людей от их послушания епископам, разрешившим жениться на священниках. В следующем году он приказал им принять меры против женатых священников и лишил этих священнослужителей их доходов. И кампании против брака священников, и против симонии вызвали широкое сопротивление.
Викиисточник имеет Текст статьи Британской энциклопедии 1911 года о Григории VII. |
Викиисточник содержит текст статьи Католической энциклопедии 1913 года Папа Святой Григорий VII. |