Историческая живопись - жанр в живописи, определяемый ее предметом, а не художественным стилем. Исторические картины обычно изображают момент в повествовательной истории, а не конкретный и статичный предмет, как на портрете. Термин происходит от более широкого смысла слова «история» на латинском и итальянском языках, означающего «рассказ» или «повествование», и по сути означает «рисование рассказов». Большинство исторических картин не являются сценами из истории, особенно картины примерно до 1850 года.
В современном английском языке историческая живопись иногда используется для описания сцен из истории в ее более узком смысле., особенно для искусства 19-го века, за исключением религиозных, мифологических и аллегорических предметов, которые включены в более широкий термин историческая живопись, и до 19-го века были наиболее распространенными предметами для исторических картин.
Исторические картины почти всегда содержат ряд фигур, часто большое количество, и обычно показывают какой-то тип действия, являющийся моментом в повествовании. Жанр включает изображения моментов религиозных повествований, прежде всего Жизни Христа, а также сюжетные сцены из мифологии, а также аллегорические сцены. Эти группы долгое время наиболее часто рисовались; Такие произведения, как Микеланджело, потолок Сикстинской капеллы, поэтому являются историческими картинами, как и большинство очень больших картин до XIX века. Термин охватывает большие картины, выполненные маслом на холсте или фресками, выполненные в период между эпохой Возрождения и концом 19 века, после чего этот термин обычно не используется даже для многих работ, которые все еще соответствуют Основное определение.
Историческая живопись может использоваться взаимозаменяемо с исторической живописью, и особенно использовалась до 20 века. В тех случаях, когда проводится различие, «историческая живопись» - это изображение сцен из светской истории, будь то отдельные эпизоды или обобщенные сцены. В 19 веке историческая живопись в этом смысле стала самостоятельным жанром. В таких фразах, как «исторические материалы для живописи», «исторический» означает использовавшийся до 1900 года или более ранней даты.
Историческая живопись традиционно считалась высшей формой западной живописи, занимая самое престижное место в иерархии жанров и считалась эквивалентом эпоса в литературе. В своем De Pictura 1436 года Леон Баттиста Альберти утверждал, что многофигурная историческая живопись была самой благородной формой искусства, как наиболее сложной, требующей мастерства от всех остальных., потому что это была визуальная форма истории, и потому что она имела наибольший потенциал, чтобы заинтересовать зрителя. Он делал акцент на способности изображать взаимодействия между фигурами с помощью жестов и выражений.
Этот взгляд оставался общим до 19 века, когда художественные движения начали борьбу с установившимися институтами академического искусства, которые продолжали его придерживаться. В то же время со второй половины 18-го века наблюдался повышенный интерес к изображению в форме исторической живописи драматических моментов недавней или новейшей истории, которые долгое время в основном ограничивались батальными сценами И сцены формальной сдачи в плен и тому подобное. Сцены из древней истории были популярны в раннем Возрождении и снова стали обычным явлением в барокко и рококо, и тем более с подъемом Неоклассицизм. В некоторых контекстах 19 или 20 века этот термин может относиться конкретно к картинам со сценами из светской истории, а не к сценам из религиозных повествований, литературы или мифологии.
Этот термин обычно не используется в истории искусства, говоря о средневековой живописи, хотя западная традиция развивалась в больших алтаре, циклах фресок и других произведениях, а также в миниатюрах в иллюминированных рукописях. Это выходит на первый план в итальянской живописи эпохи Возрождения, где была создана серия все более амбициозных работ, многие все еще религиозные, но некоторые, особенно во Флоренции, на самом деле изображали почти современные исторические сцены, такие как декорации трех огромных полотен на Битва при Сан-Романо Паоло Уччелло, неудавшаяся Битва при Кашине Микеланджело и Битва при Ангиари автор Леонардо да Винчи, ни один из которых не был завершен. Также были популярны сцены из древней истории и мифологии. Такие писатели, как Альберти и следующий век Джорджо Вазари в его Жизни художников, следовали общественному и художественному мнению, оценивая лучших художников, прежде всего, за их создание больших произведений исторической живописи. (хотя на самом деле единственная современная (постклассическая) работа, описанная в De Pictura, - это огромная мозаика Джотто Navicella ). Художники веками стремились заработать себе репутацию, создавая такие произведения, часто пренебрегая жанрами, которым их таланты лучше подходили.
Существовали некоторые возражения против этого термина, поскольку многие писатели предпочитали такие термины, как «поэтическая живопись» (поэзия), или хотели проводить различие между «истинной» историей, охватывающей историю, включая библейские и религиозные сцены, и фабулой, охватывающей языческий миф, аллегории и сцены из художественной литературы, которые не могут считаться правдой. Крупные произведения Рафаэля долгое время считались, как и произведения Микеланджело, лучшими образцами этого жанра.
В Залах Рафаэля в Ватиканском дворце аллегории и исторические сцены смешаны вместе, а в Мультфильмах Рафаэля показаны сцены из Евангелий все это в Великом Манере, которое с Высокого Возрождения стало ассоциироваться с исторической живописью и часто ожидалось в ней. В эпоху позднего Возрождения и барокко картина реальной истории имела тенденцию вырождаться в панорамные батальные сцены с победоносным монархом или генералом, восседающим на лошади в сопровождении своей свиты, или в формальные сцены церемоний, хотя некоторым художникам удавалось сделать шедевр из такого бесперспективного материала, как Веласкес со своим Сдача Бреды.
. Влиятельная формулировка иерархии жанров, подтверждающая историческую живопись наверху, была сделана в 1667, автор Андре Фелибиен, историограф, архитектор и теоретик французского классицизма, стал классическим утверждением теории XVIII века:
Celui qui fait parfaitement des païsages est au-dessus d'un autre qui ne fait que des fruit, des fleurs ou des coquilles. Celui qui peint des animaux vivants est плюс уважаемая que ceux qui ne représentent que des choses mortes sans mouvement; come la figure de l'homme est le plus parfait ouvrage de Dieu sur la Terre, il est specific aussi que celui qui se rend l'imitateur de Dieu en peignant des figure humaines, est beaucoup plus great que tous les autres... un Peintre qui ne fait que des portraits, n'a pas encore cette haute perfection de l'Art, ne peut pretendre à l'honneur que reçoivent les plus sçavans. Il faut pour cela passer d'une seule figure à la représentation de plusieurs ensemble; il faut traiter l'histoire la fable; il faut représenter de grandes actions Com les Historiens, ou des sujets agréables Com les Poëtes; montant бис плюс haut, il faut par des compos allégoriques, sçavoir couvrir sous le voile de la fable les vertus des grands hommes, les mystères les plus relvez.
Тот, кто создает идеальные пейзажи, выше другого, кто приносит только плоды, цветы или ракушки. Тот, кто рисует живых животных, больше, чем те, кто изображает только мертвые без движения, и, поскольку человек является наиболее совершенной работой Бога на земле, также несомненно, что тот, кто становится подражателем Бога в изображении человеческих фигур, намного превосходнее всех остальных... Художник, который пишет только портреты, все же не обладает высшим совершенством своего искусства и не может рассчитывать на награду от самых искусных. Для этого он должен перейти от изображения одной фигуры к нескольким вместе; история и миф должны быть изображены; великие события должны быть представлены историками или, как поэты, предметами, которые понравятся, и, поднимаясь еще выше, он должен иметь умение скрывать под покровом мифа добродетели великих людей в аллегориях и тайны, которые они раскрывают »
К концу 18 века, когда религиозная и мифологическая живопись находилась в упадке, возрос спрос на картины с историческими сценами, включая современную историю. Частично это было вызвано изменением аудитории амбициозных картин, которая сейчас все больше зарабатывали себе репутацию на публичных выставках, а не производили впечатление на владельцев и посетителей дворцов и общественных зданий. Классическая история оставалась популярной, но сцены из национальных историй часто получали больше всего внимания. С 1760 года и далее Общество художников Великобритании, первая организация, организовавшая регулярные выставки в Лондоне, ежегодно присуждала два щедрых приза картинам на тему британской истории.
Негероизм современной одежды считался серьезной проблемой. Когда в 1770 году Бенджамин Уэст предложил изобразить Смерть генерала Вульфа в современной одежде, он получил твердые инструкции от многих людей использовать классический костюм. Он проигнорировал эти комментарии и показал сцену в современной одежде. Хотя Георг III отказался покупать эту работу, Уэсту удалось как преодолеть возражения своих критиков, так и ввести в такие картины более исторически точный стиль. Другие художники изображали сцены, независимо от того, когда они происходили, в классической одежде и долгое время, особенно во время Французской революции, историческая живопись часто фокусировалась на изображениях героических обнаженных мужчин.
Крупное производство с использованием лучших французских художников пропагандистских картин, прославляющих подвиги Наполеона, сопровождалось работами антинаполеоновского союза художников, демонстрирующими победы и поражения. такие как Goya и JMW Тернер. Теодор Жерико Плот Медузы (1818–1819) стал сенсацией, появившись, чтобы обновить историческую картину XIX века и показать анонимные фигуры, известные только тем, что они были жертвами что было тогда известным и противоречивым бедствие на море. Удобно, что их одежда была изношена до классического вида лохмотьев к тому месту, которое изображено на картине. В то же время спрос на традиционные большие картины религиозной истории в значительной степени упал.
В середине XIX века возник стиль, известный как историзм, который обозначил формальное подражание историческим стилям и / или художникам. Другим развитием девятнадцатого века стало обращение к историческим предметам, часто в крупном масштабе, с ценностями жанровой живописи, изображения сцен повседневной жизни и анекдота. Грандиозные изображения событий, имеющих большое общественное значение, были дополнены сценами, изображающими более личные события из жизни великих людей, или сценами с участием безымянных фигур, вовлеченных в исторические события, как в стиле трубадуров. В то же время сцены повседневной жизни с моральным, политическим или сатирическим содержанием часто становились основным средством выразительного взаимодействия между фигурами в живописи, будь то современная или историческая обстановка.
К концу XIX века историческая живопись часто явно отвергалась авангардом такими, как импрессионисты (за исключением Эдуарда Мане ) и символистов, и, по словам одного недавнего писателя, «модернизм был в значительной степени построен на отказе от исторической живописи... Считается, что все другие жанры могут войти в та или иная форма считается «пантеоном» современности, но историческая живопись исключена ».
Изначально «историческая живопись» и «историческая живопись» использовались как синонимы в английском языке, как, например, когда сэр Джошуа Рейнольдс в его четвертой беседе использует оба без разбора, чтобы охватить «историческую живопись», говоря, что «... это должно быть названо поэтическим, поскольку оно есть на самом деле», что отражает французский термин peinture Historique, один из эквивалентов «исторической живописи». Термины начали разделяться в 19 веке, когда «историческая живопись» стала подгруппой «исторической живописи», ограниченной предметами, взятыми из истории в ее обычном смысле. В 1853 году Джон Раскин спросил своих слушателей: «Что вы в настоящее время имеете в виду под исторической живописью? Сегодня это означает попытку силой воображения изобразить какое-нибудь историческое событие прошлых дней. " Так, например, трехтомный каталог Гарольда Уити картин Тициана (Файдон, 1969–75) разделен на «Религиозные картины», «Портреты» и «Мифологические картины». и исторические картины », хотя оба тома I и III охватывают то, что входит в термин« исторические картины ». Это различие полезно, но обычно не соблюдается, и термины все еще часто используются в путанице. Из-за потенциальной путаницы современные академические писатели стараются избегать фразы «историческая живопись», говоря вместо «исторический предмет» в исторической живописи, но там, где эта фраза все еще используется в современной науке, она обычно будет означать рисование предметов из история, очень часто в 19 веке. «Историческая живопись» также может использоваться, особенно при обсуждении живописных техник в исследованиях консервации, для обозначения «старой», в отличие от современной или недавней живописи.
В британских писаниях 19 века об искусстве термин « сюжетная живопись "или" анекдотическая "живопись часто использовалась для работ в линии развития, восходящей к Уильяму Хогарту моноценических изображений решающих моментов в подразумеваемом повествовании с неопознанными персонажами, такими как как картина Уильяма Холмана Ханта 1853 года Пробуждающаяся совесть или Август Эгг Прошлое и настоящее, набор из трех картин, обновленные наборы Хогарта, такие как Marriage à-la-mode.
Историческая живопись была доминирующей формой академической живописи в различных национальных академиях в 18 веке и на протяжении большей части 19 века, а также в основном исторические сюжеты. В революционный и наполеоновский периоды героический подход к современной истории в откровенно пропагандистской манере Антуан-Жан, барон Гро, Жак-Луи Давид, Карл Верне и другие были поддержаны французским государством, но после падения Наполеона в 1815 году французские правительства не считались подходящими для героического обращения, и многие художники отступили в прошлое, чтобы найти предметы, хотя в Великобритании изображали победы Наполеоновские войны в основном происходили после их окончания. Другой путь заключался в выборе современных субъектов, которые были оппозиционны правительству как дома, так и за рубежом, и многие из того, что, возможно, было последним великим поколением исторических картин, были протестами против современных эпизодов репрессий или беспорядков внутри страны или за рубежом: Гойя Третье мая 1808 г. (1814), Теодор Жерико Плот Медузы (1818–19), Эжен Резня на Хиосе (1824) и Свобода, ведущая народ (1830) Делакруа. Они были героическими, но показали героические страдания простых мирных жителей.
Художники-романтики, такие как Жерико и Делакруа, а также представители других движений, таких как английское Братство прерафаэлитов, продолжали рассматривать историческая живопись как идеал для их самых амбициозных работ. Другие, такие как Ян Матейко в Польше, Василий Суриков в России, Хосе Морено Карбонеро в Испании и Поль Деларош во Франции, стали специализированными художниками. крупных исторических сюжетов. Стиль трубадур («стиль трубадура ») был несколько ироничным французским термином для более ранних картин средневековых и ренессансных сцен, которые часто были небольшими и изображали моменты анекдота, а не драмы; Энгр, Ричард Паркс Бонингтон и Анри Фраделль написали такие работы. Сэр Рой Стронг называет этот тип работ «Интимным романтиком», а по-французски он был известен как «peinture de genre Historique» или «peinture anecdotique» («историческая жанровая картина» или «анекдотическая картина»
Церковные заказы для больших групповых сцен из Библии значительно сократились, а историческая живопись стала очень важной. Особенно в начале 19-го века многие исторические картины изображали конкретные моменты из исторической литературы, особенно во Франции и других европейских странах, а также в Великобритании романы сэра Вальтера Скотта. К середине века предполагалось, что средневековые сцены будут очень тщательно исследованы с использованием работ историков костюма, архитектуры и всех элементов декора, которые становились доступными. И пример этого - обширное исследование византийской архитектуры, одежды и декора, проведенное в парижских музеях и библиотеках Морено Карбонеро в его шедевре «Въезд Роджера де Флора в Константинополь». Предоставление примеров и опыта художникам, а также промышленным дизайнерам-возрожденцам было одной из мотиваций для создания таких музеев, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Новые методы искусства гравюра, такая как хромолитография, сделала качественные монохромные репродукции печати, относительно дешевыми и очень доступными, а также чрезвычайно прибыльными для художников и издателей, поскольку продажи были такой большой. Историческая живопись часто была тесно связана с национализмом, и такие художники, как Матейко из Польши, могли сыграть важную роль в закреплении преобладающего исторического повествования о национальной истории в общественном сознании. Во Франции L'art Pompier («Искусство пожарных») было смехотворным термином для официальной академической исторической живописи, а на последнем этапе - «Историческая живопись низкопробного типа, сцены жестокости и террора, предполагающие Чтобы проиллюстрировать эпизоды из римской и мавританской истории, салон был сенсацией. На переполненных стенах выставочных галерей картины, которые кричали громче всех, привлекали внимание ". Живопись востоковеда была альтернативным жанром, предлагавшим аналогичные экзотические костюмы и декор, и минимум столько же возможностей изобразить секс и насилие.
Паоло Уччелло, 1438-1440, Битва при Сан-Романо, Уффици, Флоренция
Аннибале Карраччи, Аллегория истины и времени (1584-5), аллегорическая историческая картина
Аллегория великолепия, Юсташ Ле Сюер, ок. 1654
Шарль Лебрен, 1664, Въезд Александра в Вавилон, Лувр, Париж
Себастьяно Риччи, Аллегория Франции как Минерва, попирающая невежество и венчающая добродетель, 1717–1818
Жак-Луи Давид, 1787, Смерть Сократа, Высшая школа изящных искусств, Париж
Жак-Луи Давид, Коронация Наполеона, ок. 1807
Правосудие и божественная месть преследуют преступление, Пьер-Поль Прюдон, ок. 1805-8
Франсиско де Гойя, 1814, 2 мая 1808 года, Museo del Prado, Мадрид
Эжен Делакруа, 1827, Смерть Сарданапала, Лувр, Париж
Карл Брюллов, Последний день Помпеи, 1827-1833
Эмануэль Лойце, Вашингтон пересекает Делавэр, 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Джон Эверетт Милле, Христос в доме своих родителей, 1854- 1860, Тейт Британ, Лондон
Уильям Холман Хант, Обретение Спасителя в храме, 1854-1860, Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем
Адольф Мензель, Концерт для флейты Фредерика Великого, ок. 1852
Ян Матейко, Станчик, 1862, Варшавский национальный музей, Варшава
Илья Репин, Ответ запорожских казаков, 1880-1891, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Суриков, Утро стрелецкой казни, 1881, Третьяковская галерея, Москва
Хосе Морено Карбонеро, 1888, Въезд Роже де Флора в Константинополь, Сенатский дворец, Мадрид
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с историческими картинами. |