Tenebrae респонсории

редактировать
Титульный лист книги Карло Джезуальдо Tenebrae Responsoria (1611 г.)

Респонсории Тенебры - это респонсории, которые поются после уроков Тенебры, утренних служб последних трех дней Страстной недели : Чистого четверга, Страстной пятницы и Великой субботы. Полифонические настройки для замены plainchant были опубликованы под разными заголовками, включая Responsoria pro hebdomada sancta ( Ответственность за Страстную неделю ).

В большинстве мест утреня и похвалы этих дней обычно ожидались вечером предыдущего дня и отмечались в среду, Чистый четверг и Страстную пятницу, соответственно. Реформа церемонии Страстной седмицы 1955 по Папе Пий XII, пересматривает Триденствие крестец включать пасхи и принимать только закрывающие Чистый Четверг, переместила их в четверг, пятницу и субботу вечер. Tenebrae как таковой не был включен в 1970 Литургии часов, исчезающей в целом около 1977. Summorum Pontificum (2007) теперь разрешает священнослужителям, обязанным читать Божественное служение, использовать Римский Бревиарий 1961 года.

Композиторы, создавшие полифонические настройки, включают Карло Джезуальдо ( Responsoria et alia ad Officium Hebdomadae Sanctae spectantia, 1611, Жан Л'Эритье, Марк-Антуан Шарпантье, 19 настроек (H.111-119, H.126 - 134 и H.144), Йозеф Гайдн (плита XXIIb), Ян Дисмас Зеленка ( ZWV  55), Макс Регер, Фрэнсис Пуленк и Пьер Булез.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Респонсории
  • 2 респонсора на Великий четверг
    • 2.1 Ответы первой ночи Чистого четверга
      • 2.1.1 В Монте Оливети
      • 2.1.2 Tristis est anima mea
      • 2.1.3 Ecce, vidimus eum
    • 2.2 Ответы второй ночи Чистого четверга
      • 2.2.1 Amicus meus
      • 2.2.2 Judas mercator pessimus
      • 2.2.3 Unus ex disculis meis
    • 2.3 Ответы третьей ночи Чистого четверга
      • 2.3.1 Eram quasi agnus innocens
      • 2.3.2 Уна гора
      • 2.3.3 Seniores populi
  • 3 Обязанности Страстной пятницы
    • 3.1 Ответы первой ночи Страстной пятницы
      • 3.1.1 Omnes amici mei
      • 3.1.2 Velum templi scissum est
      • 3.1.3 Vinea mea electa
    • 3.2 Ответы второй ночи Страстной пятницы
      • 3.2.1 Tamquam ad latronem existis
      • 3.2.2 Tenebrae factae sunt
      • 3.2.3 Animam meam dilectam
    • 3.3 Ответы третьей ночи Страстной пятницы
      • 3.3.1 Tradiderunt меня
      • 3.3.2 Jesum tradidit impius
      • 3.3.3 Caligaverunt oculi mei
  • 4 Обязательства Великой Субботы
    • 4.1 Ответы первой ночи Великой субботы
      • 4.1.1 Sicut ovis
      • 4.1.2 Иерусалимская волна
      • 4.1.3 Plange квазидева
    • 4.2 Ответы второй ночи Великой субботы
      • 4.2.1 Приемный пастор Ностер
      • 4.2.2 O vos omnes
      • 4.2.3 Ecce quomodo moritur justus
    • 4.3 Ответы третьей ночи Великой субботы
      • 4.3.1 Astiterunt reges terrae
      • 4.3.2 Сумма Aestimatus
      • 4.3.3 Sepulto Domino
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Респонсории

В рамках литургии каждый респонсорий сопровождался чтением. Утренняя утреня каждого дня делилась на три ноктурна. Первый Nocturn было три чтения из Иеремию «s Книга Жалоб, и второй Nocturn трех чтениях от одного или другого из Санкт - Августин » комментарии s на псалмы. Три чтения третьего ноктурна были из Первого послания к Коринфянам в Великий четверг, из Послания к Евреям в другие два дня.

Таким образом, за три дня респонсории, как и чтения, составили в общей сложности 27. Поскольку полифонические причитания были важным музыкальным жанром сами по себе, многие сборники (например , Officium Hebdomadae sanctae 1585 Виктории ) включают только 18 Ответы второго и третьего ноктюрнов. Джезуальдо, который установил все 27, также включает в себя Miserere и Benedictus for Lauds, а несколько композиторов ( Фабрицио Дентиче и Тибуртио Массайно ) устанавливают их последние три раза каждый, по одной настройке на каждый день.

Ответы к чистому четвергу

Чистый четверг на латыни называется Feria V / Quinta in Cena Domini (в старом написании Coena вместо Cena ), что означает четверг (пятый день недели) Вечери Господней. Таким образом, композиции для его девяти респонсорий могут появляться под такими названиями, как Feria V - In Coena Domini. Они также могут быть названы в день, на котором они были на самом деле поются, а Шарпантье «ы Les Neuf répons ей MERCREDI святого („Девять responsories Святой среды“).

Ответы первой ночи Чистого четверга

Три чтения первой ночи Великого четверга - это Плач 1: 1–5, 1: 6–9 и 1: 10–14.

В Монте Оливети

Первый респонсор «Чистый четверг» относится к Агонии Христа в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Марк-Антуан Шарпантье, Премьер-исполнитель после премьеры первого ноктюрна, H.111, для 3-х голосов и континуо (1680).

Tristis est anima mea

Дополнительная информация: Tristis est anima mea (респонсоры)

Второй респонсор представляет Иисуса, говорящего со своими учениками в Гефсиманском саду. Первые две строки респонсора - это от Матфея 26:38. Последние две строки более свободно основаны на различных отрывках из Евангелия, включая Марка 14:50 и Луки 24: 7.

Настройки этого респонсора включают мотет Орланда де Лассю, фигурирующий под номером 1 в рукописи Drexel 4302, мотет SSATB, приписываемый Иоганну Кунау, Марку-Антуану Шарпантье, 2 настройки: Second répons après la second leçon du premier nocturne, H 0,112 (1680), для 2 -х голосов и континуо и второй répons апре ля Seconde дю премьера Урок Ноктюрн дю MERCREDI Сен, H.126 (1690), для 2 -х голосов и континуо и ставившая части Франсис Пуленк «s Quatre песнопений залить un temps de pénitence.

Ecce, vidimus eum

Ответы второй ночи Чистого четверга

Чтения второй ночи Великого четверга взяты из комментария святого Августина к Псалму 54/55.

Amicus Meus

Troisième répons après la troisième leçon du premier nocturne, H.113 (1680), для 1 голоса и континуо

Марк-Антуан Шарпантье, Премьер-исполнитель после премьеры второго ноктюрна Сен- Меркреди, H.127 (1690), для 1 голоса, 2 флейт и континуо