Операция EF (1941)

редактировать

Операция EF (1941)
Часть Продолжение войны из Вторая мировая война
Petsamo.png . Схема, показывающая Киркенес и Петсамо (Парккина)
Дата30 июля 1941 года
МестоположениеКиркенес, Норвегия и Петсамо, Финляндия 69 ° 43′37 ″ N 30 ° 02′44 ″ E / 69,72694 ° N 30,04556 ° E / 69,72694; 30.04556 (Киркенес). 69 ° 33'38''N; 31 ° 13'40''E (Петсамо)
РезультатПобеда Оси
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Нацистская Германия Германия. Финляндия
Командиры и лидеры
Джон Тови. Фредерик Уэйк-Уокер
Сила
29 Альбакоров и 9 Меч-рыб. 15 Фулмаров (сопровождение). 4 Урагана и 3 Фулмара (защита флота). 2 авианосца. 2 крейсера, 6 эсминцев5 грузовых судов. истребители люфтваффе. зенитные орудия
потери и потери
13 убитых. 25 захваченных в плен. 16 уничтоженных самолетов1 грузовой корабль потоплен. 1 грузовой корабль поврежден. 1 небольшой пароход потоплен. 2 самолета сбиты. несколько причалов разрушено

Операция EF (1941), также Рейд на Киркенес и Петсамо произошел 30 июля 1941 года, во время Второй мировой войны. После начала операции «Барбаросса », вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 г. самолеты авиации флота вылетели с авианосцев HMS. Победоносный и Яростный для нападения на торговые суда в северном норвежском порту Киркенес и в северном финском порту Лиинахамари в Петсамо.

Военный кабинет и Адмиралтейство заставили адмирала Джона «Джека» Тови, командующего Флотом метрополии, атаковать, несмотря на его оговорки, что шансы на успех были несоизмеримые с рисками. Предполагалось, что операция станет неожиданностью, но на крайнем севере полуночное солнце в то время года делало маловероятным, что рейдеры останутся незамеченными.

Немецкий самолет пролетел мимо группы P, а самолет-носитель пролетел над кораблем, летевшим в Киркенес и Петсамо, лишив нападающих внезапности. Силы Киркенеса были перехвачены несколькими немецкими истребителями, когда они атаковали несколько кораблей, которые были замечены в гавани, потопив одно судно и подожгли другое. Одиннадцать истребителей Fairey Albacores и два истребителя Fairey Fulmar были сбиты, два самолета люфтваффе были потеряны.

Силы, атакующие Петсамо, столкнулись с меньшим сопротивлением, потеряв Фулмар из-за отказа двигателя при полете к цели, а также Фулмар и Альбакор, сбитые во время атаки. Незначительные повреждения были нанесены причалам, верфи и резервуарам для хранения нефти. Операция была названа «безоговорочной катастрофой»; двенадцать альбакоров и четыре фулмара были потеряны, девять человек убиты и 27 взяты в плен без заметного результата; Два члена экипажа «Фульмара» прибыли на территорию России после двух дней плавания на лодке.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Продолжение войны
  • 2 Prelude
    • 2.1 Морские операции
    • 2.2 Force P
  • 3 Attack
    • 3.1 Киркенес
    • 3.2 Петсамо
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Потери
    • 4.3 Последующие операции
  • 5 Примечания
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

Продолжение войны

В начале сентября 1940 года Германия и Финляндия обнародовали соглашение о транзите для членов Люфтваффе через Финляндию в Киркенес на севере Норвегии, несмотря на то, что подобное соглашение действовало со Швецией из Апрель 1940 г. В Директиве 21, инструкциях Гитлера об операции «Барбаросса», Мурманск должен был быть изолирован в результате военной операции по перерезке 1350 км (840 миль) железной дороги Мурманск-Ленинград. Атака должна была помешать Красной Армии двинуться из внутренних районов и атаковать железорудные рудники на севере Швеции и никелевые рудники в районе Печенги, всего в 100 км (62 миль) от Мурманска; База Люфтваффе в Киркенесе находилась всего в 50 км (31 миле) дальше. Разведка люфтваффе выявила значительный гарнизон в Мурманске, отличные железнодорожные сортировочные станции и портовые сооружения.

3 февраля 1941 г. немецкая армия Норвегии получила оперативный приказ на предстоящую кампанию, в результате чего защита Северной Норвегии - его приоритет. Gebirgskorps Norwegen (Горный корпус Норвегии) ​​должен был действовать в Финляндии для защиты Печенги в рамках операции «Рантье», пока Финляндия не объявила войну. Финны должны были прикрыть развертывание немецких войск в центральной Финляндии и отбить Ханко, а затем действовать на юго-западе, по обе стороны Ладожского озера, когда группа армий «Север» вышла на реку Двину и встретила Немецкие войска в Тихвине. Немецкое вторжение в Советский Союз началось 22 июня 1941 года, и немецкое наступление на Мурманскую железную дорогу началась операция Platinum Fox (29 июня - 21 сентября), часть более крупной операции Silver Fox (29 июня - 17 ноября).

Prelude

Морские операции

Немецкие подводные лодки U-81 и U-652 начали операции у Кольского залива в июле, и пять эсминцев переброшены в Киркенес, чтобы присоединиться к учебному кораблю Bremse и другим судам. До вторжения Германии в Советский Союз флот метрополии в основном занимался выходом из Северного моря из Норвегии в Гренландию. После 22 июня 1941 г. акцент Флота метрополии начал смещаться на север, из Норвегии в Арктику. Советское руководство настаивало на том, чтобы британцы атаковали морские перевозки Оси из Петсамо и Киркенеса. Правительства Лондона и Вашингтона осознавали важность Мурманска как перевалочного пункта для военных материалов союзников. Адмиралтейство потребовало от адмирала Джона «Джека» Тови использовать авианосцы HMS Furious и Victorious в операциях против судов Оси у северной Норвегии. и Финляндия. Тови подчеркнул риск, связанный с использованием авианосцев так близко к аэродромам Люфтваффе, в условиях полуночного солнца, которое на севере Норвегии длится примерно с 14 мая по 29 июля. Адмиралтейство одержало верх над Тови и приказало ему провести операцию EF с помощью Force P.

Force P

Fairey Albacore

Furious uped Fairey Fulmar истребители 800 Naval Воздушная эскадрилья (800 NAS) и четыре Sea Hurricanes (A Flight), девять Swordfish из 812 NAS и девять Fairey Albacores из 817 NAS. У Victorious были Альбакоры 827 и 828 NAS и Фулмары 809 NAS. Контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер на HMS Devonshire вышел из Скапа-Флоу 23 июля на кораблях Force P, двух авианосцах, HMS Suffolk и эсминцах HMS Escapade, Активный, Энтони, Ахатес, Антилопа и Интрепид. Войска достигли Сейдисфьордур (Сейдис-фьорд) в Исландии 25 июля, дозаправились и на следующий день отплыли в Норвегию. Ахат подорвался на британской мине у Исландии 25 июля и потерял нос, и Энтони его отбуксировал домой. На смену эсминцам пришли HMS Inglefield и Icarus. От Люфтваффе не ожидалось сопротивления, несмотря на интенсивность немецких наземных операций в направлении Мурманска, и ожидалось, что Фулмарс обеспечит адекватное прикрытие с воздуха во время атаки.

Fairey Fulmar Mk I (M4062)

Летный экипаж Победоносным было приказано атаковать Киркенес, а тем, кто находился в Ярости, - совершить набег на Петсамо. Если гавани опустеют, отряд Победоносца нападет на завод по производству железной руды, а отряд Ярости - на резервуары для хранения нефти. В ночь с 26 на 27 июля Force P взяли курс на место встречи, примерно в 80 морских милях (92 миль; 148 км) к северо-востоку от Киркенеса, и прибыли три дня спустя, находясь в опасной зоне досягаемости самолетов наземного базирования, в зависимости от их истребителя. прикрытие и зенитные орудия, поскольку пасмурная погода сменилась ясным небом, увеличивая риск обнаружения. Незадолго до того, как самолет начал взлет, был замечен самолет He 111, сорвавший попытку внезапности. Три эскадрильи «Альбакор» и одна эскадрилья меч-рыбы взлетели первыми, а «Фулмарс» последовали за ними через двадцать минут. Морские ураганы остались охранять корабли.

Атака

Киркенес

Победоносец послал два субполеты, состоящие из двенадцати Альбакоров из 827 NAS, восьми из 828 NAS и девяти Fulmars из 809 NAS. Экипажи 827 NAS должны были атаковать корабли вокруг Киркенесской башни и Ланг-фьорда, поскольку восемь из 828 NAS сосредоточились на Холменграфьорде и якорной стоянке к востоку от острова Реной. Самолет летел к солнцу на малой высоте, чтобы избежать радаров, но пролетел над немецким госпитальным кораблем, потеряв всякую оставшуюся надежду на неожиданность. Самолет поднялся на высоту 3 000 футов (914 м) над прибрежными горами, будучи пораженным зенитным огнем. Экипажи использовали для уловки «знамя дня» люфтваффе, но это не удалось, наземный огонь усилился, а затем внезапно прекратился. Появилось тринадцать истребителей «Мессершмитт» Bf 109 и Bf 110, сопровождавших девять пикирующих бомбардировщиков Ju 87 (Штука). Судно в гавани оказалось учебным кораблем Кригсмарине и двумя грузовыми судами среднего размера, которые подверглись нападению. После налета на двух торговых судов были нанесены бомбовые удары. Эскорт Фулмара попытался отвести немецкие истребители от Альбакоров и сбил Bf 110, потеряв два Фулмара. Альбакоры быстро выпустили свои торпеды, чтобы уйти от зенитного огня, потопив одно судно длиной 2 000 тонн (2032 тонны), подожгли другое и нанесли незначительные повреждения на берегу. Альбакоры пытались уйти от немецких истребителей, имея преимущество в маневренности, но одиннадцать были отброшены. Пилот 827-й эскадрильи заявил, что Ju 87 летел впереди его Альбакора, что позже подтвердили немецкие отчеты. Неполные записи о потерях в Германии подтверждают потерю как минимум одного Bf 110 в пользу Fulmar и одного Ju 87 из Albacore.

Петсамо

Furious отправил девять Swordfish из 812 NAS и девять Albacore из 817 NAS совершить набег на Петсамо. Фульмар был потерян из-за отказа двигателя перед атакой, а остальные нашли гавань почти безлюдной, за исключением зенитных орудий. Самолеты сбросили торпеды на небольшой корабль и пристань, но они были деревянными и их легко заменить. Бомбардировщики 800 NAS Fulmar атаковали верфь и резервуары для хранения нефти, но не имели большого эффекта. Нападавшие были перехвачены истребителями Bf 109; были сбиты Albacore и Fulmar.

Последствия

Анализ

К вечеру уцелевшие самолеты приземлились на своих авианосцах, и Force P отправился в обратный рейс. в Скапа-Флоу. 31 июля Dornier Do 18 начал слежку за отрядом, пока два из Sea Hurricanes не сбили его. Командир «Форсажа» назвал рейд

... жестоким ударом по атакующим силам, которые были готовы к действительно большим вещам, обнаружив, что они прошли более двух тысяч миль, чтобы атаковать место без единой реальной армии. цель.

— Капитан Артур Талбот

В 2005 году Рон Маккей назвал рейд «безоговорочной катастрофой»; двенадцать альбакоров и четыре фулмара были потеряны, девять человек убиты и 27 взяты в плен. Уязвимость самолетов «Альбакор» и «Фулмар» против современных истребителей была продемонстрирована, но «Рыба-меч» из 812 NAS избежала потерь, возможно, потому, что рейд на Петсамо встретил меньшее сопротивление, чем на Киркенес. Маккей писал, что было бы лучше послать Sea Hurricanes для прикрытия рейда, несмотря на то, что ретроспективный взгляд предполагал, что четырех Sea Hurricanes вряд ли хватило бы для защиты кораблей.

Жертвы

Цветная фотография небольшого кладбища с примерно 40 темно-серыми надгробиями Трое из британских летчиков погибли во время участники рейда были похоронены в разделе «Военные могилы Содружества» на главном кладбище Тромсё.

В 2005 году Рон Маккей писал, что двенадцать альбакоров и четыре фулмара были потеряны, девять человек убиты, 27 взяты в плен и Двое мужчин были спасены советскими войсками после двух дней плавания на лодке. В 2012 году Бен Джонс написал, что в рейдах было потеряно 16 самолетов, а в 2014 году Мартин Чорлтон написал, что Victorious потерял в рейде 13 альбакоров и их экипажей.

Последующие операции

Эскадрильи Альбакоров были переведены из компании Victorious в августе и заменены на 817 и 832 NAS. Победоносец стал частью Силы М, действующей в направлении Медвежьего острова и подходов к Белому морю, во время операции «Дервиш». 3 сентября началась атака на корабли, идущие из Тромсё в Киркенес, но когда облачный покров рассеялся, руководители соединений прекратили атаку в соответствии с их инструкциями из-за риска перехвата истребителями Люфтваффе, базировавшимися в Банаке. Отряд М оставался у норвежского побережья, и 12 сентября было совершено нападение на корабли и береговые сооружения в Будё, одно судно было потоплено, а алюминиевый завод в Глом-фьорде был поврежден. Отсутствие сопротивления истребителей привело к планированию второго рейда, но он был отменен, когда силы были замечены He 111. Победоносец нес два истребителя Grumman Martlet, позаимствованных у HMS Argus, который догнал немецкий бомбардировщик и сбил его. Две летающие лодки Blohm Voss BV 138 начали затенять силы, и FAA Fulmars сочли невозможным пробить их броню с помощью пулеметного огня .303 Browning. Рейду 9 октября помешало сильное волнение, и пять из 13 находившихся на палубе альбакоров были повреждены; трем альбакорам удалось найти и напасть на грузовое судно. Во второй половине дня восемь составных экипажей из 817 и 832 NAS атаковали двух торговых судов, которых сопровождали зенитные корабли, и добились нескольких попаданий бомб, причем один экипаж корабля поднялся на свои спасательные шлюпки.

Примечания
Footnotes
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:01:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте