RIM-7 Sea Sparrow

редактировать
Корабельный зенитно-ракетный комплекс США малой дальности Тип класса "земля-воздух" Ракета
РИМ-7 Sea Sparrow
RIM-7 Sea Sparrow - ID 070813- N-4166B-041.jpg
ТипЗенитный Ракета
Место происхожденияСША
История обслуживания
На вооружении1976 – настоящее время
История производства
ПроизводительRaytheon и General Dynamics
Стоимость единицы165 400 долларов США
Технические характеристики
Масса510 фунтов (230 кг)
Длина12 футов (3,7 м)
Диаметр8 дюймов (20 см)
БоеголовкаОсколочная боеголовка кольцевого действия, 90 фунтов (41 кг)
Детонационный. механизмБесконтактный взрыватель, расширяющийся стержень, с поражением в 27 футов (8,2 м) радиус

ДвигательHercules MK-58 твердотопливный ракетный двигатель
Размах крыла3 фута 4 дюйма (1,02 м)
Рабочий диапазон.10 миль (19 км)
Максимальная скорость4256 км / ч (2645 миль / ч)
Система наведения.Полуактивная радиолокационная система самонаведения
Запуск. платформаКорабль

RIM-7 Sea Sparrow - это американский корабельный зенитный зенитный и противоракетный комплекс ближнего действия , в первую очередь предназначенный для защиты от Противокорабельные ракеты. Система была разработана в начале 1960-х годов на базе AIM-7 Sparrow ракеты воздух-воздух как легкое оружие "точечной обороны ", которое могло быть как можно быстрее модернизировать существующие корабли, часто вместо существующих пушечных зенитных орудий. В этом воплощении это была очень простая система, управляемая вручную наведенным радиолокационным осветителем.

После внедрения система претерпела значительные изменения в автоматизированную систему, подобную другим ракетам ВМС США, таким как RIM-2 Terrier. Улучшения, внесенные в Sparrow для работы в воздухе, привели к аналогичным улучшениям в Sea Sparrow в 1970-х и 80-х годах. После этого роль воздух-воздух перешла к AIM-120 AMRAAM, а Sea Sparrow подвергся ряду модернизаций исключительно для морской роли. Теперь он напоминает AIM-7 только в общем виде; он больше, быстрее и включает новую ГСН и пусковую систему, подходящую для вертикального пуска с современных боевых кораблей.

Спустя пятьдесят лет после разработки, Sea Sparrow остается важной частью многоуровневой системы ПВО, обеспечивая компонент малой / средней дальности, особенно полезный против ракет, летящих с моря.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Ракетная система точечной защиты (PDMS)
    • 1.3 Базовая ракетная система точечной защиты (BPDMS)
    • 1.4 Усовершенствованная противоракетная система базовой точечной защиты (IBPDMS)
    • 1.5 Модернизация ракет
    • 1.6 Наземная ракета Sea Sparrow
    • 1.7 Развитая ракета Sea Sparrow (ESSM)
  • 2 Операторы
    • 2.1 Текущие операторы
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Библиография
  • 4 См. Также
История

Предыстория

Высокоскоростные реактивные самолеты, летящие на малых высотах, представляли серьезную угрозу для военно-морских сил в конце 1950-х годов. Приближаясь к местному горизонту кораблей, самолеты внезапно появлялись на относительно близких расстояниях, давая кораблям всего несколько секунд для ответа, прежде чем самолеты сбросили свои полезные нагрузки и удалились. Это давало самолету огромное преимущество перед более ранним оружием, таким как пикирующие бомбардировщики или торпедоносцы, чья низкая скорость позволяла эффективно атаковать зенитные орудия. Преимущество было настолько велико, что когда Королевский флот столкнулся с угрозой со стороны нового советского крейсера Свердлова крейсера, они ответили нелинейным образом. путем внедрения самолетов Blackburn Buccaneer для их атаки.

Дальнейшим улучшением возможностей самолетов против кораблей стало разнообразие высокоточного оружия. Ранние разработки были впервые использованы во время Второй мировой войны с управляемым вручную оружием, таким как Fritz X, и эволюционировали в полуавтономные крылатые ракеты, такие как «Радуга» КС-1 «Комет», которая основывалась на комбинации начального наведения от самолета-пуска и конечного наведения на саму ракету. Эти системы позволяли самолетам наносить удары из-за пределов досягаемости бортовых зенитных орудий в относительной безопасности. Только присутствие обороняющихся истребителей, действующих на больших расстояниях от кораблей, могло обеспечить прикрытие от этих атак, атакуя самолеты-носители до того, как они приблизились к кораблям.

Доктрина ВМС США делала упор на прикрытие с воздуха на большом расстоянии для противодействия как высокоскоростным самолетам, так и ракетам, а разработка новых средств защиты на ближнем расстоянии в значительной степени игнорировалась. В то время как ВМФ разрабатывал дорогие истребители дальнего действия, такие как Douglas F6D Missileer, на большинстве кораблей оставалось более старое вооружение, обычно 40-мм пушки Bofors или 20-мм пушки Oerlikon. К началу 1960-х их возможности против современных самолетов и ракет были ограничены; Отсутствие быстродействующих установок, радаров прицела ограниченной точности и длительное время стабилизации для систем управления огнем - все это означало, что пушки вряд ли могли эффективно реагировать на высокоскоростные самолеты.

Использование ракет для плавания с моря резко увеличило угрозу для этих кораблей. В отличие от противокорабельных ракет (ASM) более раннего поколения, морские скиммеры приближались на малой высоте, как штурмовик, скрываясь до последнего момента. Ракеты были относительно небольшими, и поразить их было намного сложнее, чем по атакующему самолету. В то время как старые средства защиты можно было считать реальной угрозой для большого самолета на малой высоте или ракеты, приближающейся на большой высоте, против ракеты, летящей с моря, они были бесполезны. Чтобы успешно противостоять этой угрозе, кораблям требовалось новое оружие, способное атаковать эти цели, как только они появляются, достаточно точно, чтобы дать им высокую вероятность уничтожения с первой попытки - для второй попытки будет мало времени.

Ракетная система точечной защиты (PDMS)

Армия США столкнулась с аналогичной проблемой, защищаясь от атак высокоскоростных реактивных самолетов штурмовиков. В этом случае местный горизонт, как правило, был еще более ограничен, заблокирован деревьями и холмами, и время схватки можно было измерить в секундах. Они пришли к выводу, что система на основе оружия просто непригодна для этой роли; к тому времени, когда радар зафиксируется, а прицел рассчитает правильное «упреждение», уже не будет времени стрелять по цели, пока она находится в пределах относительно короткой дальности стрельбы. Ракеты, с другой стороны, могли постепенно настраивать свой подход во время полета к цели, а их бесконтактные взрыватели означало, что им нужно было только подойти «достаточно близко».

В 1959 году армия приступила к разработке MIM-46 Mauler, на которой была установлена ​​новая высокоскоростная ракета на вездесущем шасси M113 Armoured Personnel Carrier, наряду с поисковой РЛС средней дальности и отдельной РЛС сопровождения и подсветки. Чтобы справиться с необходимостью быстрого реагирования, система управления огнем была полуавтоматической; Операторы будут видеть цели на поисковом радаре и определять их приоритет, система управления огнем выбирает цели в пределах дальности атаки, автоматически направляет ракеты на них и запускает. Поскольку ракета будет работать близко к земле в сильно загроможденной среде, она использовала комбинацию движения луча вдоль освещающего радара и инфракрасной ГСН в носовой части, что позволяло отслеживать как до тех пор, пока путь впереди или сзади ракеты оставался свободным от препятствий.

Те же самые основные параметры поражения - высокая скорость и связанное с этим кратковременное время визирования - применимы также к самолетам и ракетам, летящим с моря. Военно-морской флот намеревался адаптировать Mauler для использования на борту корабля, удалив его поисковый радар и подключив его к существующим бортовым радиолокационным системам. Пусковая установка с 9 отсеками и радар-осветитель будут сохранены в относительно компактной установке. Разработка началась в 1960 году под «Ракетной системой точечной защиты» (PDMS), военно-морской версией, известной как «RIM-46A Sea Mauler». Военно-морской флот был настолько уверен в Sea Mauler, что они изменили конструкцию своих последних фрегатов, Knox class, чтобы включить место на задней палубе для пусковой установки Sea Mauler.

Доверие ВМФ к Маулеру оказалось неуместным; к 1963 году программа была понижена до уровня чисто технологической разработки из-за продолжающихся проблем и была полностью отменена в 1965 году. Все три участника, армия США, флот США и британская армия, начали искать замена. В то время как британцы выбрали более долгосрочный подход и разработали новую ракету Rapier, армия и флот США пытались найти систему, которую можно было бы развернуть как можно быстрее. Столкнувшись с проблемой наведения в загроможденной среде, армия решила приспособить инфракрасную ракету AIM-9 Sidewinder в MIM-72 Chaparral. Он был основан на AIM-9D, хвостовом преследователе, и был бы бесполезен для ВМФ, где его цели будут приближаться в лоб. Им требовалась система с радиолокационным наведением, и это, естественно, привело к созданию AIM-7 Sparrow. Они также рассматривали Chaparral для меньших кораблей из-за его гораздо меньшего размера, но никогда не предпринималось никаких попыток подгонки.

Базовая система точечной защиты (BPDMS)

Управляемый пилот Mark 115, первоначально использовавшийся для управления морем. Sparrow к своей цели как часть BPDMS.

Быстро организовав «Базовую ракетную систему точечной защиты», BPDMS, нынешний AIM-7E из F-4 Phantom был адаптирован для использования на борту корабля с удивительной скоростью. Основными разработками стали новая обучаемая пусковая установка Mark 25, разработанная на основе пусковой установки ASROC, и ручной радиолокационный осветитель Mark 115, который выглядел как два больших прожектора. Операция была чрезвычайно простой; Оператор будет направлен на цель с помощью голосовых команд от операторов поискового радара, а затем он наведет осветитель на цель. Относительно широкий луч радара должен был быть только в общем направлении цели, сигнал непрерывной волны был доплеровским смещением движущейся целью и сильно проявлялся, даже если он был не по центру луча. Пусковая установка будет автоматически следовать за движениями осветителя, так что при запуске ракеты она сразу же увидит сигнал, отраженный от цели.

В этой форме Sea Sparrow испытывался на эсминце эскорта USS Bradley, начиная с февраля 1967 года, но эта установка была удалена, когда Брэдли был отправлен на Вьетнам позже в том же году. Испытания продолжались, и в период с 1971 по 1975 год Sea Sparrow был установлен на 31 корабле класса Knox, корпуса с 1052 по 1069 и с 1071 по 1083. «Пропавший корабль» в серии, Даунс (DE-1070), вместо этого использовался для тестирования обновленной версии (см. ниже).

Морской воробей был далеко не идеальным оружием. Его ракетный двигатель был разработан с учетом того, что он будет запускаться на высокой скорости с самолета, и поэтому оптимизирован для длительного полета на относительно небольшой мощности. В роли класса «земля-воздух» предпочтительнее иметь очень высокое ускорение, чтобы позволить ему как можно скорее перехватить плавающие над морем цели. Профиль мощности также подходит для крейсерского полета в разреженном воздухе на больших высотах, но на малых высотах он не обеспечивает достаточной мощности для преодоления сопротивления и резко снижает дальность полета; по некоторым оценкам, Sea Sparrow может быть эффективен только до 10 километров (6,2 мили), что составляет около четверти дальности полета Sparrow, запущенного с воздуха. Двигатель с гораздо большей мощностью значительно улучшит характеристики, несмотря на меньшее время горения.

Другая проблема заключается в том, что Sparrow управляется с помощью расположенных посередине маневрирующих крыльев. Они использовались на Sparrow, потому что они требовали меньше энергии для базовых маневров во время полета, но это делало ракету в целом менее маневренной, что плохо подходило для оружия быстрого реагирования. Кроме того, из-за наличия крыльев с приводом их было нелегко приспособить для складывания, и поэтому размеры пусковых ячеек соответствовали крыльям, а не корпусу ракеты, и они занимали гораздо больше места, чем требовалось. Хотя Sea Sparrow задумывался как небольшая ракетная система, которую можно было установить на самые разные корабли, пусковая установка была относительно большой и использовалась только на более крупных фрегатах, эсминцах и авианосцах. Наконец, иллюминатор с ручным наведением имел ограниченное применение ночью или в плохую погоду, что не очень хорошо для корабельного оружия, где туман был обычным явлением.

Усовершенствованная ракетная система базовой точечной защиты (IBPDMS)

USS O'Brien запускает ракету Sea Sparrow, показанная со сложенным средним крылом, когда она отправляется с пусковой установки NSSM Mark 29 5 ноября., 2003. Два беспилотных осветительных радара Mark 95, используемых для наведения Sea Sparrow на цель.

В 1968 году Дания, Италия и Норвегия подписали соглашение с ВМС США об использовании Sea Sparrow на своих кораблях. и совместно работайте над улучшенными версиями. В течение следующих нескольких лет ряд других стран присоединился к офису проекта НАТО SEASPARROW (NSPO), и сегодня в него входят 12 стран-членов. В рамках этой зонтичной группы программа «Улучшенная базовая система точечной защиты» (IBPDMS) была запущена еще во время развертывания исходной версии.

IBPDMS возникла как RIM-7H, который по сути представлял собой RIM-7A с установленными посередине крыльями, модифицированными для возможности складывания. Это было сделано аналогично палубной авиации; крылья шарнирно закреплялись примерно на 50% по размаху, а внешние части были повернуты назад к корпусу ракеты. Это позволяло хранить их в более плотных тубах-контейнерах в новой пусковой установке Mark 29 и автоматически открывать их при извлечении из тубуса.

ГСН был модифицирован для работы с различными радарами наведения, в том числе с теми, которые используются с существующими европейскими ракетными системами. Производство RIM-7H началось в 1973 году как ракетная система НАТО Sea Sparrow (NSSMS) Block I. Для использования ВМС США также была представлена ​​новая система подсветки Mark 95, аналогичная исходной Mark 115, но с возможностью автоматического наведения. в любую погоду. Mark 95 лег в основу высокоавтоматизированной системы управления огнем Mark 91.

Модернизация ракет

В 1972 году компания Raytheon начала программу модернизации Sparrow для вооружения грядущего F-15 Eagle, производящего AIM-7F. Модель F заменила старую аналоговую систему наведения твердотельной версией , которая могла работать с новым импульсно-доплеровским радаром F-15. Система наведения была намного меньше, что позволяло перемещать боеголовку из ее прежнего заднего положения в положение перед центральными крыльями и увеличивать вес до 86 фунтов (39 кг). Перемещение вперед также позволило увеличить ракетный двигатель, поэтому он был заменен новым двигателем двойной тяги, который быстро разгонял ракету до более высоких скоростей, а затем устанавливал более низкую тягу для крейсерского полета. Новые ракеты были быстро адаптированы для использования во флоте аналогично RIM-7H, производя RIM-7F. В новой ракете использовалось более низкое обозначение модели, несмотря на более новую технологию, чем в модели H.

За этим последовала еще одна крупная модернизация AIM-7 - AIM-7M. М включала в себя новый моноимпульсный радар ГСН , который позволял стрелять вниз с высотного самолета по цели, в противном случае замаскированной землей. Новая модель также включала полностью компьютеризированную систему наведения, которую можно было обновлять в полевых условиях, а также дальнейшее снижение веса для еще одной модернизации боеголовки. Компьютеризированная система наведения также включала в себя простой автопилот, который позволял ракете продолжать полет к последнему известному местоположению цели даже при потере сигнала, позволяя пусковой платформе выходить из замка на короткие промежутки времени, пока ракета находилась в полете. Все эти модификации также улучшили характеристики против маловысотных морских целей. Модель M поступила на вооружение США в 1983 году.

Оригинальный RIM-7E был способен летать на скорости 2+ махов, от 30 до 15000 метров (от 98 до 49 213 футов), с дальностью полета от 15 до 22 метров. километров (8,1–11,9 морских миль) (в зависимости от высоты цели). RIM-7F улучшил характеристики, но также улучшил неконтактный взрыватель против низколетящих целей, поскольку минимальная высота была уменьшена до 15 метров (49 футов) или меньше. RIM-7M был способен поражать цели на высоте 8 метров (26 футов), обеспечивая некоторую способность противодействовать пилотируемым по морю ракетам, таким как Exocet.

Пока модель M находилась в разработке, ВМС США также представила модернизацию для системы управления огнем Mark 91, «Mark 23 Target Acquisition System» (TAS). TAS включала 2D-радар средней дальности и систему IFF, которая передавала информацию на новую консоль в боевом информационном центре корабля. Mark 23 автоматически обнаруживал, определял приоритеты и отображал потенциальные цели, значительно сокращая время реакции системы в целом. Mark 23 также используется для выбора целей для большинства других систем вооружения, включая стрельбу и другие ракетные системы. TAS начал поступать во флот в 1980 году.

Evolved Sea Sparrow опускается в VLS трубу

NSPO также использовало модернизацию серии M как возможность обновить систему, чтобы позволить ее запускать с a Вертикальная пусковая система (VLS). В этой модификации используется пакет «Jet Vane Control» (JVC), который добавляется в днище ракеты. При запуске небольшой двигатель в JVC разгоняет ракету над пусковым кораблем, а затем использует лопасти, расположенные в ее собственном выхлопе, для быстрого поворота ракеты в правильное положение с целью, которая подается в JVC во время запуска. Что касается Sea Sparrow, нет никакой разницы между запуском непосредственно с обучаемой пусковой установки или с помощью JVC, в обоих случаях ракета становится активной, смотря прямо на цель.

Последним обновлением Sparrow стал AIM-7P, который заменил систему наведения M на улучшенную модель, которая позволяла посылать обновления в середине курса со стартовой платформы через новые антенны, установленные сзади. При использовании класса "воздух-воздух" это позволяло ракете "подниматься" над целью, а затем направлять ее вниз по мере приближения; это увеличивает дальность полета ракеты, поскольку она проводит больше времени в более разреженном воздухе на большой высоте. При использовании на море это означало, что его также можно было напрямую навести против небольших надводных целей, которые в противном случае не были бы хорошо видны на радаре, позволяя более мощным поисковым радарам корабля обеспечивать наведение до тех пор, пока ракета не приблизится к цели и отраженный сигнал не станет сильнее. Это также дало Sea Sparrow очень полезную второстепенную роль в борьбе с судоходством, которая позволяет ему атаковать небольшие лодки.

Наземный запуск Sea Sparrow

Буксируемые пусковые установки ЗРК RIM-7

Тайвань использует наземные установки Sea Sparrows как часть системы Skyguard SHORAD. Пятьсот ракет поступили на вооружение в 1991 году и размещаются на прицепах с четырьмя пусковыми установками. В 2012 году они были временно выведены из эксплуатации после пары отказов ракет во время испытаний, а также отказа связанного с ним AIM-7 на тех же учениях.

Evolved Sea Sparrow (ESSM)

ESSM запуск. Обратите внимание на увеличенную часть двигателя.

Хотя ВМФ и ВВС изначально планировали дополнительные модернизации для Sparrow, в частности AIM-7R с комбинированной РЛС / инфракрасной ГСН, они были отменены в пользу более совершенной AIM -120 AMRAAM в декабре 1996 года. После того, как связь между бортовой и бортовой версиями Sparrow была разорвана, Raytheon предложила гораздо более обширный набор обновлений для Sea Sparrow, RIM-7R Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM). Изменения были настолько обширными, что проект был переименован в RIM-162 ESSM.

ESSM берет существующую секцию наведения от RIM-7P и помещает ее в совершенно новую заднюю секцию. Новая ракета имеет диаметр 10 дюймов (25 см) вместо прежних 8 дюймов, что позволяет использовать гораздо более мощный двигатель. Он также полностью исключает расположенные посередине крылья, заменяя их длинными стабилизаторами, аналогичными тем, что на стандартной ракете (и практически на всех других ракетах ВМС с 1950-х годов), и перемещает управление наведением на задние стабилизаторы. Рулевое управление ESSM на основе хвостового оперения потребляет больше энергии, но обеспечивает значительно более высокую маневренность при работающем двигателе.

Ракета с четырьмя ракетами Mark 25 была разработана в 1990-х годах для размещения четырех ESSM в одной ячейке Mk 41 VLS. Для использования VLS ESSM оснащены той же системой JVC, что и более ранние версии.

Операторы
Карта с операторами RIM-7 синим цветом

Текущие операторы

Австралия
Бельгия
Болгария
Канада
Чили
Дания
Германия
Греция
Италия
Япония
Южная Корея
Мексика
Нидерланды
Новой Зеландии
Норвегия
Португалия
Испания
Турция
США
Ссылки

Примечания

Библиография

См. Также
Викискладе есть медиафайлы, связанные с RIM-7 Sea Sparrow.
Последняя правка сделана 2021-06-03 04:37:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте