Крейсер класса " Свердлов" " />

Крейсер класса " Свердлов"

редактировать
AdmiralUshakov1981.jpg Адмирал Ушаков в 1981 году
Обзор класса
Имя Класс Свердлова
Строители
Операторы
Предшествует Чапаев класс
Преемник Кинда класс
Построено 1949–1955
В комиссии 1952–2000
Планируется 30
Завершенный 14
Отменено 16
В отставке 13
Сохранилось
Общие характеристики
Тип Крейсер
Смещение
  • 13 600 тонн (13 385 длинных тонн) в стандартном исполнении
  • 16640 тонн (16 377 длинных тонн) с полной нагрузкой
Длина
  • 210 м (689 футов 0 дюймов) в целом
  • 205 м (672 футов 7 дюймов) по ватерлинии
Луч 22 м (72 футов 2 дюйма)
Проект 6,9 м (22 футов 8 дюймов)
Движение
Скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч)
Диапазон 9000  морских миль (17000 км; 10000 миль) при 18 узлах (33 км / ч; 21 миль / ч)
Дополнение 1,250
Вооружение
  • 4 тройных 15,2-см (6,0 дюйма) / 57 калибра орудия B-38 в башнях Mk5-bis
  • 6 спаренных орудий 10 см (3,9 дюйма) / 56 калибра обр.1934 г. в установках СМ-5-1
  • 16 × спаренные 3,7 см (1,5 дюйма) AA пушки в V-11m монтирует
  • 2 × пятерых 533-мм (21,0 дюйма) торпедных аппарата в установках ПТА-53-68-бис
Броня
  • Ремень : 100 мм (3,9 дюйма)
  • Боевая рубка : 150 мм (5,9 дюйма)
  • Дека : 50 мм (2,0 дюйма)
  • Башни: 175 мм (6,9 дюйма) спереди, 65 мм (2,6 дюйма) по бокам, 60 мм (2,4 дюйма) сзади, 75 мм (3,0 дюйма) крыша
  • Барбеты: 130 мм (5,1 дюйма)
  • Переборки: 100–120 мм (3,9–4,7 дюйма)

Крейсера типа « Свердлов», советское обозначение проекта 68бис, были последними обычными орудийными крейсерами, построенными для ВМФ СССР. Они были построены в 1950-х годах и основывались на советских, немецких и итальянских проектах и ​​концепциях, разработанных до Второй мировой войны. Они были модифицированы для улучшения их мореходных возможностей, что позволило им двигаться с высокой скоростью в бурных водах Северной Атлантики. Базовый корпус был более современным и имел лучшую броневую защиту, чем у подавляющего большинства орудийных крейсеров после Второй мировой войны, построенных и развернутых другими странами. Они также несли обширный набор современного радиолокационного оборудования и зенитной артиллерии. Первоначально Советы планировали построить 40 кораблей этого класса, которые будут поддерживаться линейными крейсерами и авианосцами класса « Сталинград».

Этот класс крейсеров удовлетворил желание Сталина и руководства советского флота создать корабль, соответствующий военно-морской доктрине, ориентированной на три приоритета: поддержка обороны советского побережья, операции с военно-морских баз по всему миру, и защита интересов Арктики, Балтики, Средиземного и Черного морей. Второстепенными задачами, предусмотренными для этого класса кораблей, были коммерческие набеги и политическое присутствие в третьем мире. Но советский премьер Хрущев и советский штаб обороны сочли их устаревшими для ракетной эпохи, когда оборонительные и противолодочные ресурсы были приоритетом, и они неохотно уступали некоторым крейсерам ограниченные роли в качестве флагманов в стратегических и тактических военно-морских операциях. Ведущие адмиралы советского флота еще в 1959 году верили, что более крупные крейсера будут полезны в операциях, запланированных на Кубе, и в поддержку Индонезии. « Свердловы» также представляли угрозу для британских и голландских военно-морских сил, которым не хватало возможности круглосуточного круглосуточного обслуживания до спутникового наблюдения.

Угроза большого корабля Королевскому флоту была реальной и была полезной для него при обосновании строительства обычного флота и авианосцев, особенно в Северной Атлантике. В ответ был представлен Blackburn Buccaneer, палубный ударный самолет, который обладал характеристиками, необходимыми для подхода и атаки кораблей класса Свердлова на сверхнизком уровне, используя метательные бомбардировки для доставки ядерных боеприпасов, оставаясь при этом за пределами смертельной дальности 5 км. советских 100-мм и 37-мм орудий. Когда программа строительства была сокращена, а линейные крейсеры и авианосцы были отменены, « Свердловы» остались в опасной незащищенности, когда действовали в районах за пределами прикрытия наземной авиации. Их второстепенная миссия, действуя самостоятельно в качестве коммерческих рейдеров, также была скомпрометирована, поскольку в хорошую погоду они были бы чрезвычайно уязвимы для боевых групп авианосцев USN, оснащенных современными ударными самолетами, а также для оставшихся крейсеров класса Балтимор и Де-Мойн, оснащенных 8 -дюймовые пистолеты. (Последним орудийным крейсерам Королевского флота Crown Colony и Tiger, а также эсминцам USN Gearing и Forrest Sherman не хватало брони, дальности и скорости, необходимых для противостояния Свердловым.)

В 1954 году постройка класса « Свердлов » была отменена Хрущевым после того, как было построено 14 корпусов. Два дополнительных корпуса были утилизированы на стапеле, а четыре частично укомплектованных корабля « Свердлова», спущенных на воду в 1954 году, были списаны в 1959 году. Остальные корабли Советского флота оставались в строю в течение 1970-х годов, когда они прошли ограниченную программу модернизации, прежде чем окончательно покинуть службу в конце 1980-е годы.

Единственный оставшийся корабль этого класса - « Михаил Кутузов» сохранился в Новороссийске.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Модификации
  • 3 Корабля
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История

В конце Второй мировой войны, Иосиф Сталин планировал масштабную реконструкцию и расширение ВМФ СССР, чтобы превратить его в глобальную темно - синей воде. Требовалось большое количество крейсеров, включая сопровождение более тяжелых кораблей и ведущих эсминцев. Для ускорения производства было решено построить улучшенную версию довоенного крейсера класса « Чапаев » (или проект 68) « Свердлов» (или проект 68Б) вместо полностью новой конструкции (проект 65). Дизайн класса « Свердлов » был официально утвержден 27 мая 1947 года. Некоторые источники утверждают, что изначально планировалось 30 самолетов «Свердлова», причем заказ был сокращен на пять в пользу трех линейных крейсеров класса « Сталинград», но другие утверждают, что всего 30 включает пятерых Чапаевых. Первые три корабля этого класса были названы в честь списанных кораблей класса « Чапаев ». После смерти Сталина в 1953 году этот заказ был сокращен до 21. После закладки первых пятнадцати корпусов ВМФ СССР решил, что оставшиеся шесть кораблей должны быть укомплектованы модифицированной конструкцией (проект 68zif) с положениями о защите от ядерных осадков., но ни одна из них не была завершена. Были разработаны планы и созданы чертежи для модернизации кораблей для поддержки возможностей крылатых ракет; однако эти планы были отброшены, и новое строительство было отменено в 1959 году; Незавершенные корабли, за исключением Адмирала Корнилова (который стал Халком ), были списаны к 1961 году.

Снижение уровней крейсерских сил противоречило взглядам руководства ВМФ СССР, которое настаивало на том, что крейсеры по-прежнему обладают ценным потенциалом для работы в качестве командирских кораблей при огневой поддержке морских десантных операций. Они также думали, что обеспечат политическое присутствие в спорных регионах третьего мира, например, на Кубе и Индонезии. Если бы во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году было больше « Свердлова», они бы наверняка были развернуты. Советский ВМФ намеревался разместить несколько старых крейсеров класса « Чапаев » в кубинских портах, если операция будет успешной.

Эти корабли превосходили надводные корабли из-за отсутствия у них возможности противокорабельной крылатой ракеты. Ограниченная модернизация этих кораблей, которые все еще находились на вооружении в 1970-х годах, превратила их в военно-морские платформы поддержки артиллерийского огня.

Стандартная советская практика заключалась в передаче крейсеров в резерв и обратно. Большинство из них были переведены в резервный статус к началу 1980-х годов.

Сегодня остался только один из кораблей: « Михаил Кутузов». Это музей корабля в Новороссийске.

Дизайн

Крейсеры класса « Свердлов» были улучшенными и немного увеличенными версиями класса « Чапаев ». Они имели такое же основное вооружение, технику и бортовую защиту, что и предыдущие корабли, но имели увеличенный запас топлива для большей дальности, цельносварной корпус, улучшенную подводную защиту, увеличенную зенитную артиллерию и радар.

Класс « Свердлова » водоизмещает 13,6 тыс. Тн стандартно и 16640 т при полной загрузке. Их общая длина составляла 210 м (690 футов), а по ватерлинии - 205 м (673 футов). Они имели ширину 22 м (72 фута) и осадку 6,9 м (23 фута) и, как правило, составляли 1250 единиц экипажа. Корпус новой конструкции был полностью сварным, и корабли имели двойное дно более 75% их длины. Корабль также имел 23 водонепроницаемые переборки. У Свердлова было шесть котлов, обеспечивающих паром два вала с редукторными паровыми турбинами, вырабатывающими на валу 118 100 лошадиных сил (88 100 кВт). Это дало кораблям максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч). Крейсеры имели дальность полета 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Основное вооружение крейсеров класса « Свердлов» состояло из двенадцати 152-мм (6 дюймов) / 57 калибра орудий B-38, установленных в четырех трехместных башнях Mk5-bis. У них также было двенадцать 100-мм (4 дюйма) / 56 калибра орудий образца 1934 года в шести сдвоенных установках SM-5-1. В качестве зенитного вооружения крейсера имели тридцать две 37-мм (1,5 дюйма) зенитные установки в шестнадцати сдвоенных установках, а также были оснащены десятью 533-мм (21 дюйм ) торпедными аппаратами в двух установках по пять штук в каждой.

В Свердловой сек было 100 мм (4 дюйма) броневой пояс и имели 50 мм (2 дюйма) бронированную палубы. В турели были защищены на 175 мм (7 дюймов) брони и рубку, на 150 мм (5,9 дюйма) брони.

В комплект крейсеров входили один радар воздушного поиска Big Net или Top Trough, один радар поиска воздуха High Sieve или Low Sieve, один радар Knife Rest и один радар Slim Net. поисковый радар. Для навигационной РЛС имелась одна модель «Дон-2» или «Нептун». Для управления огнем корабли были оснащены двумя радиолокаторами Sun Visor, двумя 152-мм пушечными радиолокаторами Top Bow и восемью пушечными радиолокаторами Egg Cup. Для радиоэлектронного противодействия корабли были оснащены двумя системами радиоэлектронного противодействия «Watch Dog».

Модификации

К началу 1960-х годов со всех кораблей этого класса сняли торпедные аппараты. В 1957 году адмирал Нахимов был KSShch ( название по классификации НАТО : SS-N-1 «Scrubber») ПКР пусковая установлен, чтобы заменить «A» и «B» турели. Модификация получила обозначение Проект 68ЭР. Эта пробная установка не увенчалась успехом, и в 1961 году корабль был быстро выведен из эксплуатации и использован в качестве корабля-мишени.

У Дзержинского была пусковая установка ЗРК для ракеты М-2 Волхов-М (SA-N-2 «Гайдлайн»), которая заменила в 1960–62 годах третью, или «Х», башню главного орудия с обозначением Проект 70Э. Это переоборудование также было признано неудачным, и дальнейшие переоборудование кораблей не производилось. Поскольку вся ракетная установка находилась над бронепалубой, а сама ракета, базирующаяся на С-75 Двина (SA-2 «Указания»), работала на жидком топливе (кислота / керосин), она представляла серьезную опасность для корабль в действии.

Жданов и Сенявин были переоборудованы в командирские корабли в 1971 году путем замены башни «Х» дополнительным размещением и электроникой, четырьмя спаренными 30-мм пушками АК-230 и 4К33 «Оса-М» (СА-Н-4 «Гекко»). Зенитный ракетный комплекс (ЗРК). Сенявин также снял башню "Y", чтобы освободить место для вертолетной палубы и ангара, а также четыре дополнительных установки АК-230 на ракетный комплекс "Оса-М". Жданов и Сенявин получили обозначения проектов 68У1 и 68У2 соответственно.

Октябрьская революция была переоборудована с увеличенным мостом в 1977 году, а в 1979 году такую ​​же модификацию получили адмирал Ушаков и Александр Суворов, а затем и Михаил Кутусов. У этих кораблей было убрано четыре из 37-мм сдвоенных установок и добавлено восемь 30-миллиметровых установок АК-230. Эти корабли получили обозначение проекта 68А.

Корабли
Крейсера класса `` Свердлов '' (проект 68бис)
Имя Русское имя Строитель Положил Запущен Завершенный Судьба Примечания
Свердлова Свердлов Балтийский ССЗ, Ленинград 15 октября 1949 г. 5 июля 1950 г. 15 мая 1952 года Пораженный 1989 Назван в честь Якова Свердлова. 14 февраля 1978 г. он был переведен в резерв и дислоцирован в Лиепае. 30 мая 1989 г. выведен из эксплуатации, а в 1990 г. отбуксирован в Кронштадт. В начале 1991 года он был продан индийской компании на металлолом, а в октябре 1993 года отбуксирован в Индию и сдан на слом.
Жданов Жданов Балтийский ССЗ, Ленинград 11 февраля 1950 г. 27 декабря 1950 г. 31 декабря 1951 г. Пораженный 1991 Назван в честь Андрея Жданова. Он был преобразован в командирский корабль с удаленной башней "X", замененной офисными помещениями и добавленной дополнительной электроникой. Затем он был списан в 1991 году.
Адмирал Ушаков Адмирал Ушаков Балтийский ССЗ, Ленинград 31 августа 1950 г. 29 сентября 1951 г. 8 сентября 1953 г. Пораженный 1987 Назван в честь Федора Федоровича Ушакова. Списан в 1987 г.
Александр Суворов Александр Суворов Балтийский ССЗ, Ленинград 26 февраля 1951 г. 15 мая 1952 года 31 декабря 1953 г. Пораженный 1990 Назван в честь Александра Суворова. Списан в 1990 году.
Адмирал сенявин Адмирал Сенявин Балтийский ССЗ, Ленинград 31 октября 1951 г. 22 декабря 1952 г. 30 ноября 1954 г. Пораженный 1991 Назван в честь Дмитрия Сенявина. Преобразован в командирский корабль с удаленными турелями и заменен ангаром для вертолетов и служебными помещениями, слом 1991
Дмитрий Пожарский Дмитрий Пожарский Балтийский ССЗ, Ленинград 31 марта 1952 г. 25 июня 1953 г. 31 декабря 1954 г. Пораженный 1987 Назван в честь патриота Дмитрия Пожарского. Списан в 1987 году.
Кронштадт Кронштадт Балтийский ССЗ, Ленинград Октябрь 1953 г. 11 сентября 1954 г. N / A Распалась, 1961 г.
Таллинн Таллинн Балтийский ССЗ, Ленинград 1953 г. 11 сентября 1954 г. N / A Распалась, 1961 г.
Варяг Варя́г Балтийский ССЗ, Ленинград Декабрь 1952 г. 5 июня 1956 г. N / A Распалась, 1961 г.
Орджоникидзе Орджоникидзе Адмиралтейские верфи, Ленинград 19 октября 1949 г. 17 сентября 1950 г. 30 июня 1952 г. Распалась, 1972 г. Назван в честь Серго Орджоникидзе. Продан Индонезии в 1962 году, повторно введен в эксплуатацию RI Irian в 1963 году. Продан на металлолом в Тайвань в 1972 году. Британский водолаз Лайонел Крабб исчез в 1956 году, когда тайно инспектировал этот корабль для МИ-6, когда он стоял в гавани Портсмута.
Александр Невский Александр Невский Адмиралтейские верфи, Ленинград 30 мая 1950 г. 7 июня 1951 г. 31 декабря 1952 г. Пораженный 1989 Назван в честь Александра Невского. Списан 1989
Адмирал Лазарев Адмирал Лазарев Адмиралтейские верфи, Ленинград 6 февраля 1951 г. 29 июня 1952 г. 30 декабря 1952 г. Пораженный 1986 Назван в честь Михаила Петровича Лазарева. Сдан на слом 1986
Щербаков Щербаков Адмиралтейские верфи, Ленинград Июнь 1951 г. 17 марта 1954 г. N / A Распалась, 1961 г.
Дзержинского Дзержинский Николаев 31 декабря 1948 г. 31 августа 1950 г. 18 августа 1952 г. Пораженный 1989 Назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. 19 февраля 1980 г. она была переведена в запас и размещена в Севастополе; Списан 12 октября 1988 г.; 1988-1989 гг. Списан в Инкермане.
Адмирал Нахимов Адмирал Нахимов Николаев 27 июня 1950 г. 29 июня 1951 г. 27 марта 1953 г. Пораженный 1961 Назван в честь адмирала Павла Нахимова. В конце 1950-х гг. Перевооружен в испытательный корабль с управляемыми ракетами, корабль-мишень в 1961 г.
Михаил Кутузов Михаил Кутузов Николаев 23 февраля 1951 г. 29 ноября 1952 г. 30 февраля 1954 г. Корабль-музей Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. Корабль-музей в Новороссийске
Адмирал Корнилов Адмирал Корнилов Николаев 6 ноября 1951 г. 17 марта 1954 г. N / A Халк ПКЗ 130, 1957 год
Октябрьская Революция (бывший Молотовск) Октябрьская Революция Северодвинск 15 июля 1952 г. 25 мая 1954 года 30 ноября 1954 г. Пораженный 1987 Назван в честь Октябрьской революции. Списан в 1987 г.
Мурманск Мурманск Северодвинск 28 января 1953 г. 24 апреля 1955 г. 22 сентября 1955 г. Пораженный 1992 Назван в честь города Мурманск. Списан в конце 1980-х. В декабре 1994 года она села на мель в Хасвике, Норвегия, по пути в Индию на слом.
Архангельск Архангельск Северодвинск 1954 г. N / A N / A Распалась, 1961 г.
Владивосток Владивосток Северодвинск 1955 г. N / A N / A Распалась, 1961 г.
Жданов после переоборудования в командирский крейсер Александр Невский Михаил Кутузов Р.И. Ириан (экс- Орджоникидзе), ВМС Индонезии
Галерея
  • Ту-95 "Медведь" пролетает над крейсером типа " Свердлов" 1975 г.

  • Дмитрий Пожарский (1968)

Смотрите также
использованная литература

Цитаты

Источники

  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Боевые корабли всего мира Конвея 1947–1995. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN   1-55750-132-7.
  • Яровой, В.В.; Грегер, Рене (1994). «Советские крейсеры классов Чапаев и Свердлов ». В Робертс, Джон (ред.). Warship 1994. Лондон: Conway Maritime Press. С. 147–158. ISBN   0-85177-630-2.
  • Маклафлин, Стивен (2007). «Вопрос 37/04: Советский ракетный крейсер« Адмирал Нахимов ». Военный корабль Интернэшнл. XLIV (4): 334–338. ISSN   0043-0374.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-27 08:46:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте