Крейсер класса " Свердлов" " />
Адмирал Ушаков в 1981 году | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс Свердлова |
Строители | |
Операторы | |
Предшествует | Чапаев класс |
Преемник | Кинда класс |
Построено | 1949–1955 |
В комиссии | 1952–2000 |
Планируется | 30 |
Завершенный | 14 |
Отменено | 16 |
В отставке | 13 |
Сохранилось | |
Общие характеристики | |
Тип | Крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 22 м (72 футов 2 дюйма) |
Проект | 6,9 м (22 футов 8 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч) |
Диапазон | 9000 морских миль (17000 км; 10000 миль) при 18 узлах (33 км / ч; 21 миль / ч) |
Дополнение | 1,250 |
Вооружение | |
Броня |
|
Крейсера типа « Свердлов», советское обозначение проекта 68бис, были последними обычными орудийными крейсерами, построенными для ВМФ СССР. Они были построены в 1950-х годах и основывались на советских, немецких и итальянских проектах и концепциях, разработанных до Второй мировой войны. Они были модифицированы для улучшения их мореходных возможностей, что позволило им двигаться с высокой скоростью в бурных водах Северной Атлантики. Базовый корпус был более современным и имел лучшую броневую защиту, чем у подавляющего большинства орудийных крейсеров после Второй мировой войны, построенных и развернутых другими странами. Они также несли обширный набор современного радиолокационного оборудования и зенитной артиллерии. Первоначально Советы планировали построить 40 кораблей этого класса, которые будут поддерживаться линейными крейсерами и авианосцами класса « Сталинград».
Этот класс крейсеров удовлетворил желание Сталина и руководства советского флота создать корабль, соответствующий военно-морской доктрине, ориентированной на три приоритета: поддержка обороны советского побережья, операции с военно-морских баз по всему миру, и защита интересов Арктики, Балтики, Средиземного и Черного морей. Второстепенными задачами, предусмотренными для этого класса кораблей, были коммерческие набеги и политическое присутствие в третьем мире. Но советский премьер Хрущев и советский штаб обороны сочли их устаревшими для ракетной эпохи, когда оборонительные и противолодочные ресурсы были приоритетом, и они неохотно уступали некоторым крейсерам ограниченные роли в качестве флагманов в стратегических и тактических военно-морских операциях. Ведущие адмиралы советского флота еще в 1959 году верили, что более крупные крейсера будут полезны в операциях, запланированных на Кубе, и в поддержку Индонезии. « Свердловы» также представляли угрозу для британских и голландских военно-морских сил, которым не хватало возможности круглосуточного круглосуточного обслуживания до спутникового наблюдения.
Угроза большого корабля Королевскому флоту была реальной и была полезной для него при обосновании строительства обычного флота и авианосцев, особенно в Северной Атлантике. В ответ был представлен Blackburn Buccaneer, палубный ударный самолет, который обладал характеристиками, необходимыми для подхода и атаки кораблей класса Свердлова на сверхнизком уровне, используя метательные бомбардировки для доставки ядерных боеприпасов, оставаясь при этом за пределами смертельной дальности 5 км. советских 100-мм и 37-мм орудий. Когда программа строительства была сокращена, а линейные крейсеры и авианосцы были отменены, « Свердловы» остались в опасной незащищенности, когда действовали в районах за пределами прикрытия наземной авиации. Их второстепенная миссия, действуя самостоятельно в качестве коммерческих рейдеров, также была скомпрометирована, поскольку в хорошую погоду они были бы чрезвычайно уязвимы для боевых групп авианосцев USN, оснащенных современными ударными самолетами, а также для оставшихся крейсеров класса Балтимор и Де-Мойн, оснащенных 8 -дюймовые пистолеты. (Последним орудийным крейсерам Королевского флота Crown Colony и Tiger, а также эсминцам USN Gearing и Forrest Sherman не хватало брони, дальности и скорости, необходимых для противостояния Свердловым.)
В 1954 году постройка класса « Свердлов » была отменена Хрущевым после того, как было построено 14 корпусов. Два дополнительных корпуса были утилизированы на стапеле, а четыре частично укомплектованных корабля « Свердлова», спущенных на воду в 1954 году, были списаны в 1959 году. Остальные корабли Советского флота оставались в строю в течение 1970-х годов, когда они прошли ограниченную программу модернизации, прежде чем окончательно покинуть службу в конце 1980-е годы.
Единственный оставшийся корабль этого класса - « Михаил Кутузов» сохранился в Новороссийске.
В конце Второй мировой войны, Иосиф Сталин планировал масштабную реконструкцию и расширение ВМФ СССР, чтобы превратить его в глобальную темно - синей воде. Требовалось большое количество крейсеров, включая сопровождение более тяжелых кораблей и ведущих эсминцев. Для ускорения производства было решено построить улучшенную версию довоенного крейсера класса « Чапаев » (или проект 68) « Свердлов» (или проект 68Б) вместо полностью новой конструкции (проект 65). Дизайн класса « Свердлов » был официально утвержден 27 мая 1947 года. Некоторые источники утверждают, что изначально планировалось 30 самолетов «Свердлова», причем заказ был сокращен на пять в пользу трех линейных крейсеров класса « Сталинград», но другие утверждают, что всего 30 включает пятерых Чапаевых. Первые три корабля этого класса были названы в честь списанных кораблей класса « Чапаев ». После смерти Сталина в 1953 году этот заказ был сокращен до 21. После закладки первых пятнадцати корпусов ВМФ СССР решил, что оставшиеся шесть кораблей должны быть укомплектованы модифицированной конструкцией (проект 68zif) с положениями о защите от ядерных осадков., но ни одна из них не была завершена. Были разработаны планы и созданы чертежи для модернизации кораблей для поддержки возможностей крылатых ракет; однако эти планы были отброшены, и новое строительство было отменено в 1959 году; Незавершенные корабли, за исключением Адмирала Корнилова (который стал Халком ), были списаны к 1961 году.
Снижение уровней крейсерских сил противоречило взглядам руководства ВМФ СССР, которое настаивало на том, что крейсеры по-прежнему обладают ценным потенциалом для работы в качестве командирских кораблей при огневой поддержке морских десантных операций. Они также думали, что обеспечат политическое присутствие в спорных регионах третьего мира, например, на Кубе и Индонезии. Если бы во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году было больше « Свердлова», они бы наверняка были развернуты. Советский ВМФ намеревался разместить несколько старых крейсеров класса « Чапаев » в кубинских портах, если операция будет успешной.
Эти корабли превосходили надводные корабли из-за отсутствия у них возможности противокорабельной крылатой ракеты. Ограниченная модернизация этих кораблей, которые все еще находились на вооружении в 1970-х годах, превратила их в военно-морские платформы поддержки артиллерийского огня.
Стандартная советская практика заключалась в передаче крейсеров в резерв и обратно. Большинство из них были переведены в резервный статус к началу 1980-х годов.
Сегодня остался только один из кораблей: « Михаил Кутузов». Это музей корабля в Новороссийске.
Крейсеры класса « Свердлов» были улучшенными и немного увеличенными версиями класса « Чапаев ». Они имели такое же основное вооружение, технику и бортовую защиту, что и предыдущие корабли, но имели увеличенный запас топлива для большей дальности, цельносварной корпус, улучшенную подводную защиту, увеличенную зенитную артиллерию и радар.
Класс « Свердлова » водоизмещает 13,6 тыс. Тн стандартно и 16640 т при полной загрузке. Их общая длина составляла 210 м (690 футов), а по ватерлинии - 205 м (673 футов). Они имели ширину 22 м (72 фута) и осадку 6,9 м (23 фута) и, как правило, составляли 1250 единиц экипажа. Корпус новой конструкции был полностью сварным, и корабли имели двойное дно более 75% их длины. Корабль также имел 23 водонепроницаемые переборки. У Свердлова было шесть котлов, обеспечивающих паром два вала с редукторными паровыми турбинами, вырабатывающими на валу 118 100 лошадиных сил (88 100 кВт). Это дало кораблям максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч). Крейсеры имели дальность полета 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).
Основное вооружение крейсеров класса « Свердлов» состояло из двенадцати 152-мм (6 дюймов) / 57 калибра орудий B-38, установленных в четырех трехместных башнях Mk5-bis. У них также было двенадцать 100-мм (4 дюйма) / 56 калибра орудий образца 1934 года в шести сдвоенных установках SM-5-1. В качестве зенитного вооружения крейсера имели тридцать две 37-мм (1,5 дюйма) зенитные установки в шестнадцати сдвоенных установках, а также были оснащены десятью 533-мм (21 дюйм ) торпедными аппаратами в двух установках по пять штук в каждой.
В Свердловой сек было 100 мм (4 дюйма) броневой пояс и имели 50 мм (2 дюйма) бронированную палубы. В турели были защищены на 175 мм (7 дюймов) брони и рубку, на 150 мм (5,9 дюйма) брони.
В комплект крейсеров входили один радар воздушного поиска Big Net или Top Trough, один радар поиска воздуха High Sieve или Low Sieve, один радар Knife Rest и один радар Slim Net. поисковый радар. Для навигационной РЛС имелась одна модель «Дон-2» или «Нептун». Для управления огнем корабли были оснащены двумя радиолокаторами Sun Visor, двумя 152-мм пушечными радиолокаторами Top Bow и восемью пушечными радиолокаторами Egg Cup. Для радиоэлектронного противодействия корабли были оснащены двумя системами радиоэлектронного противодействия «Watch Dog».
К началу 1960-х годов со всех кораблей этого класса сняли торпедные аппараты. В 1957 году адмирал Нахимов был KSShch ( название по классификации НАТО : SS-N-1 «Scrubber») ПКР пусковая установлен, чтобы заменить «A» и «B» турели. Модификация получила обозначение Проект 68ЭР. Эта пробная установка не увенчалась успехом, и в 1961 году корабль был быстро выведен из эксплуатации и использован в качестве корабля-мишени.
У Дзержинского была пусковая установка ЗРК для ракеты М-2 Волхов-М (SA-N-2 «Гайдлайн»), которая заменила в 1960–62 годах третью, или «Х», башню главного орудия с обозначением Проект 70Э. Это переоборудование также было признано неудачным, и дальнейшие переоборудование кораблей не производилось. Поскольку вся ракетная установка находилась над бронепалубой, а сама ракета, базирующаяся на С-75 Двина (SA-2 «Указания»), работала на жидком топливе (кислота / керосин), она представляла серьезную опасность для корабль в действии.
Жданов и Сенявин были переоборудованы в командирские корабли в 1971 году путем замены башни «Х» дополнительным размещением и электроникой, четырьмя спаренными 30-мм пушками АК-230 и 4К33 «Оса-М» (СА-Н-4 «Гекко»). Зенитный ракетный комплекс (ЗРК). Сенявин также снял башню "Y", чтобы освободить место для вертолетной палубы и ангара, а также четыре дополнительных установки АК-230 на ракетный комплекс "Оса-М". Жданов и Сенявин получили обозначения проектов 68У1 и 68У2 соответственно.
Октябрьская революция была переоборудована с увеличенным мостом в 1977 году, а в 1979 году такую же модификацию получили адмирал Ушаков и Александр Суворов, а затем и Михаил Кутусов. У этих кораблей было убрано четыре из 37-мм сдвоенных установок и добавлено восемь 30-миллиметровых установок АК-230. Эти корабли получили обозначение проекта 68А.
Крейсера класса `` Свердлов '' (проект 68бис) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Русское имя | Строитель | Положил | Запущен | Завершенный | Судьба | Примечания |
Свердлова | Свердлов | Балтийский ССЗ, Ленинград | 15 октября 1949 г. | 5 июля 1950 г. | 15 мая 1952 года | Пораженный 1989 | Назван в честь Якова Свердлова. 14 февраля 1978 г. он был переведен в резерв и дислоцирован в Лиепае. 30 мая 1989 г. выведен из эксплуатации, а в 1990 г. отбуксирован в Кронштадт. В начале 1991 года он был продан индийской компании на металлолом, а в октябре 1993 года отбуксирован в Индию и сдан на слом. |
Жданов | Жданов | Балтийский ССЗ, Ленинград | 11 февраля 1950 г. | 27 декабря 1950 г. | 31 декабря 1951 г. | Пораженный 1991 | Назван в честь Андрея Жданова. Он был преобразован в командирский корабль с удаленной башней "X", замененной офисными помещениями и добавленной дополнительной электроникой. Затем он был списан в 1991 году. |
Адмирал Ушаков | Адмирал Ушаков | Балтийский ССЗ, Ленинград | 31 августа 1950 г. | 29 сентября 1951 г. | 8 сентября 1953 г. | Пораженный 1987 | Назван в честь Федора Федоровича Ушакова. Списан в 1987 г. |
Александр Суворов | Александр Суворов | Балтийский ССЗ, Ленинград | 26 февраля 1951 г. | 15 мая 1952 года | 31 декабря 1953 г. | Пораженный 1990 | Назван в честь Александра Суворова. Списан в 1990 году. |
Адмирал сенявин | Адмирал Сенявин | Балтийский ССЗ, Ленинград | 31 октября 1951 г. | 22 декабря 1952 г. | 30 ноября 1954 г. | Пораженный 1991 | Назван в честь Дмитрия Сенявина. Преобразован в командирский корабль с удаленными турелями и заменен ангаром для вертолетов и служебными помещениями, слом 1991 |
Дмитрий Пожарский | Дмитрий Пожарский | Балтийский ССЗ, Ленинград | 31 марта 1952 г. | 25 июня 1953 г. | 31 декабря 1954 г. | Пораженный 1987 | Назван в честь патриота Дмитрия Пожарского. Списан в 1987 году. |
Кронштадт | Кронштадт | Балтийский ССЗ, Ленинград | Октябрь 1953 г. | 11 сентября 1954 г. | N / A | Распалась, 1961 г. | |
Таллинн | Таллинн | Балтийский ССЗ, Ленинград | 1953 г. | 11 сентября 1954 г. | N / A | Распалась, 1961 г. | |
Варяг | Варя́г | Балтийский ССЗ, Ленинград | Декабрь 1952 г. | 5 июня 1956 г. | N / A | Распалась, 1961 г. | |
Орджоникидзе | Орджоникидзе | Адмиралтейские верфи, Ленинград | 19 октября 1949 г. | 17 сентября 1950 г. | 30 июня 1952 г. | Распалась, 1972 г. | Назван в честь Серго Орджоникидзе. Продан Индонезии в 1962 году, повторно введен в эксплуатацию RI Irian в 1963 году. Продан на металлолом в Тайвань в 1972 году. Британский водолаз Лайонел Крабб исчез в 1956 году, когда тайно инспектировал этот корабль для МИ-6, когда он стоял в гавани Портсмута. |
Александр Невский | Александр Невский | Адмиралтейские верфи, Ленинград | 30 мая 1950 г. | 7 июня 1951 г. | 31 декабря 1952 г. | Пораженный 1989 | Назван в честь Александра Невского. Списан 1989 |
Адмирал Лазарев | Адмирал Лазарев | Адмиралтейские верфи, Ленинград | 6 февраля 1951 г. | 29 июня 1952 г. | 30 декабря 1952 г. | Пораженный 1986 | Назван в честь Михаила Петровича Лазарева. Сдан на слом 1986 |
Щербаков | Щербаков | Адмиралтейские верфи, Ленинград | Июнь 1951 г. | 17 марта 1954 г. | N / A | Распалась, 1961 г. | |
Дзержинского | Дзержинский | Николаев | 31 декабря 1948 г. | 31 августа 1950 г. | 18 августа 1952 г. | Пораженный 1989 | Назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. 19 февраля 1980 г. она была переведена в запас и размещена в Севастополе; Списан 12 октября 1988 г.; 1988-1989 гг. Списан в Инкермане. |
Адмирал Нахимов | Адмирал Нахимов | Николаев | 27 июня 1950 г. | 29 июня 1951 г. | 27 марта 1953 г. | Пораженный 1961 | Назван в честь адмирала Павла Нахимова. В конце 1950-х гг. Перевооружен в испытательный корабль с управляемыми ракетами, корабль-мишень в 1961 г. |
Михаил Кутузов | Михаил Кутузов | Николаев | 23 февраля 1951 г. | 29 ноября 1952 г. | 30 февраля 1954 г. | Корабль-музей | Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. Корабль-музей в Новороссийске |
Адмирал Корнилов | Адмирал Корнилов | Николаев | 6 ноября 1951 г. | 17 марта 1954 г. | N / A | Халк ПКЗ 130, 1957 год | |
Октябрьская Революция (бывший Молотовск) | Октябрьская Революция | Северодвинск | 15 июля 1952 г. | 25 мая 1954 года | 30 ноября 1954 г. | Пораженный 1987 | Назван в честь Октябрьской революции. Списан в 1987 г. |
Мурманск | Мурманск | Северодвинск | 28 января 1953 г. | 24 апреля 1955 г. | 22 сентября 1955 г. | Пораженный 1992 | Назван в честь города Мурманск. Списан в конце 1980-х. В декабре 1994 года она села на мель в Хасвике, Норвегия, по пути в Индию на слом. |
Архангельск | Архангельск | Северодвинск | 1954 г. | N / A | N / A | Распалась, 1961 г. | |
Владивосток | Владивосток | Северодвинск | 1955 г. | N / A | N / A | Распалась, 1961 г. |
Ту-95 "Медведь" пролетает над крейсером типа " Свердлов" 1975 г.
Дмитрий Пожарский (1968)