Pascendi Dominici gregis (англ. « Накормить стадо Господа») - это папская энциклика с подзаголовком «О доктринах модернистов», обнародованная Папой Пием X 8 сентября 1907 года.
Пий X рассматривал церковь как находящуюся в осаде: интеллектуально из-за рационализма и материализма, политически - из-за либерализма и антиклерикализма. Папа осудил модернизм, свободное движение католических исследователей Библии, философов и теологов, которые считали, что церковь не может игнорировать новые научно-исторические исследования Библии. Позже Мод Петре вспоминала: «Мы должны помнить, справедливо по отношению к тем, кто не всегда был справедливым, что влияние исторической критики на традиционное учение церкви было ужасающим; что это казалось случаем спасения самой сущности христианства. вера от разрушения ".
Альфред Луази считал, что только научная экзегеза может быть проверена и, следовательно, надежна. С другой стороны, толкование, основанное на вере, «носит чисто субъективный характер». Это полностью обесценивает ценность откровения. Относительно Иисуса: «Они говорят, что в личности Христа наука и история не сталкиваются ни с чем, кроме человеческого. Следовательно, в силу первого канона, выведенного из агностицизма, все, что есть в Его истории, наводящее на размышления о божественном, должно быть отвергнуто. ". Угроза казалась более серьезной, чем исходящая от рукоположенного духовенства.
Большая часть энциклики была составлена Джозефом Лемиусом, Генеральным прокурором Облатов Непорочной Девы Марии, и кардиналом-капуцином Хосе Калассансом Вивес-и-Туто.
Он осудил тезис о том, что религия - это просто чувство, основанное на психологической потребности в божественном.
Папское первенство, превосходство и непогрешимость |
---|
Обзор |
Патриархи по сравнению с папами |
Вселенские соборы в сравнении с папами |
Католические епископские соборы в сравнении с папами |
Политические правители по сравнению с папами |
Существующая догма по сравнению с папами |
Возражения и разногласия
|
|
Фундаментальная ошибка, приписываемая модернистам, заключалась в отрицании способности разума знать истину, тем самым сводя все - включая религию и в том числе христианство - к субъективному опыту. Модернисты отвергли эту интерпретацию, заявив, что их внимание было сосредоточено на исторической критике священных текстов.
Следуя примеру епископов Умбрии, Пий X поручил епископам учредить соборы для изучения любых ошибок, допускаемых в их епархиях, и информировать об этом епископа, уделяя особое внимание учебной программе и текстам, используемым в семинариях и школах. Он также подтвердил указ Конгрегации индульгенций и священных реликвий 1896 года о том, что «древние реликвии должны сохранять почитание, которым они всегда пользовались, за исключением случаев, когда в отдельных случаях приводятся явные аргументы в пользу того, что они ложны или являются предположениями». Однако, если епископ знает, что реликвия не подлинная, она должна быть снята с почитания, а если аутентификация была утеряна из-за гражданских беспорядков, никакая реликвия не может быть представлена для публичного поклонения до того, как епископ проверит ее.