Многие проблемы, которые в настоящее время разделяют две церкви, являются церковными. Главное из них - содержание первенства папы в любой будущей объединенной церкви. Православные настаивают на том, что это должно быть «первенство чести», как в древней церкви, а не «первенство власти», в то время как католики считают, что роль понтифика требует для его осуществления власти и авторитета, точная форма которой открыта. к обсуждению с другими христианами.
Равеннская декларация в 2007 году вновь подтвердила эти убеждения и повторно сформулировала идею, что епископ Рима действительно является протосом («первый» в Греческий), хотя в будущем предстоит обсудить конкретное церковное осуществление папского первенства. Иерархи в Русской Церкви осудили этот документ и вновь заявили, что папская власть, которой придерживаются на Западе, исторически недействительна. Поскольку ортодоксальный взгляд на папство был бы Primus interpares без полномочий юрисдикции.
Каноническая территория - это географическая область, которая считается принадлежащей определенной патриархат или автокефальная церковь как свои собственные. Эта концепция встречается не только в Восточной Православной церкви, но и в Католической церкви, и широко упоминается в Кодексе канонов восточных церквей.
. Вопрос о канонической территории оказался важным моментом. спора в России, где Московский Патриархат противостоит, с одной стороны, влиянию Константинопольского Патриарха в Украине, а с другой - предполагаемому католическому влиянию внутри самой России. 5>
Основное различие заключается в стиле церковного управления. Православная Церковь всегда придерживалась позиции коллегиальности епископов. Православная церковь также подчеркнула «экономия », или определенная степень гибкости в правилах в зависимости от требований конкретной ситуации. Административная структура православной церкви ближе к конфедерации по структуре без действующей централизации как константы.
В синодах Православной Церкви собраны высшие авторитеты в каждой церковной общине. В отличие от папы в католической церкви, ни один центральный человек или фигура не имеет абсолютного (и «непогрешимого») последнего слова о церковной доктрине и управлении. На практике это иногда приводило к разделению между греческой, русской, болгарской и украинской православными церквями, поскольку никакая центральная власть не может служить точкой сплочения различных внутренних споров.
Однако, в отличие от картины, представленной русским религиозным поэтом Алексеем Хомяковым более века назад, Второй Ватиканский собор подтвердил важность коллегиальности., поясняя, что «первосвященная власть неотделима от коллегиальности и синодальности» и что «епископ Рима - брат среди братьев, которые сакраментально равны в епископате.
На встрече в Баламанде, Ливане в июне 1993 года Совместная международная комиссия по теологическому диалогу между Католической и Православной церковью заявила, что эти инициативы "привели к союзу некоторых общин с Римским престолом и, как следствие, привели к разрыву общения с их Материнскими Церквами Востока... не без вмешательства дополнительных -концерковные интересы "; и что:
В то же время Комиссия заявила:
Некоторые Православные церкви не требуют крещения в случае уже обращенного в веру крестился в католической церкви. Большинство православных церквей допускают браки между членами католической церкви и православной церкви. Например, Церковь Греции разрешила бы православному мужчине жениться на католической невесте в своей церкви, при условии, что жена клянется, что дети будут крещены православными.
Поскольку католическая церковь уважает их совершение мессы как истинного таинства, общение с православными в «подходящих обстоятельствах и с церковной властью» возможно и поощряется.
Католическая церковь позволяет своему духовенству совершать таинства Покаяния, Евхаристии и Помазания больных для членов Восточной Православной Церкви, если они спонтанно просят таинств и должным образом расположены. Это также позволяет католикам, которые не могут приблизиться к католическому священнику, получить эти три таинства от духовенства Восточной Православной церкви, когда этого требует необходимость или когда этого требует подлинное духовное преимущество, и при условии избежания опасности ошибки или индифферентизма. Католическое каноническое право разрешает брак между католиком и православным только в том случае, если разрешение получено от католического епископа.
Кодекс канонов Восточных церквей разрешает местному католическому епископу разрешать католическому священнику любого обряда, благословить брак православных верующих, которые не могут без особого труда приблизиться к священнику своей церкви, просят об этом спонтанно. В исключительных случаях католики могут, в отсутствие уполномоченного священника, заключать брак при свидетелях. Если есть священник, не уполномоченный на заключение брака, его следует вызвать, хотя брак действителен даже без его присутствия. Кодекс канонов восточных церквей определяет, что в этих исключительных обстоятельствах может быть вызван даже «некатолический» священник (и, следовательно, не обязательно принадлежащий к восточной церкви).