Дом Омри (Омридес) | |
---|---|
Страна | Королевство Израиль (север). Иудейское царство (юг) |
Основатель | Омри |
Последний правитель | Иорам (Израиль). Гофолия (Иуда) |
Титулы |
|
Омриды, Омриды или Дом Омри были правящей династией Царство Израильское (Самария) основано царем Омри. Согласно Библии, правителями Омридов Израиля были Омри, Ахав и сыновья Ахава Охозия и Иорам. Дочь Ахава (или, возможно, сестра) Гофолия также стала царствующей царицей Иудейского царства.
. Известно, что пять ассирийских записей, некоторые из которых имеют известные дубликаты, относятся к либо в «Землю Омри», либо в «Дом Омри». Археологическая ссылка на Омри и его неназванного сына находится в стеле Меша, единственной северо-западной семитской надписи, в которой упоминается это имя.
Библия обычно изображает Омридов неблагоприятно, подчеркивая их отступничество от религии Яхве в пользу Ваала. В нем мало внимания уделяется Омри, за исключением того, что он отмечает основание династии и основание новой столицы Израиля Самарии. Напротив, его сын Ахав является предметом расширенного повествования, посвященного его непростым отношениям с пророками Илией и Елисеем. Он изображен как слабая личность, позволяющая руководить собой его волевая жена Иезавель из Тира, которая выступала за поклонение Ваалу. Также отмечается дипломатия династии, которая связала ее узами брака с Тиром и Иудой и привела к сближению с последним после долгой серии войн. Библейское повествование о более поздних Омиридесах касается восстания Моава, их конфликта с Дамаском из-за Рамоф-Галаад, исчезновения династии в Израиле от рук Ииуй и узурпация Иудейского престола Афалией после смерти ее сына царя Охозия.
Большинство современных историков следуют либо старым хронологиям, установленным Уильям Ф. Олбрайт или Эдвин Р. Тиле, или более новые хронологии Гершон Галил и Кеннет Китчен, все из которых приведены ниже.
Распространенное / библейское имя | Регнал Имя и стиль | Олбрайт | Тиле | Галил | Кухня | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Омри | עמרי מלך ישראל. 'Омри, Мелех Исра'эль | 876–869 до н.э. | 885–874 до н.э. | 884–873 до н.э. | 886–875 гг. До н.э. | 12 лет правил Израилем в Самарии. Смерть: естественные причины |
Ахав | אחאב בן-עמרי מלך ישראל. Ахав бен Омри, Мелех Исра'эль | 869–850 до н.э. | 874–853 до н. Э. | 873–852 до н. Э. | 875–853 до н. Э. | Правил Израилем в Самарии 22 года. Смерть: застрелен лучником во время битвы при Рамоте Галаад. Он умер по прибытии в Самарию. |
Охозия | אחזיהו בן-אחאב מלך ישראל. 'Ахазьяху бен Ахав, Мелех Исра'эль | 850–849 гг. До н. Э. | 853–852 гг. До н. Э. | 852–851 гг. До н. Э. | 853–852 гг. До н. Э. | 2 года правил Израилем в Самарии. Смерть: он провалился через решетку горницы и поранился. Илия пророк сказал ему, что никогда не встанет со своей постели и умрет на ней. |
Иорам | יורם בן-אחאב מלך ישראל. Йехорам бен Ахав, Мелех Исраэль | 849–842 до н. Э. | 852–841 до н. Э. | 851–842 до н. Э. | 852–841 до н. Э. | правил Израилем в Самарии в течение 12 лет. Смерть: убит Ииуем, следующим царем Израиля. |
Афалия | עתליה בת-עמרי מלכת יהודה. 'Аталия бат' Омри, Малкат Иегуда | 842–837 гг. До н. Э. | 841–835 гг. До н. Э. | 842–835 гг. До н. Э. | 841–835 гг. До н. Э. | царица-мать, вдова Иорама и мать Охозии. Правил Иудеей в Иерусалиме 6 лет. Смерть: убит войсками, назначенными священником Иодайом для защиты Иоаса. |
Библия отмечает конфликт во времена Ахава между традиционным Яхве культ и культ Ваала, который он представляет как импортированный из Финикии царицей Ахава Иезавель и продвигаемый ею. Библеист Эдвард Липинский предположил, что библейское имя «Ваал» на самом деле относится не к финикийскому божеству, а к Яхве из Самарии, причем эти два, возможно, были приравнены из-за того, что самарский яхвизм считался еретическим священниками Иуды, чьи традиции отражено в библейском повествовании. Библия, однако, представляет конфликт как внутренний по отношению к царству Омридов, а основных защитников яхвизма (Илия и Елисей ) как пророков, коренных жителей этого царства. Большинство свидетельств подтверждают обычное преобладание яхвизма. Царь Меша из Моава, современник более поздних Омридов, отмечает в Стеле Меша наличие сосудов, посвященных Яхве, в израильском городе Небо в то время, когда он его завоевал. («И сказал мне Чемош: пойди, возьми Нево против Израиля, и... и я взял его:... и я взял от него сосуды Иеговы и принес их в жертву Чемошу».) Липинский и Лукаш Тобола также отмечают. что царские имена Омрид (Иорам, Охозия, Гофолия) имеют тенденцию быть теофорическими и относятся к Яхве.
Исраэль Финкельштейн Откопанная Библия представляет собой совсем другое изображение Омридов, возлагающих на них ответственность за великую империю, великолепные дворцы, богатство и мир в Израиле и Иудее, что Библия приписывает гораздо более ранним царям Давиду и Соломону. Согласно Финкельштейну, причина этого несоответствия заключается в религиозной предвзятости библейских авторов против Омрида за их политеизм и, в частности, в их поддержке элементов ханаанской религии.
Финкельштейн утверждает, что авторы Книги Царств, возможно, упустили возможное широко распространенное общественное строительство, которое Омри и его сын Ахав заказывали во время своего правления. Финкельштейн и его ученица Норма Франклин определили монументальные постройки в Самарии, Изреель, Мегиддо и Хацор, которые похожи по конструкции и конструкции.
На стеле Меша есть моавитская надпись около 840 г. до н.э., сделанная Мешей, правителем Моава, в которой Меша рассказывает об угнетении Моава «Омри царь Израиля "и его сын после него, и хвастается своими победами над последним. Это также примечательно тем, что это самая обширная из когда-либо найденных надписей, относящаяся к древнему Израилю («Дому Омри»).
Хотя Библия утверждает, что Ииуй убил последнего царя Омрида Иорама и его союзника царя Иудеи Охозию в ходе переворота около 841 г. до н.э., после чего уничтожил большинство Остальные члены Дома Омри, археологические данные ставят под сомнение этот счет. Автор стелы Тель Дан (обычно именуемый королем Азаилом Дамаском (около 842–806 гг. До н.э.)), по-видимому, сам утверждал, что убил двух царей, Кроме того, Черный обелиск Салманасара, ассирийский археологический памятник, датируемый временами, современниками Ииуя, называет Ииуя «сыном Омри». Однако упоминание «сына Омри» в Черном обелиске в выражении «Ииуй, сын Омри» может быть ссылкой на «Дом Омри», который, как полагают, был ассирийским названием царства Израиль. Ассирийские цари часто ссылались на преемников Омри как на принадлежащих к «дому Омри» (Бит Ху-ум-ри-а).
В таблице ниже перечислены все исторические ссылки на Омри в ассирийских записях.
Ассирийский царь | Надпись | Год | Транслитерация | Перевод |
---|---|---|---|---|
Салманасар III | Черный Обелиск, Фрагмент Кала, Камень Курбаил, Камень Ашура | 841 г. до н.э. | мар Ху-ум-ри-и | "из народ земли Омри " |
Адад-нирари III | Нимруд Слаб | 803 г. до н.э. | КУР Бит-Ху-ум-ри-и | " земля дома Омри " |
Тиглат-Пилесар III | ND 4301 + 4305, III R 10,2 | 731 г. до н.э. | КУР Э Ху-ум-ри-а | «земля Омри» |
Саргон II | Дверь Дворца, Малая сводная надпись, Надпись на цилиндре, Надпись Быка | 720 г. до н.э. | мат Кур Бит-Ху -um-ri-a | "вся земля дома Омри" |