Нэцкэ

редактировать
Заяц с янтарными глазами нэцкэ, Масатоши, Осака, ок. 1880, подпись. Слоновая кость, янтарный рог буйвола Нэцкэ тигрицы с двумя детенышами, середина XIX века, слоновая кость с инкрустацией из ракушек

A нэцкэ (根付, ) - миниатюрная скульптура, изобретенная в XVII веке Япония для практических целей.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Этимология
  • 3 Формы
  • 4 Материалы
    • 4.1 Необычные материалы
  • 5 Предметы
  • 6 Культурные ссылки
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История

Традиционная японская одежда - халаты под названием косодэ и кимоно - не имели карманов; однако мужчинам, которые их носили, нужно было место для хранения личных вещей, таких как трубки, табак, деньги, печати или лекарства. Их решение заключалось в том, чтобы поместить такие предметы в контейнеры (так называемые sagemono ), подвешенные на веревках к поясам мантий (obi ). Контейнеры могли быть мешочками или небольшими плетеными корзинами, но наиболее популярными были красиво сделанные коробки (inrō ), которые одзимэ держали закрытыми и представляли собой скользящие бусины на шнурах. Какова бы ни была форма контейнера, застежка, которая закрепляла шнур наверху створки, была резной, похожей на пуговицу, называемой нэцкэ.

Нэцкэ, как и инро и одзимэ, со временем превратился из строго утилитарного в предметы огромного художественного достоинства и выражения необычайного мастерства. Такие предметы имеют долгую историю, отражающую важные аспекты японского фольклора и жизни. Производство нэцкэ было наиболее популярным в период Эдо в Японии, около 1615–1868 гг. Сегодня искусство живет, и некоторые современные работы могут иметь высокие цены в Великобритании, Европе, США, Японии и других странах. Недорогие, но точные репродукции доступны в музеях и сувенирных магазинах.

Окимоно, маленькие и чисто декоративные скульптуры, часто создавались теми же мастерами, которые создавали нэцкэ.

Этимология

Термин образован из двух японских иероглифов ne + tsuke, что означает «корень» и «прикреплять». В английском языке слово может быть выделено курсивом или нет, причем американский английский имеет тенденцию отдавать предпочтение первому и британскому английскому второму.

Формы
Рисунок мужчины в инро, поддерживаемого нэцкэ, прошедшего через завязки его хакама.
катабори-нэцкэ (形 彫 根 付) или «скульптура нэцкэ»
Это самый распространенный вид нэцкэ. Это компактные трехмерные фигуры круглой формы, обычно от одного до трех дюймов в высоту.
анабори-нэцкэ (穴 彫 根 付) или «полый нэцкэ»
Подмножество катабори которые вырезаны для полого центра. Чаще всего мотивом для этого типа нэцкэ являются моллюски.
саси-нэцкэ (差 根 付)
Это удлиненная форма катабори, буквально «колющая» нэцкэ, по длине похожая на палочки и тыквы, которые использовались как импровизированные нэцкэ до изготовления резных изделий. Они около шести дюймов в длину.
оби-хасами
еще один удлиненный нэцкэ с изогнутым верхом и низом. Он находится за оби, а изогнутые концы видны выше и ниже оби.
мэн-нэцкэ (面 根 付) или «маска нэцкэ»
самая большая категория после катабори. Часто это были имитации полноразмерных масок но и имели общие характеристики как с катабори, так и с мандзю / кагамибута.
мандзю-нэцкэ (饅頭 根 付)
толстый, плоские, круглые нэцкэ, с резьбой, обычно выполненной рельефной, иногда сделанной из двух половинок слоновой кости. В форме мандзю, японского кондитерского изделия.
рюса-нэцкэ (柳 左 根 付)
в форме мандзю, но вырезанного в виде кружева, чтобы пропускать свет
кагамибута-нэцкэ (鏡 蓋 根 付) или «нэцкэ с зеркальной крышкой»
в форме мандзю, но с металлическим диском, служащим крышкой для неглубокой чаши, обычно из слоновой кости. Металл часто украшается разнообразными металлургическими технологиями.
каракури-нэцкэ (か ら く り 根 付) или «трюк / механизм нэцкэ»
любой нэцкэ, в котором есть движущиеся части или скрытые сюрпризы.
Материалы
нэцкэ из морской слоновой кости, прикрепленный шнуром к инро ящик, Кимура Дзуккёку, период Эдо, 18 век
  • слоновая кость - самый обычный материал, используемый до того, как слоновая кость от живых животных стала незаконной. Нэцкэ, изготовленные из мамонтовой слоновой кости (в огромных количествах все еще существуют на Ближнем Востоке и в Сибири), сегодня удовлетворяет часть туристического спроса.
  • самшит, другие лиственные породы - популярны материалы в Эдо, Япония и до сих пор используются
  • металл - используется в качестве акцента на многих веках нэцкэ и кагамибута
  • зуб бегемота - используется сегодня вместо слоновой кости
  • кабана бивень - в основном используется резчиками Ивами
  • носорог рог
  • глина / фарфор
  • лак
  • тростник (тканый)

Необычные материалы

  • слоновая кость : из многих видов птицы-носорога только птица-носорог в шлеме (Buceros vigil или Rhinoplax vigil) дает вещество, подобное слоновой кости. Это плотная резная субстанция, которая составляет твердую кашу, растущую над верхней челюстью (ото лба птицы). Это не слоновая кость, рог или кость, но на протяжении многих веков ее называли слоновой костью. Он мягче, чем настоящая слоновая кость, и имеет кремово-желтый цвет, переходящий в красный цвет сверху и по бокам.
  • : разновидность черного коралла с плотной текстурой, концентрическими кольцами роста и янтарем. и красноватые включения в черном материале. По словам Майкла Бёрча, «дословный перевод умимацу -« морская сосна », и его также часто называют« черным кораллом ». Настоящий коралл, однако, представляет собой твердое известняковое вещество, выделяемое морскими полипами для обитания. Умимацу, на с другой стороны - колония ороговевших морских организмов-антипатаров ».
Согласно Бушеллу (13/2: 6),« буквальный перевод... - морской... Буквальный или переносной перевод - неправильный, поскольку на самом деле материал представляет собой коралл, образованный скелетами живых организмов... По цвету умимацу, черный коралл, бывает черным или черновато-коричневым, иногда с полосами светло-коричневого или грязно-желтого цвета ". Бушелл продолжает: «Как материал, умимацу более приемлем для коллекционеров, чем для резчиков. Ведущие резчики, естественно, избегали этого материала. Он был склонен к растрескиванию, крошению или сколам. Резчики считают, что это рискованно для вырезания деталей и тонких эффектов. черный коралл было трудно достать ».
  • : есть несколько определений, некоторые из которых противоречат друг другу: согласно Бушеллу,« Умореги - это частично окаменевшая древесина, имеющая общий вид черного дерева, но не показывающая зернистости ». Часто называемое окаменелым деревом, умореги - это не дерево, а «гагат» (разновидность бурого угля ), который часто путают с черным деревом. Это блестящий материал, который отлично полируется, но имеет тенденцию к растрескиванию. Умореги - это окаменевшая древесина, образовавшаяся, когда кедр и сосна деревья из третичного возраста (5 миллионов лет назад) были захоронены под землей, а затем обуглены. Слои земли, где можно найти умореги-дзайку, простираются под Аобаяма и участками Сендай, Япония. Изделия из этого материала обычно темно-коричневого цвета с красивой древесной текстурой и мягким блеском лака.
  • морж бивень: у моржа два больших клыка (удлиненные клыки), выступающие вниз из верхней челюсти. Эти бивни, часто достигающие двух футов в длину, на протяжении веков широко вырезались из слоновой кости во многих странах, особенно в Японии. Резные фигурки на клыках моржа обычно легко идентифицировать, потому что большая часть внутренней части зуба заполнена пятнистым, почти полупрозрачным веществом, которое более твердое и более устойчивое к резьбе, чем остальная часть зуба. Манджу, особенно рюса мандзю, неизменно демонстрируют этот полупрозрачный материал на противоположных краях нэцкэ.
  • зуб кита : у кашалота зубы проходят по всей длине его огромной нижней челюсти. Те, что посередине, как правило, самые большие, часто достигая в длину более шести-восьми дюймов. Эти более крупные часто используются резчиками scrimshaw. Дрекслер: «У меня есть китовый зуб меньшего размера, примерно такого же размера, из которого мог быть вырезан каждый из нескольких моих нэцкэ».
  • китовая кость: все кости полые, полость заполнена губчатой материал. На разрезах на кости видны крошечные дырочки, похожие на темные точки. В продольном направлении такая кость имеет множество узких каналов, которые выглядят как темные линии разной длины. Полированная, кость более непрозрачная и менее блестящая, чем слоновая кость.
  • зубы: для нэцкэ используется множество других зубов, в том числе: кабаны ', медведи ', и даже тигры '.
орех нэцкэ (ок. 17 век)
  • орех тагуа : орех с пальмы слоновой кости (Phytelephas aequatorialis ), часто называется растительной слоновой костью. Часть скорлупы ореха иногда остается на резьбе нэцкэ. Хотя изделия из ореха размером два-три дюйма часто ошибочно принимают или обманчиво продают за слоновую кость, у них нет полосок, характерных для слоновой кости животных, а иногда мякоть ореха, похожая на слоновую кость, имеет светло-желтый оттенок под грубым кокосом. -оболочечное внешнее покрытие. Орех очень твердый в сушеном виде, но легко превращается в художественные изделия во влажном состоянии.
  • грецкий орех (или куруми - натуральная скорлупа грецкого ореха): в этом редком примере стиля катаборинецукэ (形 彫 根 付) мясо из орех был удален различными способами, одним из которых было введение маленького червяка в отверстие в орехе, чтобы съесть мясо. После этого были вырезаны сложные узоры и вставлена ​​струна. Резчик часто удалял все обычные элементы поверхности ореха и вырезал поверхность в некоторых местах, чтобы создать решетчатый эффект. После вырезания полученный нэцкэ был отполирован и обработан шеллаком.
  • бамбук : «Бамбук (бамбук Иё) используется для нэцкэ. Бамбуковые нэцкэ - это либо часть стебля, либо корень с резьбой на нем». Согласно Бернарду Розетту (14/2: 40-44): «Круглые вырезки обычно делаются из подземного стебля растения, той небольшой почти сплошной зоны, которая соединяется с ползучим корневищем под землей. Бамбуковые нэцкэ обычно не используются. Иногда можно встретить нэцкэ, сделанное из корня бамбука, и насладиться прекрасной текстурой и патиной материала ».
  • агат : минерал с разноцветными прожилками, которому можно придать высокий оттенок. полироль.
  • ivorine : материал, изготовленный из пыли, образовавшейся при вырезании законно полученных новой слоновой кости, бивня мамонта, бивней и зубов, который затем смешивается с прозрачной смолой и прессуется по мере ее затвердевает. Это было одно из многих решений проблемы спроса на резьбу нэцке на туристическом рынке после того, как торговля новой слоновой костью стала незаконной. Когда иворин затвердеет и высохнет, его можно вырезать точно так же, как и слоновую кость. Хотя изделия из слоновой кости часто обманчиво продаются современным туристам как слоновая кость, изделия из слоновой кости не имеют бороздок, характерных для слоновой кости животных, хотя иногда резьба искусственно состарена, чтобы иметь пожелтевший вид, характерный для настоящих старых резных фигурок из слоновой кости.
Предметы

Как и многие другие формы искусства, нэцкэ отражают природу общества, которое их породило. Этот эффект особенно заметен в нэцкэ из-за длительных периодов изоляции, навязанных как географией, так и внутренней политикой, и ограниченных возможностей самовыражения для японских граждан из-за обычаев и законов. В результате нэцкэ отображают все аспекты японской культуры, включая ее богатый фольклор и религию, ремесла, промыслы и профессии, все типы людей и существ, как настоящие, так и воображаемые, и все виды объектов. Как и в других аспектах японской культуры, субъекты, изображаемые тенденцией нэцкэ, в долгосрочной перспективе уходят от первоначального акцента на мотивы китайского происхождения к фокусу на объектах, представляющих более строго национальный интерес.

  • люди - известные и анонимные, текущие, исторические, реальные и вымышленные, дети, воины, священники и т. д.
  • ремесло, промыслы, профессии - часто изображающие действия (рыбаки ловят рыбу, дровосеки рубят дрова) или примеры (например, стилизованное яблоко для садовник или торговец яблоками)
  • животные - животные по знаку зодиака и другие. Стоит отметить, что традиционный стиль нэцкэ изображает фигуры осьминогов как имеющие трубчатый сифон, выступающий из «лица», подобный рту. Если присмотреться, можно обнаружить, что у некоторых осьминогов девять щупалец вместо восьми. Эти осьминоги обычно обнимают красивых женщин.
  • растения или растительные продукты - маленькие, такие как бобы или каштаны, часто вырезаны в натуральную величину.
  • божества и мифические существа - часто из Китая мифология и религия, и Семь Богов Удачи - это семь богов удачи в японской мифологии и фольклоре.
  • неживые существа - наименьшая категория. Обычные примеры включают черепицу, монеты и инструменты.
  • абстрактные - монограммы и другие рисунки.
  • сексуальный - сюнга нэцкэ может изображать мужчину и женщину в сексуальном соединении или может содержать только тонкие или символические сексуальные отсылки.

Некоторые нэцкэ представляют собой отдельные простые предметы, а некоторые изображают целые сцены из истории, мифологии или литературы.

Культурные отсылки
  • Нэцке - центральная тема в Заяц с янтарными глазами, мемуарах британского художника-керамиста 2010 года Эдмунда де Ваала. В книге прослеживается история коллекции из 264 нэцкэ, некоторые из которых выполнены известными мастерами, которые были вывезены во Францию ​​в конце 19 века и куплены богатым коллекционером произведений искусства, который был членом еврейской организации Эфрусси. семья. Они спустились в венский филиал семьи, где слуга семьи скрывал их во время Холокоста, когда нацисты конфисковали другое имущество семьи. В 1947 году нэцкэ был доставлен обратно в Японию наследником, переехавшим жить в Токио.
  • В эпизоде ​​Бургеры Боба 2019 года под названием «Охота на Хелен» нэцкэ играет роль Макгаффин ; Семья Белчер проводит эпизод в поисках одного, спрятанного в старом многоквартирном доме, чтобы связать Тедди с богатой наследницей Хелен.
См. также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы по теме to Нэцкэ.
Последняя правка сделана 2021-05-31 04:52:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте