Готическая миниатюра из самшита

редактировать
Резьба по дереву в Нидерландах в начале XVI века

"Чётка с изображением поклонения волхвов и распятия ", Южные Нидерланды. 1500–1010. Высота (открытая): 11,2 см. Монастыри, Нью-Йорк "Половина четки с плачем ", нидерландский язык, начало 16 века. Высота: 3 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Готические миниатюры из самшита - очень маленькие христианские деревянные скульптуры, созданные в 15-16 веках в Нидерландах, в конце готический период и нарождающийся северный ренессанс. Они состоят из очень замысловатых слоев рельефов, часто визуализируемых почти до микроскопического уровня, и сделаны из самшита, который имеет мелкое зерно и высокую плотность, подходящую для детальной микротехнической резьбы. Есть около 150 сохранившихся примеров; большинство из них - сферические четки (известные как молитвенные орехи ), статуэтки, черепа или гробы; около 20 имеют форму полиптихов, в том числе триптих и диптих алтари, кущи и монстранс. Полиптихи обычно имеют высоту 10–13 см. Большинство бус имеют диаметр 10–15 см и спроектированы таким образом, чтобы их можно было держать в ладони, подвешивать на ожерельях или ремнях или носить как модные аксессуары.

Миниатюры из самшита высоко ценились в начале 16 века. Их иконография, форма и полезность могут быть связаны со средневековыми резьбой по слоновой кости, а также с современными миниатюрами с подсветкой, алтарями, панно, скульптурами, гравюрами на дереве и гравюры. Обычно они содержат образы из жизни Марии, Распятия Иисуса, а также видов Небес и Ада. Производство каждой миниатюры требовало исключительного мастерства, а для завершения некоторых из них, возможно, потребовались десятилетия кумулятивной работы, что позволяет предположить, что они были заказаны высокопоставленными дворянами.

Некоторые миниатюры, по-видимому, были сделаны в мастерской, возглавляемой Адамом Дирксом, который, как считается, изготовил десятки миниатюр. О нем и мастерах, создавших миниатюры, почти ничего не известно. Некоторых из первоначальных владельцев можно определить по нанесенным скульпторами знакам, обычно инициалам или гербам. Важные коллекции миниатюр из самшита находятся в Картинной галерее Онтарио, в Британском музее в рамках Waddesdon Bequest и в Метрополитен-музее. of Art, Нью-Йорк. Миниатюры из самшита из-за их редкости и сложности отличить сложность от репродукций не так широко изучены, как другие формы нидерландского изобразительного искусства.

Содержание

  • 1 Производство
  • 2 Атрибуция и датировка
    • 2.1 Адам Диркс
  • 3 Иконография
  • 4 Форматы
    • 4.1 Молитвенные орехи
    • 4.2 Полиптихи
  • 5 Коллекции
  • 6 Изучение и сохранение
  • 7 Галерея
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Производство

Реверс одной из четыре диска, составляющие внутреннее рельефное изображение Распятия из молитвенного ореха «Половина четки с распятием» (17.190.473b), начало XVI века, нидерландский язык. Высота: 5,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Самшит - это плотная древесина твердых пород с мелким зерном, устойчивая к раскалыванию и сколам, идеально подходит для резьбы по дереву. В XVI веке ксилография, используемые для гравюры, обычно изготавливались из самшита. Использование самшита было похоже на использование слоновой кости в средневековой резьбе, но самшит был гораздо менее дорогим вариантом, чем слоновая кость. Над дизайном работали мастера, которые должны были иметь доступ к гравюрам и гравюрам на дереве современных произведений искусства, и которые, очевидно, находились под влиянием диптиха и триптиха панно.

Самшит растет медленно, поэтому ствол остается довольно узким, что ограничивает размер любой резьбы, сделанной из любого цельного куска. Древесина приобретает ровную, мягкую и приятную на ощупь поверхность при полировке или частом обращении, как это было в случае с молитвенными орехами. Дерево теряет тактильные свойства при окрашивании, что объясняет, почему большинство миниатюр монохромные. Полихромия уменьшала разборчивость резных фигурок, «совершенно не считая трудности с эффектным окрашиванием таких крошечных и сложных сцен», как заметил историк искусства Фриц Шолтен.

Инструменты, используемые в производстве, были аналогично тем, которые использовались при производстве более крупных запрестольных образов ; в их число входят пилы, рубанки, скребки, долота, шнеки, распорки и буравы. Древесина была разрезана на блоки необходимых размеров, после чего были вырезаны стыки. Четверки точились на токарном станке. Лесорубы вырезали из цельного куска самшита сферу, разрезали его пополам, выдолбили и прикрепили петли для крепления и петли для переноски. Резьба в интерьере обычно делалась отдельно от меньших полусфер, а затем устанавливалась на внешнюю оболочку. В некоторых случаях эти деревянные раковины помещались в серебряный корпус.

Миниатюрный алтарь, самшит и серебро, ок. 1500–20 (самшит) 1550-70 (серебро), нидерландский. Высота: 9,3 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Из-за небольшого размера произведений при их изготовлении использовались увеличительные стекла. Очень маленькие куски дерева было трудно скрепить (удерживать на месте) во время резьбы. Скорее всего, они располагались на скамейке между двумя столбами, чтобы их можно было развернуть. Куполообразные пространства, призванные напоминать церковную архитектуру, были просверлены или вырезаны, и они были разделены с помощью циркуля и линейки на сегменты в форме пирога. Была установлена ​​плоскость поверхности, на которую были нанесены рельефы . Они были созданы из нескольких отдельных деревянных листов, изготовленных индивидуально перед соединением в слои. Основные фигуры, обычно святые, были вырезаны из цельных деревянных блоков. Компоненты рельефа либо вклеивались в предварительно закрепленные ниши, либо связывались колышками, которые иногда были функциональными и явно видимыми, либо имплантировались в рельефную форму. Из-за такой многослойной структуры они часто бывают хрупкими.

Адам Диркс, «Страшный суд; Коронация Девы» (AGO 29365), ок. 1500–30. Художественная галерея Онтарио

Примером этой техники наслоения является молитвенная бусина Страшного суда (AGO 29365), приписываемая Адаму Дирксу и теперь находящаяся в Художественной галерее Онтарио, где около тридцати крохотных, индивидуально вырезанных шипов вставлены в потолок свода и вокруг Христа наводят лучи света. Пунктиры в дереве позволяют предположить, что звезды были добавлены к потолку через крошечные просверленные отверстия.

Уровень детализации указывает на использование увеличения при их производстве, вероятно, с теми же инструментами, что и современные ювелиры. Описывая эти хитросплетения, искусствовед Ева Кан пишет, что произведения могут быть настолько богатыми, что «отдельные перья видны на крыльях ангелов, а шкуры драконов покрыты толстой чешуей. Изображены рушащиеся лачуги, на их остроконечных крышах отсутствует черепица. Святые». мантии и солдатская форма отделаны пуговицами и вышивкой, есть миниатюрные изображения украшений и четок ».

Атрибуция и датировка

« Чётка в виде черепа »(интерьер: Вход в Иерусалим и Несение креста ), c. 1515. Высота: 5,8 см. Художественная галерея Онтарио, Торонто

Только одна миниатюра явно датирована, на триптихе (WB.232) в Waddesdon Bequest Британского музея написано «1511». Меньшинство имеет герб или другие указания на происхождение или источник комиссии. Резьба в Музее Клюни в Париже содержит букву «М» и должна быть завершена до инвентаризации 1524 года Маргариты Австрийской. Приблизительные даты для других примеров можно вывести из описей их владельцев. Четки-четки, принадлежавшие Генриху VIII из Англии, должны были быть изготовлены между его браком с Екатериной Арагонской в 1509 году и его самыми ранними попытками отделиться от нее в 1526 году.

Большинство сохранившихся миниатюр из самшита приписывается мастерам Северного Возрождения, работавшим в Бургундии и Габсбургских Нидерландах в конце 15-го и начале 16-го веков. Из-за их качества и стилистического сходства с полноразмерными фламандскими и брабантийскими запрестольными образцами веками считалось, что они происходят из Южных Нидерландов, однако более поздние исследования показали, что большинство ранние владельцы происходили из северных провинций Голландии и Зеландии. Есть примеры из Италии, хотя, по словам Вильгельма Боде, «широкая монументальная тенденция итальянского искусства, особенно в скульптуре, кажется, исключает пристрастие к изящно выполненным небольшим произведениям». Немецкие примеры включают резьбу, заключенную в миниатюрный череп, которая сейчас находится в Художественной галерее Онтарио, которая содержит ветвь (Astwerk) типа, часто встречающегося в современной немецкой скульптуре.

Это большинство. Миниатюр имеют общие технические, стилистические и тематические сходства, и их можно рассматривать как почти однородную группу, как впервые отметил искусствовед Яап Левенберг. Такие стилистические черты включают широкие и густонаселенные анимированные сцены, которые, по словам историка искусства Уильяма Уиксома, часто помещаются на «круто наклонных плоскостях плиточных полов». Другие общие черты включают пространственные устройства, фигуры в современной одежде и драпировки, расположенные в угловых складках. На этом основании Левенберг приписал Дирксу большое количество предметов, около 35-40, хотя эта оценка была пересмотрена в последние годы.

«Чётка с распятием и Иисусом перед Пилатом» (открытая), c. 1500–30. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Историки искусства Лиза Эллис и Александра Суда подсчитали, что для создания более сложных миниатюр из самшита, возможно, потребовались десятилетия работы - период, эквивалентный всей карьере средневекового человека. мастер-резчик. Производство было организовано между разными цехами специализированных ремесленников. Поскольку миниатюры настолько сложны, в их изготовлении, вероятно, участвовало лишь небольшое количество мастерских. Из-за такой высокой степени артистичности искусствоведы предполагают, что они предназначались как предметы роскоши и символы статуса для знатной и утонченной европейской элиты; Известно, что Генрих VIII и Екатерина Император Карл V и Альберт V Баварский владели отдельными миниатюрами из самшита.

Адам Диркс

Из-за общие характеристики, в том числе общее использование horror vacui, аналогичные пространственные подходы и использование глубины, а также аналогичные петли и методы строительства, Левенберг предположил, что производство ряда миниатюр контролировалось одним мастер по имени Адам Диркс, Диркс был впервые идентифицирован по подписи на молитвенном орехе, находящемся сейчас в Государственном музее Копенгаген, где написано «Адам Теодриси мне фекит» (Адам Диркс создал меня). Латинское имя «Адам Теодрици» может быть переведено на английский как «Адам из Теодориха», но историки искусства обычно используют голландскую версию его имени, Адам Диркс. Хотя в 16 веке художники редко подписывали произведение, когда это было сделано, оно обычно принимало форму «me fecit» (заставлял меня), что фактически заставляло объект говорить.

Почти ничего не известно. о Дирксе, за исключением того, что работы были произведены ок. 1500–30 гг. Подпись может указывать на то, что он был дровосеком, скульптором, медалистом или просто меценатом. Считается, что Диркс был активен между 1500 и 1530 годами и ответственен за около шестидесяти уцелевших экземпляров. Возможно, он руководил мастерской на юге Нидерландов, учитывая, что на некоторых резных фигурках присутствуют фламандские надписи. С другой стороны, он был расположен севернее, возможно, в к северу от Брабанта или в Делфте в Голландии. В любом случае, за исключением Генриха VIII и Екатерины, все первоначальные владельцы происходят из Нидерландов.

Независимо от количества работ, к которым можно отнести Диркса или его мастерскую, историки искусства часто спорят о том, что является художественным а технические прецеденты для миниатюр могут быть. Шолтен отмечает, что в значительной степени кажется, что «эта изысканная скульптура родилась ex nihilo около 1500 года», но отмечает, что «гигантские успехи редко достигаются в истории искусства», указывая на родство с искусство серебряных дел, особенно миниатюрные архитектурные элементы, часто встречающиеся в церковном серебре и украшениях.

Иконография

«Миниатюрный гроб» или «Саркофаг» (1985.136). Нидерландский, c. 1500. Высота: 10,1 см. Монастыри, Нью-Йорк

Миниатюры самшита следуют традициям более ранних христианских скульптур, включая диптихи из слоновой кости, скульптуры Богородицы с Младенцем и рельефную резьбу. Они похожи по стилю на крупномасштабные произведения современного искусства, особенно фламандские панно, алтарь и скульптуру, и были задуманы с аналогичными религиозными взглядами и убеждениями. Их иконография часто представляет собой смесь сцен Ветхого и Нового Завета с изображениями Рождества и Страстей самый распространенный. Хотя центральный предмет во многих произведениях может быть схожим, есть значительные различия в композиции. Обширные изображения, такие как Распятие, иногда находились под влиянием современной литературы. Драматическое и несочетаемое воздействие объектов, одновременно крошечное и чрезвычайно обширное, особенно подходит для изображений рая и ада.

Форматы

"Миниатюрный алтарь с распятием ", ранний XVI век. Высота: 15 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Метрополитен-музей в целом подразделяет миниатюры из самшита на две группы: с простыми рельефами и со сложным орнаментом. Из 150 сохранившихся экземпляров большинство являются одиночными. четки, часто с экстравагантным сочетанием резьбы, готического узора и надписей на внешних оболочках. Часто они имеют форму двух полушарий, соединенных поясом с петлями и застежками, с углублением внутри для размещения сложной резьбы.

Помимо более обычных молитвенных орехов и полиптихов, другие форматы включают статуэтки, круглые подвески, гробы, статуэтки, флаконы для духов и memento mori в виде артикулов lls (последний формат также использовался для современной резьбы по фруктовому дереву с столь же драматичными и интенсивными результатами).

Из-за общности материалов, технологий производства и общего отсутствия краски миниатюры имели сходную первоначальную окраску. На протяжении веков они расходились, учитывая различные методы хранения и обработки, а также различные реставрации и нанесение покрытий.

Узор, используемый для геометрического декора на экстерьере, можно разделить на три разных стиля. Один стиль накладывает пересекающиеся круги вокруг головы купола. Второй использует маленькие кружки, чтобы выделить и разделить купол на сегменты. Третий стиль представляет собой комбинацию первых двух, но гораздо более сложную и использует дуги окружностей, чтобы связать циклические круги первого стиля с повторяющимися узорами второго стиля. Тем не менее, все произведения похожи по пропорциям, окружности и размеру петель и застежек.

Молитвенные орехи

Половина четки с распятием (внутри), нидерландский язык, начало 16 века. Высота: 5,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Английский термин «молельный орех» происходит от эквивалентного голландского слова gebedsnoot и получил широкое распространение в 18 веке. Использование слова «орех» может быть связано с тем фактом, что некоторые из бус на самом деле были вырезаны из орехов или ям, и, хотя таких миниатюр не сохранилось, это было известной практикой в ​​средневековой южной Германии. Они в основном имеют одинаковую форму (намеренно сделаны так, чтобы напоминать яблоки), украшены резным ажурным готическим узором и цветочными головками, и размера, подходящего для того, чтобы держать их в ладони.

Молитвенные орехи часто содержат центральную часть. сцены, изображающие эпизоды из жизни Марии или Страсти Иисуса. Некоторые представляют собой одну бусину; более редки те, которые состоят из одиннадцати бусинок, включая «Чатсуорт Розарий», подаренный Генрихом VIII Екатерине Арагонской, который является одним из двух сохранившихся четок из самшита. Фигурки часто одеты в модную современную одежду. Уровень детализации распространяется на солдатские щиты, пуговицы на их пиджаках, украшения и свечи. В некоторых случаях они содержат резные надписи, обычно связанные со смыслом повествования. Есть более скромные примеры, такие как два медальона, составляющие «Половину четки с плачем » (MS 17.190.458a, b) в Музее искусств Метрополитен, где изображены Богородица и Ребенок рядом с преклоненной монахиней, держащей бусы, и Pietà. Два изображения необычайно просты для шрифта; только небольшая часть доступной поверхности бордюров содержит надписи.

«Чётка с распятием и Иисусом перед Пилатом», вид изнутри. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Бусины довольно однородны по размеру и форме, их диаметр варьируется от 30 до 65 миллиметров. Суда отмечает, что их «духовное влияние... [было] любопытно... обратно пропорционально их размеру». Часто их делали в виде двух полукорпусов, которые можно было открывать, чтобы выявить замысловатые детали интерьера. По словам историка искусства Доры Торнтон, когда молитвенный орех был открыт, он «показал представление о божественном, скрытом внутри. Интерьеры значительно различаются по сложности и деталям, причем более простой вариант представляет собой невысокий рельеф, вырезанный на диске, который была закруглена сзади. В наиболее подробном и сложном виде Суда описывает, как бусы «разыгрывались как большая опера на миниатюрной сцене, в комплекте с экзотическими костюмами, изысканными реквизитами, большими и маленькими животными», и наблюдает, как они качество «Алиса в Стране чудес », при котором «человек с головой падает в крошечный мир, созданный резчиком... в мир, который они открывают за пределами своего непосредственного окружения».

Шолтен отмечает, что узор мог быть предназначен для предположения, что объект содержал небольшую реликвию, "так что объект принял характер талисмана и имел апотропный эффект ". Число содержит деревянную петлю в середине одна половина, чтобы их можно было носить на поясе или носить в чемодане. Иногда внутрь оболочки помещали ароматное вещество, которое распространялось, когда бусины открывались, делая их сопоставимыми с модными тогда помандерами.

Форма молитвенного ореха, вероятно, имела большое значение; с внешней оболочкой, представляющей человеческую плоть Христа; подставка для бус, его крест; а внутренние рельефы - его божественность. По словам Торнтона, «разворачивание ореха само по себе является молитвенным действием, как открытие личного молитвенника с подсветкой или наблюдение за листами большого алтаря, которые откидываются назад во время церковной службы». Однако Шолтен ставит под сомнение их использование для личного религиозного поклонения, отмечая, как их крошечный масштаб делал их непрактичными для медитации, поскольку их образы нельзя было различить без увеличительного стекла или сильных очков.

Полиптихи

Миниатюрные триптихи, диптихи и другие полиптихи из самшита обычно являются запрестольными образцами, а шатры и дароносы реже. Многослойные работы существуют как в горизонтальном, так и в ландшафтном форматах, обычно они сформированы из цельного куска дерева со скрепленными вместе компонентами. Триптихи, как правило, следовали формату и стилю своих крупномасштабных аналогов, с центральной панелью с изображением главных святых и двумя вспомогательными крыльями.

Полиптихи обычно служили портативными устройствами для мирян, используемыми для личного поклонения, и их популярность отражает растущее изобилие торговцев, живущих в крупных портах Северной Европы. Их иконография часто повторяет современные крупномасштабные алтари с изображениями Христа, несущего Крест, и Вход в Иерусалим как общие темы. Алтарь обычно состоит из трех основных элементов; архитектурный корпус, внутренние рельефы и основание или пределла, которое может быть фиксированным или съемным. В свою очередь, каждый из этих элементов может иметь несколько компонентов, которые были либо скреплены, либо скреплены клеем. Обычно они содержат складывающиеся крылья, вырезанные с низким рельефом и с меньшими фигурами и сценами по краям центрального живописного пространства. Как правило, более крупные фиксированные элементы соединялись с помощью соединяющих друг друга пазов и шипов, вырезанных в плитах.

Алтарь-триптих (MMA 17.190.453) в Метрополитен-музее имеет отделение ( сосуд) для хранения реликвий, закрытый шарнирным диском. Особенно подробный и сложный триптих высотой 25,1 см, занесенный в каталог Британского музея как WB.232 и приписанный мастерской Адама Диркса, содержит два триптиха на верхнем и нижнем регистрах. Верхний, гораздо больший регистр состоит из центральной панели с Распятием на заднем плане и многочисленными фигурами на переднем плане; a Воскресение, Погребение и другие сцены находятся на правом крыле, в то время как изображения Христа, несущего крест и жертвы Исаака являются основными чертами левого крыла.

"Миниатюрный алтарь с Распятием "(фрагмент), начало 16 века. Полная высота: 15 см. Монастыри, Нью-Йорк

Обычно рельефы располагаются на горизонтальная плоскость, обеспечивающая большое пространство между вершинами фигур и концами обычно закругленных верхних арок. Панели обычно довольно мелкие, с достаточной глубиной в нише для размещения фигур, которые могут быть отдельно стоящими или высеченными с высоким рельефом. Ниши различаются по профилю, из которых наиболее распространены купола или грибовидные формы. Другие элементы, включая архитектурные или ландшафтные элементы, также были вставлены полностью сформированными; сложные и подробные примеры, уменьшенный масштаб был слишком ограничен, чтобы создать все элементы рельефно. Ач также отражает практику современных североевропейских художников, работающих над натурными запрестольными образцами.

Многие черты миниатюр напоминают архитектуру современного северного готического стиля. Только пример из Британского музея содержит влияние итальянского Возрождения, очевидное в его балясинах и пилястрах с пророками по обе стороны от Распятия. Почитание в конце 15 века Страстей Иисуса и Скорбей Марии оказало сильное влияние на дизайн и форму многих из этих типов запрестольных образов. Отчасти привлекательность Страстей заключалась в контрасте между относительно простыми сценами из Жизни Христа, сопоставленными с более сложными сценами с подробными видами, такими как Распятие или изображения Рая и Ада.

Коллекции

Миниатюры из самшита, казалось, выполняли три первоначальных функции: помощь в личном служении, престижные предметы роскоши и новые игрушки. Позже они стали драгоценными семейными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение, но поскольку средневековое искусство вышло из моды в ранний современный период, их происхождение часто терялось. Самая ранняя запись коллекции - это инвентарь 1598 года герцогов Баварии, который содержит несколько миниатюр из самшита.

Миниатюрный алтарь (WB.232), Адам Диркс и мастерская, 1511, Британский музей, Лондон

Из уцелевших произведений более сотни вновь появились на парижском антикварном рынке XIX века, который в то время был ведущим рынком средневекового искусства. В этот период они были приобретены коллекционерами, такими как британский коллекционер Ричард Уоллес (1818–1890), который приобрел всю коллекцию графа ван Ньиверкерке (1811–1892), включая два молельных ореха из самшита, коллекционер произведений искусства из Вены (1815–1890) и Фердинанд де Ротшильд (1839–1898). Спитцер не был пуристом и поручил кузнецам изготовить современные версии или копии различных средневековых произведений искусства. Сегодня есть четыре сохранившихся резных фигурки из самшита, которые он увеличил для продажи.

Когда американский финансист Дж. П. Морган приобрел коллекцию барона Альберта Оппенгейма в 1906 году, он приобрел четыре миниатюры из самшита, в том числе триптих с Распятием и Воскресением, а также молитвенный орех с изображением Несения Креста. которые сейчас находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Канадский издательский магнат Кеннет Томсон был важным коллекционером более 50 лет, и его коллекция включала крупнейшее в мире собрание миниатюр из самшита, в том числе два черепа, два триптиха и шесть четок. Они были завещаны Художественной галерее Онтарио вместе с тремя другими работами, собранными его семьей после его смерти.

Исследование и консервация

Объекты такого масштаба трудно увидеть невооруженным глазом., и даже когда его держат в руке, не так-то легко распознать истинный уровень сложности. Сложность создания увеличенных репродукций способствует тому, что этот формат исследован сравнительно мало. Даже традиционная фотография может не передать истинный уровень детализации. Достоверное воспроизведение может быть достигнуто только с помощью компьютерного моделирования, когда серии фотографий с различной глубиной фокусировки накладываются друг на друга для достижения постоянной резкости.

Современные технологии обработки изображений значительно улучшились изучение объектов с конца 20 века, в том числе с использованием рентгеновских лучей. Микро КТ, использующий технологию, аналогичную медицинскому сканированию, позволяет получать тысячи изображений, которые затем могут быть собраны в трехмерную модель.

Галерея

Ссылки

Примечания

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с к Готическая миниатюра из самшита.
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:55:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте