Нава-сахасанка-чарита

редактировать
Не путать с Нава-сахасанка-чарита Шрихарша

Нава-сахасанка-чарита (IAST : Nava-sāhasānka-carita, «биография Новой Сахасанка ») - эпическая поэма на санскритском языке, написанная Парамара придворный поэт Падмагупта, живший в 10-11 веках. Это фантастический пересказ о подвигах царя Парамара Синдхураджа, который носил титул нава-сахасанка и правил регионом малва в центральной Индии.

В эпосе Синдхураджа стреляет в оленя золотой стрелой во время охоты в Виндхьяс. Олень убегает к своей хозяйке, нага принцессе Шшипрабхе, которая видит на стрелке титул героя «Нава-Сахасанка». Тем временем, преследуя оленя, царь натыкается на ожерелье с именем Шшипрабхи. Впоследствии Синдхураджа и Шшипрабха встречаются и влюбляются друг в друга. Отец Шшипрабхи решил выдать ее замуж за человека, который принес ему золотой лотос во владении царя демонов Ваджранкуши. Синдхураджа отправляется в поход против Ваджранкуши под руководством речной богини Нармада и мудреца Ванку и при поддержке воина-нага Ратначуды и лидера видьядхары Шашикханды. Он побеждает царя демонов, приносит лотос и женится на Сахшипрабхе.

Содержание
  • 1 Авторство
  • 2 Сюжет
    • 2.1 Охота на оленей
    • 2.2 Встреча с Шшипрабхой
    • 2.3 Синдхураджа входит в подземный мир
    • 2.4 Укрытие мудреца Ванку
    • 2.5 Кампания против Ваджранкуша
    • 2.6 Свадьба Синдхураджи и Шшипрабхи
  • 3 Историчность
  • 4 Наследие
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
Авторство

Эпос написал Падмгаупта, который также был известный как Паримала Калидас, был сыном Мриганка-гупты. Он был придворным поэтом Парамара в конце 10-го и начале 11-го веков. Падмагупта был придворным персонажем эпоса, царем Парамара Синдхураджа (около 990-х гг.), Который правил регионом малва в центральной Индии. В эпосе Падмагупта заявляет, что он написал текст по приказу Синдхураджи. Литературная карьера Падмагупты, возможно, охватывает период правления преемников Синдхураджи Мунджи и Бходжи.

Нава-сахасанка-чарита - единственное сохранившееся произведение Падмагупты, хотя он написал по крайней мере еще одно стихотворение. Об этом можно судить по тому факту, что некоторые стихи, приписываемые Падмагупте в более поздних произведениях, не встречаются в Нава-сахасанка-чарита. К этим более поздним произведениям относятся Сарасвати-кантха-бхарана Бходжи, Аучитя-вичара-чарча Кшемендры, Кавья-пракаша Мамматы и Гана-ратна-маходадхи Вардхаманы. Цитируемые стихи предполагают, что другое стихотворение Падмагупты было походом генерала Басапы царя Тайлапы против царя Мулараджи.

. Написано в стиле Вайдарбхи, Нава-сахасанка- В чарите нет длинных словосочетаний или тяжелой аллитерации, за исключением описания битвы в Канто 12. Падмагупта был поклонником древнего поэта Калидаса и писал на очень красивом языке. Он часто подражает Калидасу, хотя его выражение лица оригинально. Некоторые легенды связывают Бходжу с Калидасой: на самом деле это может быть отсылкой к Падмагупте, псевдониму Паримала Калидаса.

Сюжет

Нава-сахасанка-чарита разделена на 18 песнопений и сосредоточена вокруг брака Синдхураджа с принцессой. Шшипрабха. Название стихотворения буквально означает биографию (чарита) новой (нава) Сахасанки. Викрамадитья, знаменитый легендарный царь, был также известен как Сахасанка («имеющий знак смелости»). Его столица Удджайн оказалась в том месте, которое во времена Падмгаупты стало королевством Парамара.

Охота на оленей

Однажды царь Синдхураджа (он же Нава-Сахасанка) и его товарищи отправляются в охотничью экспедицию в хребет Виндхья. В Песни 2, стреляя в различных животных стрелами, он пытается охотиться на оленя. Во время погони он слезает с лошади и следует за оленем в лес. Он поражает оленя стрелой с его собственным именем (Нава-Сахасанка), но стрела не причиняет оленю серьезных повреждений. Король замечает золотую цепочку на шее оленя и подозревает, что в этом есть что-то сверхъестественное. После того, как животное исчезает в лесу, министр Синдхураджи Рамангада (он же Яхсобхата) советует королю избегать жаркого солнца в полдень и немного отдохнуть. Затем Синдхураджа купается в близлежащем озере и немного вздремнет. Проснувшись, он бродит вокруг в поисках оленя, но не может найти животное. Ночью он спит на кровати из побегов, сделанных Рамангадой.

В Песне 3 на следующее утро Синдхураджа отправляется в лес в поисках оленя в сопровождении Рамангады. Мужчины следуют по следу, отмеченному каплями крови, и видят летящего гуся с жемчужным ожерельем в клюве. Рамангада отмечает, что ожерелье, вероятно, принадлежало одной из дочерей демонов, богов и нагов, которые развлекались виндхьями. По совету Рамангада Синдхураджа готовится выстрелить в птицу из стрелы, но в этот момент птица бросает ожерелье на берег озера, чтобы поднять стебель лотоса. Рамангада приносит ожерелье королю, который отмечает написанное на нем женское имя «Шаши-прабха», и носит его.

Встреча с Шшипрабхой

В четвертой песни Синдхураджа чувствует, что у него есть влюбился в неизвестную женщину Шшипрабху. Некоторое время спустя он видит красивую женщину, которая оказывается Паталой, дочерью Нага Хемы и спутницей Шаши-прабхи. В Канто 5 Патала говорит ему, что Шшипрабха - принцесса нага, которая красивее богинь и нимф, а ее отец Шанкха-пала правит из столицы королевства Бхогавати. Патала также говорит Синдхурадже, что подстреленный им олень принадлежал Шшипрабхе, и принцесса влюбилась в него, увидев на стрелке имя «Нава-Сахасанка». Более того, ожерелье, найденное Синдхураджей, было отобрано у принцессы диким гусем. Патала берет ожерелье и уходит, чтобы принести ему золотую стрелу Синдхураджи.

В песне 6 компаньон Шшипрабхи Малаявати говорит ей, что Нава-Сахасанка - красивый и искусный царь Аванти, и он станет для нее идеальным мужем.. В Канто 7 Шшипрабха и Синдхураджа встречаются на берегу реки Нармада и, очевидно, влюблены друг в друга. Внезапно надвигается сильная гроза, и Шшипрабха цепляется за Синдхураджу из страха.

Синдхураджа входит в подземный мир

В Песни 8 встреча Синдхураджи с Шшипрабхой внезапно заканчивается, когда голос приказывает принцессе вернуться в свой дом в подземном мире (патала ). Когда она уходит, Синдхурадж следует за ней, прыгая в реку в поисках входа в подземный мир, а Рамангада следует за ним. На пути в подземный мир он преодолевает несколько препятствий: в их число входят лев и слон, которые исчезают, когда он натягивает лук; и река, которая превращает любого, кто прикоснется к ней, в камень - Синдхураджа перепрыгивает через нее, используя бамбук.

Синдхураджа в конце концов достигает золотого дворцового города, где попугай в клетке сообщает ему, что богиня реки Нарамада приветствует его как Гость. В Канто 9 богиня сообщает Синдхураджу, что, когда родился Шшипрабха, божества сказали ее отцу - царю наг - что она выйдет замуж за лучшего из мужчин (пурушоттама) и принесет гибель врагу наг, Ваджранкуше. Следовательно, царь нагов объявил, что он женится на Шшипрабхе на человеке, который принес ему золотой лотос, выросший в пруду царя демонов (асуров) Ваджранкуши. Богиня призывает Синдхураджу сделать это, говоря ему, что он был частичным воплощением бога Вишну, и что мудрец Ванку проведет его в столицу Ваджранкуши, Ратнавати.

В Песне 10, Рамангада убеждает Синдхураджа вторгнуться в королевство Ваджранкуши, уверяя его, что армия наг поддержит его, точно так же, как армия Ванара поддержала Раму. Как соглашается Синдхураджа, попугай представляется как Ратначуда, мальчик-нага, который превратился в попугая из-за проклятия ученика мудреца Канвы. Мудрец сказал ему, что проклятие исчезнет, ​​когда он передаст сообщение из Нава-Сахасанки Шшипрабхе. Соответственно, Синдхураджа велел попугаю сообщить королеве, что он последовал за ней в мир наг и войдет в ее город после получения золотого лотоса.

Укрытие мудреца Ванку

В Песне 11 Следуя указаниям Нармады, Синдхураджа приходит в обитель мудреца Ванку. Основываясь на внешности короля, мудрец делает вывод, что он был чакравартином (вселенским императором), и приветствует его. Когда Ванку спрашивает о царской династии, Рамангада рассказывает легенду Агникулы, согласно которой прародитель династии Парамара произошел от жертвенного огня, разожженного мудрецом Васиштхой. Затем Рамангада называет предшественников Синдхураджа, включая Упендру, Вакпати-раджу I, Вайрисимху, отца Синдхураджа Сияку и старшего брата Синдхураджа Вакпати-раджу II. Затем министр представляет Синдхураджа, он же Нава-Сахасанка, как царя Удджайини, города Шивы. Он описывает царя как друга поэтов и как человека, в котором Сарасвати (богиня знания) жила после смерти легендарных царей Викрамадитья и Сатавахана.

Затем Рамангада рассказывает Ванку об экспедиции Синдхураджа, дарит ему браслет, украшенный драгоценными камнями, и просит его совета. Мудрец восхваляет царя, предсказывает ему успех в походе и приглашает его отдохнуть в скиту. В Песни 12 Синдхураджа отдыхает в обители, во сне мечтает о Шшипрабхе. После пробуждения, когда он разговаривает с мудрецом, к нему подходит обезьяна и дает ему гранат, сделанный из драгоценных камней. Как только король принимает подарок, обезьяна превращается в человека. Этот человек представился как Шашикханда, сын видьядхара (волшебник) царя Сикхандакету. Шашикханда объясняет, что тысячу лет назад он пытался похитить девушку из отшельника мудреца, из-за чего мудрец проклял его, чтобы он стал обезьяной. Мудрец сказал ему, что его проклятие прекратится, когда сын царя Сияки заберет у него украшение. Затем Шашикханда призывает свою армию видьядхары на помощь Синдхурадже.

Кампания против Ваджранкуши

В Канто 13, с благословения мудреца Ванку, силы Синдхураджа начинают марш к столице Ваджранкуши. В Канто 14 с помощью магического заклинания Видьядхара колесница Синдхураджа летает в воздухе. Сопровождающие его видьядхары виманы (летающие колесницы) имеют женщин, которые собирают цветы с деревьев во время низкого полета. Армия разбивает лагерь у реки Ганга, чтобы женщины могли отдохнуть. Песня 15 посвящена описанию купания женщин в реке, употребления спиртных напитков и занятий любовью.

С одной стороны, у этой большеглазой девушки. ее тело мягче, чем ширина ( цветок),. А с другой - лихорадка любви,. грубая, как плевел!

Нава-сахасанка-чарита 16.28, Малаявати описывает состояние Шшипрабхи в письме к Синдхураджу

В Песни 16 Патала приходит с посланием от Малаявати, в котором говорится, что Шаши-прабха любит царя и хочет, чтобы он скоро вернулся.. Синдхураджа возобновляет свой марш, и к нему присоединяется Ратначуда. Сверкающий камень на голове Ратначуды освещает путь армии в темноте. По мере приближения Ратнавати Синдхураджа пытается получить золотой лотос мирными средствами. Он отправляет Рамангада в качестве посланника к Ваджранкуше, прося короля демонов передать золотой лотос, чтобы Синдхураджа мог жениться на Шшипрабхе, и предлагая взамен свою дружбу. Ваджранкуша насмешливо отвергает это предложение, заявляя, что такая красивая женщина, как Шшипрабха, не подходит простым людям. Затем Рамангада объясняет, что Синдхураджа был не просто человеком: он был воплощением Вишну и в конечном итоге заберет голову Ваджранкуши вместе с лотосом.

Канто 17 описывает осаду Синдхураджей Ратнавати. Рамангада обезглавливает сына Ваджранкуши диском (чакра ), а Синдхураджа ведет себя стрелой Ваджранкушу. Синдхураджа поддерживает Шашикханда, сражающийся рядом с ним, и Ратначуда, освещающий темный подземный мир своим драгоценным камнем. Оказавшись победителем, Синдхураджа предоставляет защиту жителям Ратнавати и назначает Ратначуду правителем бывшего царства Ваджранкуши.

Свадьба Синдхураджи и Шшипрабхи

В Канто 18 Синдхураджа входит в Бхогавати, как местные женщины восхищаются им, а Рамангада несет золотой лотос, взятый у Ратнавати. По пути во дворец Шанкхапалы он останавливается в храме бога Хатакешвары (аспект Шивы), чтобы спеть гимн. Войдя во дворец, он видит Шшипрабху, готового к свадебной церемонии. Когда по просьбе Малаявати он кладет золотой лотос на ухо Шшипрабхи, олень превращается в человека. Этот человек объясняет, что когда-то он был командиром стражи (пратихара-пала) отца Синдхураджа Сияки по прозвищу Харша, и превратился в оленя из-за проклятия мудреца Канвы.

Синдхраджа и Шшипрабха получают женат. Шанкапала дает Синдхураджу кристалл линга, созданный богом-ремесленником Твастаром и изображающий Шиву как Ардханаришвара. Затем Синдхураджа посещает храм Шивы в Удджайини в сопровождении Шшипрабхи и Рамангады. Затем он идет в Дхара, который описывается как его «семейная столица», и устанавливает там лингам. Он отправляет Шашикханду и Ратначуду в их страны, а сам восседает на императорском троне с Шшипрабхой рядом с ним.

Историчность

Эпос представляет собой сплав истории с мифологией и повествует об исторических событиях. превратилась в причудливую романтическую легенду.

Историк В. С. Патхак теоретизирует, что Шашикханда представляет царя Северной Шилахары Апараджиту, а Ваджранкуша представляет царя Южной Шилахары Раттараджу. Ратнавати можно отождествить с современным Ратнагири, который, возможно, был столицей Южной Шилахары. «Проклятие» Шашикханды может быть метафорой его предыдущего поражения и изгнания.

Патак также считает, что наги в этой истории представляют династию Синда Карахаты (современный Карад ). Таким образом, принцесса нагов Шшипрабха представляет супругу Синдхураджа, чья семья Синда утверждала, что произошла от мифических нагов. «Подземный мир» представляет собой территорию к югу от реки Нармада.

Наследие

11-я песнь Нава-сахасанка-чарита содержит историю Агникулы происхождения семья Парамара. Согласно этой истории, в ведический период Васиштха - царственный жрец солнечного царя Икшваку - имел корова, исполняющая желания. Когда воин, ставший мудрецом Вишвамитра украл эту корову, Васиштха совершил ритуальное жертвоприношение на горе Арбуда, и вооруженный воин в королевской короне возник из жертвенного огня (агни). Этот воин схватил корову, и Васиштха назвал его Парамара («убийца врагов»). Короли Парамара были его потомками.

Таким образом, эпос является старейшим источником упоминания легенды об Агникуле, которая впоследствии стала популярной среди других династий. Падмагупта, вероятно, придумал легенду, чтобы сфабриковать мифическую генеалогию династии Парамара, поскольку все другие соседние династии к этому времени заявляли о своем происхождении от мифических героев или богов: Пратихары от Лакшмана, Чахаманы (Чауханы) с Сурья (Солнце), Чаулукья из кувшина Брахмы (чалука) и Чанделы из Чандра (Луна).

Парамаров позже признали «раджпутами », и миф об их происхождении из огня был принят другими семьями раджпутов. Средневековый текст Притхвирадж Расо утверждает, что помимо Парамара были созданы прародители трех других династий - Пратихара, Чаулукья и Чахамана. из огня Васиштхи. В более ранних записях этих династий этот миф о происхождении не упоминается.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:46:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте