Викрамадитья

редактировать
Император Удджайна, Индия, 1 век до н.э.

Викрамадитья
Большая статуя сидящего Викрамадитьи, держащего меч Современное изображение Викрамадитьи в Удджайне
Царствование77 г. до н.э. - 15 г. н.э.
Родился102 г. до н.э.
Умер15 г. н.э.
ВыпускВикрамсена
ОтецГандхарвасена

Викрамадитья (IAST : Vikramāditya) был легендарным императором древней Индии согласно устным преданиям. Его часто называют идеальным королем, он известен своей щедростью, отвагой и покровительством ученых. Викрамадитья фигурирует в сотнях традиционных индийских историй, в том числе в Байтал Пачиси и Сингхасан Баттиси. Многие описывают его как универсального правителя со столицей в Удджайне (в нескольких рассказах Паталипутра или Пратиштхана ).

Согласно народной традиции, Викрамадитья начал эпоху Викрама Самвата в 57 г. до н.э. после победы над Шакасом и теми, кто считает, что он основан на исторической фигуре. его примерно в первом веке до нашей эры. Однако после девятого века нашей эры эта эпоха называется Викрама Самват. Другие ученые считают, что Викрамадитья - мифический персонаж.

«Викрамадитья» было общим титулом, принятым несколькими индийскими королями, и легенды Викрамадитья могут быть приукрашенными рассказами о разных королях (в частности, Чандрагупта II ).

Содержание
  • 1 Этимология и имена
  • 2 Викрамадитья - царь Томар
  • 3 Ранние легенды
  • 4 Связь с Викрамой Самват
  • 5 Легенды 10–12 веков
    • 5.1 Брихатката адаптации
    • 5.2 Раджатарангини
  • 6 Легенды Парамара
    • 6.1 Симхасана Дватримшика
    • 6.2 Бхавишья Пурана
  • 7 Джайнские легенды
    • 7.1 Соперничество Шаливахана и Викрамадитья
  • 8 Тамильские легенды
  • 9 Айодхья-легенда
  • 10 Другие легенды
  • 11 Наваратнас
  • 12 Историчность
    • 12.1 Царь Малавы
    • 12.2 Цари Гупта
      • 12.2.1 Чандрагупта II
      • 12.2.2 Скандагупта
    • 12.3 Другие правители
  • 13 Наследие
  • 14 Ссылки
    • 14.1 Цитаты
    • 14.2 Библиография
  • 15 Внешние ссылки
Этимология и имена

Викрамадитья означает «солнце доблести» (викрама означает «доблесть» «а адитья означает« солнце »). Он также известен как Викрама, Бикрамджит и Викрамарка (арка также означает «солнце»). Некоторые легенды описывают его как освободителя Индии от захватчиков млеччха ; захватчики в большинстве своем называются Шакасом, а король известен под эпитетом Шакари (IAST : Шакари; «враг Шакасов»). 171>

Викрамадитья - король Томар

Согласно историкам Фрэнсису Уилфорду, подполковнику Джеймсу Тоду, А. Каннингему, Абулу Фазлу, А Гвалиору Бхату - Хараг Рай, книге - Малва Сикх Итихас, Согласно местным устным преданиям и из многих других источников, этот Викрамадитья был настоящим королем, который происходил из расы туар / томар / танвар.

Абул Фазл, великий визирь императора Великих Моголов Акбар в своей книге Айн I Акбари упоминает: «После смерти Хемарта в битве избранный Гандхарб был возведен на трон. Его сын, Бикрамджит или Викрамадитья, идентифицирован как существующий. из клана Туар (или Тур). Индусы по сей день используют начало его правления, 56 г. до н.э., как Бикрами Самват или Викрама Самват ».

Каннингем комментирует, что Сухванти был королем саков, и он потерпел поражение от знаменитой Викрамы дитья Туар, царь Уджайна, в 78 г. Потомки Викрамадитьи Туара правили малва в течение 792 лет, пока Дели находился в руинах, пока Анангпал Туар 1 не восстановил его в 736 году нашей эры.

Джеймс Тодд в своей книге Анналы и древности Раджастана пишет о клане Томар следующим образом: «Если бы он хвастался только Викрамадитьей, верховным владыкой Индии, чья эпоха, установленная за пятьдесят шесть лет до христианства, до сих пор служит великим маяком в индуистской хронологии, это одно только означало бы Туар в высшее звание ". Он также упоминает: «... когда он был опрокинут, и Индрапрастха был завоеван Викрамадитьей Туаром из Удджайна, принадлежащим к той же расе, который установил свою собственную эпоху и передал трон имперской власти от Индрапрастхи к Аванти или Удджайну., с этого времени он стал первым меридианом индуистской астрономии. Саливахана, завоеватель Викрамадитьи, был Такшаком, и его эпоха уступила время Туару в Декане ».

Ранние легенды

Викрамадитья упоминается в нескольких работах, датированных периодом до периода Гуптов (240–550 гг. Н. Э.). Самым ранним произведением, в котором упоминается Викрамадитья, вероятно, был Брихаткатха, индийский эпос, написанный между первым веком до нашей эры и третьим веком нашей эры в неустановленном Пайсачи язык. Его существование (и упоминание Викрамадитьи) подтверждается только адаптациями в сохранившихся произведениях, датируемых шестым веком и позже, и отзывами современных поэтов. Поскольку не существует сохранившейся копии Брихаткатхи, неизвестно, содержала ли она легенды Викрамадитьи; его постгуптские адаптации, такие как Катха-Сарит-Сагара, могут содержать вставки.

Гаха Саттасай (или Гатха-Саптасати), сборник стихов, приписываемых Сатавахана царь Хала (r. 20-24 г.н.э.) упоминает царя по имени Викрамадитья, который раздал свое богатство из милосердия. Однако многие строфы в этой работе не являются общими для ее исправлений и являются очевидными расширениями периода Гупта. Стих о Викрамадитье похож на фразу - Анекаго-шатасахасра-хиранья-котипрадасйа - найденную в надписях Гупты о Самудрагупте и Чандрагупте II (например, медная пластина Пуны и Риддхапура. надписи дочери Чандрагупты, Прабхаватигупта ); эта фраза, возможно, была более поздней вставкой эпохи Гупты в сочинение, приписываемое Хале.

Самые ранние неоспоримые упоминания Викрамадитьи появляются в произведениях шестого века: биография Васубандху автора Парамартха (499–569) и Васавадатта Субандху. Парамаратха цитирует легенду, в которой Айодхья («А-ю-джа») упоминается как столица царя Викрамадитьи («Пи-ка-ла-ма-а-чи-та»). Согласно этой легенде, король дал 300 000 золотых монет ученому-санкхья Виндхьявасе за поражение буддийского учителя Васубандху (Буддхамитры) в философских дебатах. Затем Васубандху написал Парамартха Саптати, проиллюстрировав недостатки философии санкхьи. Викрамадитья, довольный аргументами Васубандху, также дал ему 300 000 золотых монет. Позже Васубандху обучил буддизму принца Баладитью и обратил королеву в буддизм после смерти короля. Согласно Субандху, Викрамадитья был славным воспоминанием своего времени.

В его Си-ю-ки, Сюаньцзан (c.602 - ок. 664) определяет Викрамадитью как царя Шравасти. Согласно его рассказу, король (несмотря на возражения своего казначея) приказал раздать 500 000 золотых монет бедным и дал человеку 100 000 золотых монет за то, чтобы он вернулся на путь во время охоты на кабана. Примерно в то же время буддийский монах по имени Манората заплатил парикмахеру 100 000 золотых монет за то, что он побрил голову. Викрамадитья, который гордился своей щедростью, был смущен и устроил дискуссию между Маноратхой и 100 небуддийскими учеными. После того, как Манората победил 99 ученых, король и другие небуддисты закричали ему и унизили его в начале последних дебатов. Перед смертью Маноратха написал своему ученику Васубандху о бесполезности споров с предвзятыми и невежественными людьми. Вскоре после смерти Викрамадитьи Васубандху попросил своего преемника, Баладитью, организовать еще одну дискуссию, чтобы отомстить за унижение своего наставника. В этой дискуссии Васубандху победил 100 небуддийских ученых.

Связь с Викрама Самват

После девятого века календарная эра началась в 57 г. до н.э. (теперь называется Викрама Самват ) начал ассоциироваться с Викрамадитьей; некоторые легенды также связывают с ним эру Шака (начало 78 г. н.э.). Когда персидский ученый Аль-Бируни (973–1048) посетил Индию, он узнал, что индийцы использовали пять эпох: Шри Харша, Викрамадитья (57 г. до н.э.), Шака (78 г. н.э.), Валлабха и Гупта. Эпоха Викрамадитья использовалась в южной и западной Индии. Аль-Бируни узнал следующую легенду об эпохе Шака:

Правитель Шаки вторгся в северо-западную Индию и угнетал индусов. Согласно одному источнику, он был Шудрой из города Альманшура; согласно другому, он не был индуистом, пришедшим с запада. В 78 г. н.э. индуистский царь Викрамадитья победил его и убил в регионе Карур, расположенном между Мултаном и замком Лони. Астрономы и другие люди начали использовать эту дату как начало новой эры.

Поскольку между эрой Викрамадитья и эрой Шака была разница более 130 лет, Аль-Бируни пришел к выводу, что их основателями были два короля с то же имя. Эпоха Викрамадитья была названа в честь первого, а эпоха Шака была связана с поражением правителя Шаки вторым Викрамадитьей.

Согласно нескольким более поздним легендам, особенно легендам джайнов, Викрамадитья установил эру 57 г. до н.э. после того, как он победил Шакасов и был побежден, в свою очередь, Шаливаханой, установившим эру 78 г. н.э. Обе легенды исторически неточны. Между началом двух эпох существует разница в 135 лет, и Викрамадитья и Шаливахана не могли жить одновременно. Связь эпохи, начавшейся в 57 г. до н.э. с Викрамадитьей, не встречается ни в одном источнике до IX века. Более ранние источники называют эту эпоху несколькими именами, в том числе «Кришна», «эпоха племени малава » или «Самват» («Эра»). Такие ученые, как Д. К. Сиркар и Д. Р. Бхандаркар считает, что название эпохи изменилось на Викрама Самват во время правления Чандрагупты II, который принял титул «Викрамадитья» (см. Ниже). Существуют и альтернативные теории, и Рудольф Хёрнле полагал, что именно Яшодхарман переименовал эпоху в Викрама Самват. Самое раннее упоминание об эре Шака как об эре Шаливахана относится к 13 веку и, возможно, было попыткой устранить иностранные ассоциации этой эпохи.

легенды 10-12 веков

Брихатката адаптации

Брихаткатаманджари Кшемендры и Катхасарицагара 11-го века Сомадевы, обе адаптации Брихаткатхи, содержат ряд легенд о Викрамадитье. В каждой легенде есть несколько фантастических историй, иллюстрирующих его силу.

Первая легенда упоминает соперничество Викрамадитьи с царем Пратиштханы. В этой версии этого царя зовут Нарасимха (не Шаливахана), а столица Викрамадитьи - Паталипутра (не Удджайн). Согласно легенде, Викрамадитья был противником Нарасимхи, который вторгся в Дакшинапатху и осадил Пратиштхану; он потерпел поражение и был вынужден отступить. Затем он переодетый вошел в Пратиштхану и победил куртизанку. Викрамадитья был ее любовником некоторое время, прежде чем тайно вернулся в Паталипутру. Перед своим возвращением он оставил в доме куртизанки пять золотых статуй, полученных от Куберы. Если часть одной из этих чудесных статуй будет отломана и подарена кому-нибудь, золотая часть отрастет снова. Оплакивая потерю возлюбленного, куртизанка обратилась к благотворительности; известная своими дарами золота, она вскоре превзошла Нарасимху в славе. Позже Викрамадитья вернулся в дом куртизанки, где Нарасимха встретил его и подружился с ним. Викрамадитья женился на куртизанке и привел ее в Паталипутру.

Призрачное существо висит вверх ногами на ветке дерева, на заднем плане - человек с мечом Представление современного художника о ветале, висящем на дереве, на фоне Викрамадитьи

Книга 12 (Шашанкавати) содержит легенды о ветала панчавимшати, широко распространенных известный как Байтал Пачиси. Это сборник из 25 историй, в которых король пытается поймать и удержать ветала, который рассказывает загадочную историю, которая заканчивается вопросом. В дополнение к Катхасарицагара, сборник появляется в трех других санскритских редакциях, ряде индийских народных версий и нескольких английских переводах с санскрита и хинди; это самая популярная из легенд Викрамадитьи. Среди рецензий есть незначительные вариации; см. Список сказок Ветала. В редакциях Кшемендры, Сомадевы и Шивадаса царя зовут Тривикрамасена; в Катхасарицагаре его столица находится в Пратиштхане. В конце рассказа читатель узнает, что раньше он был Викрамадитья. Более поздние тексты, такие как санскритский Ветала-Викрамадитья-Катха и современные народные версии, идентифицируют царя как Викрамадитью из Удджайна.

Книга 18 (Вишамашила) содержит другую легенду, рассказанную Нараваханадаттой собранию отшельников в ашрам мудреца, Кашьяпа. Согласно легенде, Индра и другие дэвы рассказали Шиве, что убитые асуры переродились как млеччхи. Затем Шива приказал своему помощнику, Малявату, родиться в Удджайне как принц царства Аванти и убить млеччха. Божество явилось царю Аванти Махендрадитье во сне, сказав ему, что у его царицы Саумьядаршаны родится сын. Он попросил царя назвать ребенка Викрамадитья и сказал ему, что принц будет известен как «Вишамашила» из-за его враждебности к врагам. Маляват родился как Викрамадитья; когда принц вырос, Махендрадитья удалился в Варанаси. Викрамадитья начал кампанию по завоеванию ряда королевств и покорил веталов, ракшасов и других демонов. Его полководец Викрамашакти завоевал Дакшинапатху на юге; Мадхьядеша в центральном регионе; Сураштра на западе и страна к востоку от Ганга ; Викрамашакти также сделал северное царство Кашмира государством-данником Викрамадитьи. Вирасена, царь сингальского , выдал свою дочь Маданалекху Викрамадитье замуж. Император также женился на трех других женщинах (Гунавати, Чандравати и Маданасундари) и Калингасене, принцессе Калинги.

Брихаткатаманджари содержит похожие легенды с некоторыми вариациями; Генерал Викрамадитьи Викрамашакти победил несколько млеччх, включая Камбоджаса, Явана, Хуна, Барбараса, Тушараса и Персы. В Брихаткатхаманджари и Катхасарицагара, Мальяват позже родился как Гунадхья (автор Брихаткатхи, на котором основаны эти книги).

Раджатарангини

Калхана 12 век. Раджатарангини упоминает, что Харша Викрамадитья из Удджайини победил Шакасов. Согласно летописи, Викрамадитья назначил правителем Кашмира своего друга, поэта Матригупту. После смерти Викрамадитьи Матригупта отреклась от престола в пользу Праварасены. По мнению Д. Ч. Сиркар, Калхана перепутал легендарного Викрамадитью с Вардхана Императором Харшавардханом (c.606 - ок. 47 г. н.э.); Бхавабодхини Мадхусуданы 17-го века аналогичным образом путает двух царей и упоминает, что Харша, автор Ратнавали, имел столицу в Удджайне

Легенды Парамара

Парамара цари, правившие малва (включая Удджайн) с девятого по четырнадцатый век, объединились с Викрамадитьей и другими легендарными царями, чтобы оправдать свои имперские притязания.

Симхасана Дватримсика.

Симхасана Дватримсика (широко известная как Сингхасан Баттиси ) содержит 32 сказки о Викрамадитье. В этом сборнике рамочных историй царь Парамара Бходжа обнаруживает древний трон Викрамадитьи спустя несколько столетий. На троне 32 статуи, которые на самом деле апсары, превратившиеся в камень проклятием. Когда Бходжа пытается взойти на трон, один апсара оживает и говорит ему взойти на трон, только если он так же великодушен, как Викрамадитья (как показывает ее рассказ). Это приводит к 32 попыткам Бходжи взойти на трон, с 32 рассказами о добродетели Викрамадитьи; после каждого Бходжа признает свою неполноценность. Довольный его смирением, статуи наконец позволили ему взойти на трон.

Автор и дата оригинальной работы неизвестны. Поскольку в рассказе упоминается Бходжа (умерший в 1055 году), он, должно быть, был составлен после 11 века. Пять основных редакций санскритской версии Симхасана-дватримсика датируются XIII и XIV веками. Согласно «Хуласат-ут-Таварикх» Суджан Рай 1695 года, его автором был Прадхан Мантри (премьер-министр) Бходжи Пандит Брадж.

Ветала Панчавимшати и Симхасана Дватримшика структурно противоположны. В сказках Веталы Викрамадитья является центральным персонажем рамочной истории, но не связан с отдельными сказками, за исключением того, что слышит их от веталы. Хотя основная история «Тронных сказок» происходит спустя много времени после смерти Викрамадитьи, эти рассказы описывают его жизнь и дела.

Бхавишья Пурана

Парамара -эра легенды связывают правителей Парамара с легендарными королями, в чтобы усилить имперские притязания Парамара. Бхавишья-пурана, древний индуистский текст, редактировавшийся вплоть до 19 века, связывает Викрамадитью с Парамарами. Согласно тексту (3.1.6.45-7.4), первым царем Парамара был Прамара (рожденный из огненной ямы на горе Абу, таким образом Агниванша ). Викрамадитья, Шаливахана и Бходжа описаны как потомки Прамары и члены династии Парамара.

Согласно Бхавишья-пуране, когда мир был деградирован не- ведическими религиями, Шива послал Викрамадитью на землю и установил трон, украшенный для него 32 рисунками (отсылка к Симхасане Дватримшике). Жена Шивы, Парвати, создала веталу, чтобы защитить Викрамадитью и научить его загадками (отсылка к легендам Байтал Пачиси). Выслушав рассказы веталы, Викрамадитья исполнил. Странствия жертвенного коня определили границы империи Викрамадитьи: река Инд на западе, Бадаристхана (Бадринатх ) на севере, Капила на востоке и Сетубандха (Рамешварам ) на юге. Император объединил четыре клана Агниванши, женившись на принцессах из трех кланов, не относящихся к Парамара: Вира из клана Чаухан, Ниджа из клана Чалукья и Бхогавати из Парихара клан. Все боги, кроме Чандры, праздновали его успех (ссылка на Чандраванши, соперников Сурьяванши кланов, таких как Парамара).

Там было 18 королевств в империи Викрамадитьи Бхаратаварши (Индия). После безупречного правления он вознесся на небеса. В начале Кали-юги Викрамадитья пришел из Кайласа и созвал собрание мудрецов из леса Наймиша. Горакхнатх, Бхартрахари, Ломахаршана, Шаунака и другие мудрецы читали Пураны и Упапураны. Спустя сто лет после смерти Викрамадитьи Шаки снова вторглись в Индию. Шаливахана, внук Викрамадитьи, поработил их и других захватчиков. Спустя пятьсот лет после смерти Шаливаханы Бходжа победил более поздних захватчиков.

Легенды джайнов

Несколько работ авторов содержат легенды о Викрамадитье, в том числе:

В джайнской литературе до середины XII века мало упоминаний о Викрамадитье, хотя Удджайн встречается часто. После царя джайнов Кумарапала (r. 1143–1172), среди джайнских писателей стало модным сравнивать Кумарапалу с Викрамадитьей. К концу 13 века начали появляться легенды о Викрамадитье как о джайнском императоре. Основная тема джайнской традиции состоит в том, что джайн ачарья Сиддхасена Дивакара обратил Викрамадитью в джайнизм. Говорят, что он сказал Викрамадитье, что через 1199 лет после него будет еще один великий царь, подобный ему (Кумарапала).

В традиции джайнов изначально было четыре истории, связанные с Симхасаной, и четыре истории-головоломки, связанные с веталой. Позднее джайнские авторы приняли 32 Симхасана Дватримшика и 25 Ветала Панчавимшати рассказов.

Автор джайнов Хемачандра называет Викрамадитью одним из четырех ученых царей. ; остальные три - это Шаливахана, Бходжа и Мунджа. Викарасрени Мерутунги рассказывает о своей победе при Удджайне в 57 г. до н. э. и намекает, что его четыре преемника правили с 3 по 78 г. н.э.

соперничество Шаливахана и Викрамадитья

Рукопись с двумя иллюстрациями, датируемая примерно 1400 годом Калпасутра и манускрипт Калакачарья Катха

Многие легенды, особенно джайнские легенды, связывают Викрамадитью с Шаливахана из Пратиштхана (еще один легендарный царь). В некоторых он терпит поражение от Шаливаханы, который начинает эру Шаливаханы ; в других он является предком Шаливаханы. Некоторые легенды называют царя Пратиштханы Викрамадитьей. Политическое соперничество между королями иногда распространяется на язык: Викрамадитья поддерживает санскрит, а Шаливахана поддерживает Пракрит.

В Калакачарья-Катханаке отец Викрамадитьи Гардабхилла похитил сестру Калака (джайн ачарья ). По настоянию Калаки Шаки вторглись в Удджайн и сделали Гардабиллу своим пленником. Позже Викрамадитья прибыл из Пратиштханы, победил Шакасов и начал эру Викрама Самват в ознаменование его победы. Согласно Алену Даниелу, Викрамадитья в этой легенде относится к Сатавахана царю.

Другие джайнские тексты содержат вариации легенды о поражении Викрамадитьи от рук царь Пратиштаны, известный как Сатавахана или Шаливахана. Эта тема присутствует в «Кальпа-прадипе» Джины-Прабхасури, «Прабандха-коша» и «Саливахана-чаритра» Раджашекхары, в работах маратхи. Согласно легенде, Сатавахана был ребенком вождя нага (змея) Шеши и вдовы брамина, жившей в доме гончара. Его имя, Сатавахана, произошло от слов сатани (дай) и вахана (средство передвижения), потому что он лепил слонов, лошадей и другие средства передвижения из глины и передавал их другим детям. Викрамадитья уловил предзнаменования того, что его убийца родился. Он послал своего vetala найти ребенка; ветала проследила Сатавахану в Пратиштхане, и Викрамадитья возглавил там армию. С помощью магии Нага Сатавахана превратил свои глиняные фигурки лошадей, слонов и солдат в настоящую армию. Он победил Викрамадитью (который бежал в Удджайн), начал свою эру и стал джайном. Есть несколько вариантов этой легенды: Викрамадитья убит стрелой Сатаваханы в битве; он женится на дочери Сатаваханы, и у них есть сын (известный как Викрамасена или Викрама-чаритра), или Сатавахана - сын Манорамы, жены телохранителя царя Пратиштханы.

Тамильские легенды

В средневековой тамильской легенде Викрамадитья имеет 32 отметки на теле, что характерно для универсальных императоров. Брамин, нуждающийся в алхимической ртути, говорит ему, что ее можно получить, если император предложит свою голову богине Камакши из Канчипурам. Хотя Викрамадитья соглашается принести себя в жертву, богиня исполняет его желание без жертвоприношения.

В другой тамильской легенде Викрамадитья предлагает выполнить вариант обряда навахандам (разрезание тела в девяти местах), чтобы доставить удовольствие богам. Он предлагает разрезать свое тело в восьми местах (для восьми бхайравов ) и предлагает свою голову богине. В ответ он убеждает богиню положить конец человеческому жертвоприношению.

Чола Пурва Патаям (Древняя Чола Запись), тамильский манускрипт неизвестной даты, содержащий легенду о божественном происхождении три тамильских династии. В этой легенде Шаливахана (также известный как Бходжа) является королем шраманов. Он побеждает Викрамадитью и начинает преследовать прихожан Шивы и Вишну. Затем Шива создает трех тамильских королей, чтобы победить его: Вира Чолан, Ула Черан и Ваджранга Пандиян. У королей есть ряд приключений, включая поиск сокровищ и надписей индуистских царей от Шантану до Викрамадитьи. В конечном итоге они побеждают Шаливахану в 1443 году (неопределенной календарной эры, возможно, с начала Кали-юги ).

легенда Айодхьи

Согласно легенде в Айодхья, Город был повторно открыт Викрамадитьей после того, как он был потерян на протяжении веков. Викрамадитья начал поиски Айодхьи и встретил Праягу, царя тиртхов. Ведомый Праягой, Викрамадитья отметил это место, но затем забыл, где оно находится. йог сказал ему, что он должен освободить корову и теленка; Айодхья будет там, где молоко начнет течь из коровьего вымени. Следуя этому совету, Викрамадитья нашел место древней Айодхьи.

Согласно для Ханса Т. Баккера, нынешняя Айодхья изначально была Сакетой, упомянутой в буддийских источниках. Император Гупта Чандрагупта II, который сравнивал себя с Рамой и был также известный как Викрамадитья, перенес свою столицу в Сакету и переименовал ее в Айодхью в честь легендарного города в Рамаяне. упоминается в Парамартхе в четвертом – пятом веках нашей эры. Биография Васубандху обычно отождествляется с царем Гупта, таким как Скандагупта или Пуругупта. Хотя цари Гупта правили с Паталипутры, Айодхья находилась в их владениях. Однако такие ученые, как Ашвини Агравал, отвергают этот рассказ как неточный.

Другие легенды

Согласно героической поэме Ананты XII века, Вира-Чаритра (или Вирачарита), Шаливахана (или Сатавахана) победили и убил Викрамадитью и правил с Пратиштханы. Спутник Шаливаханы, Шудрака, позже вступил в союз с преемниками Викрамадитьи и победил потомков Шаливаханы. Эта легенда содержит ряд мифологических историй.

Шивадаса Саливахана Катха (или Шаливахана-Чаритра) 12–14 веков аналогичным образом описывает соперничество между Викрамадитьей и Шаливаханой. «Мадхаванала камакандала катха» Ананды - это история о разлученных любовниках, которых воссоединил Викрамадитья. Викрамодая - это серия стихотворных сказок, в которых император предстает в образе мудрого попугая; аналогичная серия встречается в джайнском тексте «Паршванатхакаритра». Панкадатачаттра Прабандха (История зонтиков с пятью палками) XV века или позже содержит «истории о магии и колдовстве, полные чудесных приключений, в которых Викрамадитья играет роль могущественного мага». Труд Ганапати XVI века гуджарати, Мадхаванала-Камакандала-Катха, также содержит рассказы Викрамадитьи.

Наваратнас

В Джйотирвидабхаране (22.10), трактат приписывается Калидасу, девять известных ученых (Наваратна ) были при дворе Викрамадитьи:

  1. Амарасимха,
  2. Дханавантари,
  3. ,
  4. Калидас,
  5. ,
  6. Шанку,
  7. Варахамихира,
  8. Вараручи и
  9. Ветала Бхатта. Однако многие ученые считают Джйотирвидабхарану литературной подделкой, написанной после смерти Калидаса. По данным В. В. Мираши, датирующий произведение XII веком, он не мог быть составлен Калидасом, поскольку содержит грамматические ошибки. В более ранней литературе нет упоминания о таких наваратнах, и Д. С. Сиркар называет Джйотирвидабхарану «абсолютно бесполезной для исторических целей».

Нет никаких исторических свидетельств, указывающих на то, что девять ученых были современными фигурами или протеже одного и того же царя. Считается, что Вараручи жил примерно в третьем или четвертом веке нашей эры. Хотя время жизни Калидаса обсуждается, большинство историков относят его к пятому веку; Известно, что Варахамихира жил в шестом веке. Дханавантари был автором медицинского глоссария (нигханту ), но его продолжительность жизни неизвестна. Амарасимху также нельзя точно датировать, но в его лексиконе используются работы Дханавантари и Калидаса; следовательно, его нельзя датировать первым веком до нашей эры (считается, что Викрамадитья установил эру в 57 году до нашей эры). Мало что известно о Шанку, Веталабхатте, Кшапанаке и Гхатакарпара. Некоторые писатели-джайны идентифицируют Сиддхасена Дивакара как Кшапанака, но это не принимается историками.

Калидаса - единственная фигура, чья связь с Викрамадитьей упоминается в трудах до Джйотирвидабхараны. Согласно «Кавьямимамсе» Раджашекхары (10 век), Шрингара Пракаше Бходжи и Аучитья-Вичара-Чарча Кшемендры (оба 11 век), Викрамадитья послал Калидаса своим послом в Кунталу. страна (современный уттара-каннада ). Однако историчность этих сообщений сомнительна.

Историчность

Викрамадитья был историческим царем Малавы примерно с первого века до нашей эры. Третьи полагают, что он был легендарным персонажем, основанным на историческом короле, идентифицированном как Чандрагупта II, Гаутамипутра Сатакарни или Яшодхарман. Викрамадитья также может быть основан на нескольких королях, легенды о которых постепенно слились в традицию, окружающую его. По словам К. Кришнамурти, «Викрамадитья» и «Калидаса» использовались как нарицательные для обозначения короля-покровителя и придворного поэта.

царь Малавы

Раджбали Пандей, Кайлаш Чанд Джайн и другие считают что Викрамадитья был уджайном основанным на царем Малавы. Шаки продвинулись от Синда до малва примерно в первом веке до нашей эры и были побеждены Викрамадитьей. Эра Крита, которая позже стала известна как Викрама Самват, ознаменовала эту победу. Чандрагупта II позже принял титул Викрамадитья после победы над Шакасами. Сторонники этой теории говорят, что Викрамадитья упоминается в работах, датируемых до эпохи Гупта, включая Брихаткатха и Гата Сапташати. Викрамадитья не может быть основан на Чандрагупте II, так как столица Гупты находилась в Паталипутре (не в Удджайне). По словам Раджа Прути, легенды, окружающие этого царя первого века, постепенно стали переплетаться с легендами более поздних царей, называемых «Викрамадитья» (включая Чандрагупта II).

Критики этой теории говорят, что Гата Сапташати демонстрирует явные признаки Гупта- эра интерполяция. По данным А. К. Уордер, Брихаткатхаманджари и Катхасарицагара - «чрезвычайно раздутые и деформированные» рецензии оригинальной Брихаткатхи. В ранних джайнских трудах Викрамадитья не упоминается, а наваратны не имеют исторической основы, поскольку девять ученых не были современными фигурами. Легенды, окружающие Викрамадитью, противоречивы, граничат с фантастикой и не соответствуют историческим фактам; никакие эпиграфические, нумизматические или литературные данные не предполагают существования царя с именем (или титулом) Викрамадитья примерно в первом веке до нашей эры. Хотя Пураны содержат генеалогии выдающихся индийских царей, в них не упоминается правление Викрамадитья из Удджайна или Паталипутры до эры Гупта. Существует небольшая вероятность исторически не подтвержденного могущественного императора из Удджайна примерно в первом веке до нашей эры среди шунгас (187–78 гг. До н.э.), канва (75–30), Сатаваханы (230 г. до н.э. - 220 г. н.э.), Шаки (c.200 г. до н.э. - ок. 400 г. н.э.) и индо-греки (180 г. до н.э. – 10 г. н.э.).

цари Гупта

Ряд царей империи Гупта приняли титул Викрамадитья или его эквивалент, например, "Паракраманка" Самудрагупты. По словам Д. К. Сиркара, Хема Чандра Райчаудхури и других, подвиги этих царей способствовали возникновению легенд Викрамадитьи. Различия между ними со временем были утеряны, и легендарный Шаливахана также был основан на подвигах нескольких сатаваханов королей.

Чандрагупта II

Золотая монета с Чандрагуптой II на коне Чандрагупта II на монета

Некоторые ученые, в том числе Д. Р. Бхандаркар, В. В. Мираши и Д. К. Сиркар, считает, что Викрамадитья, вероятно, основан на царе Гупте Чандрагупте II. На основании монет и надписи на колонне Supia считается, что Чандрагупта II принял титул Викрамадитья. Таблички Хамбата и Сангли Раштракуты царя Говинды IV используют эпитет «Сахасанка», который также применялся к Викрамадитье, для Чандрагупты II. Согласно Альфу Хильтебайтелю, победа Чандрагупты над Шакасом была перенесена на вымышленного персонажа, которому приписывают начало эры Викрама Самват.

В большинстве легенд Викрамадитья имел столицу в Удджайне, хотя некоторые упоминают его как царя Паталипутры (столицы Гупты). Согласно Д. К. Сиркару, Чандрагупта II, возможно, победил шакских захватчиков Удджайна и сделал там своего сына Говиндагупту наместником. Удджайн, возможно, стал второй столицей Гупта, и о нем (как Викрамадитье), возможно, сложились легенды. Гутты из Гуттавалала, небольшая династия, основанная в современной Карнатаке, утверждали, что произошли от Империи Гуптов. В их надписи Чаудаданапура упоминается Викрамадитья, правивший из Удджайна, а нескольких царей Гутта звали Викрамадитья. Согласно Васундхара Филлиозат, Гутты перепутали Викрамадитью с Чандрагуптой II; однако Д.С. Сиркар считает это еще одним доказательством того, что Викрамадитья был основан на Чандрагупте II.

Скандагупта

Викрамадитья из легенды Айодхьи идентифицируется как Скандагупта (r. 455 - 467 гг. Н.э.) рядом ученых. В книге 18 Катхасарицагара Викрамадитья описывается как сын Махендрадитьи из Удджайна. Согласно Д.К. Сиркару, Кумарагупта I (годы правления 415–455 гг. Н. Э.) Принял титул Махендрадитья. Его сын, Скандагупта, принял титул Викрамадитья, и этот набор легенд может быть основан на Скандагупте.

Другие правители

В редакции Катхасарицагара 25 историй ветала, царь упоминается как правитель Пратиштханы. А. К. Уордер отмечает, что Сатаваханы были единственной известной древней династией, правившей из Пратиштханы. Согласно надписи Сатаваханы, их царь Гаутамипутра Сатакарни победил Шакасов. Один из эпитетов Гаутамипутры Сатакарни был вара-варана-викрама-чару-викрама. Однако, по словам Д. С. Сиркара, эпитет означает «тот, чья походка столь же прекрасна, как у избранного слона» и не имеет отношения к Викрамадитье. В большинстве других легенд о Викрамадитье столицей царя является Удджайн (или, реже, Паталипутра), но у Сатаваханов никогда не было своей столицы в этих городах. Викрамадитья также был описан как противник основанного на Пратиштане царя Сатаваханы (или Шаливаханы) в ряде легенд.

Макс Мюллер считал, что легенды Викрамадитьи основаны на шестом веке Ауликаре царь Яшодхарман. Ауликары использовали в своих надписях эпоху Малавы (позже известную как Викрама Самват). Согласно Рудольфу Хернле, название эпохи Малавы было изменено Яшодхарманом на Викрамадитья. Хернле также верил, что Яшодхарман завоевал Кашмир и является Харша Викрамадитья, упомянутым в Калхане в Раджатарангини. Хотя Яшодхарман победил хуна (которых возглавлял Михиракула ), хуна не были шаками; Столица Яшодхармана находилась в Дасапуре (современный Мандсаур ), а не в Удджайне. Нет никаких других доказательств того, что он вдохновил легенды Викрамадитьи.

Наследие

Несколько историй Викрамадитьи появляются в серии комиксов Амар Читра Катха. Викрам Аур. Бетаал, появившийся на Дурдаршан в 1980-х годах, был основан на Байтал Пачиси. Адаптация Singhasan Battisi была показана на Doordarshan в конце 1980-х. В 2014 году другая адаптация была показана на Sony Pal.

. ВМС Индии авианосец INS Vikramaditya получил имя честь Викрамадитьи. 22 декабря 2016 года Почта Индии выпустила памятную почтовую марку в честь Самрата Викрамадиттья. Писатель-фантаст Шатруджит Натх пересказывает историю императора в своей серии статей о Викрамадитья Веергатха. В настоящее время на TV идет сериал Викрам Бетаал Ки Рахасья Гата, где популярный актер Ахам Шарма играет роль Викрамадитьи.

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 13:22:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте