Притхвирадж Расо

редактировать

Притхвирадж Расо
от Чанд Бардай
Притхвирадж Расо.jpg Обложка версии Притхвирадж Расо, опубликованной Нагари Прачарини Сабха
ЯзыкБраджбхаша
Жанр (ы)Эпическая поэма

Притхвирадж Расо (IAST : Pṛthvīrāj Rāso) - это Браджбхаша эпическая поэма о жизни индийского царя раджпутов 12 века Притхвираджа Чаухана (ок. 1166–1192 гг. Н. Э.). Он приписывается Чанду Бардаю, который, согласно тексту, был придворным поэтом короля.

Самая ранняя сохранившаяся копия текста датируется 16 веком, хотя некоторые ученые датируют ее самую старую версию 13 веком. К 19 веку под покровительством правителей Раджпута в исходный текст было внесено несколько вставок и дополнений. В настоящее время текст существует в четырех редакциях. Он содержит смесь исторических фактов и вымышленных легенд и не считается исторически достоверным.

Содержание
  • 1 Авторство и дата
  • 2 Изменения
  • 3 Язык
  • 4 Краткое содержание сюжета
  • 5 Историческое развитие
    • 5.1 Сходства с Притхвираджей Прабандхой
    • 5.2 Редакция Мевара
  • 6 Историческая достоверность
    • 6.1 Примеры исторических неточностей
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
Авторство и дата

Согласно традиции, Притхвирадж Расо был составлен Чанд Барда, придворный поэт Притхвираджа (радж кави), сопровождавший короля во всех его битвах. Последняя песнь, повествующая о смерти Чанда Бардаи и Притхвираджа, была сочинена Джалхой (или Джалханом), сыном Чанда Бардая.

Большинство современных ученых не считают, что Притхвирадж Расо был написан во времена Притхвираджа. время. Язык текста указывает на дату, намного более позднюю, чем 12 век, и в его нынешней редакции упоминается царь Самарси 13 века (Самарсимха или Самар Сингх), которого он анахронично описывает как современника Притхвираджа. Однако некоторые ученые до сих пор считают, что Чанд Бардаи был историческим придворным поэтом Притхвираджа, и он составил текст, который составляет основу нынешней версии Притхвирадж Расо.

Самый ранний сохранившийся манускрипт Притхвираджа Расо, обнаруженный в Деревня Дхараноуджвали в Гуджарате датируется 1610 годом. Эта рукопись содержит самую короткую редакцию текста, а ее язык более архаичен, чем в других рукописях 17 века. Это предполагает, что самая короткая редакция, скорее всего, была составлена ​​где-то до 1600 г., ближе к концу 16-го века.

Такие ученые, как Нароттамдас Свами, Намвар Сингх и Синтия Талбот, датируют текст 16-м веком, во время правления Моголов императора Акбара (годы правления 1556–1605). Эта теория основана на том факте, что два рассказа, написанные в период c. 1587-1597 гг. Представляют собой краткое изложение сюжета Притхвирадж Расо: эти повествования содержатся в тексте на персидском языке Айн-и-Акбари и в тексте на санскритском языке Сурджана-чарита. Некоторые эпизоды, содержащиеся в Притхвирадж Расо (например, существование министра по имени Каймас или поражение Притхвираджа от царя Гуридов) упоминаются в более ранних текстах, но эти более ранние тексты не следуют сюжетной линии Притхвирадж Расо. Например, текст 15 века Хаммира Махакавья, который, по-видимому, был написан для покровителя Чаухана, не упоминает героические эпизоды, содержащиеся в Притхвирадж Расо. Если бы такие эпизоды были известны еще в 15 веке, автор «Хаммира Махакавья» не преминул бы упомянуть о них. Это говорит о том, что рассказы Притхивираджа Расо не существовали в 15 веке в устной форме, как предполагают некоторые авторы.

Рецензии

Самая старая сохранившаяся редакция Притхвираджа Расо относится к 16 веку. Он существует в виде рукописи, скопированной в 1610 году для внука Калянмала, Ратора правителя Биканера. Его самые старые части написаны на лате апабхрамша (также называемом латия апабхрамша) языком и стилем, характерным для XII и XIII веков. Согласно Р. В. Сомани, первоначальный Притхвирадж Расо был составлен около 1235 г., в течение 3-4 десятилетий после смерти Притхвираджа. Другие ученые, такие как Синтия Талбот, Нароттамдас Свами и Намвар Сингх, датируют текст XVI веком, во время правления Акбара.

С XVI века размер текста значительно увеличился из-за нескольких интерполяций и дополнения, приводящие к многократным изменениям. Лишь небольшая часть существующих редакций, вероятно, была частью оригинальной версии. Небольшая рукопись из 1300 строф в Биканер наиболее близка к оригинальному тексту. Самая длинная доступная версия - рукопись Удайпура (Мевара), которая представляет собой эпос с 16 306 строфами.

Современные ученые делят различные редакции Притхвираджа Расо на четыре широкие категории, представленные следующими редакциями:

  1. Кратчайшие (лагхутам) редакция
    • Отредактировал Раджмал Бора, озаглавленный Кандвардаикрит Притхираджрасау
    • Известен по 2 рукописям
    • Самая ранняя рукопись датируется 1610 годом и была обнаружена в деревне Дхараноуджвали в Гуджарате. ; другая датируется 1640 годом (Самват 1697)
  2. Краткая (лагху) редакция
    • Под редакцией Матапрасада Гупты, озаглавленная «Притвирадж Расау»
    • Известна по 5 рукописям
    • Самая старая рукопись датирована 1613 годом
  3. Средняя (мадхьям) редакция
    • Под редакцией Кавирав Мохансимха, названа Притвирадж Расо
    • Известна по 11 рукописям
    • Самая старая рукопись датируется 1635 годом
  4. Лонг (брихад) редакция
    • Под редакцией Моханлала Вишну Пандья и Шьямсундар Дас, названный Притхвирадж Расо
    • Разработан под патронажем двора Мевара в конце 17 века
    • Самая популярная и первая печатная версия текста основана на рукописи 1703 года, заказанной Амаром Сингхом II в 1703 году.

Некоторые рукописи отличаются от этих изданий. Например, некоторые рукописи редакции медиума опускают эпизод убийства Притхвираджем султана Гуридов. Американский академик Синтия Талбот составила список из почти 170 рукописей этого текста. Покровители только 17 из них могут быть идентифицированы: это короли и принцы из королевских семей Биканер, Амбер (Джайпур), Кота, Джодхпур и Удайпур ; и начальник Мевара. Немногие рукописи содержат информацию об их создании; те, которые действительно указывают, что такие рукописи обычно писались бардами бхат, браминами или джайнами покровителями раджпутов.

Язык

Классификация язык текста обсуждался учеными, так как его язык заметно различается в разных редакциях, а иногда даже в разных частях одной и той же рукописи. Настоящая версия Притхвирадж Расо составлена ​​в основном на диалекте браджбхаша с некоторыми региональными раджастанскими особенностями. Этот язык иногда называют «пингалом», чтобы отличить его от дингала, языка поэм Раджастхани.

Притхвирадж Расо часто использует шестистрочный «чаппай» метр, который имеет «резкие, воинственные коннотации» и более распространен в Дингале, чем в Браджбхаше. В тексте присутствует архаичная лексика: особенно это касается самой длинной редакции.

В разных рукописях используются разные имена собственные. Например, Притхвираджа по-разному называют Пратирадж, Пратхурав, Притхирадж и т. Д.; а династия Томара по-разному именуется Танваром, Тауваром, Тунваром и Туаром. Царь Гуридов Шихаб ад-Дин псевдоним Муизз ад-Дин в тексте называется Сахабдин.

Краткое содержание сюжета

Это краткое изложение самого короткого (Раджмал Бора) редакция Притхвираджа Расо:

Притхвирадж родился у Чаухана, правителя Аджмера ; его мать была дочерью правителя Дели Анангпала Томара. Анангпал был проклят тем, что не имел наследника мужского пола, потому что он вмешался в железный столп Дели. Итак, он назначил Притхвираджа королем Дели. Некоторое время спустя король Джейчанд из Каннауджа решил провести церемонию Раджасуя, чтобы провозгласить свое превосходство. Притхвирадж отказался участвовать в этой церемонии и, таким образом, отказался признать Джайчанда верховным королем.
Между тем дочь Джайчанда Саньогита влюбилась в Притхвираджа, услышав о его героических подвигах, и заявила, что она выйдет за него замуж. Джайчанд устроил для своей дочери церемонию сваямвары (выбора мужа), но не пригласил Притхвираджа. Тем не менее Притхвирадж пошел в Каннаудж с сотней воинов и сбежал с Самйогитой. Две трети его воинов пожертвовали своей жизнью в борьбе с армией Каннауджа, что позволило ему бежать в Дели с Саньогитой. В Дели Притхвирадж увлекся своей новой женой и начал проводить с ней большую часть времени. Он начал игнорировать государственные дела, особенно угрозу со стороны мусульманского захватчика Шихаб ад-Дин Мухаммад Гури.
Священник Притхвираджа и поэт Чанд Барда привели царя в чувство. Хотя Притхвирадж за короткое время подготовился к битве против Шихаб ад-Дина, в конечном итоге он потерпел поражение. Шихаб ад-Дин заключил Притхвираджа в тюрьму и отвел его в столицу захватчиков Газни. Там Шихаб ад-Дин ослепил Притхвираджа. Услышав это, Чанд Барда отправился в Газни и обманом заставил Шихаб ад-Дина посмотреть стрельбу из лука слепого Притхвираджа. Во время этого представления Притхвирадж выпустил стрелу в направлении голоса Мухаммада Гори и убил его. Вскоре после этого Притхвирадж и Чанд Барда убили друг друга.

Длинная редакция содержит несколько дополнений. Например, в нем упоминается, что Анангпал потребовал вернуть свое королевство несколько лет спустя. Не сумев вернуть его силой, он продолжил искать поддержки у Шихаб ад-Дина. Притхвирадж победил их обоих и убедил Анангпала уйти в отставку. В самой большой редакции также рассказывается о храбрости нескольких благородных вождей, таких как Джайтра Рай, Деврай Баггари, Балибхадра Рай, Куранбх Рам Рай, Прасанг Рай Кхичи и Джам Рай Ядав, которые были военными союзниками или соратниками Притхвираджа.

Историческое развитие

Сходства с Притхвираджей Прабандхой

Среди различных средневековых текстов, в которых упоминается Притхвирадж Чаухан, Притхвирадж Расо имеет некоторые сходства с повествованием на санскрите Притхвираджа Прабандха. В отличие от других текстов, в этих двух текстах есть три общих персонажа, помимо Притхвираджа и его соперника-гурида Шихаб ад-Дин :

  • Чанд Бардай, бард Притхвираджа в Расо, фигурирует как Чанд Балиддика в Прабандхе.
  • Царь Гахадавала Джайчанд выступает как соперник Притхвираджа в Расо. В Прабандхе он упоминается как Джайчанд, и, когда он слышит о смерти Притхвираджа, он заказывает празднования по всей своей столице.
  • Министра Притхвираджа зовут Каймас в Расо и Каймбаса в Прабандхе.

Каймас или Каимбаса, кажется, был исторической личностью, поскольку он упоминается под именем Кадамбаваса в Притхвираджа Виджая, который был составлен во время правления Притхивраджа. Он также упоминается в другом тексте - санскритском Харатара-гачча Паттавали (1336 г. н.э.). Однако, в отличие от этих текстов, Притхвираджа Прабандха упоминает нападение царя на этого министра - эпизод, также упомянутый в Притхвирадж Расо.

В Притхвираджа Прабандхе Каймбаса не в хороших отношениях с копьеносцем Притхвираджа Пратапасимхой. Однажды он жалуется царю на Пратапасимху, но копьеносец убеждает царя, что Каймбаса поддерживал врагов короля Гуридов. На следующую ночь король пытается убить Каймбаса луком и стрелами в темноте, но Каймбаса сбегает. Король притворяется невиновным в нападении, но Чанд Балиддика знает об инциденте и осуждает короля наедине. На следующий день Притхвирадж увольняет Каймбасу и Чанда Балиддику со службы. Позже Каимбаса помогает вторгающемуся королю Гуридов Шихабу ад-Дину победить и захватить Притхвирадж. Находясь в тюрьме, Притхвирадж просит у Каимбасы лук и стрелы, чтобы убить Шихаб ад-Дина, но министр предает его, разглашая свой план Шихаб ад-Дину. Статуя хранится в доме Гурид-Султана: Притвирадж в конечном итоге стреляет в статую стрелой, а позже по приказу Шихаб ад-Дина его забивают камнями. Текст подразумевает, что Притхвирадж был ослеплен перед заключением, поскольку он узнал о своей неспособности убить Шихаб ад-Дина, когда слышит звук разбивающейся статуи.

В Притхвирадж Расо Каймас падает в любит рабыню из Карнатаки и посещает дворец королевы, чтобы встретиться с ней ночью, пока король уезжает на охоту. Царица Парамара Притхвираджа отправляет ему письмо, в котором жалуется, что Каймас нарушает конфиденциальность женских покоев. Притхвирадж возвращается во дворец ночью и без всякого предупреждения атакует Каймбасу стрелами. Первая стрела не попадает в Kaimbasa, но вторая убивает его. Затем Притхвирадж тайно хоронит Каймас вместе со своим рабом-любовником, но Чанд Бардай узнает о бесчестном поступке царя во сне. Позже Притхвирадж женится на Самйогите, становится одержимым ею и начинает игнорировать государственные дела. Впоследствии он был побежден и ослеплен королем Гуридов Шихабом ад-Дином, но позже убил короля Гуридов стрелой во время стрельбы из лука, которому помогал бард Чанд Бардай.

Фрэнсис Притчетт, профессор Южной Азии Литература Колумбийского университета отмечает, что убийство Каймаса является одним из трех ключевых эпизодов, неотъемлемых от сюжета оригинальной версии Притхвирадж Расо, а два других - это побег короля с Самйогитой., и его убийство Шихаб ад-Дина. Притчетт отмечает, что стрельба Притхвираджем в Каймасе предвещает его стрельбу в Шихаб ад-Дин: в первом эпизоде ​​Притхвирадж демонстрирует свою способность стрелять ночью при плохой видимости в темноте; во втором эпизоде ​​он повторяет этот подвиг, будучи слепым. Существует также намек на то, что неоправданное убийство Притхвираджем Каймаса привело к его несчастью быть побежденным и ослепленным Гуридами. Слепоту царя можно рассматривать как метафору: когда он начинает игнорировать государственные дела после того, как увлечен Самйогитой, он «становится слепым, образно говоря, к опасностям для своего королевства».

В отличие от Притхвираджа Расо, Притхвираджа Прабандха не прославляет Притхвираджа. Здесь его стрела не попадает в Kaimbasa, указывая, что он не феноменальный лучник. Кроме того, он увольняет своего барда со службы, и его последующая попытка убить Шихаб ад-Дина терпит неудачу.

Притхвираджа Прабандха и Прабандха Чинтамани, оба написаны Джайном авторы представляют Притхвираджа как неумелого и недостойного царя. Однако Притхвирадж Расо прославляет его как замечательного царя. Сходство между Притхвираджем Расо и Притхвираджей Прабандхой позволяет предположить, что один из этих текстов заимствован из другого, но неясно, какой из них был автором первым, что затрудняет прослеживание происхождения легенды. Возможно, что Притхвирадж Расо основан на более ранних джайнских рассказах и изменил историю, чтобы представить Притхвираджа как героя, который отомстил своему врагу и умер достойной смертью. С другой стороны, возможно, что джайнские тексты заимствовали эту историю из более старой устной традиции, которая является основой Притхвирадж Расо. Другая возможность состоит в том, что оба повествования, возможно, были адаптированы из другого, ныне утерянного отчета.

Меварская редакция

Язык текстов, доступных сегодня, в основном, по-видимому, относится к пост-15 веку и основываться на сборнике 17-го века по заказу Амара Сингха II, Сисодия правителя Мевара. Предшественники Амара Сингха заказали переработку Притхвираджа Расо, вероятно, начиная с 1630-х или 1640-х годов, во время правления Джагат Сингха I. Версия по заказу Амара Сингха была составлена ​​поэтом Каруна-удадхи. В его рукописи, обычно датируемой 1703 годом н. Э., Говорится, что «глупые поэты» разделили текст Чанда Бардаи на разные части: Каруна-удадхи написал текущую версию, «перебирая нити» по приказу Амара Сингха. Результирующий текст на самом деле является исправленным текстом, который сильно отличается от более ранних версий текста.

Эта версия, по-видимому, была написана как часть кампании по возрождению престижа династии Мевар, который снизился. в результате их неудач и последующего союза с Моголами. Новая редакция Мевар расширяет и приукрашивает роль семьи Мевар в истории через их связь с Притхвираджем Чауханом. Например, в нем упоминается предок Амара Сингха Самар Сингх (Самарасимха) как ближайший соратник Притхвираджа Чаухана. С другой стороны, в самой короткой редакции Притхвираджа Расо даже не упоминается Самар Сингх. В редакции Мевара утверждается, что Самар Сингх женился на сестре Притхвираджа Притхе и сражался вместе с Притхвираджем против Джайханда из Каннауджа. Такие утверждения впервые сделаны в двух более ранних текстах браджбхаши, составленных во время правления деда Амара Сингха Раджа Сингха I : Раджвилас из Человека и Раджапрашасти из Ранчход Бхатт.

В отличие от самой короткой редакции, в которой упоминается Самйогита. как единственная жена Притхвираджа, версия Мевара утверждает, что Притхвирадж женился на 12 других принцессах, многие из которых были подарены ему его дворянами. С другой стороны, Самар Сингх из семьи Мевар - единственный, кто женится на женщине из семьи Притхвираджа, что подчеркивает высокий статус Самара Сингха. В редакции целая глава посвящена браку Самара Сингха и Приты, описывающему, как отец Притхвираджа Сомешвар решил выдать свою дочь за Самара Сингха из-за славы семьи Мевар.

Историческая достоверность.

Из-за утверждения, что Притхвирадж Расо был написан современником Притхвираджа Чандом Бардаем, этот текст исторически считался авторитетным источником. Тем не менее, он содержит смесь вымышленных историй и исторических фактов, которые преувеличены для драматического эффекта. Особенно известно, что самая большая версия текста содержит несколько неточностей и имеет небольшую историческую ценность.

С XVI века правители Раджпутов покровительствовали Притхвираджу Расо за его элементы героических подвигов, романтики и мести. Из-за этого она стала самой популярной биографией Притхвираджа среди раджпутов. Джеймс Тод, который представил этот текст западной науке, охарактеризовал его как достоверный исторический источник, но сегодня он не считает себя надежным. В результате работ Джеймса Тода Притхвирадж Расо затмил другие легендарные тексты о Притхвираджа Чаухане (такие как Альха Кханд и Притхвираджа Виджая ). Начиная с 1900 года, было опубликовано несколько хинди -языковых повествований, основанных на Притхвирадж Расо.

В 1886 году Кавирадж Шьямалдас высказал сомнения в историчности текста, обнаружив недостатки в его хронология. Эти опасения были отклонены теми, кто считал Притхвирадж Расо подлинным коренным текстом (в отличие от историй на персидском языке, написанных мусульманскими писателями). Официальный представитель штата Мевар Моханлал Вишну Пандья пытался доказать подлинность текста, используя поддельные документы. Аргументы Пандьи были отвергнуты такими выдающимися учеными, как Г. Х. Оджа и Рам Нараян Дугар. По мере продвижения исследований средневековой индийской истории стали очевидными другие проблемы с историчностью текста, и к концу 19 века консенсус относительно исторической достоверности Притхвираджа Расо сломался.

Притхвирадж Расо - источник информации о социальной и клановой структуре общин кшатриев северной Индии.

Примеры исторических неточностей

Некоторые примеры исторических неточностей в Притхвирадж Расо включают:

  • Текст утверждает, что мать Притхвираджа происходила из семьи Томара из Дели. Этому прямо противоречит более надежный текст Притхвираджа Виджая, составленный во время правления Притхвираджа. По словам Притхвираджа Виджая, его мать Карпурадеви была принцессой Калачури. Генеалогия, упомянутая в Притхвираджа Виджая, совпадает с генеалогией, приведенной в надписях Чахамана, и поэтому современные ученые отвергают утверждение Притхвираджа Расо.
  • Текст утверждает, что дед Притхвираджа по материнской линии Анангпал Томар не имел сыновей и, следовательно, дал царство Дели Притхвираджу. Согласно тексту, Притхвирадж стал королем Дели еще до того, как унаследовал трон Аджмера от своего отца. Это исторически неточно, поскольку Дели был присоединен к территории Чахамана дядей Притхвираджа Виграхараджа IV. Притхвирадж унаследовал Дели от своего отца Сомешвара.
  • После 1200 года политическое значение Аджмера снизилось, и поэтому, чтобы представить Притхвираджа как важную политическую фигуру, Притхвирадж Расо представляет Дели своей столицей. Более ранние тексты помещают Притхвираджа в Аджмер: эти тексты включают произведения на санскрите, такие как Притхвираджа Виджая и Харатара-гаччха-паттавали, а также хроники на персидском языке, такие как Тадж аль-Масир и Табакат-и Насири. Табакат-и Насири прямо упоминает феодального Говинд Рай («Гобинд Раэ») Притхвираджа как правителя Дели.
  • В длинной редакции текста утверждается, что царь Чаулукья Бхим II убил отца Притхвираджа Сомешвару. Позже Притхвирадж победил и убил Бхиму. Известно, что это исторически неверно, поскольку правление Бхимы длилось почти полвека после смерти Притхвираджа. Кроме того, Бхима был младенцем на момент смерти Сомешвары и, следовательно, не мог убить его.
  • В тексте утверждается, что правитель Гахадавалы Виджаячандра победил Бхолу. -Бхима из Паттанапура (Бхима II из Патана ). Однако Бхима II взошел на трон Чаулукья только в 1178 году н.э., после смерти Виджаячандры.
  • В тексте говорится, что Притхвираджа и принцесса Шашиврата влюбились друг в друга, услышав друг о друге в песнях одного человека. странствующий бард. Шашиврата была дочерью Девагири Ядавы царя Бхану. У нее был брат по имени Нарендра. Бхану устроила ее брак с Вирчандом (Вирачандра), племянником Джайчанда (Джаячандра ), царя Гахадавалы Каннауджа. Притхвираджа отправился в Девагири и унес Шашиврата против воли отца. Армия Чахамана нанесла поражение объединенным силам Гахадавала-Ядава. Эта легенда также исторически неточна, поскольку столицей Ядавы в то время был Синнар, а не Девагири. Современным правителем Ядавы был Бхиллама V, и у него нет детей по имени Шашиврата и Нарендра. Более того, нет никаких свидетельств того, что армии Чахамана и Гахадавала вели сражение в Декканском регионе.
  • В тексте также утверждается, что Виджаячандра победил Мукунда-деву, Сомаванши король Катаки. Мукунда заключил мир, женив свою дочь на Джаячандре; Самюкта был результатом этого брака. На самом деле у династии Сомаванши не было царя по имени Мукунда-дева, и они уже были вытеснены Гангой до вознесения Виджаячандры.
  • В тексте упоминается, что Притхвирадж победил Нахар Раи из Мандовара и вождь Великих Моголов Мудгала Рай. Никакие исторические записи не предполагают существования этих людей.
  • В самой длинной редакции утверждается, что Самар Сингх из Мевара был самым храбрым соратником Притхвираджа и женился на его сестре Притхе. На самом деле Самарасимха (Самар Сингх) жил почти столетие после смерти Притхвираджа: его надписи датируются с 1273 года до 1299 года нашей эры.
  • В тексте утверждается, что Притхвирадж был доставлен в Газну в качестве пленника и ему удалось убить Мухаммад из Гора (Шихаб ад-Дин) там. Это вымышленный рассказ: Мухаммад из Гора продолжал править более десяти лет после смерти Притхвираджа. Другие исторические записи указывают на то, что Притхвирадж был доставлен в Аджмер после его поражения и убит там по приказу Мухаммеда. Некоторые рукописи Притхвираджо не содержат этого эпизода.

Различные редакции текста также различаются между собой. Например, в самой популярной редакции текста упоминается легенда Агникулы, согласно которой Чахавана или Чахамана, прародитель династии Чауханов, родился из костра. Однако в самой ранней из сохранившихся рукописей этого текста легенда об Агникуле вообще не упоминается. В нем говорится, что первым правителем Чаухана был Маникья Рай, который родился в результате жертвы Брахмы.

См. Также
Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-02 07:01:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте