Missa Sanctissimae Trinitatis (Святая Троицкая месса) в ля минор, ZWV 17, вокальные инструменты тал священное произведение, написанное чешским барочным композитором Яном Дисмасом Зеленкой. Он был завершен в 1736 году и стал первым из пяти произведений "High Mass ", написанных им за последние десять лет своей жизни (Missa Sanctissimae Trinitatis, Missa Votiva - 1740, - 1740, - 1741 и - 1741). Последние три также назывались «Missae ultimae» (Последние мессы).
«Missa Santissimae Trinitis» - это композиция комбинированного сакрального стиля - она не разделите литургический текст только в соответствии с общепринятым порядком мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei), но также на более короткие части, которые образуют независимые музыкальные движения. В каждом из них различаются инструментальная группировка, характер и стиль. Таким образом, старые и современные техники объединены не только в смысле изменения отдельных движений, но и в том, что они проникают друг в друга.
Масса разделена на 19 отдельных частей. Прежде всего, в припевах чувствуется сильное влияние современных оперы и концерт, а также сольных арий. Сольные арии (в части II, альт, в VI и XV, сопрано ) гораздо обширнее других мессных арий Зеленки 1720-х годов. Они вводятся виртуозными ritornellos, которые далее разграничивают форму. Оркестровые партии независимы и богаты мелодично плавными сольными голосами. Точно так же концертные припевы (части IV, IX и XI) представлены современными риторнелями. Партии оркестра в этих движениях также независимы и часто доминируют над простым гомофоническим припевом. Влияние концертной структуры проявляется в контрасте солирующей вокальной и хоровой партий. Противоположным полюсом хорового концерта являются массивные хоровые фуги - их диалоги здесь не только демонстрируют техническое мастерство композитора, но и иллюстрируют интеллектуальную глубину и значимость произведения.
Как и в других произведениях Зеленки High Mass, в оркестровке нет медных духовых, в которую входят только орган, шесть скрипок., два альта, виолончель, контрабас, два гобоя, фагот и Archlute, дополненный двумя соло флейтами и chalumeau.
I. Кайри Элисон I (Коро). II. Кристе Элейсон (Ария, альт соло). III. Кириэ Элисон II (Коро-Фуга)
IV. Gloria in excelsis Deo (Coro e soli SATB ). V. Qui tollis peccata mundi (Coro). VI. Quoniam tu solus Sanctus (Ария, сопрано соло). VII. Cum sancto Spiritu I (Coro). VIII. Cum sancto Spiritu II (Coro - Fuga)
IX. Credo in unum Deum (Coro e soli SATB). X. Et incarnatus est (Coro). XI. Et resurrexit (Coro e solo Tenore). XII. Et unam sanctam... Экклезиам (Soli - SAT). XIII. Et vitam venturi saeculi (Coro - Fuga)
XIV. Sanctus (Coro) 1:49. XV. Бенедикт (Ария, соло сопрано). XVI. Osanna in excelsis (Coro).
XVII. Agnus Dei I (Soli: Tenore e Basso). XVIII. Agnus Dei II (Coro). XIX. Dona nobis pacem (Coro - Fuga)