Chalumeau

редактировать
Духовой инструмент; предшественник современного кларнета A Modern School Chalumeau

The Chalumeau (английский: ; французский: ; множественное число chalumeaux ) - одинарный духовой инструмент позднего барокко и ранние классические эпохи. Шалюмо - народный инструмент, предшественник современного кларнета. Он имеет цилиндрическое отверстие с восемью отверстиями для тона (семь спереди и одно сзади для большого пальца) и широкий мундштук с одним язычком гетероглота (то есть отдельной, а не сплошной частью корпуса инструмента), сделанной из тростника. Подобно кларнету, Chalumeau переполняет a двенадцатый.

Старый замок Chalumeau Кленига (начало 1700-х гг.), M141 Scenkonstmuseet, Стокгольм. NB : На этом инструменте нет язычков.
Содержание
  • 1 История
  • 2 Музыка для chalumeau
  • 3 Тембр и тон
  • 4 Исторические и современные chalumeaux
  • 5 Похожие инструменты
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История
Диапазон chalumeaux, включая образцы баса, тенора, альта и сопрано.

Слово chalumeau начинается первым появилось в письменной форме в 1630-х годах, но, возможно, использовалось уже в двенадцатом веке. Несколько французских словарей в шестнадцатом веке использовали это слово для обозначения различных типов простых идиоглотовых тростниковых свирелей с отверстиями для звука. Позже тростник в стиле гетероглота был принят в семнадцатом и восемнадцатом веках. Эти однотрубные инструменты, вероятно, произошли от более ранних многотрубных инструментов благодаря отказу от дрона. (См. Подобные инструменты ниже. этимология подробно обсуждается в Shawm # Etymology.)

Использование chalumeau возникло в Франция, а затем распространилась на Германию к концу семнадцатого века. К 1700 году замок был признанным инструментом на европейской музыкальной сцене. Примерно в это же время известный нюрнбергский производитель инструментов Иоганн Кристоф (J.C.) Деннер усовершенствовал замок, в конечном итоге превратив его в кларнет в стиле барокко. Chalumeau отличается двумя клавишами (предположительно добавленными Деннером), которые закрывают тональные отверстия, просверленные диаметрально друг относительно друга. Расположение этих тональных отверстий не позволяет инструменту раздуваться, ограничивая его диапазон только двенадцатью нотами. Чтобы противодействовать ограниченному диапазону, было произведено несколько размеров chalumeau, от баса до сопрано.

За период около 20 лет кларнет стал отличаться от chalumeau благодаря ряду конструктивных улучшений. Первым и наиболее важным нововведением стало перемещение задней клавиши вверх по направлению к мундштуку. Деннер также уменьшил размер отверстия и вставил небольшую трубку, чтобы облегчить обдув, значительно увеличив диапазон инструмента почти до трех октав. Инструмент также был удлинен, чтобы повысить точность настройки, записывающее устройство, подобное ножному суставу chalumeau, было заменено колоколом, похожим на гобой, и в конечном итоге была добавлена ​​клавиша на нижнем суставе для звучания a b '. Этот новый инструмент в конечном итоге стал кларнетом в стиле барокко и специализировался на более высоком регистре кларино, в отличие от нижнего регистра chalumeau. На раннем этапе развития кларнет нельзя было настраивать по всему диапазону инструмента, поэтому chalumeau все еще использовался для музыки в нижнем диапазоне. Более поздние разработки в ключевом произведении позволили улучшить интонацию во всем диапазоне кларнета, а регистр шамо на кларнете в конечном итоге сделал сам шалюмо излишним. Ограниченный диапазон и умеренная сила звука по сравнению с кларнетом делали chalumeau все более непрактичной. К 1800 году шалюмо полностью исчез из репертуара, и кларнет прочно занял свое место на европейской музыкальной сцене.

Эти улучшения приписываются Дж. К. Деннеру, но, возможно, также были изобретением его сына Джейкоба Деннера, которого обучал его отец. Другой сын, Иоганн Давид, помогал в бизнесе, но не зарегистрирован как производитель инструментов. Деннеры были единственными производителями инструментов, которые производили как шалюмо, так и кларнеты.

Музыка для chalumeau

Композиторы изначально отдавали предпочтение chalumeau, но вскоре кларнет обогнал его по репертуару и повсеместному распространению. Этьен Роже в Амстердаме опубликовала набор дуэтов для двух шалюмо в 1706 году (до первых дуэтов для кларнета). А в 1716 году это же издательство выпустило шесть томов дуэтов для шалюмо. В первые десятилетия восемнадцатого века замок был особенно популярен при дворе Габсбургов, о чем свидетельствуют партии замка в более чем сорока операх и ораториях, а у Деннеров было много заказов на шамо от королевской семьи со всей Европы.. Композиторы Фукс, братья Бонончини, Зеленка, де Росси, Вивальди, Телеман и Хассе писал для chalumeau, но части chalumeau не были распространены во второй половине века. Граупнер много писал для всех размеров chalumeaux и использовал инструмент, часто в группах по два или три человека, в многочисленных Ouverture-Suites, Concertos, Church Cantatas и Trio Sonatas. Во время краткого возрождения замка после 1760 года Флориан Гассманн включил партию замка в две пьесы, а партии замка были включены в несколько балетов 1770-х годов. Но в более поздних версиях этих пьес партии шалюмо были перенесены на кларнет или флейту. Шалюмо часто включалось в музыкальные словари до начала девятнадцатого века.

Тембр и тон

Шалюмо звучит намного ниже, чем можно было бы ожидать, из-за акустической природы цилиндрической трубы с остановкой. Это интимное, кантабильное качество - в отличие от трубного звука кларнета в стиле барокко - и очень похоже на звук речи.

Исторические и современные шалюмы
Таблица восьми исторические замки, которые существуют до сих пор.

Сохранилось около десяти оригинальных замков, но современные мастера изготавливают копии на основе этих оригинальных инструментов. Из оригинальных инструментов большинство сделано из самшита, и все они оснащены двумя клавишами, расположенными друг напротив друга, и на них можно играть большим и указательным пальцами левой руки. Мундштуки этих инструментов обычно имеют трость, расположенную сверху, так что при игре она вибрирует относительно верхней губы. Сохранившиеся замки были изготовлены между началом восемнадцатого века и примерно 1760 годами пятью известными производителями инструментов, включая Дж. К. Деннера, В. Кресса, Либау, Кленига и Мюллера. Из этих инструментов есть одно сопрано и одно басовое шалюмо, несколько теноровых и альтовых шалюмо и один редкий шалюмо д'амур. Chalumeau d'amour имеет луковичный колокол, как и его редкий современник кларнетт d'amour и современный английский рожок.

. Современные производители реплик chalumeaux включают Питера ван дер Пуэля, Андреаса Шени, Р. Тутц, Франсуа Массон и Гунтрам Вольф. Другие производители, в том числе Tupian, Hahl и Kunath, производят современные модификации шалюмо. Сегодня в группе In Extremo три игрока в замке: Марко Эрнст-Феликс Зоржицки, Андре Стругалла и Борис Пфайффер.

Подобные инструменты

Подобные однотростниковые народные инструменты с одинарными цилиндрическими трубками встречаются во многих арабских и европейских культурах на протяжении всей истории. См. Инструмент с одним язычком, Albogue, Alboka, Diplica, Hornpipe, pibgorn и Сипси. Аналогичный инструмент под названием ксафун (также называемый «бамбуковый саксофон Мауи» или «карманный саксофон») был разработан гавайским мастером Брайаном Виттманом. Аналогичный инструмент под названием venova был создан и продан корпорацией Yamaha в 2017 году.

Примечания

Название «chalumeau» используется европейскими производителями органов для обозначения восьмифутовый короткорезонаторный упор для органа для цветовых эффектов. Впервые он был обнаружен в органе Фрауэнкирхе в Дрездене и был построен знаменитым строителем органов Готфридом Зильберманом между 1732 и 1736 годами. Зильберманн был так доволен звучанием этого нового изобретения, что он включил его в большинство своих более поздних органов.

Ссылки
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-14 04:51:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте