A инструмент с одним язычком - это духовой инструмент, в котором используется только одно трость производить звук. Самые ранние инструменты с одним язычком были зарегистрированы в Древнем Египте, а также на Ближнем Востоке, в Греции и Римской империи. В самых ранних типах инструментов с одним язычком использовались идиоглоточные язычки, в которых вибрирующий язычок представляет собой язычок, вырезанный в форме трубки из трости. Гораздо позже в инструментах с одним язычком стали использовать гетероглоттальные язычки, когда язычок отрезают, отделяют от трубки и прикрепляют к мундштуку. Напротив, в инструменте с двумя язычками (например, гобой и фагот ) нет мундштука; две части трости вибрируют друг относительно друга. Трости традиционно делаются из тростника и издают звук, когда воздух проходит через них или сквозь них. Типы инструментов, в которых используется одна трость, - это кларнет и саксофон. Тембр инструмента с одним и двумя язычками связан с гармоническим рядом , но включает только нечетные гармоники из-за режимов воздушного столба, подавляющих четные гармоники. Это можно сравнить с тембром прямоугольной волны.
. Большинство инструментов с одним язычком произошли от инструментов с одним язычком идиоглота, называемых «мемет», найденных в Египте еще в 2700 году до нашей эры. Из-за их хрупкости древних инструментов не сохранилось, но иконографические свидетельства преобладают. Во времена Древнего царства в Египте (2778–2723 гг. До н.э.) мемы были изображены на рельефах семи гробниц в Саккарре, шести гробниц в Гизе и пирамид царицы Хенткаус. Большинство мемов были двойными кларнетами, где две тростниковые трубки были связаны или склеены вместе, чтобы образовать один инструмент. Несколько трубок использовались для усиления звука или создания сильного тона биений с небольшими вариациями настройки между трубами. Одна из трубок обычно функционировала как дрон, но конструкция этих простых инструментов бесконечно варьировалась. Трость полностью входила в рот, а это означало, что игрок не мог легко артикулировать, поэтому мелодии определялись быстрым движением пальцев по отверстиям для звука. Эти типы двойных кларнетов все еще распространены сегодня, но также превратились в упрощенные одинарные кларнеты и рожковую трубку. Современные идиоглоты, найденные в Египте, включают аргул и зуммара.
Примеры включают кларнеты, саксофоны и некоторые волынки.. См. Ссылки на другие примеры ниже.
Инструменты с одним язычком подпадают под три класса Hornbostel – Sachs :
Ниже приводится список кларнетов и саксофонов в зависимости от их диапазона и тональности транспонирования из противоположного семейства:
Диапазон | Кларнет | Саксофон |
---|---|---|
B ♭ Soprano | Soprano | Soprano |
E ♭ Alto | Alto | Alto |
B ♭ Tenor | Bass | Tenor |
E ♭ Баритон | Контра-альт | Баритон |
B ♭ Бас | Контрабас | Бас |
Обратите внимание, что если сравнивать кларнет с их саксофоном коллег, учитывая их приблизительную низкую (концертную) высоту звука †, порядок будет изменяться:
Самый низкий тон | Кларнет | Саксофон |
---|---|---|
~ A ♭ 3 | E ♭ Сопрано | B ♭ Сопрано |
~ D ♭ 3 | B ♭ Soprano | E ♭ Alto |
~ A ♭ 2 | E ♭ Alto | B ♭ Tenor |
~ B ♭ 1 | B ♭ Bass | E ♭ Баритон |
~ A ♭ 1 | E ♭ Контра-альт | B ♭ Bass |
~ B ♭ 0 | B ♭ Contrabass | E Contrabass |
Хотя кларнет и саксофон Оба телефона имеют по одной трости, прикрепленной к их мундштуку, техника игры или амбушюр отличаются друг от друга.
Стандартные амбушюры для деревянных духовых инструментов с одним тростником, такие как кларнет и саксофон, представляют собой варианты амбушюров с одной губой, образованных путем размещения трости на нижней губе, которая на зубах и поддерживается мышцами подбородка и букцинаторными мышцами по бокам рта. Верхние зубы опираются на мундштук. Способ прилегания нижней губы к зубам в амбушюрах для кларнета и саксофона различается. При игре на кларнете нижняя губа закатывается по зубам, а уголки рта отводятся назад, в результате чего верхняя губа притягивается к мундштуку, создавая уплотнение из-за угла, под которым мундштук располагается во рту. У амбушюра для саксофона нижняя губа прилегает к зубам, но не над ними, как при произнесении буквы «V», а уголки губы втянуты (аналогично сумке на шнурке). В менее распространенных амбушюрах с двойными губами верхняя губа располагается под (вокруг) верхних зубов. В обоих случаях положение языка во рту играет жизненно важную роль в фокусировке и ускорении воздушного потока, продуваемого игроком. В результате получается более зрелый и полный звук, богатый обертонами.