Примас | Митрополит Афанасий Папас |
---|---|
Язык | Греческий |
Штаб-квартира | Халкидон / Кадыкей |
Независимость | 451 год нашей эры. (в мегаполис) |
Признание | Православный |
Официальный веб-сайт | http://www.ec-patr.org/dioceses.php?lang=amp;id=89 |
Метрополис Халкидон ( гречи : Μητρόπολη Χαλκηδόνος) является церковной территорией ( епархия ) от Константинопольского Патриархата. Христианство распространилось в Халкидоне во 2 веке нашей эры. Первоначально город был кафедрой епископства, а затем стал мегаполисом в 451 году нашей эры, во время Четвертого Вселенского Собора. Это один из четырех оставшихся действующих митрополий Греческой Православной Церкви Вселенского Патриархата в Турции сегодня и единственный сохранившийся в Малой Азии ( Анатолия ).
Христианство распространилось в районе Халкидона, на азиатском берегу напротив Византии (позднее Константинополя ) уже со 2 века нашей эры. Среди первых епископов Адриан принял мученическую смерть во 2-м (или 4-м) веке и почитается Православной церковью. Халкидон был также местом мученической кончины святой Евфимии.
Город Халкидон пользовался значительным авторитетом благодаря Вселенскому собору, который был созван здесь в 451 году нашей эры по инициативе византийского императора Маркиана и императрицы Пульхерии. Его цель состояла в том, чтобы осудить решения Второго Эфесского Собора, широко известного как Совет разбойников, в 449 году. Решения Собора консолидировали Никейский символ веры и отвергли как еретический ряд современных доктрин: аполлинаризм, монофизитство и несторианство. С другой стороны, Иисус Христос был принят как совершенный Бог и человек с логической душой. Более того, он распознал в Иисусе две неделимые и нераздельные сущности. Он также принял природу Девы Марии как Богородицы ( Богородицы ). Согласно 28-му канону Собора, Константинопольская Церковь получила равные с Римом привилегии, которые, однако, не были четко определены. В том же каноне уточняется, что епископ Константинополя имеет прерогативу почестей сразу после епископа Рима.
В 451 году, в год проведения местного Вселенского Собора, епископство Халкидонское было преобразовано в митрополию. Это был третий старейший мегаполис в регионе Вифинии на северо-западе Малой Азии после Никеи и Никомедии, а его прелат официально именовался Экзархом всей Вифинии.
Ряд митрополитов и епископов Халкидона участвовали в споре византийского иконоборчества в VIII – IX веках. Некоторые из них приняли мученическую смерть и почитаются Православной Церковью, например митрополиты Никита, Косма и Иоанн. В 858 г. местный митрополит Василий за участие в фотийском расколе был освобожден от должности патриархом Фотием. Однако позже, в 869–870 годах, после реставрации патриарха Игнатия Василий вернулся на митрополичий престол, где оставался до 877 года.
Позже, ок. 1100 г. митрополит Лев был вовлечен в церковные дела и был обвинен в ереси. Он также обвинил императора Алексиоса I Комнена в святотатстве и иконоборчестве, потому что он позволил плавить религиозные золотые и серебряные предметы, чтобы поддержать свои военные усилия.
Греко-православные митрополии в Малой Азии, ок. 1880 г.Из-за давних традиций Святой Евфимии и ее связи с областью Халкидона, местные митрополиты требовали и иногда удавалось контролировать ряд церквей и святынь, посвященных ей в районе Константинополя.
В течение 14 века столичный престол оставался пустующим из-за османского завоевания региона. Однако он был реорганизован в 15 веке, возможно, после падения Константинополя и последующего включения Вселенского Патриархата в систему проса османского общества. Первым зарегистрированным митрополитом того времени был Иосиф в 1477 году. В последующие годы юрисдикция метрополии расширилась на восток. В конце 17 века кафедра епархии была переведена в Кузгунчук (Ермулианай, Хрисокерамос), где оставалась до 1855 года. В этот период был основан ряд монастырей, например, монастырь Святого Пантелеймона, который был объявлен ставропигиальным.
Митрополит Халкидонский был одним из пяти митрополитов-старейшин из более обширной области Константинополя, другой - из соседних Гераклеи, Кизика, Никеи и Никомидии. В соответствии с османским декретом 1757 года они должны были всегда присутствовать в Священном Синоде Вселенского Патриархата и иметь прямой доступ к Османскому султану, которому они объявили об избрании нового Вселенского Патриарха.
С середины 19 века местная метрополия процветала благодаря значительному приросту населения и экономическому развитию местного православного населения. В 1855 году кафедра митрополита вернулась в Халкидон во время первенства митрополита Герасима. Более того, новопостроенная церковь Святой Евфимии стала новым собором. Столичный особняк был построен рядом с собором в 1902 году.
Маленькая церковь Святой Евфимии, которая служит собором Халкидона.В 1923 году, после Лозаннского договора и последующего обмена населением между Грецией и Турцией, все греческое православное население Анатолии было вынуждено переехать в Грецию, за исключением азиатских окраин Константинополя. Таким образом, Халкидонская митрополия стала единственной действующей метрополией Вселенского Патриархата в Анатолии и одной из четырех в Турции. Во время антигреческого погрома в Стамбуле в сентябре 1955 года одиннадцать церквей, находившихся под юрисдикцией Халкидонской митрополии, были разрушены, а остальные три церковных здания были спасены. Более того, фанатичная мафия напала на столичный особняк и унизила митрополита епископа Томаса, часами таща его по улицам полуголым.
Последующий упадок греческого элемента в Константинополе, особенно с 1964 года, оставил столичный регион Халкидон с небольшой общиной сегодня. Фомы сменил Мелитон, который был митрополитом Халкидонским с 1966 по 1989 год. Мелитон был правой рукой Афинагора, Вселенского Патриарха Константинополя, и активно выступал в православной работе с Римско-католической церковью. Ожидалось, что он станет преемником Афинагора в 1972 году, но турецкое правительство, стремясь удержать Патриархат под своим контролем, исключило имя Мелитона из списка приемлемых кандидатов.
В византийскую эпоху метрополия Халкидон всегда была записана в списках Notitiae Episcopatuum, где обычно занимала 9-е место. Нет точных сведений о степени его церковной юрисдикции, но он, вероятно, совпадал с городом Халкидон в дополнение к ряду поселений на азиатском берегу Босфора. В ранний османский период территория метрополии была расширена на восток, включив в нее Понтохераклею (современный Эрегли ) и Амастрис (современный Амасра ), а также Принцевы острова. С конца 19 века он был еще больше расширен и охватил обширную и узкую полосу на побережье Черного моря, простирающуюся от Рисиона (современная Дарыджа ) на Пропонтисе до Зонгулдака.
До 1922-1923 гг. Метрополия состояла из 38 греческих православных общин, большинство из которых находилось в районе Мезотинии. С 1923 года греческое православное население стало свидетелем резкого сокращения в рамках обмена населением между Грецией и Турцией, в то время как на протяжении 20 века его численность продолжала сокращаться, особенно после 1964 года. Сегодня лишь несколько христиан остаются в Халкидонской епархии. Принцевы острова образуют собственный мегаполис с 1924 года.