Мезоамериканские календари

редактировать

Стелы 12 и 13 из Монте-Альбана, условно датированные 500–400 гг. До н. Э., Демонстрируют то, что считается одним из самых ранних календарных изображений в Мезоамерике.

Мезоамериканские календари - это календарные системы, разработанные и используемые доколумбовыми культурами Мезоамерики. Помимо учета времени, мезоамериканские календари также использовались в религиозных обрядах и социальных ритуалах, таких как гадания.

О существовании мезоамериканских календарей известно еще ок. 500 г. до н.э., при этом основные элементы уже появились полностью определенными и функциональными. Эти календари до сих пор используются в гватемальском нагорье, Веракрусе, Оахаке и Чьяпасе, Мексика.

Важность календарей аборигенов в ритуалах и других аспектах мезоамериканской жизни была отмечена многими священниками-миссионерами, путешественниками и колониальными администраторами, а позже этнографами, которые описывали и записывали культуры современных мезоамериканских этнических групп.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Типы календарей
  • 2 Ритуальный 260-дневный календарь
    • 2.1 История
    • 2.2 Trecenas
  • 3 365-дневный календарь
    • 3.1 Вейнтенас
    • 3.2 Пять неудачных дней
  • 4 календарный раунд
  • 5 колесиков календаря
  • 6 Религия и календари
    • 6.1 Повелители дня
    • 6.2 Повелители ночи
  • 7 Длинный счет
  • 8 корреляций
    • 8.1 Длинный счет
  • 9 Календарь Майя
  • 10 Центрально-мексиканский календарь
  • 11 Другие циклы
  • 12 См. Также
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки
  • 15 Внешние ссылки
Типы календарей

Среди различных используемых календарных систем две были особенно центральными и широко распространенными в Мезоамерике. Общим для всех зарегистрированных мезоамериканских культур и наиболее важным был 260-дневный календарь, ритуальный календарь, не имеющий подтвержденной корреляции с астрономическими или сельскохозяйственными циклами. По-видимому, самый ранний мезоамериканский календарь, который был разработан, был известен множеством местных терминов, а его названные компоненты и глифы, используемые для их изображения, были специфичными для разных культур. Однако ясно, что тип календаря функционировал по существу одинаковым образом в разных культурах и в хронологические периоды, когда он поддерживался.

Второй из основных календарей представлял собой 365-дневный период, приближающийся к тропическому году, который иногда называют « неопределенным годом ». Поскольку это было приблизительное значение, со временем времена года и истинный тропический год постепенно «блуждали» по отношению к этому календарю из-за накопления различий в длине. Существует мало веских доказательств того, что древние мезоамериканцы использовали какие-либо вставочные дни, чтобы вернуть свой календарь в соответствие. Однако есть свидетельства того, что жители Мезоамерики знали об этом постепенном изменении, которое они объясняли другими способами, не внося изменений в сам календарь.

Эти два 260- и 365-дневных календаря также можно синхронизировать для создания Календарного раунда с периодом 18980 дней или приблизительно 52 года. Завершение и соблюдение этой последовательности Календарного Раунда имело ритуальное значение для ряда мезоамериканских культур.

Третья важная календарная форма, известная как Длинный счет, встречается в надписях нескольких мезоамериканских культур, наиболее известными из которых являются цивилизации майя, которая в полной мере разработала ее в классический период (примерно 200–900 гг. Н. Э.). Длинный счет предоставил возможность однозначно идентифицировать дни за гораздо более длительный период времени, комбинируя последовательность подсчетов дней или циклов увеличивающейся длины, рассчитанных или установленных с определенной даты в мифическом прошлом. Чаще всего использовали пять таких циклов более высокого порядка в модифицированном десятичном (основание 20) подсчете.

Использование мезоамериканских календарей - одна из культурных черт, которые Пол Кирхофф использовал в своей первоначальной формулировке для определения Мезоамерики как культурного ареала. Таким образом, использование мезоамериканских календарей характерно только для Мезоамерики и не встречается за ее пределами.

С шестнадцатого века большинство сообществ потеряли оба этих когда-то универсальных календаря, но один - или, реже, оба - сохранились в различных языковых группах на протяжении двадцатого века.

Ритуальный 260-дневный календарь
Смотрите также: тональпоуалли и Tzolk'in

В 260-дневном цикле 20 имен дней пар с 13 номерами дней, в сумме цикл составляет 260 дней. Этот цикл использовался для гадания, чтобы предсказывать удачные и неудачные дни. Дата рождения также использовалась для именования людей и богов во многих мезоамериканских культурах; в некоторых культурах использовалось только название календаря, в то время как в других сочеталось его с заданным именем. В результате слово «день» также означает «имя» в некоторых мезоамериканских языках. Каждый дневной знак возглавлял бог, и многие из них ассоциировались с определенными природными явлениями.

История

Самое раннее прямое свидетельство для календаря 260 включают глифы San Andres ( ольмеки, 650 г. до н.э., давая возможную дату 3 Ajaw) и Сан - Хосе Моготе Danzante ( сапотекский, 600 - 500 г. до н.э., что дает возможную дату 1 Землетрясение), в обоих случаях предполагается использовать в качестве имен.

Точное происхождение 260-дневного счета неизвестно, но существует несколько теорий. Одна из теорий состоит в том, что календарь возник в результате математических операций, основанных на числах тринадцать и двадцать, которые были важными числами для майя. Умноженные числа равны 260.

Другая теория состоит в том, что 260-дневный период произошел из-за продолжительности человеческой беременности. Это близко к среднему количеству дней между первой пропущенной менструацией и родами, в отличие от правила Нэгеле, которое составляет 40 недель (280 дней) между последней менструацией и родами. Предполагается, что акушерки изначально разработали календарь для предсказания ожидаемых дат рождения младенцев.

Третья теория исходит из понимания астрономии, географии и палеонтологии. Мезоамериканский календарь, вероятно, возник у ольмеков, а поселение существовало в Исапе на юго-востоке штата Чьяпас, Мексика, до 1200 г. до н.э. Здесь, на широте около 15 ° с.ш., Солнце проходит через зенит дважды в год, и между зенитными проходами 260 дней, и были обнаружены гномоны (обычно используемые для наблюдения за траекторией Солнца и, в частности, зенитными проходами). на этом и других сайтах. Священный альманах вполне мог быть запущен в действие 13 августа 1359 г. до н.э. в Исапе.

Trecenas

В постклассическом ацтекском календаре периоды в 13 дней, называемые на испанском языке trecena (коренное слово для этого периода не известно), также были важны. Дни трецены обычно нумерулись от 1 до 13. Были некоторые исключения, например, в районе Тлапанека, где они считались от 2 до 14. Первый день трецены и бог, который был ее покровителем, правил следующие тринадцать дней. Если первый день трецены был благоприятным, то и следующие двенадцать дней были благоприятными.

365-дневный календарь

Этот 365-дневный календарь был разделен на 18 «месяцев» по ​​20 дней в каждом плюс 5 «безымянных» дней в конце года. У 365-дневного года не было високосного года, поэтому он отличался от солнечного года на четверть дня каждый год.

Годы получили свои названия почти так же, как дни в 260-дневном календаре: 20 имен были объединены в пары с 13 числами, что дало 52 различных возможности для названий лет.

Veintenas

В постклассическом ацтекском календаре 20 дней, которые на испанском языке назывались veintenas, и meztli, что на языке науатль означает луна, также были важны.

Пять неудачных дней

Пять неудачных дней в Мексике назвали nemontemi. Большинство считает, что они приходили в конце каждого года, но, поскольку мы не знаем, когда год начался, мы не можем знать наверняка. Однако мы знаем, что в районе майя эти пять дней (называемые вайеб на языке майя) всегда были последними днями в году.

Nemontemi воспринимались как «бесполезных дней», или те дни, которые были посвящены не богам, и они имели прогностическую силу на следующий год. Поэтому люди в эти дни старались делать как можно меньше, а человека, родившегося во время немонтеми, считали несчастливым.

Календарный раунд

Поскольку и 260-дневный, и 365-дневный календарь повторяются, примерно каждые 52 года они достигают общего конца, и начинается новый Календарный раунд. Этот 52-летний цикл был самым важным для большинства жителей Мезоамерики, за очевидным исключением элиты майя до конца классической эры, которая придавала одинаковое значение календарю длинного счета. Согласно их мифологии, в конце одного из этих 52-летних циклов мир будет разрушен богами, как это было, трижды в Попул Вух и четыре раза для ацтеков. В ожидании этого весь огонь был потушен, посуда была уничтожена, чтобы символизировать новые начинания, люди постились и были проведены ритуалы. Это было известно как Церемония Нового Огня. Когда рассветал в первый день нового цикла, в храмах зажигали факелы и повсюду приносили, чтобы зажигать новые огни, и совершались церемонии благодарения.

Колеса календаря

Термин календарное колесо обычно относится к изображениям колониального периода, которые отображают циклы времени в круговом формате. Колеса календаря Центральной Мексики включают восемнадцать ежегодных фестивалей или 52-летний цикл. В области майя календарные колеса изображают цикл из 13 к'атунов. Единственное известное доиспанское колесо катунов изображено на каменной черепахе из Маяпана.

Самое раннее известное календарное колесо колониального периода на самом деле изображено в квадратном формате на страницах 21 и 22 Codex Borbonicus, ацтекского экрана, который делит 52-летний цикл на две части. Кодекс Aubin, также известный как Кодекс 1576, показывает календарь 52 года в прямоугольном формате на одной странице. Большинство других календарей имеют круговой формат. Boban календарь колесо, ранний календарь шестнадцатого века на родной бумаге, изображает цикл Центральной мексиканскую восемнадцати фестивалей в вращение по часовой стрелке, с арабскими цифрами используются для всего количества дней; практически весь текст написан на науатле. Некоторые парные праздники имеют один и тот же символ, но представлены в разных размерах, первый из которых - «малый праздник», а второй - «большой праздник». В центре находится дата «7 кроликов» (1538 г.) с текстом и изображениями, относящимися к городским чиновникам Тецкока.

Религия и календари

Лорды дня

В постклассическом календаре ацтеков было 13 Повелителей дня. Это были боги (и богини), каждая из которых представляла один из 13 дней в треценах 260-дневного календаря. Один и тот же бог всегда представлял один и тот же день. Кецалькоуатль (Пернатый змей), например, всегда сопровождал 9-й день.

Повелители ночи

Основная статья: Повелители ночи

Есть только девять Повелителей Ночи, что означает, что они не всегда могут представлять один и тот же день, но список богов повторяется снова и снова, поэтому каждый повелитель сопровождает новое число на каждой трецене. Некоторые думают, что существует девять Повелителей ночи, потому что они связаны с девятью уровнями подземного мира.

Длинный счет
Основная статья: мезоамериканский календарь длинного счета Задняя часть Стелы C из Трес Сапотес, археологического памятника ольмеков. Это вторая из старейших обнаруженных дат методом длинного счета. Цифры 7.16.6.16.18 переводятся на 1 сентября 32 г. до н. Э. (По григорианскому языку). Символы, окружающие дату, считаются одним из немногих сохранившихся примеров эпи-ольмекского письма.

365-дневный и 260-дневный календари определяли и называли дни, но не годы. Комбинации даты в солнечном году и 260-летней даты было достаточно, чтобы определить конкретную дату к удовлетворению большинства людей, поскольку такая комбинация не повторялась еще в течение 52 лет, превышающих общую ожидаемую продолжительность жизни. Для измерения дат за периоды более 52 лет жители Мезоамерики разработали календарь длинного счета. Эта календарная система, вероятно, была разработана ольмеками, а затем принята майя. Использование длинного счета лучше всего засвидетельствовано среди классических майя, но, как известно, не использовалось в культурах центральной Мексики.

Календарь Длинного счета определяет дату путем подсчета количества дней с 11 августа 3114 г. до н.э. по пролептическому григорианскому календарю или 6 сентября 3114 г. до н.э. по юлианскому календарю (-3113 астрономических). Дни длинного счета подсчитывались по модифицированной схеме с основанием 20. Таким образом, 0.0.0.1.5 равно 25, а 0.0.0.2.0 равно 40.

Корреляции

Длинный счет

Основная статья: мезоамериканский календарь длинного счета § Корреляция между западными календарями и длинным счетом

Корреляция основана на исторических, археологических и астрономических данных.

Обычно установленный способ выразить корреляцию между календарем майя и западными календарями состоит в том, чтобы указать количество дней от начала юлианского периода (понедельник, 1 января 4713 г. до н.э.) до начала творения 13.0.0.0.0 4 Аджав, 8 Кумку.

Наиболее общепринятая корреляция - это корреляция «Гудмана, Мартинеса, Томпсона » (корреляция по Гринвичу). Корреляция по Гринвичу устанавливает, что дата создания произошла 6 сентября (по юлианскому календарю) или 11 августа (по григорианскому календарю) 3114 г. до н.э. (-3113 астрономических значений), число дней по юлианскому календарю (JDN) 584283.

Календарь Майя
Основная статья: Календарь майя

Версия майя календарь 260 дней обычно известны ученым как Цолькин, или Tzolk'in в пересмотренном орфографию в Академии де Lenguas Mayas де Гватемала. Цолкин объединен с 365-дневным календарем (известным как хааб или хааб  ), чтобы сформировать синхронизированный цикл продолжительностью 52 хааба, называемый календарным циклом. Майя назвали 5 несчастливых дней в конце года Вайебом.

Классические майя использовали длинный счет для записи дат в периоды, превышающие 52-летний календарный цикл. Постклассические майя использовали сокращенный короткий счет. Многие надписи Майя Длинный счет также имеют дополнительную серию, которая может записывать, какой из девяти правил Повелителей ночи, лунную серию, которая содержит информацию о лунном цикле, такую ​​как лунная фаза и положение Луны в шести лунных циклах и продолжительность текущего лунного месяца и 819-дневный счет.

Центральный мексиканский календарь
Основная статья: ацтекский календарь Изображение древнего мексиканского календаря

Календарь Центральной система Мексиканской наиболее известна в форме, которая была использована в ацтеках, но подобные календари были использованы миштеками, сапотеки, Tlapanecs, отомите, Matlatzinca, тотонакским, Huastecs, пурепеча и в Теотиуакане. Эти календари отличались от версии майя главным образом тем, что в них не использовался длинный счет для фиксации дат в более крупной хронологической рамке, чем 52-летний цикл.

Ацтеки называли 365-дневный и 260-дневный циклы xiuhpohualli (количество лет) и tonalpohualli (количество дней) соответственно. Veintena называлась Мецтли (луна), и пяти несчастливых дней в конце солнечного года были названы nemontemi.

Другие циклы

Были записаны и другие календарные циклы, такие как лунный календарь, а также циклы других астрономических объектов, в первую очередь Венеры.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 08:12:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте