Иероглифы ольмеков

редактировать

иероглифы ольмеков (альтернативно глифы ольмеков, ольмекские письменности или ольмекское письмо ) обозначают возможную систему письма или прото-письменность, разработанную в рамках ольмекской культуры. Ольмеки были самой ранней известной крупной мезоамериканской цивилизацией, процветавшей в период формирования (с 1500 до н.э. до 400 до н.э.) в тропических низинах. современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Последующая культура эпи-ольмеков (300 г. до н.э. - 250 г. н.э.) была культурой-преемницей ольмеков и характеризовалась полноценной системой письма, истмийским (или эпи-ольмекским) письмом.

Существование системы письма в средние и поздние ольмекские периоды было предметом давних дискуссий. Прямое свидетельство включает появление отдельных (потенциальных) символов, а также одноэлементного блока Cascajal Block, который несет потенциальный текст. Косвенные доказательства включают сходство в календаре и системах письма между последующими мезоамериканскими культурами, для которых ольмеки иногда считаются материнской культурой.

Содержание
  • 1 Периодизация
    • 1.1 Каскахальный блок (приблизительно 900 г. до н.э.)
    • 1.2 Среднеформатные топонимы (900–500 до н.э.)
    • 1.3 Возможные глифы (650–400 до н.э.)
    • 1.4 Эпи-ольмекское или истмийское письмо (300 г. до н.э. и позднее)
  • 2 Ссылки
Периодизация

Блок Каскахал (ок. 900 г. до н.э.)

62 символа блока Каскахал

В сентябре 2006 г. в отчете, опубликованном в журнале Science, было объявлено об открытии блока Каскахал, таблички для письма. змеевидный блок размером с 62 символа, не похожий ни на один из тех, что видели в Мезоамерике. Этот блок был обнаружен местными жителями в сердце ольмеков и был датирован археологами примерно 900 годом до нашей эры на основе других обломков. Если подлинность и дату удастся проверить, это окажется самым ранним письмом, найденным в Мезоамерике. Символы на блоке Cascajal не похожи на символы любой другой системы письма в Мезоамерике, например, в языках майя или Истмийском, другом вымершем мезоамериканском письме. Блок Cascajal необычен еще и потому, что символы, по-видимому, располагаются горизонтальными рядами и «нет убедительных доказательств общей организации. Последовательности, кажется, задуманы как независимые единицы информации». 28 уникальных символов блока Cascajal не имеют очевидного сходства с более поздними символами. Если действительно, это был сценарий, «[сценарий блока Каскахала], по-видимому, не оставил потомков, без определенной ссылки на истмийское или другое Формирующее [период] письмо». (Скидмор 2007, стр. 5)

Среднеформатные топонимы (900–500 гг. До н.э.)

Все мезоамериканские письменные системы имеют топонимы, то есть эмблемы или графические изображения, которые объединяют отдельные элементы в значимые комбинации, но не кодифицируют напрямую какой-либо конкретный набор звуков ''. Эти топонимы, кажется, использовались в искусстве ольмекского стиля со времен среднего формирования (900-500 гг. До н.э.), но степень, в которой они составляют письменность (то есть запись разговорного языка), является предметом споров. Возможные топонимы включают два примера из Герреро, возможный знак места из пещеры Окстотитлан, Герреро, вырезанный из зеленого камня кельт из неизвестной провинции и табличка из Ахуэликан.

Возможные глифы (650–400 до н.э.)

Долгое время считалось, что многие символы, присутствующие на монументальной скульптуре ольмеков, представляют собой раннюю ольмекскую письменность. «Если письмо является (1) графическим представлением языка, (2) отделено от тела референта и (3) расположено в линейных последовательностях, которые теоретически могут расширяться до большей степени синтаксической сложности, тогда письмо впервые появляется в Мезоамерике в столетие между 600 и 500 годами до нашей эры, как засвидетельствовано на Ла Вента Памятник 13 ', так называемый «Памятник Послу» (ориентировочно датируется 650-450 гг. до н.э., соответственно 600-400 гг. до н.э., изображение см. коллекцию фотографий Линды Шеле ).

Помимо монументальной скульптуры, потенциальные символы были обнаружены на переносных объектах, таких как кельты, черепки и т. Д. Однако некоторые глифы явно продолжают символы, ранее установленные в иконографии, а не на письме (это может включать вышеупомянутые топонимы), так что их использование для записи разговорной речи может быть установлено только в том случае, если несколько потенциальных глифов появляются в комбинации.

Сан-Андрес глифы. Верхний набор символов интерпретируется как «3 челюсти». Два нижних символа были вырезаны на полудрагоценных зеленокаменных артефактах. Цилиндрическая печать Сан-Андрес, показывающая, что птица, возможно, «произносит» имя «3 Ajaw»

В 2002, одна такая группа глифов была подтверждена для двух возможных глифов в Сан-Андрес : Раскопки, проведенные в 1997 и 1998 годах, дали три артефакта, которые, по мнению многих археологов, демонстрируют, что цивилизация ольмеков использовала настоящую систему письма. Эти артефакты, датируемые примерно 650 г. до н.э. (середина концентрации ольмеков в Ла-Венте и Сан-Андресе), были найдены на свалке мусора, остатки от фестиваля или пира. «Тот факт, что артефакты с глифами были найдены в контексте угощения, свидетельствует о том, что письменность у ольмеков была священной и была тесно связана с ритуальной деятельностью». Самой важной находкой была керамическая цилиндрическая печать размером с кулак, которая, вероятно, использовалась для печати на ткани. В развернутом виде печать показывает два речевых свитка, исходящих от птицы, за которыми непосредственно следует ряд элементов дизайна, обрамляющих то, что было интерпретировано как логограммы для «король (боковая U-образная форма)», «3 (три точки, в соответствии с мезоамериканской системой нумерации полос и точек) »и« Аджав (из священного 260-дневного календаря) », обозначение, используемое как для календарной даты, так и, в соответствии с месоамериканскими обычаями, для имени правителя ольмеков. Помимо керамического цилиндрического уплотнения, из бляшки из зеленого камня были извлечены два фрагмента размером с ноготь, каждый из которых содержит вырезанный глиф. Оба этих символа связаны с хорошо задокументированными глифами в других мезоамериканских системах письма, в том числе в истмийском (эпи-ольмекском) письме и письме майя.

Известный археолог и писатель Майкл Д. Коу интерпретирует глифы Сан-Андрес. как «ранний вид письма», в то время как Ричард А. Диль, проводивший раскопки на территории ольмеков Сан-Лоренцо Теночтитлан с Коу, обнаружил, что это открытие «подтверждает существование ольмекской письменности и календарей к 650 г. до н.э.» С другой стороны, майянисты Эпиграф Дэвид Стюарт заявил, что будет трудно обнаружить свидетельство системы письма в нескольких символах. Вопрос осложнился в 2006 году открытием блока Cascajal. 28 уникальных символов блока Cascajal не имеют очевидного сходства с глифами Сан-Андрес и действительно не похожи на символы любой другой мезоамериканской письменности. Вопросы, касающиеся интерпретации глифов Сан-Андрес (и блока Каскахаль), потребуют дальнейшего изучения.

Цилиндрическая печать из Тлатилко, датируемая временными рамками оккупации ольмеков, кажется, содержит непиктографический, линейный шрифт. Цилиндрическая печать из Чиапа-де-Корсо, Мексика, также является примером неизвестного мезоамериканского письма. Оба обсуждались как потенциальное свидетельство ольмекской письменности, поскольку они появились во время влияния ольмеков.

Деталь, показывающая глифы из II века н.э. Стела Мохарра 1, которая в настоящее время находится в Музее антропологии Халапа, Веракрус, Мексика. В левом столбце указана дата длинного счета 8.5.16.9.9 или 162 г. н.э. Другие столбцы представляют собой глифы из эпи-ольмекского письма.

эпи-ольмекского или истмийского письма (300 г. до н.э. и далее)

Chiapa de Corzo Stela 2, показывая дату 7.16.3.2.13, или 36 декабря. До н.э., самый ранний мезоамериканский календарь длинного счета дата, которая была найдена.

Небольшое количество эпи-ольмекских артефактов, обнаруженных на Теуантепекском перешейке, демонстрируют примеры ранней мезоамериканской системы письма, которая «Сама может происходить из иероглифической системы ольмеков, но было восстановлено слишком мало ольмекского письма, чтобы подтвердить или опровергнуть связь» (Justeson and Kaufman 1993: 1703).

Самый длинный из этих текстов находится на Стела Мохарра 1 и Статуэтка Тустла. Используемая система письма очень близка (и, возможно, является наследственной) к скрипту Maya, с использованием аффиксальных глифов и дат Long Count, но читается только в одном столбце за раз, как и Сапотекский скрипт. Эпи-ольмекская стела из Чьяпа-де-Корсо - самый старый памятник в Америке, на котором указана собственная дата: Длинный счет датирует его 36 г. до н. Э. Осколок из Чьяпа-де-Корсо, датируемый 300 г. до н.э., считался самым старым экземпляром этой системы письма, но недавно было высказано предположение, что ранняя истмийская письменность в Чьяпа-де-Корсо даже возникла раньше культура эпи-ольмеков.

В статье 1997 года Джон Джастесон и Терренс Кауфман предложили расшифровку эпи-ольмеков. Однако в следующем году их интерпретация была оспорена Стивеном Хьюстоном и Майклом Д. Коу, которые безуспешно применили систему дешифрования Джастесона и Кауфмана к эпиольмекскому письму со спины до сих пор неизвестной маски. Вопрос остается спорным.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 10:48:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте