Макдональдизация - это McWord, разработанный социологом Джорджем Ритцером в его книге 1993 года «Макдональдизация общества». Для Ритцера «макдональдизация» - это когда общество перенимает характеристики ресторана быстрого питания. Процесс макдональдизации можно резюмировать как то, как «принципы ресторана быстрого питания начинают доминировать во все большем количестве секторов недавнего представления о всемирной гомогенизации культур из-за глобализации.
Макдональдизация - это переосмысление рационализации и научного управления. В то время как Макс Вебер использовал модель бюрократии, чтобы представить направление этого меняющегося общества, Ритцер рассматривает ресторан быстрого питания как более представительную современную парадигму.
Ритцер выделил четыре основных компонента макдональдизации:
С этими четырьмя принципами индустрии быстрого питания стратегия, рациональная в узких рамках, может привести к вредным или иррациональным результатам. По мере того как эти процессы распространяются на другие части общества, создаются новые социальные и культурные характеристики современного общества. Например, когда McDonald's входит в страну и модели потребителей унифицируются, происходит культурная гибридизация.
Организации прилагают усилия, чтобы отрицать рационализацию макдональдизации. Усилия связаны с тем, чтобы сосредоточиться на качестве, а не на количестве, насладиться непредсказуемостью услуг и продуктов и нанять более квалифицированных рабочих без какого-либо внешнего контроля. Протесты также растут в национальных государствах, чтобы замедлить процесс макдональдизации и защитить их локализацию и традиционную ценность.
Некоторые местные тематические исследования показывают, как корректировка рациональной модели McDonald's в соответствии с местными культурными предпочтениями приводит к уменьшению количества оригинального продукта McDonald's. Чем больше компания приспосабливается к местным условиям, тем более привлекательными могут быть научные расчеты специфически американского продукта. Это может быть использовано для оправдания единообразного подхода McDonald's. Повсеместное распространение McDonald's и единообразие его практик - фактор, способствующий глобализации.
Новости о нездоровой пище, определяемые здесь как безобидные и тривиальные новости, поданные небольшими порциями, являются примером макдональдизации. Другим примером может быть McUniversities, в котором представлены модульные учебные программы, обеспечивающие получение степеней в ускоренном режиме, чтобы удовлетворить любой вкус. Ухудшение качества этих продуктов может быть замаскировано только обширной рекламой, которая постоянно переупаковывает их, чтобы они выглядели как новые.
В пенологии произошел переход от наказаний и обращения с индивидуальными правонарушителями к попыткам контролировать классы правонарушителей, которые, как считается, подвергаются высокому риску рецидивизма, с помощью стандартных наказаний, таких как те, которые предусмотрены законами о трех ударах или руководящими принципами вынесения приговоров.. Правонарушители классифицируются по уровню безопасности и отправляются в учреждения, которые считаются способными вывести из строя заключенных соответствующей категории риска. Такие технологии, как электронное наблюдение, электронный мониторинг, анализ мочи и компьютерные системы отслеживания правонарушителей часто используются вместо людей в пенитенциарной системе.
Ответ McDonald's, выраженный его представителями в Великобритании, заключается в том, что Ритцер, как и другие комментаторы, использует размер компании и узнаваемость бренда для продвижения идей, которые не обязательно связаны с деловой практикой компании.
Житель Запада утверждал, что пример феномена макдональдизации можно увидеть в образовании, где наблюдается возрастающее сходство между классами западных школ и остальным миром. Слейтер утверждает, что размер классов, структура и педагогика в Перу очень похожи на американские, с яркими примерами западной культуры, ориентированной на эффективность передачи знаний в других частях мира. Более того, Слейтер продолжает демонстрировать, что макдональдизация образования может иметь множество отрицательных побочных эффектов; особенно то, что он не способствует исследованиям или творчеству. Следовательно, школы станут менее эффективными в обучении детей, поскольку они не смогут развивать критическое и творческое мышление.
По словам Вонга, влияние макдональдизации коснулось и учебных заведений высшего образования.
Исследование Кэрролла (2013) описывает, как электронное обучение стало одним из крупнейших явлений в образовательной литературе за последние годы. Хотя потенциальные перспективы электронного обучения часто ожидаются в процессе обучения, на самом деле большой акцент делается на электронных вопросах, облегчающих обучение, без особого внимания к его последствиям для процесса обучения. Следовательно, это часто подрывает человеческий фактор в обучении, делая процесс обучения более изолированным. В этой статье предлагается, чтобы преподаватели стали более осторожными в отношении облегчения обучения с помощью платформ электронного обучения, не осознавая полностью их влияние на процесс обучения студентов. Он также исследует меняющуюся роль студентов в обнаружении, опросе и поиске знаний в сторону «потребителей предварительно упакованного образования».
Макдональдизация образования не ограничивается только физическими классами. Джордж Ритцер предсказывает, что массовые открытые онлайн-курсы (массовые открытые онлайн-курсы) сделают будущее образование еще более макдональдизированным. Хотя можно создавать новые оригинальные MOOC каждый семестр, более вероятно, что базовая структура будет создаваться и впоследствии каждый раз изменяться, чтобы сделать их создание более эффективным. Со временем, по мере роста интереса и качества МООК, одни и те же предварительно записанные МООК могут использоваться многими разными университетами, создавая предсказуемый контент для студентов МООК. Экзамены с компьютерной оценкой будут использоваться чаще, чем экзамены с письменными сочинениями, чтобы преподаватели могли их более эффективно использовать. Тем не менее, поскольку МООК ограничивают количество контактов между студентом и преподавателем, будет трудно задействовать курс на более глубоком и значимом уровне.