Фордизм

редактировать

Фордизм - основа современных экономических и социальных систем в индустриализированном, стандартизированном массовом производстве и массовое потребление. Концепция названа в честь Генри Форда. Он используется в социальной, экономической и теории управления о производстве, условиях труда, потребление и связанные с ним явления, особенно касающиеся 20 века. В нем описывается идеология развитого капитализма, в основе которой лежат американские социально-экономические системы в период послевоенного экономического бума.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Предпосылки
  • 3 История
  • 4 Постфордизм
  • 5 Культурные ссылки
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография

Обзор

Фордизм - это «одноименная производственная система, разработанная для выпуска стандартизированных недорогих товаров и предоставления своим рабочим достаточно приличной заработной платы, чтобы покупать их». Ее также описывают как «модель экономического роста и технического прогресса, основанную на массовом производстве: производство стандартизированных продуктов в огромных объемах с использованием специального оборудования и неквалифицированной рабочей силы». Хотя фордизм был методом повышения производительности в автомобильной промышленности, этот принцип можно было применить к любому производственному процессу. Главный успех был достигнут благодаря трем основным принципам:

  1. Стандартизация продукта (ничего не делается вручную, но все делается с помощью машин и пресс-форм неквалифицированными рабочими)
  2. Использование сборочных линий, которые используют специальные инструменты и / или оборудование, позволяющие неквалифицированным рабочим вносить свой вклад в готовую продукцию
  3. Рабочим платят более высокую «прожиточную» заработную плату, чтобы они могли позволить себе покупать продукцию, которую они производят

Принципы в сочетании с технологической революцией во времена Генри Форда позволили процветать его революционной форме труда. Его сборочная линия была революционной, хотя и не оригинальной, поскольку раньше она использовалась на скотобойнях. Его наиболее оригинальным вкладом в современный мир было разбиение сложных задач на более простые с помощью специализированных инструментов. Более простые задачи создавали взаимозаменяемые части, которые можно было использовать каждый раз одинаково. Это обеспечило очень адаптируемую гибкость, создав сборочную линию, которая могла бы изменять составляющие ее компоненты для удовлетворения потребностей собираемого продукта. На самом деле сборочная линия существовала еще до Форда, хотя и не с такой эффективностью, как он создавал. Его реальным достижением было осознание потенциала путем разбивки всего этого на компоненты, только чтобы снова создать его в более эффективном и продуктивном сочетании, тем самым создав оптимальный метод для реального мира.

Основные преимущества Одним из таких изменений было сокращение численности рабочей силы, необходимой фабрике для работы, и дескрипция самой рабочей силы, сокращая издержки производства. Существует четыре уровня фордизма, как описано Бобом Джессопом.

Предпосылки

Автомобили Ford (показана модель A) стали символом эффективного массового производства. Эффективность снизила стоимость автомобилей и позволила Форду повысить зарплату своим рабочим. Следовательно, простые рабочие могли покупать свои собственные автомобили.

Ford Motor Company была одной из нескольких сотен небольших производителей автомобилей, появившихся между 1890 и 1910 годами. После пяти лет производства автомобилей компания Ford представила модель Модель Т, которая была простой и легкой, но достаточно прочной, чтобы ездить по примитивным дорогам страны. Серийное производство этого автомобиля снизило цену за единицу, сделав его доступным для среднего потребителя. Кроме того, Форд значительно увеличил заработную плату своих рабочих, чтобы бороться с безудержным отсутствием на работе и текучестью кадров, которая приближалась к 400% в год, что имело побочный продукт, давая им возможность стать клиентами. Это привело к массовому потреблению. Фактически, Model T превзошла все ожидания, поскольку достигла пика в 60% выпуска автомобилей в Соединенных Штатах.

Производственная система, которую продемонстрировал Форд, включала синхронизацию, точность и специализацию внутри компании.

Форд и его старшие менеджеры сами не использовали слово «фордизм» для описания своих мотивов или мировоззрения, которые они не считали «измом ». Однако многие современники представляли свое мировоззрение как единое целое и применяли к нему название фордизм.

История

Этот термин получил известность, когда его использовал Антонио Грамши в 1934 г. его эссе «Американизм и фордизм» в его Prison Notebooks. С тех пор он использовался рядом авторов экономики и общества, в основном, но не исключительно в марксистской традиции.

Согласно историку Чарльзу С. Майеру, собственно фордизму в Европе предшествовал тейлоризм, метод трудовой дисциплины и организации рабочего места, основанный на предположительно научных исследованиях. эффективности человека и систем стимулирования. Он привлекал европейских интеллектуалов, особенно в Германии и Италии, от fin de siècle до Первой мировой войны.

Однако после 1918 года цель тейлористской мысли об эффективности труда в Европе переместилась в «фордизм»., "реорганизация всего производственного процесса с помощью движущейся сборочной линии, стандартизации и массового рынка. Великая привлекательность фордизма в Европе заключалась в том, что он обещал сметать все архаические остатки докапиталистического общества, подчиняя экономику, общество и даже человеческую личность строгим критериям технической рациональности. Великая депрессия размыла утопические представления об американской технократии, но Вторая мировая война и ее последствия возродили идеал.

Принципы тейлоризма были быстро подхвачены Владимиром Лениным и применены к индустриализации Советского Союза.

Позже, под вдохновением Грамши, марксисты подхватили Концепция фордизма в 1930-е гг. И развитие постфордизма в 1970-е гг. Антонио и Бонанно (2000) проследили развитие фордизма и последующих экономических этапов, от глобализации до неолиберальной глобализации, в течение 20 века, и подчеркнули роль Соединенных Штатов в глобализации. «Фордизм» для Грамши означал рутинную интенсивную работу по продвижению производства. Антонио и Бонанно утверждают, что фордизм достиг своего пика в послевоенные десятилетия американского господства и массового консьюмеризма, но потерпел крах из-за политических и культурных атак на людей в 1970-х годах.

Развитие технологий и окончание холодной войны открыли новую «неолиберальную» фазу глобализации 1990-х годов. Антонио и Бонанно также предполагают, что негативные элементы фордизма, такие как экономическое неравенство, остались, что позволило выявить связанные культурные и экологические проблемы, которые препятствовали стремлению Америки к демократии.

Историк Томас Хьюз подробно описал, как Советский Союз в 1920-х и 1930-х годах с энтузиазмом принял фордизм и тейлоризм, привлекая американских экспертов в обеих областях, а также американские инженерные фирмы для создания частей своей новой промышленной инфраструктуры. Концепции пятилетнего плана и централизованно- плановой экономики можно напрямую проследить до влияния тейлоризма на советское мышление. Хьюз цитирует Иосифа Сталина :

«Эффективность Америки - это та неукротимая сила, которая не знает и не признает препятствий; которая продолжает выполнять начатую задачу до тех пор, пока она не будет завершена, даже если это второстепенная задача; и без которой серьезная конструктивная работа непостижимо... Сочетание русского революционного размаха с американской эффективностью составляет сущность ленинизма ».

Хьюз описывает, как по мере развития и усиления власти Советского Союза и Советы, и американцы предпочитали игнорировать или отрицать вклад американских идей и опыта. Советы сделали это, потому что они хотели изобразить себя творцами своей судьбы, а не в долгу перед своими соперниками, в то время как американцы сделали это, потому что во время холодной войны они не хотели признавать свою роль в создании могущественного соперника. 54>

Постфордизм

Информационные технологии, работа белых воротничков и специализация - вот некоторые из атрибутов постфордизма.

Период после фордизма получил название постфордистский и нео-фордист. Первое подразумевает, что глобальный капитализм полностью порвал с фордизмом, в том числе преодолел его несоответствия, но второе подразумевает, что элементы фордистского ROA продолжали существовать. Школа регулирования предпочла термин After-Fordism (или французский Après-Fordisme) для обозначения того, что происходит после фордизма, было или неясно.

В постфордистской экономике:

  • Новые информационные технологии важны.
  • Продукция продается на нишевые рынки, а не в рамках моделей массового потребления, основанных на социальном классе.
  • Сфера услуг преобладает над производством.
  • Персонал феминизирован.
  • Финансовые рынки глобализируются.
  • Требуются белые воротнички, творческий подход
  • Рабочие не остаются на одной работе всю свою жизнь
  • Системы «точно в срок», в которых продукция производится после размещения заказов

Культурные ссылки

Серийные роботы в Карел Чапек ' Игра руб. описывалась как «травматическая трансформация современного общества в результате Первой мировой войны и фордистского конвейера».

Религия, основанная на поклонение Генри Форду Основная черта технократии в Олдосе Хаксли в Дивном новом мире, где принципы массового производства применяются как к поколению людей, так и к промышленности..

См. Также

  • icon Портал экономики
  • icon Портал общества

Ссылки

Библиография

  • Антонио, Роберт Дж. И Бонанно, Алессандро. «Новый глобальный капитализм? От« американизма и фордизма »к« американизации-глобализации »». American Studies 2000 41 (2–3): 33–77. ISSN 0026-3079.
  • Банта, Марта. Taylored Lives: повествовательное производство в эпоху Тейлора, Веблена и Форда. U. of Chicago Press, 1993. 431 стр.
  • Бака, Джордж. «Легенды фордизма». Social Analysis Fall 2004: 171–180.
  • Де Грация, Виктория (2005), Непреодолимая империя: продвижение Америки через Европу 20-го века, Кембридж: Belknap Press of Harvard University Press, ISBN 0-674-01672-6
  • Дорей, Бернард (1988). От тейлоризма к фордизму: рациональное безумие.
  • Holden, Len. «Преодоление Атлантики: форд и фордизм в Европе» в журнале Business History Volume 47, № 1, январь 2005 г., стр. 122–127.
  • Дэвид А. Хуншелл (1984), От американской системы к массовому производству, 1800–1932: Развитие производственных технологий в США, Балтимор, Мэриленд: Johns Hopkins University Press, ISBN 978-0-8018-2975-8, LCCN 83016269, OCLC 1104810110
  • Хьюз, Томас П. (2004). Американский генезис: век изобретений и технологического энтузиазма 1870–1970. 2-е изд. Издательство Чикагского университета. [1]
  • Дженсон, Джейн. «« Другой », но не« исключительный »: проницаемый фордизм Канады», Canadian Review of Sociology and Anthropology, Vol. 26, 1989.
  • Koch, Max. (2006). Дороги к постфордизму: рынки труда и социальные структуры в Европе.
  • Линг, Питер Дж. Америка и автомобиль: технологии, реформы и социальные изменения, глава «Фордизм и архитектура производства»
  • Майер, Чарльз С. «Между тейлоризмом и технократией: европейские идеологии и видение промышленной производительности». Журнал современной истории (1970) 5 (2): 27–61. ISSN 0022-0094 Полнотекстовый онлайн на Jstor
  • Мэри Нолан. Видения современности: американский бизнес и модернизация Германии Oxford University Press, 1994 онлайн
  • Мид, Уолтер Рассел. «Упадок фордизма и вызов американской мощи». Ежеквартально «Новые перспективы»; Лето 2004: 53–61.
  • Мейер, Стивен. (1981) «День пяти долларов: управление трудовыми ресурсами и социальный контроль в Ford Motor Company, 1908–1921», State University of New York Press.
  • Spode, Hasso. «Фордизм, массовый туризм и Третий рейх». Journal of Social History 38 (2004): 127–155.
  • Петриковски, Брюс. "Фордизм в Ford: пространственная децентрализация и сегментация труда в Ford Motor Company, 1920–1950", "Экономическая география", Vol. 71, (1995) 383–401 онлайн
  • Родигер, Дэвид, изд. «Американизм и фордизм - американский стиль:« Сделал ли Генри Форд добрым? »Кейт Ричардс О'Хара?» История труда 1988 29 (2): 241–252. Социалистическая похвала Форду в 1916 году.
  • Сеттис, Бруно. (2016) Fordismi. Storia politica della produzione di massa, Иль Мулино, Болонья.
  • Шиоми, Харухито и Вада, Кадзуо. (1995). Преобразование фордизма: разработка методов производства в автомобильной промышленности Oxford University Press.
  • Толлидей, Стивен и Цейтлин, Джонатан, ред. (1987) Автомобильная промышленность и ее работники: между фордизмом и гибкостью Сравнительный анализ событий в Европе, Азии и Соединенных Штатах с конца 19 века до середины 80-х.
  • Уоттс, Стивен. (2005). Народный магнат: Генри Форд и американский век.
  • Уильямс, Карел, Колин Хаслам и Джон Уильямс, «Форд против« фордизма »: начало массового производства?» Работа, занятость и общество, Vol. 6, № 4. С. 517–555 (1992). Упор на гибкость Ford и стремление к постоянному совершенствованию.
  • Гилен, Паскаль. (2009). Ропот артистической массы. Мировое искусство, память и постфордизм. Валис: Амстердам.
Последняя правка сделана 2021-05-20 11:09:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте