Масса №1 | |
---|---|
на Франца Шуберта | |
Лихтентальская приходская церковь. Месса была составлена к столетнему юбилею церкви. | |
Ключ | Фа мажор |
Каталог | D 105 |
Форма | Missa solemnis |
Сочиненный | 1814 г. ( 1814 ) |
Выполнено | 25 сентября 1814 г.: Лихтенталь ( 1814-09-25 ) |
Движения | 6 |
Вокал | SATB Хор и солисты |
Инструментальная | оркестр и орган |
Масс - спектр № 1 в фа мажор, D 105, является масса состоит из Франца Шуберта в 1814 году Он набрал для двух сопрано солистов, двух тенор солистов, альт и бас - солистов, SATB хор, гобой, кларнет, фагот, 2 рога, скрипка I и II, альт и бассо континуо ( виолончель, контрабас и орган ). Это была первая месса Шуберта, исполненная по типу missa solemnis.
Месса была составлена к празднованию столетия приходской церкви Лихтенталь, ныне являющейся частью Вены. Семейная церковь Шубертов, она также известна как Schubertkirche (церковь Шуберта). Шуберт получил приглашение сочинить мессу к юбилею в мае 1814 года. Премьера состоялась 25 сентября с участием примерно 62 исполнителей, что составляет большой контингент для современных спектаклей. Брат композитора Фердинанд играл на органе, Майкл Хольцер - хормейстером, Йозеф Мэйседер - концертмейстером, Тереза Гроб пела сопрано, а Шуберт дирижировал. Возможно, на премьере присутствовал учитель Шуберта Антонио Сальери ; после этого он, как говорят, обнял своего ученика со словами « der mir noch viele Ehre machen wird » («Ты принесешь мне еще больше чести»).
Фердинанд писал, что второе представление состоялось десять дней спустя в придворной церкви Святого Августина перед престижной аудиторией, в которую, возможно, входили иностранные высокопоставленные лица.
Любовь Шуберта к Терезе Гроб могла возникнуть во время написания этой мессы. Выдающееся первое соло сопрано с высокой тесситурой было разработано, чтобы продемонстрировать ее голос.
Шуберт составил альтернативный вариант Dona nobis pacem (ранее D 185) в апреле 1815 года. Возможно, он был составлен для службы во время общественного протеста по поводу побега Наполеона с Эльбы ; в качестве альтернативы, это могло быть второе представление мессы в церкви Лихтенталь в Троицкое воскресенье. Он заменяет более короткий и менее ускользающий отрывок в версии 1814 года.
Часть делится на шесть движений. Спектакли занимают примерно 40 минут. Примечания основаны на редакции Шуберта 1815 года.