Мартен де Вос, Мартен де Вос Старший или Мартен де Вос (1532-4 декабря 1603) был фламандским художником. Он известен в основном своей историей и аллегорическими картинами и портретами. Вместе с братьями Амброзиусом Франкеном I и Франсом Франкеном I он был одним из ведущих художников-историков в испанских Нидерландах после резкого падения карьеры Франса Флориса во второй половине шестнадцатого века в результате иконоборческой ярости Бельденской бури.
Де Вос был плодовитым рисовальщиком и создал множество дизайнов для типографий Антверпена. Они были широко распространены в Европе и испанских колониях и способствовали его международной репутации и влиянию. Его проекты также использовались в качестве моделей для гобеленов и витражей.
Он родился в Антверпене и был младшим из четырех детей Петера (Питера) де Вос и Анны де Хере. Его отец родился в Лейдене и переехал в Антверпен, где он был записан в возрасте 17 лет как ученик Джерума Скуленса. Мартен и его брат, которого также звали Питер, сначала тренировались у своего отца. Некоторые историки искусства предполагали, что он был учеником ведущего художника-историка середины XVI века Франса Флориса, но документальных подтверждений этому нет.
Усекновение главы Иоанна КрестителяПоскольку поездка в Италию стала обрядом посвящения для фламандских художников в 16 веке, де Вос отправился в Италию, где он проживал между 1550 и 1558 годами. Возможно, он совершил хотя бы часть своей поездки на юг в компании. из Брейгеля. Вероятно, он проживал в Риме, Флоренции и Венеции. В творчестве Де Воса сильно влияние цветов венецианцев. Биограф итальянского художника 17-го века Карло Ридольфи писал, что де Вос работал в студии Тинторетто в Венеции, что объясняет это влияние.
По возвращении в Антверпен в 1558 году де Вос стал членом Антверпенской гильдии Святого Луки. Возможно, он вернулся в Антверпен раньше, если на портрете правильно указана дата 1556 года. Он женился на Джоанне ле Бук, чья семья была родом из Валансьена во Франции. У пары было пятеро дочерей и трое сыновей. В то время Франс Флорис был ведущим художником-историком Фландрии и руководил большой мастерской в Антверпене. Из-за этого другим художникам было сложнее найти заказы. Де Восу посчастливилось получить в 1564 году заказы от богатого антверпенского купца Гиллиса Хофтмана.
В 1560-х годах ярость иконоборцев, именуемая по-голландски Beeldenstorm, бушевала во Фландрии и достигла своего пика в 1566 году. В период иконоборчества католическое искусство и многие формы церковного убранства и украшения были уничтожены номинально кальвинистскими протестантскими толпами во имя христианства. Протестантская Реформация. Франс Флорис, который в то время был ведущим фламандским художником-историком, так и не оправился от шока, увидев, что его работы были уничтожены. Флорис оказался на нисходящей спирали как в личных, так и в профессиональных делах. Поскольку Флорис практически перестал рисовать после 1566 года, молодое поколение художников воспользовалось возможностью занять его важное место в истории живописи в Габсбургских Нидерландах. Среди этих художников самым известным стал Мартен де Вос.
Аллегория ВоздухаДе Вос получил в 1570 году заказ на украшение небной часовни Вильгельма, герцога Брауншвейг-Люнебургского в Целле, Германия. Его репутация росла, и в 1572 году он был назначен деканом гильдии Антверпена. Де Вос первоначально обратился в лютеранскую веру, но он снова обратился в католицизм после падения Антверпена и поражения протестантского дела в Габсбургских Нидерландах. Его карьера пошла вверх, когда он получил важные заказы от братств и гильдий Антверпена. Де Вос выполнил монументальные алтари в соборе Антверпена и других церквях Антверпена. Де Вос был диаконом антверпенской гильдии Святого Луки в 1572–1573 годах.
Его репутация была такова, что в 1589 году де Вос вместе с Амброзиусом Франкеном I был назначен магистратом Гента для оценки картины Рафаэля Кокси « Страшный суд ». Рафаэль Кокси был вовлечен в спор с магистратом Гента, заказавшим картину. Кокси считал, что предложенная ему сумма слишком мала для его шедевра. Мартен де Вос и Амброзиус Франкен были также выбраны в качестве главных дизайнеров декораций для Радостного въезда в Антверпен 1594 года вновь назначенного губернатора Южных Нидерландов эрцгерцога Эрнеста Австрийского. Де Вос был также одним из основателей Гильдии католиков, которая была основана в 1572 году в соборе Пресвятой Богородицы Антверпена. Гильдия объединила художников, знатоков и гуманистов, побывавших в Риме и ценивших гуманистическую культуру. Разнообразие членского состава дало художникам хорошую возможность пообщаться с потенциальными покровителями. Чтобы удовлетворить высокий спрос на его работы, в том числе со стороны зарубежных покровителей, де Вос разработал оптимизированную практику мастерских.
У Мартена де Вос было 11 учеников между 1564 и 1599 годами: Балтен Влиерден (1564), Венцель Кобергер (1573), Ханс Снайерс (1575), Мертен Боли (1577), Яекес Кирел (1577), Ян Адриансен Кноттаерт (1584), Пеэтер Гутстен. (1588 г.), Ханс Кноттаерт (1594 г.), Ганс ван Альтен (1595 г.), Ганс де ла Торт (1595 г.) и Абрахам ван Ливендейл (1599 г.). Два его сына Даниэль де Вос (1568–1605) и Мартен де Вос Младший стали художниками, но их работы почти не известны.
Смерть АдонисаОн умер в Антверпене 4 декабря 1603 года и был похоронен 7 декабря в соборе.
Мартен де Вос был главным художником религиозных сцен и, в меньшей степени, мифологических и аллегорических тем. Он также был опытным портретистом. В 1580-х годах он создал несколько рисунков для гравюр и книжных иллюстраций. Начиная с маньеризма, его стиль стал ясным и описательным, что полностью соответствовало идеям Контрреформации.
Его брат Питер де Вос также был художником, и некоторые работы, ранее приписываемые Мартену де Восу, были предварительно приписаны этому брату или так называемому псевдо-де Восу. Так называемый альбом Marten de Vos Sketchbook (ок. 1560; Рейксмузеум, Амстердам), содержащий копии более ранних рисунков классических произведений искусства, теперь приписывается кругу Франса Флориса.
После иконоборческих разграблений Бельденского урагана, достигшего пика в 1566 году и приведшего к разрушению значительной части произведений искусства в церквях Фландрии, де Вос стал одним из художников, которым было поручено украсить разграбленные церкви новыми запрестольными образцами. Многие из них, такие как Святой Лука, рисующий Богородицу (1602 г.), написаны для алтаря Гильдии Святого Луки в Соборе Богоматери в Антверпене (ныне в Королевском музее изящных искусств Антверпена ), чтобы заменить один на тот же сюжет, нарисованный Квинтеном Метсисом и разрушенный более 20 лет назад, а также картина « Свадьба в Кане» (1597 г.), написанная для гильдии винных торговцев, была заказана ведущими организациями Антверпена.
ЕдинорогМартен де Вос был не художником-новатором, а скорее эклектичной фигурой, щедро заимствованной у итальянских мастеров. Его работа была в разной степени обязана одному или нескольким итальянским художникам Веронезе, Тинторетто и Микеланджело, а также фламандским художникам, таким как Мастер блудного сына Питер Аэрцен, и фламандским художникам, находившимся под влиянием итальянского искусства, называемым католиками, такими как как Ламберт Ломбард, Франс Флорис и Мишель Кокси.
Его стиль был очень узнаваемым, а его иконография и сюжет были явно в духе Контреформации. В то время как его стиль мало эволюционировал, его поздние алтари напоминают работы более ранних нидерландских мастеров, таких как Мартен ван Хеемскерк и, в случае с изображением Богородицы Святого Луки, Квинтена Метсиса. В этот поздний период его палитра стала мягче и тональнее.
Де Вос был очень плодовитым «изобретателем», и его большая работа была популяризирована и широко распространена благодаря гравюрам Рафаэля Саделера, братьев Вирикс и других.
Христос спит во время буриДе Вос также занимался дизайном для антверпенского издательства Plantin Press. К ним относятся проекты Breviarium Romanum и Missale Romanum. Он также разработал иллюстрации к «Triumphus martyrum», серии из 13 гравюр, изображающих мучеников Ветхого Завета. Другие публикации, над которыми он работал, включали серии о пяти чувствах, семи смертных грехах, христианских добродетелях, 12 месяцах, четырех временах года и семи чудесах света. Де Вос предоставил 78 рисунков для иллюстрированного библейского Thesaurus veteris et novi testamenti, опубликованного в 1585 году Жераром де Жоде. Экспорт этой иллюстрированной Библии де Джоде, а также ее публикация в Амстердаме в переработанном издании способствовали популярности иллюстраций де Воса по всей Европе.
Его рисунки были выгравированы ведущими граверами в Антверпене и опубликованы местными издательствами, включая Питера Бальтена, Франса ван Бойзекома, Фолькскена Диерикса, Адриана Колларта, Филипа Галле, Виллема ван Хехта, Эдуарда ван Хосвинкеля, Жерара де Йоде, Ханса ван Люка и Йоханнеса Баптиста. Вринтс. Приблизительно 1600 гравюр были созданы по эскизам де Вос. Они были широко распространены в Европе и колониях и способствовали его международной репутации и влиянию. Гравюра, представляющая библейскую историю Христа, спящего во время шторма, выгравированная Адрианом Колларом по рисунку де Вос, вероятно, послужила источником вдохновения для трактовки Рембрандтом той же темы в «Шторме на Галилейском море». Это была пластина 8 из 12 частей Vita, passio et Resvrrectio Iesv Christ, которая была опубликована Яном и Рафаэлем Саделерами в Антверпене в 1583 году. Картина Рембрандта следует портретному формату в своей композиции и также изображает лодку в наклонном вперед положении. Как и в гравюре, большую часть места работы Рембрандта занимает главный мотив - ученики на лодке, борющиеся со стихией. Голландский художник Симон де Влигер также был вдохновлен гравюром на его трактовку того же предмета (1637, Художественное собрание Геттингенского университета). Де Влигер изображает лодку наклоненной вперед, но он дистанцируется от гравюры, интегрируя историю в морской пейзаж, а не сосредотачиваясь исключительно на действиях на лодке.
Рисунки Де Вос известны своим живым и в целом позитивным характером. Романтические итальянские пейзажи часто появляются на заднем плане. Его очевидное мастерство привело к определенной степени рутинной формулировки.
СМИ, связанные с Мартен де Вос на Викискладе?