Франс Флорис, Франс Флорис Старший или Франс Флорис де Вриндт (17 апреля 1519 - 1 октября 1570) был фламандским художником, рисовальщиком, художником-гравером и дизайнером гобеленов. В основном он известен своими историческими картинами, аллегорическими сценами и портретами. Он сыграл важную роль в движении живописи Северного Возрождения, именуемом романизмом. Романисты обычно приезжали в Италию для изучения работ ведущих итальянских художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, Рафаэль и их последователей. Их искусство впитало эти итальянские влияния в северную традицию живописи.
Франс Флорис родился в Антверпене. Он был отпрыском в семье выдающихся художников, которая изначально носила имя «де Вриндт». Самые ранние известные предки семьи Флорис де Вриндт, которую тогда еще называли только «де Вриндт», были жителями Брюсселя, где они практиковали каменщики и резчики по камню, которые передавались от отца к сыну. Один из предков Франса стал в 1406 году мастером Брюссельской гильдии каменщиков. Член семьи Ян Флорис. де Вриндт покинул родной Брюссель и поселился в Антверпене в середине 15 века. Его отчество «Флорис» стало нарицательным в последующих поколениях. Однако первоначальная форма «де Вриндт» все еще может быть найдена в официальных документах до конца 16 века.
Братья Франса были выдающимися художниками. Самый известный из них - Корнелис, архитектор и скульптор, один из дизайнеров мэрии Антверпена. Джейкоб Флорис был художником по витражам, а Ян Флорис - гончаром. Ян поехал в Испанию, чтобы заниматься там своим искусством, и умер молодым.
Портрет пожилой дамы.Документальных свидетельств о жизни Франса Флориса мало. Большая часть того, что мы знаем о юности и образовании Франса Флориса, основано на биографии художника, написанной ранним биографом Карелом ван Мандером. На десяти страницах это одна из самых подробных биографий ван Мандера Het Schilder-boeck, изданного в 1604 году. По словам ван Мандера, Франс Флорис был сыном каменотеса Корнелиса I де Вриндта (умер в 1538 году).. Как и его братья, Франс начал изучать скульптуру, но позже он отказался от скульптуры в пользу живописи. Флорис уехал в Льеж, где учился у выдающегося художника Ламбера Ломбарда. Выбор Ломбарда в качестве учителя был неожиданным, поскольку Антверпен был культурным центром со многими выдающимися художниками. Возможно, он выбрал Ломбарда, поскольку его брат Корнелис был хорошими друзьями с Ломбардом, которого он встретил в Риме около 1538 года. Также возможно, что Франс учился на художника в Антверпене, прежде чем учился у Ломбарда. Флорис стал мастером в Антверпенской гильдии Святого Луки в 1539–1540 гг.
Ломбард призвал Франса Флориса учиться в Италии. Он отправился в Рим, вероятно, еще в 1541 или 1542 году и был очарован современной итальянской живописью (особенно Микеланджело и Рафаэль), а также классической скульптурой и искусством Рима. Он вел записную книжку с набросками, которые впоследствии его ученики вытравливали. Флорис посетил другие города Италии, включая Мантую и Геную.
Падение человекаПо возвращении в Антверпен около 1545 года Франс Флорис открыл мастерскую по итальянской модели. Он стал ведущим художником-историком, и его называли «фламандским Рафаэлем». Он пользовался покровительством выдающихся личностей, таких как богатый банкир из Антверпена Никлаес Йонгелинк, для дома которого он написал серию из десяти композиций по легенде о Геракле и семи композиций по гуманитарным наукам. Он также написал 14 больших панелей для дворца герцога Аршота Бомонта. Местная знать, включая рыцарей Золотого руна, принца Оранского и графов Эгмонта и Хорна (позже лидеры голландского восстания ) посетили Флорис в своем доме, привлеченный его артистической репутацией, а также его способностью говорить с «большой проницательностью и суждением по любой теме». Он также входил в круг ведущих гуманистов, таких как Авраам Ортелиус, Кристоф Плантен, Лукас де Хере, Ламберт Ломбард, Доминик Лампсоний и Иероним Кок. Эта группа интеллектуалов и художников была первой, кто разработал теории об искусстве и роли художников в Нидерландах. В 1549 году городские власти Антверпена поручили Флорису разработать декорации для Радостного входа в Антверпен Карла V Испании и инфанта Филиппа.
Страшный судЕго брат Корнелис спроектировал для него дворец в Антверпене с фасадом из голубого известняка и с роскошными украшениями, такими как позолоченные кожаные обои в спальне. Сам фасад был спроектирован Франсом. Его программа по дизайну фасада была призвана продемонстрировать высокий статус художников в обществе. Он расписал фасад семью персонификациями, символизирующими качества и навыки художника: Точность (Diligentia), Практика (Usus), Труд (Труд), Прилежание (Industria), Опыт (Experientia), Похвала (Lauda) и Архитектура (Architectura).. Над дверным проемом дома на рельефе изображены науки (семь гуманитарных наук вместе с живописью и архитектурой) как основные компоненты человеческого общества. Неизвестный монограмм Т.Г. изобразил фасад в 1576 году на гравюре. Йозеф Линниг сделал рисунок дворца в XIX веке, но к тому времени большая часть убранство фасада исчезло. Подобные идеи выразил Флорис в своей композиции «Пробуждение искусств» (Museo de Arte de Ponce ).
В 1547 году Флорис женился на Кларе Будевейнс, и у пары родились дочь и двое сыновей. Сыновья Франс и Баптист позже получили художественное образование. их отец. Баптист умер молодым, когда Франс переехал в Италию, где он сделал успешную карьеру.
Дом Франса Флориса Йозеф Линниг, Музей Плантена-МоретусаФранс Флорис был известен своим трудолюбием, о чем свидетельствует его девиз: Als ick werck, dan leef ick: als ick spelen gae, dan sterf ick. Это означает: «Когда я работаю, я живу: когда я играю, я умираю». Ван Мандер рассказывает, что У Флориса почти всегда был большой заказ в своей мастерской, над которым он работал поздно ночью, и что, когда он задремал, его ученики снимали с него туфли и чулки и укладывали его спать перед отъездом. Ван Мандер цитирует Франса Ментон, утверждавший, что Флорис был любим своими учениками за то, что давал им больше свободы, чем другие мастера Антверпена.. Когда небольшая группа его учеников собралась для воссоединения после его смерти, они смогли составить список из 120 его учеников.
Ван Мандер рассказывает, что в конце своей жизни Флорис оказался в большом долгу и начал питьевой. Долги, вероятно, были связаны с его высокой стоимостью жизни, а также с влиянием Beeldenstorm или иконоборческой ярости, начавшейся с 1560-х годов и достигшей пика в 1566 году. В период иконоборчества, Католическое искусство и многие формы церковного убранства и украшения были уничтожены номинально кальвинистами протестантскими толпами в рамках протестантской Реформации. Говорят, Флорис так и не оправился от шока, увидев, что его работы уничтожены. Вместо этого он оказался в нисходящей спирали как в личных, так и в профессиональных делах. Его недовольство было настолько велико, что он даже отказался восстанавливать свои собственные работы, поврежденные во время Вельденской бури. Он практически прекратил писать после 1566 года, и его место в качестве ведущего художника-историка в Габсбургских Нидерландах заняло молодое поколение художников, среди которых Мартен де Вос стал наиболее выдающимся.
Ван Мандер рассказывает, что Флорис, работая над большим заказом для великого приора Испании, заболел и умер 1 октября 1570 года в Антверпене. Его картины для великого приора закончили его помощники в студии Франс Поурбус Старший и Криспейн ван ден Брок. Стихи о нем написали Доминик Лампсониус и поэт-художник Лукас де Хере, который, по словам ван Мандера, был его учеником.
Нидерландский институт истории искусств идентифицирует следующих учеников Франса Флориса: Джооса де Бера (позже учителя Абрахама Блумарт ), Джордж Боба, Хендрик ван ден Брок, Мартен ван Клев, Амброзиус Франкен, Франс Франкен I, Франс Ментон (известный как schutterstukken в Алкмаре) и Исаак Клас ван Сваненбург. Ван Мандер перечисляет 26 учеников Флориса, но у него, возможно, было до 120 помощников. В список Ван Мандера входят Криспейн ван ден Брок, Йорис ван Гент (служивший Филиппу II в Испании), Мартен (и его брат Хендрик ) ван Клев, Лукас де Хере, Энтони Блокландт ван Монфоорт, Томас ван Зирикзе, Саймон ван Амстердам, Исаак Клас ван Сваненбург (пишется Исаак Классен Клок), Франс Ментон, Джордж Боба, три брата Франкен Йерун, Франс и Амброзиус, Йоос де Бир, Ханс де Майер ван Херенталс, Аперт Франсен ван Делфт, Лоис ван Брюссель, Томас ван Коелен, Ганс Даельманс ван Антверпен, Эверт ван Амерсфорт, Герман ван дер Маст, Дамиан ван der Goude, Jeroen van Vissenaken, Steven Croonenborgh uyt den Hage и Dirck Verlaen van Haerlem.
Длинный список учеников и помощников показывает, что Франс Флорис по возвращении в Антверпен перенял студийные практики, свидетелем которых он был в Италии. Он полагался на большое количество помощников, прибывших со всех концов южных и северных Нидерландов и даже из Германии. Флорис изобрел и разработал использование учебных голов, которые были изображениями голов людей в натуральную величину, которые он рисовал маслом на панели. Затем они были переданы его помощникам для дословной транскрипции или для более свободной адаптации. Роль его помощников не всегда ясна и, возможно, варьировалась от рисования после его учебной головы до добавления пейзажного фона. Они также скопировали его композиции красками или на бумаге для репродукции граверами.
Сравнительно мало его работ сохранилось возможно потому, что многие из них были разрушены во время иконоборческих разрушений в Антверпене во второй половине шестнадцатого века. Самым ранним сохранившимся полотном Флориса является Марс и Венера, пойманные Вулканом в Gemäldegalerie, Берлин (1547).
Франс Флорис известен прежде всего своими запрестольными образцами, композициями на мифологические и аллегорические темы и, в меньшей степени, портретами. Он сыграл важную роль во введении во Фландрию жанра мифологической и аллегорической тематики. Он был одним из первых нидерландских художников, который отправился в Италию и изучил последние достижения в искусстве, а также классические реликвии Рима. Основное влияние современников оказали Микеланджело, у которого он заимствовал героическое отношение к обнаженной натуре, и Рафаэль, которому он подражал, развивая идиому «рельефности». Флорис, однако, не отказался от традиционной нидерландской техники масляной краски, которая позволила ему объединить ее подробные, описательные свойства с его радикально новым визуальным языком, в котором украшения были сведены к минимуму, а обнаженная натура играла заметную роль.
Ранние работы Флориса около 1545 года наиболее ясно показывают влияние его итальянского пребывания. Он показывает сходство с работами других романистов, таких как Ламберт Ломбард и Питер Коке ван Алст. Позже его стиль становился все более монументальным. Его композиционные навыки улучшились, так как он показал больше навыков в расположении фигур. После 1560 года его работа стала более маньеристской, а скульптурная обработка фигур уступила место более живописному подходу. Его палитра эволюционировала в сторону монохромности. Позже на него, возможно, повлияла школа Фонтенбло, поскольку его фигуры стали более элегантными, а работы - более изысканными.
Так же, как его брат Корнелис смог оказать влияние на современную архитектуру по всему миру. границ Фландрии благодаря издателям Антверпена работа Флориса получила широкое распространение благодаря гравюрам, сделанным ведущими граверами Антверпена. Иероним Кок, Филип Галле и Корнелис Корт были основными граверами, участвовавшими в этой работе, но другие, такие как Йоханнес Вирикс, Бальтазар ван ден Бос, Питер ван дер Хейден, Франс Хейс, Дирк Волкертс. Корнхерт и Ян Саделер I также сделали гравюры по произведениям Франса Флориса. Флорис также сделал оригинальные эскизы для серии гравюр, выгравированных в Антверпене.
Он был очень опытным портретистом, но, возможно, из-за более низкого рейтинга портретной живописи в В иерархии живописных жанров он написал лишь несколько (возможно, около 12) портретов. Его по-прежнему считают новатором жанра, поскольку он ввел новый уровень выразительности и подчеркнул психологическое присутствие. Флорис первым изобрел два типа изображений в конце 1540-х годов: выразительные портреты отдельных натурщиков и этюды головы на панелях. К 1562 году отличительные этюды головы Флориса стали формой авторского перформанса, свидетельствовавшего о его творческом гении и мастерских, которые он заимствовал из Италии. Хотя этюды головы были сделаны для него самого, а также для учеников и помощников в его мастерской, некоторые из них явно были созданы как самостоятельные произведения искусства. Быстрая, выразительная манера письма этих панно предполагает, что он рисовал некоторые головы как творческие этюды и, таким образом, определенным образом предвосхищал tronies художников 17-го века. Эти этюды стали предметом коллекционирования для местных ценителей искусства. Исследования головы свидетельствуют о самосознательной художественной культуре Антверпена, где их ценили за их авторство, а не за их подготовительную ценность.
Семейный портретФранс Флорис сделал автопортрет, оригинал которого был утерян. и который известен по копии в Художественно-историческом музее. Он включил автопортреты в некоторые из своих религиозных произведений, например в композицию Райкарт Аэрц в роли Святого Луки, в которую он включил себя в качестве измельчителя пигмента, и в композицию Аллегория Троицы ( Лувр ), где под протянутой правой рукой Христа он нарисовал свой автопортрет, который выглядит не в масштабе с другими головами вокруг него. Включение его портрета в последнюю композицию предполагает, что картина имела очень личное значение для художника. Было замечено, что после иконоборчества бельденской бури фламандские художники начали включать свои портреты в религиозные композиции, чтобы показать свою личную приверженность конкретному посланию, которое композиции пытались передать.
Флорис написал несколько семейных портретов. Примером может служить Семейный портрет в музее Вуйтс-Ван Кампен ан Барон Кароли, Лиер, который датируется 1561 годом. Традиционно считалось, что он изображает семью Берхем, видную семью. Однако это больше не принимается единогласно. На картине две надписи: одна на самой картине, другая на ее оригинальной раме. Первая надпись появляется на портрете, висящем на стене позади фигур. В нем говорится, что человек, изображенный на портрете, умер 10 января 1559 года в возрасте 58 лет. Второй - латинский текст, написанный вверху и внизу рамы картины. Это переводится следующим образом: «Как в жизни не может быть ничего счастливее, чем брак в унисон и постель без разногласий, нет ничего более приятного, чем видеть, как дети в унисон наслаждаются миром с безупречным умом», 1561 год ». одновременно служил напоминанием об умершем отце и выражением чувства единства его потомков. Флорис изображает всех членов семьи, исполняющих и посещающих музыкальный концерт, что подчеркивает это понятие «конкордия», то есть гармония внутри