Всего население | |
---|---|
c. 3 миллиона | |
регионов со значительной численностью населения | |
Китай (Тибет ) | 500000 (2014) |
Индия (Аруначал-Прадеш ) | 2,5 миллиона (2014) |
Языки | |
Бокар, тибетские языки, языки дигаро, язык пуроик | |
Религия | |
Восточноазиатский буддизм / Дони-полоизм | |
Родственные этнические группы | |
Тагин, Ади, Иду Мишми |
Лхоба (китайский : 珞巴 ; стандартный тибетский : ལྷོ་ པ །; Lo, Klo, Glo) является одним из представителей разнообразного объединения китайско-тибетоязычных племен, живущих в Пемако, регионе на юго-востоке Тибет, включая округа Майнлинг, Медог и Заю в Ньингчи и округ Люнзе из Шаннан, Тибет. Термин неясного, хотя, вероятно, стандартного тибетского происхождения, и в значительной степени провозглашен правительством Китая, которое официально признает Лхобу одним из 56 этнических групп в Китае.
Большинство людей, обозначенных как «Лхоба» в современном Тибетском автономном районе (TAR), на самом деле относятся к себе с помощью разнообразного набора эндонимов, говорят на разных языках и традиционно не говорят самоидентификация как единое целое. Две основные племенные группы, которые подпадают под обозначение «Лхоба» в ТДО, - это народ мишми (упрощенный китайский : 义 都; пиньинь : Yìdū), говорящие на языке иду мишми, и носители бокарского диалекта, которых гораздо больше в Аруначал-Прадеше, государстве современного- день Индия оспаривается Китаем.
Другие группы, определенные китайскими властями как «лхоба», включают народ тагин, говорящий на языке бангни-тагин.
Территория, в настоящее время населенная современным народом лхоба, была известна в средневековых текстах как Лхойю (или Луоюй, лхо-юл, ལྷོ༌ ཡུལ་). теперь это название области в Тибете, а Нижний Лхойю является частью индийского штата Аруначал-Прадеш ). Лоюй перешел под контроль Тибета с VII века и далее.
В настоящее время неизвестно, действительно ли современные народы Лхоба населяли Лоюйю во время тибетского завоевания и были ли языки, на которых говорила современная Лхоба. народы являются коренными для этого региона или нет. Хотя большинство племен тани, живущих в современном Аруначал-Прадеше, указывают на традиционную родину в этом регионе или вокруг него, в настоящее время нет независимых средств проверки.
Люди племени лхоба говорят по крайней мере на трех взаимно непонятных тибето-бирманских языках: Иду Мишми из семьи Дигаро, Бокар (Ади ) из ветви Восточного Тани и На (тагин) из ветви Западного Тани.
Многие Обычаи, привычки и одежда разных членов клана могут отличаться. Мужчины лхоба носят черные куртки до колен без рукавов и пуговиц из овечьей шерсти. Они носят шлемовидные шляпы, сделанные из медвежьей шкуры или сотканные из бамбуковых полос или ротанга с шкурой медведя. Они также носят украшения, в том числе серьги, ожерелья из бус и бамбуковые пробки, вставленные в мочку уха. Женщины Лхобы носят блузки с узкими рукавами и юбки из овечьей шерсти. Вес украшений, которые носят женщины, является символом их богатства, включая ракушки, серебряные монеты, железные цепочки-колокольчики, серебряные и латунные серьги. Представители обоих полов обычно ходят босиком. Их одежда очень похожа на тибетский костюм. Мужчины Иду носят меч и непромокаемый тростниковый шлем, на волосах шиньон и щиты из шкуры буйвола. Оружие иду включает прямой тибетский меч, кинжал, лук и отравленные стрелы.
Среди йиду лхоба (иду мишми) одно из подплемен - бебеджиа мишми. Женщины Бебеджиа Мишми - опытные ткачи и шьют отличные пальто и блузки.
Дома Иду разделены на несколько комнат для использования каждым женатым человеком. Незамужние девушки и мальчики спят в разных комнатах. В центре комнаты находится камин, вокруг которого спят сокамерники. Иду полигамны, и у каждой жены есть свои комнаты в доме. Семья организована по патриархальным принципам. Наследство вдовы является исключительным по сравнению с наследством матери.
Деревянная подушка хозяина дома считается табу для обитателей дома, так как считается неприличным сидеть на ней. Гости не допускаются в комнату хозяина дома. Сохранившиеся в доме черепа животных считаются священными.
Подсечно-огневой метод возделывания, известный как Джхум, является основным местом пребывания Идуса, и расчистка земли проводится каждые три-пять лет. Они выращивали следующие важные культуры: рисовый, арум, тапиока, просо и кукуруза. Рис - это основной продукт питания, в который входят просо, кукуруза и тапиока. Они также берут листовые овощи, бобы, тыкву, сладкий картофель и т. Д. Мясо животных считается табу для женщины Иду. Иду также употребляют «ю», рисовое пиво местного производства, а рисовое пиво, приготовленное женщиной во время менструации, является табу для священника.
Календарь Иду был основан на менструальном периоде женщин, и свидание проводится путем развязывания каждого из нескольких узлов, закрепленных на веревке. Традиционный деревенский панчаят (аббала) решает все внутренние споры между племенем.
Немногие лхобы знают тибетский язык. В прошлом, когда не было письменности, лхобы вели следы истории, рассказывая своим потомкам и связывая узлами коды своего прошлого. Их литература оказывает значительное влияние на их тибетских коллег. Они известны как «Бокар» в Аруначал-Прадеше на северо-востоке Индии и встречаются в кругах Пиди и Монигонг в Аруначал-Прадеше. Они ведут свое происхождение от общего предка, Аботани. Они следуют генеалогическому отсчету от Аботани как Ниджум-Джумси-Сики-Киёр-Йоркар-Кардунг-Дурам-Рамдунг / Рамгу / Рамго. Все группы бокаров происходят из Рамдунга, Рамго и Рамгу. Их ближайшие братья - Гало и Тагин.
. Они занимаются бартерной торговлей с тибетцами, торгуя такими товарами, как шкуры животных, мускус, медвежьи лапы, красители. (местно известный как tamen или ботанически известный как Rubia cordifolia) и пойманная дичь для сельскохозяйственных орудий, соли, шерсти, одежды, зерна и чая от тибетских торговцев. В результате постоянной торговли они все больше находились под влиянием тибетцев в их одежде. Многие лхобы обратились в тибетский буддизм в последние годы, когда они вели торговлю с буддийскими монастырями, таким образом часто смешиваясь со своими коренными анимистическими верованиями, которые традиционно имели глубокие корни. корни в тигре. Другие остаются анимистами, чаще всего среди жителей Аруначал-Прадеша, которые следуют дони-полоизму, и их паломнический центр сообщества находится в долине Дибанг. Истории об иммиграции упоминаются на берегах двенадцати рек в долине Дибанг, кластерной области, известной как Кейту-Хулуни. Среди иду они традиционно считали «Инни» своим верховным богом.
Такие фестивали, как Рех, отмечаются, чтобы умилостивить божеств, которые, как традиционно считалось, контролируют мир и процветание людей. Празднование с большой помпой и исполнение танцев священников знаменует собой окончание фестиваля.
Среди Йиду Лхоба (Иду Мишми) есть четыре варианта похорон, и люди разного социального статуса предпочли бы провести любой из варианты. В общем, жрец Игу читал траурные песни по умершим. Митхунов приносят в жертву в варианте Ях похорон, который длится от трех до четырех дней.
Мальчиков Лхобы приучают к охоте с раннего возраста. Женщины имели низкий статус в обществе и не имели права наследования от мужей или отцов.
Климат Лхобы субтропический / умеренно теплый.
Кухня Лхобы различается в зависимости от региона. Основными продуктами питания являются пельмени из кукурузы или пшенной муки, риса или гречихи, крахмала саговой пальмы. В местах около тибетских общин у людей есть цампа, картофель, чай с маслом и острая пища. Будучи пьяницами и курильщиками, лхобы наслаждаются вином и пением на праздниках, чтобы отметить хороший урожай и удачу. Их любимый напиток - чай с маслом. Однако из-за отсутствия соли они заболели эндемическим зобом, вызванным плохими условиями проживания. Многие родились глухонемыми или немыми. Их популяция сокращалась до последних лет из-за этого заболевания. Из-за своей малочисленности многие из них либо вступили в брак с тибетцами, либо с племенными группами Аруначал-Прадеш, особенно с Монпа.