Лео Стейнберг (9 июля 1920 г. - 13 марта 2011 г.) родился в России, американец искусствовед и искусствовед.
Стейнберг родился в Москве, РСФСР, в семье Исаака. Нахман Штейнберг, еврейский юрист и политический деятель Партии социалистов-революционеров, который был Комиссар юстиции под руководством Владимира Ленина с 1917 по 1918 год. Его семья покинула Советский Союз в 1923 году и поселилась в Берлине, Германия. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Штейнберги были вынуждены снова переехать, на этот раз в Соединенное Королевство. Намереваясь стать художником, Стейнберг учился в Школе изящных искусств Слейда (часть Лондонского университета ).
В 1945 году, при поддержке своей старшей сестры и ее мужа, Стейнберг переехал в Нью-Йорк. В течение многих лет он зарабатывал на жизнь написанием художественной критики и преподаванием искусства, в том числе в Школе дизайна Парсонса. В 1957 году Уильям Колодни пригласил Стейнберга прочитать цикл лекций в Метрополитен-музее. «Изменение и постоянство в западном искусстве» сфокусировано на десяти периодах искусства, касающихся проблем или решений, имеющих особое отношение к современной мысли и вкусу.
Важность его критики современного искусства была доказана его включением в Книга Тома Вулфа 1975 года Раскрашенное слово, в которой Стейнберг, Гарольд Розенберг и Клемент Гринберг были названы «королями» Культурабурга »за влияние их критики. В конце концов Стейнберг отошел от художественной критики и начал проявлять научный интерес к таким художникам и архитекторам, как Франческо Борромини, Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1960 году он получил степень PhD в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета, защитив диссертацию по архитектурному символизму Сан-Карло алле Борромини. Quattro Fontane в Риме. Впоследствии он преподавал в Хантер-колледже Городского университета Нью-Йорка . В 1975 году он был назначен Бенджамином Франклином профессором истории искусства в Университете Пенсильвании, где он преподавал до выхода на пенсию в 1991 году. С 1995 по 1996 год Стейнберг был приглашенным профессором в Гарвардском университете., читающий лекции Чарльза Элиота Нортона на тему «Немой образ и вмешивающийся текст».
Стейнберг подошел к истории искусства революционным образом, помогая перейти от сухого рассмотрения фактических деталей, документов и иконографических символов к более динамичному пониманию смысла, передаваемого через различные художественные решения. Например, в 1972 году Стейнберг представил идею «планшетного картинного самолета» в своей книге «Другие критерии», сборнике эссе. Все лето 1983 года выпуск журнала Октябрь был посвящен эссе Стейнберга «Сексуальность Христа в искусстве эпохи Возрождения и в современном забвении», позже опубликованному в виде книги Random House и издателями в других странах. В этом эссе Стейнберг исследовал ранее игнорировавшуюся закономерность в искусстве эпохи Возрождения: видное отображение гениталий младенца Христа и внимание, также привлеченное к этой области в изображениях Христа ближе к концу его жизни, в в обоих случаях по особым теологическим причинам, связанным с концепцией Воплощения - слова Бога, ставшего плотью. Стейнберг умер 13 марта 2011 года в Нью-Йорке в возрасте 90 лет.
Коллекция Стейнберга из 3200 гравюр хранится в коллекции Лео Стейнберга, Художественный музей Блантона, Техасский университет в Остине.. Его статьи хранятся в Исследовательском институте Гетти.
В 1962 году Стейнберг женился на Дороти Зайберлинг, художественном редакторе журнала Life; Брак закончился разводом. Более 40 лет Шейла Шварц была его «незаменимым сотрудником», помощником и редактором. У Стейнберга не было детей.
Исследования Стейнберга были сосредоточены на работах Микеланджело, Леонардо да Винчи и других итальянских художников эпохи Возрождения и их изображениях Христос в искусстве. Как критик, он написал важные работы о Пабло Пикассо, Джаспере Джонсе и Виллеме де Кунинге. Одним из наиболее значительных его эссе было «Современное искусство и бедственное положение его публики», которое появилось в марте 1962 года в журнале Harper's Magazine.
. Стейнберг использовал неформальный подход к критике, иногда используя рассказ от первого лица в своих эссе. персонализированный опыт искусства для читателей. Это противоречило мнению многих критиков-формалистов того времени, таких как Клемент Гринберг, которые, как известно, были решительны в своих работах. Во многих своих произведениях он выражал свою любовь к способности искусства не только отражать жизнь, но и становиться ею, и прокомментировал: «Все, что может делать каждый, лучше всего делает живопись». Он считал, что разница между современной живописью и картиной старых мастеров заключается в субъективном восприятии зрителем этого произведения искусства. Он также считал, что абстрактные экспрессионисты художники-боевики, такие как Джексон Поллок, были больше озабочены созданием хорошего искусства, чем простым выражением личной идентичности на холсте, что противоречит этой точке зрения. принадлежит Гарольду Розенбергу, другому американскому искусствоведу эпохи Стейнберга.