Часть серии по |
христианство |
---|
|
Теология |
|
похожие темы |
Портал христианства |
|
Homoiousios ( греческая : ὁμοιούσιος от ὅμοιος, hómoios, «похож» и οὐσία, усия, «сущность, бытие») является христианским богословским термином, придуманным в 4 - м века отличительной группой христианских богословов, который держал веру, что Бог Сына имел сходную, но не идентичную сущность (или субстанцию ) с Богом Отцом. Homoiousianism возникла как попытка примирить два противоположных учения, homoousianism и homoianism. Следуя тринитарным доктринам Первого Никейского собора (325 г.), гомоусианцы верили, что Бог-Сын имел ту же ( ὁμός, homós, «ту же») сущность, что и Бог-Отец. С другой стороны, гомоиане отказались использовать термин οὐσία ( ousía, «сущность»), полагая, что Бог-Отец «несравнен», и поэтому Сына Божьего нельзя ни в каком смысле описывать как «равный» или «такой же». но только как «подобный» или «подобный» ( ὅμοιος, hómoios ) Отцу в некотором подчиненном смысле этого слова. Чтобы найти теологическое решение, которое примирило бы эти противоположные учения, гомоусианцы пытались найти компромисс между сущностным языком гомоузианов и понятием сходства, которым придерживаются гомоусы. Их попытка потерпела неудачу, и Первым Константинопольским собором (381 г.) гомоузианство было уже маргинализовано.
Сторонниками этой точки зрения были Евстафий Севастийский и Георгий Лаодикийский.
В период развития христианской доктрины и уточнения христианского богословского языка, который длился с 360 по 380 год нашей эры, противоречие между арианством и тем, что в конечном итоге стало определяться как католическая ортодоксия, спровоцировало огромный рост новых движений, сект и доктрин, которые возникла в попытке стабилизировать и укрепить уникальную и универсальную позицию по сложным и тонким теологическим вопросам. Один из центральных вопросов касался природы Бога и фундаментального характера его отношений со своим Сыном Иисусом Христом как предсуществующим Логосом. Этот спор был назван «тринитарным спором», потому что он включал разгадку загадки того, как могло быть, что Бог-Отец, Его Сын Иисус Слово и Святой Дух могли быть одним Богом. Доминирующей позицией среди христианских богословов на тот момент истории была доктрина гомоузианизма, сформулированная и яростно защищаемая Афанасием Александрийским, согласно которой Отец и Сын идентичны по своей сущности, божественной идентичности, атрибутам и энергиям, и что любые отклонения от этого ортодоксальность следует рассматривать как еретический отход от апостольской веры и богослужения. Однако на стороне гомойцев был могущественный союзник в лице императора Констанция II.
Гомоузианцы занимали умеренную позицию между гомоузианами и гетероузианами, такими как Аэций и Евномий. На соборе 358 года в Сирмиуме, на пике влияния движения, было заявлено, что Сын «подобен [Отцу] во всех [отношениях]» ( ὅμοιον κατὰ πάντα, hómoion katà pánta ), в то время как использование οὐσία ( ousía ) или любые его составные части в богословских дискуссиях подверглись резкой критике, но не были отвергнуты, а аномеи были преданы анафеме. Это компромиссное решение, которое удовлетворило как гомойцев, так и гомоусов, было намеренно направлено на то, чтобы оттолкнуть более радикальных неоарианцев. Это было успешным в этом намерении, но оно оставалось таким же незаконным в глазах прокикийцев, как и всегда, и Василий Анкирский заявил, что «то, что похоже, никогда не может быть таким же, как то, на что оно похоже». С другой стороны, Констанций становился несколько враждебным влиянию всех новых движений, возникших после Никейского собора. В результате гомоузианцы исчезли со сцены истории, а борьба за определение церковной догмы превратилась в двустороннюю битву между гомоузианами и гомойцами.
Термин «homoiousios» также предпочитался многими оригенистами термину «homoousios», потому что они считали, что он оставляет «больше места для различий в Божестве». Еще одно соображение, возможно, было объединение последнего термина с Павлом Самосатский и с гностицизмом «s платоновской цепи бытия.