Евномий (греч. : Εὐνόμιος Κυζίκου) (умер около 393 г.), один из лидеров крайних или «аномейских » арийцев, которых иногда соответственно называют евномианами, родился в Каппадокии или в Корниаспа в Понте. в начале 4 века.
Он изучал богословие в Александрии при Аэция, а впоследствии попал под влияние Евдоксия из Антиохия, рукоположившая его во диакона. По рекомендации Евдоксия Евномий был назначен епископом Кизика в 360. Здесь его свободное высказывание крайних арианских взглядов привело к массовым жалобам, в том числе и со стороны ряда современных писателей, таких как Андроникан. Евдоксий был вынужден по приказу императора Констанция II сместить Евномия из епископства в течение года после его возведения в него.
Во время правления Юлиана и Иовиан, Евномий жил в Константинополе в тесном общении с Аэцием, объединяя инакомыслие и хиротируя епископов. Затем он поселился в Халкидоне, откуда в 367 г. был сослан в Мавретанию за укрытие мятежника Прокопия. Однако его отозвали еще до того, как он достиг пункта назначения.
В 383 году император Феодосий, потребовавший декларации веры от всех партийных лидеров, наказал Евномия за то, что тот продолжал проповедовать его отличительные доктрины, изгнав его. to Halmyris в Малой Скифии. Впоследствии он жил в Халкидоне и в Кесарии в Каппадокии, из которой он был изгнан жителями за то, что писал против своего епископа Василия. Его последние дни были проведены в его родном Дакоре, где он умер около 393 года.
Его сочинения пользовались высокой репутацией в его партии, и ортодоксы настолько опасались их влияния, что было издано несколько императорских указов. их разрушение. Следовательно, его комментарий к Посланию к римлянам, упомянутый историком Сократом Схоластиком, и его послания, упомянутые Филосторгием и Фотием, более не сохранились..
Его первая апологетическая работа, написанная, вероятно, около 360 или 365 года, была полностью восстановлена после известного опровержения ее Василием Кесарийским. Второе извинение, написанное до 379 г., существует только в цитатах, приведенных из него в опровержении Григория Нисского. Изложение веры, вызванное требованием Феодосия о «совете ересей» в 383 г., до сих пор существует и было отредактировано Валезием в его примечаниях к Сократу Константинопольскому, а также гл. Х.Г. Реттберг в своей «Марселлиане».
Учение аномейской школы под руководством Аэция и Евномия, начиная с концепции Бога как Творца, утверждало, что между Создателем и сотворенным не может быть существенного, но в лучшем случае только мораль, сходство. «Как Нерожденный, Бог - абсолютно простое существо; акт зарождения повлечет за собой противоречие Его сущности путем введения двойственности в Божество». Согласно Сократу Константинопольскому (24) и Феодорету Киру (PG 83 420), Евномий довел свои взгляды до практических вопросов, изменив формулу крещения. Вместо того, чтобы крестить во имя Троицы, трижды погрузив человека в воду, он крестил смертью Христа только одним погружением. Ортодоксы посчитали это изменение настолько серьезным, что евномианцы, вернувшись в церковь, крестились заново, а ариане - нет. Евномианская ересь была официально осуждена Константинопольским собором в 381 году. секта в течение некоторого времени существовала отдельно, но постепенно отпала из-за внутренних разделений
<3.>После смерти Евномия Евтропий приказал перенести тело Евномия в Тиана и сжечь его книги.