История евреев в Братиславе

редактировать
Синагога на улице Гейдукова построена в 1926 году в стиле кубизма и является единственной синагога в Братиславе. Мемориал Хатама Софера, где находятся могилы раввинов со Старого еврейского кладбища, является важным местом посещения в Братиславе.

Первое упоминание о еврейском община в Братиславе, столице Словакии, датируется 1251 годом. До конца Первой мировой войны, Братислава (известная как Прессбург или Позоны в течение многих лет). его истории ) был мультикультурным городом с венгерским и немецким большинством, а также словацким и еврейским меньшинством. В 1806 году, когда город входил в состав Венгерского королевства, раввин Моисей Софер основал Pressburg Yeshiva, и город стал центром Central Европейское еврейство и ведущая сила в оппозиции реформистскому движению в иудаизме в Европе. Иешива Прессбурга произвела на свет сотни будущих лидеров австро-венгерского еврейства, которые оказали большое влияние на общий традиционный ортодоксальный и будущий иудаизм хареди.

Братиславская еврейская община была самой большой и влиятельной в Словакии. В 1930 году в городе проживало около 15 000 евреев (общая численность населения составляла 120 000 человек). Часть общины эмигрировала в конце 1930-х годов и после Второй мировой войны, но, несмотря на организованные усилия, такие как Братиславская рабочая группа, большинство евреев Братиславы погибло в Холокосте.

Сегодня Братислава включает синагогу на улице Гейдукова, музей еврейской культуры, музей еврейской общины Братиславы, мемориал Хатама Софера, кладбище Неолог и православный Кладбище и многие другие еврейские достопримечательности и памятники. Еврейская община Братиславы насчитывает около 500 человек, а с 1993 года главным раввином Словакии и раввином Братиславы является Барух Майерс.

Содержание
  • 1 Ранняя история
  • 2 Ешива Прессбурга и рост по важности
  • 3 Уничтожение братиславского еврейства
  • 4 После Второй мировой войны
  • 5 Галерея
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы история
Евреи, издевающиеся над войском в Прессбурге (Братислава ); антисемитская гравюра на дереве 1591 года.

Известно, что евреи были активными торговцами и посредниками между римскими легионами и германскими племенами к северу от реки Дунай. Территория сегодняшней Братиславы находилась на перекрестке важных торговых путей, и евреи проходили через эту территорию с I века н.э., хотя нет никаких свидетельств их поселения здесь. Евреи начали мигрировать в больших количествах в Верхнюю Венгрию в 11 веке, когда первые еврейские поселения появились также в Братиславе. Братиславские евреи того времени имели прочные связи с еврейской общиной Эстергома. Первая еврейская религиозная община в Братиславе была основана в конце 13 века, о чем свидетельствует Менорский кодекс (Memorbuch) из Майнца. Где-то между 1250 и 1300 годами раввином Братиславы был Иона (или Йона).

Братиславские евреи всегда составляли компактную общину, несколько закрытую для внешнего мира. Они работали в сфере финансов, как купцы, ремесленники, ремесленники и даже виноделы, и жили в районах сегодняшних улиц Недбалова, Франтишканска, Замочницка и Баштова. Указ Андрея II Венгерского от 1229 года предоставил еврейскому меньшинству равные права с гражданами Братиславы. Евреи были представлены еврейским мэром, избранным из числа христианских граждан королем, а с 1440 года - городским советом Братиславы.

Существование синагоги в городе подтверждается указом 1335 года Папы Бенедикта XII, в котором упоминается письмо местного цистерцианского ордена архиепископу Эстергомскому с просьбой разрушить еврейский храм. Это одно из первых письменных упоминаний о евреях, живущих в городе. Цистерцианский монастырь находился рядом с нынешним монастырем на улице Уршулинской, рядом с которым находилась синагога. Папа поручил архиепископу изучить ситуацию, и вскоре после этого синагога была снесена. Готический входной портал этой синагоги был обнаружен в 1990-х годах, он находится во дворе здания на улице Панска № 11. Синагога была перестроена в 1339 году. В 14 веке в Братиславе проживало несколько сотен евреев. В городе были синагога, еврейское кладбище, миква и другие общественные еврейские учреждения.

В 1360 году все евреи были изгнаны из Братиславы, а их имущество конфисковано, часть общины нашла убежище в городке Хайнбург-ан-дер-Донау. В 1367 или 1368 годах нескольким еврейским семьям было разрешено вернуться. В 1399 году было дано разрешение на строительство синагоги, вероятно, на месте ранее разрушенной. В конце 14 века в городе проживало около 800 евреев (общее население города в 1435 году составляло 5 000 человек).

В первой половине 15 века евреи были вынуждены жить в еврейском гетто на Еврейской улице. В конце 15 века городской совет Братиславы ввел в действие указ 1215 года Папы Иннокентия III, который предписал евреям носить отличную одежду, приказав евреям Братиславы всегда носить красный плащ с капюшоном., чтобы быть видимым издалека. В 1506 году Владислав II Венгерский пытался помешать евреям покинуть Братиславу, конфисковав собственность у всех, кто уехал. В 1520 году Людовик II Венгерский постановил, что евреи больше не должны носить отличную одежду, но только в 1521 году префект Братиславского еврейства Якуб Мендель пожаловался прямо королю, что город был вынужден изменить закон. Несмотря на дискриминацию, община выросла, и ей разрешили построить вторую синагогу.

Евреи были изгнаны и приняты несколько раз в истории Братиславы, но после битвы при Мохаче в 1526 году они были изгнаны навсегда в рамках общего изгнания из Венгерского Королевства. Синагогу снесли, а на ее месте построили монастырь. Многие евреи Братиславы бежали в соседнюю Австрию, но некоторые остались в районе под названием Schlossgrund, за пределами обнесенного стеной города. Большинство из них ушло в 1572 году по приказу Максимилиана II, императора Священной Римской империи. В 1599 году граф Николаус Палфи аб Эрдёд унаследовал Братиславский замок и территорию Шлоссгрунд и разрешил евреям селиться здесь. В 1670 г., когда евреев Вены были изгнаны, многие беженцы поселились в Шлоссгрунде, и начал формироваться еврейский квартал, который позже стал синонимом области Выдрицы. Численность еврейского населения Братиславы в средние века варьировалась от нескольких сотен до 900 еврейских граждан.

Schlossgrund (Подградье ) в 17 веке.

Еще в начале в 1689 г. а Чевра Кадиша действовала в Братиславе вместе с другими благотворительными организациями. На окраине города было основано еврейское кладбище, которое позже стало известно как Старое еврейское кладбище.

. В 1707 году в Шлоссгрунде проживало 200 еврейских семей под защитой благородной семьи Палфи аб Эрдёд, большая часть они беженцы. В 1709 году еврейское население составляло 189 человек, в 1732 году в Шлоссгрунде проживало 50 еврейских семей, а в 1736 году население составляло 772.

Евреям было разрешено вернуться в город в 1700-х годах, и население увеличилось до 2000 евреев к концу 18 века. В течение 18 века в городе находилась ешива, которая под руководством Меира Хальберштадта привлекла в город множество раввинов.

Ешива Прессбург и ее значение
Хатам Софер, ведущий православный раввин европейского еврейства в первой половине XIX века, поселился в Братиславе в 1806 году. Приветствие раввина Акивы Софера Франца Иосифа I. Австрии во время официального визита в Братиславу в 1913 году.

В 1806 году Моисей Софер принял раввинат в Братиславе и поселился в городе. В том же году он основал ешиву Прессбург, которая была самой большой и влиятельной ешивой в Центральной Европе в 19 веке. Во время пребывания Софера в должности раввина Братиславы (1806 - 1839) ешиву посещали сотни студентов. После смерти Софера в 1839 году его сын Самуэль Бенджамин Софер, известный как Ктав Софер, стал раввином Братиславы. После его смерти в 1871 году раввином стал его сын Симха Буним Софер, известный как Шевет Софер. Последним раввином Братиславы из династии Шрайбер-Софер был Акива Софер, известный как Даас Софер, который эмигрировал в 1939 году в Подмандатную Палестину, а затем вновь основал ешиву в Иерусалиме.

5 мая. В июне 1839 года сейм Венгрии собрался в Братиславе и в 1840 году принял закон, позволяющий евреям свободно селиться в любом свободном городе. Во время и после венгерской революции 1848 г. были погромы на евреев Братиславы. В 1864 году на улице Замоцка в Шлоссгрунде была построена синагога, позже названная Братиславской православной синагогой. Прогрессивная еврейская начальная школа была основана в городе, несмотря на противодействие раввина Братиславы Самуэля Бенджамина Софера.

. После Австро-венгерского компромисса 1867 года все евреи Конгресс Будапешта, на котором присутствовали также делегаты из Братиславы, пытался объединить венгерских евреев. Усилия потерпели неудачу, и в 1868 венгерское еврейство разделилось на три фракции: православные, неологи (реформы) и статус-кво. В городе проживало около 1000 ортодоксальных еврейских семей и около 60 еврейских семей неологов.

В 1872 году при раввине Самуэле Бенджамине Софере еврейская община Братиславы раскололась, меньшая община неологов создала отдельную Чевра Кадиша, синагога и другие заведения. В 1897 году была сформирована первая сионистская группа, действовавшая в Братиславе, Ахават-Цион. В 1902 году по инициативе Самуэля Беттельхейма была создана Венгерская сионистская организация в Братиславе, а в 1904 году - Всемирная организация Мизрахи.

В начале 20 века условия жизни стали неуклонно улучшаться, и многие евреи Братиславы получили университетское образование. Они начали влиять на жизнь и торговлю в Братиславе. На местных выборах 1900 года 24 еврея были избраны в городской совет Братиславы. По переписи 1910 года в городе проживало 8027 евреев. В 1913 году еврейский квартал в Schlossgrund был разрушен пожаром, но был быстро восстановлен.

Во время Первой мировой войны несколько сотен братиславских евреев служили в австро-венгерской армии, и около 50 были убиты. После войны Австро-Венгрия распалась, и события сопровождались нападениями на евреев, которые продолжались во время Венгерской революции 1919 года и прекратились только после создания чехословацкого режима установил контроль в 1919 году. Общину частично охраняла охрана, сформированная еврейскими солдатами-ветеранами.

В межвоенный период многие евреи Братиславы владели предприятиями, а многие работали врачами., юристы, инженеры, учителя, художники и другие.

В начале 1920-х годов в Братиславе было около 11 000 евреев, 3 000 неологов и 8 000 православных. В 1930 г. в городе проживало 14 882 еврея (12% от общей численности населения), 5 597 человек заявили о своей еврейской национальности. На выборах 1938 года Краус из Еврейской национальной партии был избран заместителем мэра Братиславы, а трое евреев были избраны в городской совет Братиславы.

Четыре наиболее известные организации, влияющие на жизнь Братиславскими евреями, как и словацкими евреями в целом в межвоенный период, были Еврейская партия, православная община, Йешурун - либеральная община и Гистадрут.

Уничтожение братиславского еврейства
Улица Микулашка и улица Жидовска, часть бывшего еврейского квартала в Братиславе в 1930-е годы.

. В конце 1930-х годов антисемитские беспорядки угрожали еврейскому населению Братиславы. Именно в это время Ими Лихтенфельд помог защитить свой еврейский квартал от расистских банд, используя принципы, которые он позже использовал, чтобы основать боевое искусство Крав Мага. 11 ноября 1938 г. произошли жестокие нападения на синагоги Братиславы и ешиву Прессбурга, и во время войны продолжались спорадические погромы.

После создания Словацкого государства в В марте 1939 года правительство предприняло дискриминационные меры против еврейского меньшинства. 25 марта 1942 года началась депортация евреев из Словакии. Немецкие войска оккупировали Братиславу в сентябре 1944 года, и около 2000 оставшихся евреев были отправлены в Освенцим через концентрационный лагерь в Серень. Несмотря на организованные усилия еврейской общины Братиславы, большинство ее членов в конечном итоге было депортировано в лагеря смерти в оккупированной Польше.

В декабре 1944 года нацистская Германия установила концентрацию Энгерау. лагерь в Петржалке (нем. Энгерау). Энгерау был трудовым лагерем. 30 марта 1945 года некоторые из оставшихся заключенных были убиты охранниками, а оставшиеся заключенные были отправлены на марш смерти в Бад-Дойч-Альтенбург. Сегодня никаких свидетельств о лагере не осталось из-за крупномасштабного проекта строительства в Петржалке в конце 20 века, когда бывшая деревня была преобразована в самый большой комплекс панельных домов в Центральной Европе.

После Второй мировой войны
Братиславская синагога «Неолог», построенная в 1893 году, снесенная в 1967–1969 годах.

Из более чем 15 000 евреев, проживавших в Братиславе в 1940 году, только около 3500 выжили. Вторая мировая война. Евреи, вернувшиеся в Братиславу с войны, встречали равнодушие, а иногда даже враждебность. Многие нашли новых людей, живущих в своих бывших домах. Сразу после войны Братислава стала центром словацкого еврейства из-за того, что многие выжившие словацкие евреи предпочли селиться в Братиславе, а не в их бывших родных городах в стране.

15 апреля 1945 года Макс Вайс стал председателем возрожденной еврейской общины и возобновились молебны в синагоге на улице Гейдукова. Начали печататься еврейские газеты, и община восстановила микву, ритуальную бойню, кошерный мясник и столовую, дома для престарелых, школы и больницу.

Возникли трудности с выздоровлением. изъяли еврейское имущество, захваченное местными словаками. Эти экономические факторы в сочетании с глубоко укоренившимся и широко распространенным антисемитизмом, подпитываемым антисемитской пропагандой, заставили подавляющее большинство словаков в Братиславе враждебно относиться к евреям. Евреи в городе подверглись физическому нападению во время беспорядков Партизанского конгресса (1–6 августа 1946 г.) и более поздних беспорядков 20–21 августа 1948 г.

В то же время Братислава стала крупным городом. транзитный пункт для польских, венгерских и румынских евреев, которые пережили войну и направлялись в транзитный лагерь в госпитале Ротшильда в Вене в американской зоне оккупации в Австрии, управляемой Еврейским агентством. С 1945 по февраль 1949 года через Братиславу прошло более 150 000 еврейских мигрантов, большинство из которых уехали через границу на Девинска-Нова-Вес. Беженцев сначала разместили в лагере в Девинска-Нова-Вес, а затем в нескольких отелях Братиславы (Hotel Central и Hotel Jele) и на кухне NO в Братиславе. Эти евреи не встретили сочувствия со стороны жителей Братиславы, которые опасались, что мигранты могут поселиться в городе.

В 1949 году коммунистический режим пришел к власти в Чехословакии.

Большинство выжившие после войны решили эмигрировать из Словакии. Из 30 000 евреев, оставшихся в Словакии в конце Второй мировой войны, 90% эмигрировали в последующие месяцы и годы.

Еврейский квартал в Подграде, историческая часть Братиславы, была снесена в 1960-х годах коммунистическими властями города.

Музей еврейской культуры был основан в 1994 году как филиал Словацкой национальной Музей.

Галерея
См. Также
Ссылки
  1. ^ «Энциклопедия иудаики: Братислава, Словакия». Энциклопедия иудаики. 2008. Проверено 21 мая 2017 г.
  2. ^ «Братислава: религиозная жизнь». Yadvashem.org. Проверено 19 мая 2017 г.
  3. ^«Хабад Словакии». Chabad.org. Проверено 28 марта 2017.
  4. ^"Vaše víno piť nemôžem (Я не могу пить ваше вино)". Плюска. 23 февраля 2008 г. Проверено 28 марта 2017.
  5. ^ «Словакские синагоги, еврейские кладбища, Еврейский музей Братиславы». Словацкое еврейское наследие. Проверено 28 марта 2017.
  6. ^Градска, Катарина (2008). «Жидовска Братислава» [Еврейская Братислава] (PDF) (на словацком языке). Marenčín PT. ISBN 978-80-89218-80-6.
  7. ^ «Братислава: до конца Первой мировой войны». Yadvashem.org. Проверено 18 мая 2017 г.
  8. ^«Kam zmizlo Podhradie? - idovská štvrť (Где исчезло Podhradie? - Еврейский квартал)». Братиславске Розки. 2013-05-06. Проверено 28 марта 2017 г.
  9. ^ «Ян Лукачка и др. - Chronológia starších slovenských dejín (Словацкая хронология древней истории)». Historický ústav SAV. Дата обращения 14 мая 2017.
  10. ^ «Братислава: межвоенный период». Yadvashem.org. Проверено 19 мая 2017 года.
  11. ^"Príbeh bratislavskej židovskej komunity (История еврейской общины Братиславы". Израильские миссии в Словакии. 2013-12-23. Проверено 2017-04-08.
  12. ^"Engerau : Bratislava - Petržalka, Tábor Engerau, Camp Engerau, Lager Engerau ". Engerau.info. 1945-03-29. Проверено 2017-03-28.
  13. ^" Концентрационный лагерь: неизвестная часть истории Петржалки ". Spectator.sme.sk. 1945-03-30. Проверено 28 марта 2017.
  14. ^Цихопек, Анна (2014). Beyond Violence: Выжившие евреи в Польше и Словакии, 1944–1948 гг.. Cambridge: Cambridge University Press, стр. 119–121. ISBN 978-1-107-03666-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  15. ^Шмигень, Михал (17 июня 2013 г.). «Протижидовское непокое в Братиславе (август 1946 г.; август 1948 г.) в атмосфере нового антисемитизма на Словенску» [Антиеврейские беспорядки в Братиславе, август 1946 г. 1948 г.) в атмосфере послевоенного антисемитизма в Словакии]. Druhá svetová (на словацком). Архивировано из оригинала. 23 июня 2013 г.
  16. ^«Словацкий национальный музей - Музей еврейской культуры». AEJM. Проверено 13 марта 2020 г.
Библиография
  • Egon GÁL, Peter SALNER: Sprievodca židovskou Bratislavou. Братислава: Zing Print, 2000.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте