История евреев в Вене

редактировать

История евреев в Вене, Австрия, насчитывает более восьмисот лет. Имеются свидетельства еврейского присутствия в Вене начиная с XII века.

В конце XIX - начале XX века Вена была один из самых выдающихся центров еврейской культуры в Европе, но в период национал-социалистического правления в Австрии еврейское население Вены было почти полностью депортировано и убито во время Холокоста. С 1945 года в городе постепенно восстанавливаются еврейская культура и общество.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Средневековье
    • 1.2 Раннее Новое время (XVI – XVIII века)
    • 1.3 Реставрация (XIX век)
    • 1.4 Крах Габсбургской монархии и Первой республики (1910-е годы) –1930-е годы)
    • 1.5 Холокост (1938–1945)
    • 1.6 Вторая республика (с 1945 года)
  • 2 Синагоги
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
  • 6 Дополнительная литература

История

Средние века

Остатки синагоги на Юденплац, разрушенной в 1420/21 году Фанни фон Арнштейн владела одним из самых важных литературных салонов в город в 18 веке

Доказательство присутствия евреев в Вене существует с 1194 года. Первым названным человеком был Шлом, герцог Фридрих I Мюнцмейстер (хозяин монетного двора). В 1238 году император Фридрих II предоставил евреям привилегию и существование общественных учреждений, таких как синагога, больница и бойня может быть доказана начиная с 14 века. Городской закон Вены уполномочил специального юденрихтера (судью евреев) выносить решения в спорах между христианами и евреями, но этот судья не был уполномочен выносить решения в конфликтах между двумя еврейскими партиями, если одна из сторон не подала ему жалобу.

Первые евреи жили в районе Зейтенштетенгассе; примерно с 1280 года они также жили вокруг современной Judenplatz. Центр еврейской культурной и религиозной жизни находился здесь с 13 по 15 века до Венской гесеры 1420/21 года, когда Альберт V приказал уничтожить евреев города..

Раннее Новое время (XVI – XVIII вв.)

В 1512 году в Вене проживало 12 еврейских семей. Хотя до 1624 г. действовал запрет на строительство новых поселений, его неоднократно обходили путем предоставления исключений до такой степени, что новое поселение было основано на Зигассе в 1582 году. Права евреев были дополнительно ограничены в 1637 году, что привело ко второму изгнание еврейского населения Вены в 1669/70 г. при Леопольде I. вторая османская осада Вены в 1683 году, однако, привела к назначению Самуэля Оппенгеймера финансистом при дворе; он также отвечал за восстановление кладбища. Оппенгеймер смог помочь Самсону Вертхаймеру из Вормса прибыть в Вену в 1684 году. Позже Вертхаймера назвали придворным евреем, но он не мог выполнять свои обязанности в качестве Раввин в Вене и поэтому уехал в Айзенштадт, часть Зибенгемейнден, где евреев приветствовал Павел I, 1-й принц Эстерхази Галантский.

. С 1736 г. небольшое сефардское население в Вене, имевшее свою религиозную общину с синагогой во времена Марии Терезии. Большинство ашкеназского населения получило такой же статус намного позже при Франце Иосифе I.

Под влиянием Просвещения император Иосиф II издал указ о своем Эдикт толерантности, открывший путь еврейскому освобождению. Впервые в истории евреи получили определенные права, уже предоставленные язычникам, и дискриминационные законы были исключены из книг. Однако им по-прежнему запрещалось создавать религиозные общины и проводить религиозные службы в общественных местах.

Реставрация (19 век)

Еврейское население Вены . по данным переписи и по конкретной местности
Годобщая численность населения.ЕвреиПроцент
185747622026171,3
1869607,51040,2776,6
1880726,10573,22210,1
1890817,30099,44412,1
1890*1,341,190118,4958,8
19001,674,957146,9268,7
19102,031,420175,2948,6
19231,865,780201,51310,8
19341,935,881176,0349,1
19511,616,12590000,6
19611,627,56683540,5
19711,619,85577470,5
19811,531,34665270,4 ​​
19911,539,84865540,4 ​​
20011,550,12369880,5
*= после расширения Вены

В 1824 году рекомендация Михаэля Лазара Бидерманна привела к тому, что раввин Исаак Маннгеймер был доставлен из Co Пенхаген - Вена. Поскольку официально еврейской религиозной общины еще не существовало, Маннгеймер работал «директором утвержденной империей государственной израильской религиозной школы Вены». Маннгеймер осуществил осторожные реформы в Вене, не вызвав раскола среди еврейского населения, такого как те, которые произошли в большинстве еврейских общин в Европе в 19 веке. Вместе с Лазаром Горовицем, который был вызван в Вену в качестве раввина в 1828 году, Маннгеймер агитировал за отмену дискриминационной еврейской клятвы. Купец Исаак Лев Хофманн также играл ведущую роль в еврейской общине Вены с 1806 года до своей смерти в 1849 году.

12 декабря 1825 года Маннгеймер заложил камень в фундамент для Stadttempel на Seitensteingasse. Синагога, спроектированная Йозефом Корнхойзелем, была освящена Маннгеймером 9 апреля 1826 года. В том же году Саломон Зульцер из Хохенемс был назначен хаззаном в синагоге, где прослужил 56 лет.

Революция 1848 года была замечена многими еврейскими интеллектуалами как долгожданная возможность агитировать за освобождение своей общины. Впервые в своей истории евреям было предоставлено неограниченное право проживать и исповедовать свою религию на всей территории Австрии в конституции 1867 года. Как следствие, еврейская община быстро росла: в 1860 году еврейская община в Вене насчитывала 6200 человек; в 1870 году это число уже возросло до 40 200, а на рубеже веков - до 147 000. 2-й район Вены, Леопольдштадт в это время превратился в центр еврейской жизни Вены. Еврейское население в этом районе города вскоре составляло половину всего населения района. В соседних районах Бригиттенау (который был отделен от Леопольдштадта в 1900 году) и Альзергрунд в равной степени проживало большое количество евреев. Евреи, которые жили в этих районах, составляли большинство еврейского населения Вены и принадлежали по большей части к низшим или средним классам - они были рабочими, ремесленниками, мелкими бизнесменами (например, владельцами кафе) и торговцами. Состоятельные евреи жили в основном в пригородах вилл Дёблинг и Хитцинг, а в центре города Innere Stadt.

Теодор Герцль ответил на растущее распространение антисемитизма в этот период с созданием политического сионизма. Однако в то же время еврейская община возглавлялась преимущественно ассимилированными евреями.

Крах Габсбургской монархии и Первой республики (1910–1930-е гг.)

Вклад евреев в экономику Вены (1934 г.)
Доля всей деятельности венских граждан еврейского происхождения
Врачи51,6%
Фармацевты31,5%
Кредитные бюро82,0%
Автошколы13,0%
Пекари и хлеб производители *60,0%
Банки75,0%
Аптеки26%
Мясники9%
Фотографы34%
Парикмахеры9,4%
Гаражи15,5%
Ювелиры40%
Операторы кафе40%
Кинотеатры63%
Скорняки 67,6%
Мастерицы 34%
Операторы21,5%
Продавцы кожгалантереи25%
Адвокаты85,5%
Рекламные бюро96,5%
Пабы4,7%
слесари5,5%
сапожники70%
жестянщики 20%
текстильная отрасль73,2%
Часовщики32%
Dental tec жители страны31%
Магазины сладостей≤ 70%
Продавцы металлолома и металла≤ 100%
Продавцы бензина и масел70%
Продавцы мяса птицы60%
Продавцы древесины и бумаги≤ 70%
Продавцы и производители мебели85%
Радиодилеры≤ 80%
Продавцы вин73,6%
*, а также все производство хлеба
Leopoldstädter Tempel, рисунок Рудольф фон Альт Ультраортодоксальные евреи в Леопольдштадте, 1915 Торговый центр Gerngross, основанный венскими евреями Венский ризенрад также принадлежал венцам Евреи до 1938 года

После начала Первой мировой войны и первых поражений Австрии на восточном фронте, исход 350 000 беженцев начался в восточных регионах империи (Галиция ). Среди беженцев было от 50 000 (по данным полиции) до 70 000 (по данным газеты Arbeiterzeitung ) евреев, которые все прибыли на северную железнодорожную станцию ​​Вены в Леопольдштадте.

Хотя около половины из этих вновь прибывших вернулись в свои дома после того, как ситуация на восточном фронте успокоилась, вся еврейская община Вены и ее отношения с христианским населением Вены подверглись испытанию этими событиями. Беженцы были нищими, но работать было трудно, а фабрики не желали нанимать беженцев. Ситуация описывалась так: «Пока немцы обрекали евреев на востоке на принудительные работы, австрийцы обрекали их на принудительную безработицу». Многие из беженцев пытались зарабатывать себе на хлеб в качестве разносчиков или продавцов, и возникло множество благотворительных организаций для координации пожертвований одежды и других кампаний, но «Остюден» (восточные евреи) стали жертвами многих негативных предрассудки и из-за своей бедности чаще становились объектами антисемитских атак, чем богатые ассимилированные евреи. Им было нелегко обосноваться в Вене.

С падением Габсбургской монархии евреи могли свободно перемещаться по всей Австро-Венгрии. Сообщество в Вене снова выросло; он оставался примерно такого же размера до начала преследований евреев в 1930-х годах. В это время евреи Вены разделились на две группы. С одной стороны, были евреи, которые либо долгое время жили в Вене, либо родились там и ассимилировались в христианское общество. С другой стороны, были ортодоксальные евреи, которые хотели жить в соответствии с традиционными верованиями и обычаями. Привычки к голосованию в сообществе также обнаруживают разделение; в то время как большинство, составлявшее большую часть ассимилированных евреев, проголосовало за социал-демократов, остальные проголосовали за еврейские партии, которые оспаривали выборы как в империи, так и в Первая республика и сосредоточила свою кампанию на борьбе с социал-демократами за голоса избирателей. Со временем почти все евреи пришли голосовать за социал-демократов, потому что еврейские партии считались недостаточно сильными, в то время как все другие партии были антисемитскими и отказывались принимать еврейских членов.

Плакат антисемитской кампании, используемый Христианская социальная партия во время выборов 1920 года в Австрии.

Антисемитизм в этот период стал еще более явным. В еврейских кварталах, в частности в Леопольдштадте, антисемитские организации распространяли свои листовки и газеты, направленные на то, чтобы настроить христианское население против своих еврейских соседей. Акция протеста на организованной социалистами и коммунистами акции против такой провокации закончилась насилием. Когда немецкий националист был зарезан аполитичным нападавшим, у которого уже было судимость, правые газеты окрестили это «христианским погромом в Леопольдштадте», и с этого момента нацистские хулиганы стали появляться в Леопольдштадте. Одним из первых нападений на известные заведения, спровоцированные этими группами, было разрушение известного «Café Produktenbörse» в декабре 1929 года. Нападение на молельную комнату в Café Sperlhof в 1932 году было особенно жестоким; молящиеся евреи были избиты, а нападавшие опустошили здание.

Многие евреи присоединились к социалистическим и / или сионистским (молодежным) организациям, крупнейшими из которых были Хашомер Хацаир, Поале Сион и еврейская рабочая социалистическая молодежь. В 1930-х годах некоторые социалистические, еврейские и сионистские движения объединились в комитеты для действий, организации уличных патрулей и действий против «Hakenkreuzler» (головорезов со свастикой), нападающих на евреев. Первой такой группой была «Jüdische Selbstwehr» (Еврейская самооборона). Военизированная организация Бетар также имела членов в Вене.

После столетия прогресса в направлении еврейской эмансипации антисемитские атаки, поощряемые Христианской социальной партией, Великая немецкая народная партия и нацисты стали более обычным явлением между двумя мировыми войнами. Хьюго Беттауэр был среди тех, кто узнал знамения времени. Фильм «Город без евреев » основан на одноименном романе.

Холокост (1938–1945)

Сразу после аншлюса местное население заставило евреев Вены мыть тротуары.

Всего через день после Аншлюс В марте 1938 года евреи подвергались преследованиям в Вене. Их гнали по улицам Вены, их дома и магазины разграбили, и начался процесс арианизации. Эти события достигли своего апогея во время Хрустальной ночи погрома 9–10 ноября 1938 года. Все синагоги и молитвенные дома в Вене были разрушены - Stadttempel был единственным уцелевшим, поскольку он располагался в жилом доме. площадь не позволила ему сгореть. Большинство еврейских магазинов были разграблены, а затем закрыты; за одну ночь было арестовано более 6000 евреев, большинство из них было депортировано в концлагерь Дахау в последующие дни. Нюрнбергские законы применялись в Австрии с мая 1938 г.; они были усилены бесчисленными антисемитскими указами. Евреев постепенно лишали свободы, им не позволяли заниматься практически всеми профессиями, не допускали в школы и университеты и заставляли носить желтый значок.

. Нацисты распустили еврейские организации и учреждения, надеясь заставить евреев эмигрировать. Их планы увенчались успехом - к концу 1941 года из Вены выехало 130 000 евреев, 30 000 из которых уехали в США. Они оставили после себя все свое имущество, но были вынуждены платить Рейхский налог на бегство, налог на всех эмигрантов из Третьего Рейха; некоторые получили финансовую поддержку от международных гуманитарных организаций, чтобы они могли платить этот налог. После Ванзейской конференции в январе 1942 г., на которой нацисты решили полностью уничтожить еврейское население, большинство евреев, оставшихся в Вене, стали жертвами Холокоста. Из более чем 65 000 венских евреев, депортированных в концентрационные лагеря, выжило лишь немногим более 2000.

Вторая республика (с 1945 года)

Мемориал Холокоста на Юденплац Мемориальные доски в память об убитых еврейских актерах

После Второй мировой войны, Долгое время Австрия пришла к четкой позиции в отношении своей части ответственности за ужасы «Третьего рейха». В 1980-х годах произошел сдвиг в мышлении, который привел к заявлению со стороны правительства Австрии в июне 1991 года, в котором канцлер Враницкий сделал первое четкое заявление в парламенте относительно участие австрийских граждан в преступлениях нацистской Германии.

До 1938 года еврейское население Вены насчитывало более 201 000 человек. В 1946 году оставалось всего 4 000 евреев , многие из которых эмигрировали в последующие годы. Между тем, еврейское население в Германии в то время фактически увеличивалось в результате эмиграции из Восточной Европы. В конце 1990-х годов в венской еврейской общине было зарегистрировано едва ли более 7000 членов. Многие евреи, которые сегодня живут в Вене, приехали в город как беженцы из Восточной Европы, чтобы начать новую жизнь в австрийской столице. В частности, иммигранты еврейского происхождения из стран бывшего Советского Союза пополнили ряды еврейского населения Вены. В 1992 году в городе был официально открыт сефардский центр, в 1994 году - Психосоциальный центр Esra (Help), а в 1999 году открылось новое школьное здание Ronald S. Lauder Foundation в Аугартен. В 2000 году был открыт Мемориал жертвам Холокоста на Юденплац, спроектированный Рэйчел Уайтрид, а также Музей еврейской истории, жизни и религии на Юденплац..

Осенью 2008 года школа Zwi Perez Chajes переехала с Castellezgasse в Simon-Wiesenthal-Gasse рядом с Messe Wien на Prater. Таким образом, школа является частью комплекса, включающего еврейский детский сад, начальную школу и гимназию для около 600 детей, и расположена рядом со спортивным клубом Hakoah Vienna, который был вновь открыт в марте 2008 г. образовательный центр и дом для престарелых.

Перепись 2001 года в Австрии насчитала 8140 евреев в Австрии, из которых 6988 проживали в Вене. Israelitische Kultusgemeinde Wien, однако, считает, что в Австрии проживает около 15 000 евреев; в некоторых источниках говорится о 20 000.

Леопольдштадт продолжает оставаться центром еврейской жизни в Вене. Доля населения иудаизма выше среднего - 3,1%. В этом районе города восемь ашкеназских и три сефардских синагоги или молитвенных дома, семь еврейских учебных заведений, а также множество кошерных магазинов и ресторанов.

Синагоги

Интерьер Stadttempel

За столетия в Вене было основано 93 синагоги. Единственная синагога, уцелевшая после погрома Хрустальной ночи, - это Stadttempel. С тех пор было создано несколько новых синагог и молельных залов.

См. Также

Ссылки

  1. ^ «Еврейская община Вены». Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  2. ^перепись 1890, 1900, 1910 Центральной комиссии KK Statistischen и перепись 1934 года и Statistisches Jahrbuch der Stadt Wien für das Jahr 1910, в: Ансон Рабинбах: Миграция галицких евреев в Вену. Ежегодник австрийской истории, Том XI, Berghahn Books / Rice University Press, Хьюстон, 1975, С. 48 (на немецком языке)
  3. ^Statistisches Jahrbuch der Stadt Wien 1930–1935 (Neue Folge. 3. Band), опубликованный Magistratsabteilung für Statistik. Содержит данные за 1910, 1923 и 1934 годы. (На немецком языке)
  4. ^Österreichische Historikerkommission: Schlussbericht der Historikerkommission der Republik Österreich. Band 1. Oldenbourg Verlag, Wien 2003, S. 85–87 (Ergebnis der Volkszählung 1934) (на немецком языке)
  5. ^Statistik Austria: Bevölkerung nach dem Religionsbekenntnis und Bundesländern 1951 bis 2001 (по состоянию на 15 января 2009 г.)) (на немецком языке)
  6. ^Георг Глокемайер: Zur Wiener Judenfrage. Verlag Günther, Leipzig Wien 1936. (Auf Grundlage der Volkszählung 1934.) (на немецком языке)
  7. ^ Рут Беккерманн: Die Mazzesinsel. В: Рут Бекерманн (Hrsg.): Die Mazzesinsel - Juden in der Wiener Leopoldstadt 1918–38. Löcker, Wien 1984, ISBN 978-3-85409-068-7, S. 16f. (на немецком языке)
  8. ^Ариэль Музикант: Österreich ist anders, 12. Mai 2005. In: Der Standard, 4. Mai 2005 (на немецком языке)
  9. ^ Марияна Миликович: Von einer Blüte ist keine Rede - Dennoch tut sich was in der jüdischen Gemeinde: Der Campus im Prater eröffnet. Der Standard, 12. Сентябрь 2008 г., S. 2 (на немецком языке)
  10. ^Volkszählung der Statistik Austria, 2001 (на немецком языке)
  11. ^Ariel Muzicant : Österreich Ист Андерс. 12. Май 2005 г. В: Der Standard, 4. Май 2005 г. (на немецком языке)
  12. ^IKG Wien : Synagogen in Wien Архивировано 2009-04 -29 на Wayback Machine по состоянию на 31 января 2009 г. (на немецком языке)
  13. ^IKG Wien : Jüdische Schulen und Bildungsstätten Архивировано 2009-04- 29 на Wayback Machine, по состоянию на 31 января 2009 г. (на немецком языке)

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с иудаизмом в Вене.

Дополнительная литература

  • Рут Беккерманн : Die Mazzesinsel - Juden in der Wiener Leopoldstadt 1918–38., Wien 1984, ISBN 978-3-85409-068-7. (на немецком языке)
  • ,: Jüdisches Wien., Wien 2007, ISBN 978-3-85476-225-6. (на немецком языке)
  • ; (Ред.): Jüdischer Stadtplan Wien. Einst und jetzt. Stadtplan. Hrsg.: Jüdisches Museum der Stadt Wien. und Artaria, Wien 1993. (на немецком языке)
  • János Kalmár,: Das Jüdische Wien. Пихлер, Вена, 2000, ISBN 3-85058-182-9. (на немецком языке)
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте