Партизанский театр, который в США обычно называют «партизанский театр», является формой партизанской коммуникации возникла в 1965 году труппой пантомимы Сан-Франциско, которая в духе сочинений Че Гевары, из которых взят термин партизан, участвовала в выступлениях в общественных местах стремится к «революционным социально-политическим изменениям». Групповые выступления, направленные против войны во Вьетнаме и капитализма, иногда содержали наготу, ненормативную лексику и табу. которые шокировали некоторых зрителей того времени.
Guerrilla (по-испански «маленькая война») применительно к театральным мероприятиям описывает акт спонтанных, неожиданных выступлений в маловероятных общественных местах для ничего не подозревающих аудитория. Обычно эти выступления призваны привлечь внимание к политическим / социальным вопросам с помощью сатиры, протеста и карнавальных приемов. Многие из этих выступлений были прямым результатом радикальных социальных движений конца 1960-х - середины 1970-х годов. Партизанский театр, также называемый партизанским представлением, иногда связывают с театром агитпропа 1930-х годов, но он отличается от агитпропа включением тактики перформанса Дада.
Термин «Партизанский театр» был придуман Питером Бергом, который в 1965 году предложил его в качестве названия своего эссе о действиях труппы пантомимы Сан-Франциско, эссе, которое было впервые опубликовано в 1966 году. Термин «партизан» был вдохновлен отрывком из эссе 1961 года Че Гевары, который гласил:
Партизану нужна полная помощь народа... С самого начала вначале он имеет намерение разрушить несправедливый порядок и, следовательно, намерение... заменить старое чем-то новым.
Дэвис изучал пантомиму и современный танец в 1950-х годов и обнаружил commedia dell'arte. Осенью 1966 года около 20 членов труппы пантомимы Сан-Франциско расстались и основали свой собственный коллектив под названием диггеры, который получил свое название от группы радикалов 17 века в Англии.
Партизанский театр берет свое начало со многими формами политического протеста и уличного театра, включая агитпроп (агитация-пропаганда), карнавал, парады, театрализованные представления, политический протест, перформанс, хэппенинги и, в первую очередь, движение дадаизм. и партизанское искусство. Хотя это движение широко изучается в классах истории театра, объем исследований и документации о партизанском театре на удивление недостаточен. Термин «партизанский театр», кажется, появился в середине 1960-х годов в первую очередь как результат деятельности таких групп активистов, как Живой театр, Труппа пантомимы Сан-Франциско, Хлеб и Театр кукол, Эль Театро Кампесино и Свободный Южный театр. Это также имеет важные корни в «происшествиях » Аллана Капроу.
Первые широко задокументированные партизанские выступления были проведены под руководством Эбби Хоффман и Международной молодежной партии (йиппи). Одно из их самых громких событий произошло 24 августа 1967 года на Нью-Йоркской фондовой бирже, где Хоффман и другие йиппи бросили долларовые купюры на торговую площадку внизу. Это событие получило международную огласку, вызвав ажиотаж в СМИ. В своей более поздней публикации «Скоро станет главным кинофильмом» (1980) Хоффман называет свои выступления на телевидении со специально спланированной подрывной тактикой «партизанским театром».
Партизанский театр использовался в качестве демонстрации протеста противниками. -военная организация Вьетнамские ветераны против войны. В статье летом 1971 года, опубликованной в глянцевом журнале Ramparts, подробно описывалось одно такое представление в Вашингтоне, округ Колумбия :
«Отряд солдат прошел через часть, примыкающую к Капитолию США. Они были грязными. выглядевшие солдаты, одетые в джунгли и широкополые «шляпы» с поднятыми кверху полями. Прыгнув через низкий забор, они начали кричать на группу туристов: «Хорошо. Держите это. Держите это. Никто не двигается. Никто не двигается». Их голоса были полны напряжения и гнева. Из толпы вырвался человек и бросился бежать. Сразу несколько солдат открыли огонь, и мужчина упал, схватившись за живот. На чистом тротуаре была видна кровь. Туристы в ужасе отвернулись. «Подсчитайте количество убитых», - крикнул солдат...
«Еще один отряд солдат вышел из-под ступенек Капитолия. 'Все в порядке. МНЕ БЫ. ID, - кричали они. «У тебя нет удостоверения личности, и ты ВК ». Они быстро схватили молодую женщину и увели ее, связывая ее запястья за спиной и тыкая винтовками... Они схватили [молодого] человека и бросили его на землю, связав ему руки за спиной. Несколько солдат ударили его ногами, как будто целившись в пах...
«Затем кто-то вынул длинный толстый охотничий нож, поднял рубашку мужчины, прижимая нож к его голому животу, и слегка надавил на него». Вы ВК? Вы ВК? Мужчина ничего не сказал. Его поставили на ноги и снова толкнули вниз. Затем ему приказали встать. На этот раз нож приставили к его шее, и тот же вопрос был повторен. По-прежнему без ответа. Мужчина оттащили... Затем солдаты ушли, и небольшая, менее рассерженная группа людей, одетых в форму цвета хаки, раздавала изумленным туристам листовки...
«« Здесь только что прошел взвод американской пехоты! » лист бумаги розового цвета был написан большими жирными буквами. «Если бы ты был вьетнамцем... Мы могли бы сжечь твой дом. Мы могли бы застрелить твою собаку. Мы могли бы застрелить тебя... ПОМОГИТЕ НАМ ЗАКОНЧИТЬ ВОЙНУ, ДО ТОГО, как они превратят твоего сына в мясника или трупа».
Другой партизанской перформанс-группой, продолжившей использование этого термина, была Партизанские девушки. Эта группа феминистских художников-активистов была создана в Нью-Йорке в 1985 году с целью привлечь внимание к нехватке женщин-художников в крупных художественных галереях и музеях. Guerrilla Girls начали свою работу с тактики партизанского искусства, которая расширилась до партизанского театра. Некоторые общие практики в их методах партизанского театра, которые были воспроизведены другими группами, включают появление в костюмах, использование вымышленных имен и сокрытие своей личности.
Истоки и наследие партизанского театра можно увидеть в работе этих политических / перформанс-групп: