Джироламо Далла Каса (также известный как Иеронимо де Удене, умер в 1601 году) был Итальянский композитор, инструменталист и писатель позднего Возрождения. Он был членом венецианской школы и, возможно, был более известным и влиятельным как исполнитель, чем как композитор.
Ничего не известно о его жизни до его прибытия в Венецию, но он, вероятно, родился в Удине где-то до середины 16 века. Впервые он был нанят музыкальным учреждением Базилика Святого Марка 29 января 1568 года вместе с двумя его братьями, Джованни и Николо, где они сформировали первый постоянный инструментальный ансамбль (Арнольд и Марсиалис 2001). Звучная акустическая среда этой базилики была центром деятельности венецианцев. Джованни Габриэли явно имел в виду группу Даллы Каса для большей части своей музыки, и предполагается, что Далла Касас играли во многих сложных полихоральных композициях того времени.
В 1572 году Далла Каса служил венецианским агентом по покупке большого количества духовых инструментов и печатных изданий музыки для двора Иоанна Австрийского, сводного брата Филиппа II Испания и герой битвы при Лепанто в предыдущем году. Сделка, совершенная через постоянного посла Испании в Венеции Диего Гусмана де Силва, составила значительную сумму в 154 scudi, 3 лир и 20 солди золотом. Приобретенные инструменты включали четыре тенора и два сопрано шаума, шесть альтов корнетов, пять немых корнетов, два больших [басовых?] Корнета, два дульциана и трубы из Нюрнберга и Аугсбурга. Необычно крупная сумма была начислена за "cassa di flautirossi" (ящик с большими записывающими устройствами ), в который, возможно, входили несколько SATB супругов. Музыка включала пять печатных книг Чиприано де Роре, четыре книги Орландо ди Лассо, четыре книги Винченцо Руффо и сборник Педро. Герреро, а также другие книги, содержание которых не было указано в квитанции, датированной 20 февраля 1572 года и подписанной рукой Даллы Каса (Левин и Зон 2005, 439–40, 442–44).
Далла Каса был виртуозным игроком на корнетте (Дики, 1982,, 26;, Уитвелл, 1996,, 116), который он охарактеризовал как «самый выдающийся из всех. духовые инструменты... потому что он имитирует человеческий голос лучше, чем другие инструменты »(Dalla Casa 1584, 1: A2 verso).
Использование Dalla Casas Габриэли и Святого Марка предвещало и могло повлиять на развитие стиля концертино - рипиено концерт гроссо в стиле позднего барокко. Будучи небольшой группой виртуозных инструменталистов, играющих в отличие от более крупных инструментальных и вокальных сил, выстроенных вокруг них, и находясь в центре чрезвычайно влиятельного стилистического движения, они функционировали как ранняя форма концертино. Большая часть музыки, которую Габриэли и другие венецианцы написали для них, сохранилась.
Две книги мадригалов и одна книга мотетов сохранились благодаря его композиционным произведениям, которые, вероятно, был не большим. Однако более важным для музыковедения был его трактат 1584 г., состоящий из двух частей, о орнаменте (Il vero modo di diminuir), который дает ясные и точные примеры орнамента, который практиковался в пении. и играл в то время французские шансоны и итальянские мадригалы. В отличие от более ранних трактатов по орнаментам, Dalla Casa представила короткие орнаментальные узоры с отрывистыми и прерывистыми ритмами, такие как тремоли гроппизати и гроппи батут, чтобы подчеркнуть отдельные ноты и усилить их эмоциональный эффект. Уменьшение интервальных пропусков шестой, седьмой и октавной частей также впервые появляется в этом трактате, который, следовательно, считается концом чисто ренессансного стиля орнамента и началом барочной практики (Horsley 1951, 14–16). Из этого трактата ясно, что полифонические произведения обычно исполнялись без украшений, но произведения в более гомофоническом стиле, и особенно грандиозные полифонические произведения с частыми секционными изменениями и заметными каденциями, были украшены орнаментами, некоторые из которых присутствуют в нотной записи.
.