Чиприано де Роре

редактировать
Деталь миниатюры Чиприано де Роре работы Ганса Мюлиха, вероятно, 1558 или 1559 гг.

Чиприано де Роре ( изредка Киприано ) (1515 или 1516 - с 11 по 20 сентября 1565) был франко-фламандским композитором Возрождения, работавшим в Италии. Он был не только центральным представителем поколения франко-фламандских композиторов после Жоскена де Пре, который уехал жить и работать в Италию, но он был одним из самых выдающихся композиторов мадригалов в середине XIX века. 16-ый век. Его экспериментальный, хроматический и очень выразительный стиль оказал решающее влияние на последующее развитие этой светской музыкальной формы.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Венеция и Феррара
    • 1.3 Отъезд из Феррары; последние годы
  • 2 Музыка и влияние
    • 2.1 Духовная музыка
    • 2.2 Светская музыка
  • 3 Произведения
    • 3.1 Светская музыка
    • 3.2 Духовная
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки и дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Ранние годы

Мало что известно о молодости Рора. Его вероятные годы рождения (1515/1516) известны по возрасту на момент смерти (49, записано на его надгробии в соборе в Парме ), а его вероятным местом рождения был небольшой город во Фландрии, Ронсе (Ренэ), прямо на границе между франко- и голландскими языками. Недавние исследования установили, что его родителями были Селестин Роре (умер до 1564 г.) и Барбара Ван Коппенолле, и у него было как минимум два брата и сестры, Франциск и Селестин. Семья была активна в Ронсе по крайней мере с 1400 года, и их герб появился как на его личной печати, так и на его надгробии в Пармском соборе.

Где он получил музыкальное образование, неизвестно. Основываясь на многообещающей фразе из мадригала 1559 года, посвященного Маргарите Пармской, незаконнорожденной дочери императора Священной Римской империи Карла V, которая подразумевает долгую связь с ней, он, возможно, сопровождал ее. когда она уехала в Неаполь в 1533 году, до замужества в семье Медичи. Маргарет родилась в городе в нескольких минутах ходьбы от места рождения Рора. До этой спекулятивной поездки Роре, возможно, проходил обучение старинной музыке в Антверпене. Многие одаренные певцы из Нидерландов отправились в Италию в детстве или юношестве, часто будучи обнаруженными в гостях у знати; оба Орланде де Лассус и Джаш де Верт при сходных обстоятельствах отправились в южную Италию. Когда Маргарет вышла замуж за Алессандро Медичи в 1536 году, Роре, возможно, пошел своим путем; однако считается, что он получил некоторое музыкальное образование в Италии во время службы с Маргарет.

Венеция и Феррара

Хотя давно утверждалось, что Роре учился в Венеции с Адриан Уилларт, и что он был певцом в Сан-Марко, никаких конкретных документов ни по одному из этих событий найдено не было; в некоторых посвящениях в его венецианских публикациях он упоминается как «ученик» или «последователь», но не как ученик. Тем не менее, он был тесно связан с Уиллаертом и его соратниками на протяжении большей части своей карьеры и посетил Венецию по крайней мере один раз до 1542 года. Начиная с этого года, документация о местонахождении Роре становится более ясной. В письме, написанном 3 ноября 1542 года, указано, что он находился в Брешии, где, как было известно, оставался до 16 апреля 1545 года. Именно в этот период он начал приобретать известность как композитор, издавая книги при содействии венецианского печатника Скотто., его первая книга мадригалов 1542 года, а также две книги песнопений 1544 и 1545 годов. Перепечатки этих произведений двумя годами позже Скотто и Гардане показали их высокое уважение. Их техническое мастерство и стилистическая заслуга перед Уиллаертом и его окружением делают раннюю связь с Венецией разумным предположением.

Затем Роре отправился в Феррару, где платежные ведомости показывают, что он был маэстро ди капелла (хормейстер), начиная с 6. Май 1546 г. Это было начало чрезвычайно продуктивной части его жизни; Находясь на службе у герцога Эрколе II д'Эсте, он писал мессы, мотеты, шансоны и, конечно же, мадригалы, многие из которых были актуальными, а некоторые касались вопросов, касающихся самого двора. В 1556 году герцог Эрколе наградил Роре бенефициаром за его исключительную службу. Также в годы Феррары Роре начал развивать свои отношения с двором Альбрехта V Баварского в Мюнхене, посылая им музыку и имея 26 мотетов, созданных в тщательно иллюстрированной рукописи с миниатюрами. В 1558 году он попросил у своего работодателя в Ферраре отпуск, чтобы вернуться на родину, чтобы заботиться о своих больных родителях. По дороге он остановился в Мюнхене и 1 мая прибыл в город, где помогал в подготовке рукописи мотета и позировал портрету Мюлиха. Документ от сентября 1558 года помещает его во Фландрию, где он помогал своей невестке с имущественными делами после смерти Келистина, своего брата. К декабрю он вернулся в Феррару.

Отъезд из Феррары; последние годы

В июле 1559 года Роре снова покинул свой пост в Ферраре, возможно потому, что новый герцог Альфонсо II д'Эсте предпочел Франческо далла Виола, член старое семейство Феррара - иностранцу. Еще раз он отправился на север, на свою родину; на этот раз он не должен был возвращаться на службу Эсте.

Ситуация на его родине ухудшилась из-за разрушительных действий Войн за независимость, и когда Роре достиг ее осенью 1559 года, он обнаружил, что его родной город, Ронсе, был разрушен.. Не имея возможности вернуться на работу в Ферраре, он снова поступил на службу в Дом Фарнезе и после пребывания в Антверпене снова вернулся в Италию, на этот раз в Парму, в 1560 году. Несчастный там - Парма не был интеллектуальным и культурным центром на уровне Феррары или Венеции - он уехал в 1563 году, ненадолго заняв престижную должность маэстро ди капелла на Св. Марка о смерти его наставника Адриана Уилларта. Однако он сохранил этот пост только в 1564 г., когда вернулся в Парму; Причиной отъезда из Венеции он назвал беспорядок в часовне и недостаточную зарплату.

Он умер в Парме в следующем году по неизвестным причинам в возрасте 49 лет и был похоронен в соборе этого города. Лодовико Роре, его племянник, установил надгробие, указав в эпитафии, что его имя не будет забыто даже в далеком будущем.

Музыка и влияние

Роре был одним из самых влиятельных людей. композиторов середины шестнадцатого века, главным образом благодаря распространению его мадригалов. Его книга 1542 года была выдающимся событием и признавалась таковой в то время: в ней было установлено пять голосов в качестве нормы, а не четыре, и она сочеталась с полифонической текстурой нидерландского мотета с итальянской светской формой, привносящей серьезность тона, которая должна была стать одной из преобладающих тенденций в композиции мадригалов вплоть до семнадцатого века. Все линии развития мадригала в конце века можно проследить до идей, впервые увиденных в Роре; согласно Альфреду Эйнштейну, его единственным истинным духовным преемником был Клаудио Монтеверди, другой революционер. Однако в своей духовной музыке Роре был более ретивым, показывая свою связь со своими нидерландскими корнями: его массы, например, напоминают работы Жоскена де Пре.

Роре написал 107 мадригалов, которые надежно защищены приписывают ему; 16 светских латинских сочинений, похожих по форме на мадригалы; не менее семи шансонов ; 53 мотетов, из которых 51 сохранился; страсти по Иоанну; пять настроек массы ; некоторые Magnificats ; и несколько других работ.

Духовная музыка

Хотя Роре наиболее известен своими итальянскими мадригалами, он также был плодовитым композитором духовной музыки, как месс, так и мотетов. Жоскен был его отправной точкой, и он развил многие из своих приемов, взяв за основу стиль более старого композитора. Первые три мессы Роре - это ответ на вызов его наследию и на музыку его предшественника, Хоскена. В дополнение к пяти мессам он написал около 80 песнопений, множество псалмов, светских песнопений и постановку Страстей по Иоанну.

Светская музыка

Как композитор мадригалов. тем не менее, этот Рор добился прочной славы. Его мадригалы публиковались в основном между 1542 и 1565 годами, и он был одним из самых влиятельных мадригалистов середины века. Его ранние мадригалы отражают стили Уилларта с использованием четкой дикции, плотного и непрерывного контрапункта и всепроникающей имитации. Эти произведения в основном для четырех или пяти голосов, один на шесть, другой на восемь. Тон его письма имеет тенденцию к серьезному, особенно в отличие от легкого характера работ его предшественников, таких как Аркадельт и Вердело. Роре решил не писать мадригалы легкомысленного характера, предпочитая сосредоточиться на серьезных предметах, включая произведения Петрарки и трагедии, представленные в Ферраре. Роре тщательно выявлял различные настроения текстов, которые он задавал, разрабатывая для этой цели музыкальные приемы; кроме того, он часто игнорировал структуру строки, разделение строк и рифму, считая ненужным соответствие музыкальных и поэтических строк.

Кроме того, Роре экспериментировал с хроматизмом, следуя некоторым идеям своего современника Никола Вичентино. В своей работе он использовал все возможности полифонии, которые были развиты к середине XVI века, включая имитацию и канонические методы, и все это служило тщательной настройке текста.

Он оказался образцом, которым многие из за ним последовали великие мадригалисты конца шестнадцатого века, включая Клаудио Монтеверди. Согласно Альфреду Эйнштейну, писавшему в «Итальянском Мадригал» (1949), истинным духовным преемником Роре был Монтеверди. Эйнштейн также сказал: «Роре является ключом ко всему развитию итальянского мадригала после 1550 года».

Роре также сочинял светские латинские песнопения, относительно необычную «переходную» форму в середине 16 века. Эти мотеты, являясь светским вариантом обычно священной формы, соответствовали священному мадригалу, madrigale spirituale, который был священным вариантом популярной светской формы. Стилистически эти мотеты похожи на его мадригалы, и он публиковал их на протяжении всей своей карьеры; время от времени они появлялись в сборниках мадригалов, например, в его посмертной Пятой книге для пяти голосов (1566 г.), и он также включил некоторые из них в сборник песнопений для пяти голосов, опубликованный в 1545 г.

Сочинения

Светский

  • I madrigali (Венеция, 1542, пять голосов)
  • Il primo libro de madregali cromatici (Венеция, 1544, пять голосов; расширение публикации 1542 года)
  • Il secondo libro de madregali (Венеция, 1544, пять голосов)
  • Il terzo libro di madrigali, (Венеция, 1548, пять голосов)
  • Musica... sopra le stanze del Petrarcha... libro terzo (Венеция, 1548, пять голосов)
  • Il primo libro de madrigali (Феррара, 1550, пять голосов) (также содержит шансоны на французском языке)
  • Il Quarto libro d'imadregali (Венеция, пять голосов)
  • Il secondo libro de madregali, (Венеция, 1557, четыре голоса)
  • Li madrigali libro Quarto, (Венеция, 1562, пять голосов)
  • Le vive fiamme de 'vaghi e dilettevoli madrigali, (Венеция, 1565, четыре и пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
  • Il quinto libro de madrigali (1566, пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
  • Множество дополнительных сочинений в антологиях между 1547 и 1570 годами

Священные

  • Motectorum liber primus (Венеция, 1544, пять голосов)
  • Motetta (Венеция, 1545, пять голосов)
  • Il terzo libro di motetti (Венеция, 1549, пять голосов)
  • Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem (Париж, 1557; от двух до шести голосов)
  • Motetta (Венеция, 1563, четыре голоса)
  • Sacrae cantiones (Венеция, 1595; пять-семь голосов)

Примечания

Ссылки и Дополнительная литература

  • Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения. New York, Norton, 1998. ISBN 0-393-97169-4
  • Браун, Ховард М. и Луиза К. Штайн. Музыка в эпоху Возрождения, Второе изд. Нью-Джерси: Прентис Холл, 1999.
  • Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1949. ISBN 0-691-09112-9
  • Джонсон, Элвин Х. «Сиприано де Роре», в словаре New Grove. музыки и музыкантов, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Оуэнс, Джесси Энн : "Rore, Cipriano de", Grove Music Online, изд. L. Macy (доступ 18 ноября 2007 г.), (доступ по подписке)
  • Reese, Gustave. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:18:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте