U-123 в Лорьян в феврале 1942 года | |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя: | U-123 |
Заказано: | 15 декабря 1937 г. |
Строитель: | DeSchiMAG AG Weser, Бремен |
Номер верфи: | 955 |
Заложен: | 15 апреля 1939 г. |
Спущен на воду: | 2 марта 1940 г. |
Введен в эксплуатацию: | 30 мая 1940 г. |
Списан: | 17 июня 1944 г. |
Судьба: | Затоплен в Лорьян, Франция, в августе 1944 г. |
Франция | |
Имя : | Blaison |
Приобретено : | 1945 |
Списано : | 18 августа 1959 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | Немецкая подводная лодка типа IXB |
Водоизмещение: |
|
Длина: |
|
Ширина: |
|
Осадка: | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность: |
|
Силовая установка: |
|
Диапазон: |
|
Глубина испытания: | 230 м (750 футов) |
Состав: | 4 офицера, 44 в зачислении |
Вооружение: |
|
Обслуживание запись | |
В составе: |
|
Идентификационные коды: | M 08 800 |
Com manders: | |
Операции: |
|
Победы: |
|
немецкая подводная лодка U-123 была подводной лодкой типа IXB из нацистской Германии Kriegsmarine действовавшие во время Второй мировой войны. После этого конфликта она стала французской подводной лодкой Blaison (Q165), пока не была списана 18 августа 1959 года.
U-123 была заложена 15 апреля 1939 года на верфи AG Weser в г. Бремен как верфь номер 955. Она была спущена на воду 2 марта 1940 г. и сдана в эксплуатацию 30 мая с капитанлейтнантом Карлом- Хайнц Мёле (экипаж 30) командует. 19 мая 1941 года его сменил Кптлт. Райнхард Хардеген (экипаж 33), которого сменил, в свою очередь, 1 августа 1942 года его вахтенный офицер оберлейтенант zur See Хорст фон Шрётер (экипаж 37b). Он оставался командующим до тех пор, пока лодка не была списана в 1944 году.
немецкие подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных немецких подводных лодок типа IX, позже получивших обозначение IXA. U-123 имел водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) на поверхности и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут), прочный корпус длиной 58,75 м (192 футов 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 футов). 2 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов) и осадку 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка оснащалась двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными, девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 л.с. (3240 л. кВт; 4340 л.с.) для использования на поверхности, два Siemens-Schuckert 2 GU 345/34 электродвигателей двойного действия общей мощностью 1000 метрических лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. У нее было два вала и два гребных винта 1,92 м (6 футов) . Лодка могла работать на глубине до 230 метров (750 футов).
Подводная лодка имела максимальную надводную скорость 18,2 узла (33,7 км / ч; 20,9 миль / ч) и максимальную скорость под водой 7,3 узлов (13,5 км / ч; 8,4 миль / ч). В затопленном состоянии лодка могла двигаться на 64 морских мили (119 км; 74 мили) со скоростью 4 узла (7,4 км / ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог пройти 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-123 был оснащен шестью 53,3 см (21 дюйм) торпедными аппаратами (четыре на носу и два на корме), 22 торпедами, один 10,5 см ( 4,13 дюйма) морское орудие SK C / 32, 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C / 30, а также 2 см (0,79 дюйма) C / 30 зенитное орудие. Лодка имела экипаж из сорока восьми человек.
U-123 провела 12 боевых патрулей, потопив 45 кораблей на общую сумму 227 174 брутто-регистровых тонн. (GRT) и нанесение ущерба шести другим на общую сумму 53 568 GRT. Среди них были четыре нейтральных шведских купца :, и.
Первый патруль U-123 начался с ее вылета из Киля 21 сентября 1940 года. Ее маршрут пролегал через Северное море, через разрыв между Фарерскими и Шетландскими островами и в Атлантический океан к западу от Ирландии. В октябре она потопила шесть кораблей, в том числе «Шекатику», в которую было сброшено не менее пяти торпед, прежде чем она пошла на восток юго-восток от Роколл. Тем не менее, перед тем, как она упала, ее частичный груз ямных опор свободно плавал.
Лодка пришвартовалась в Лорьян в оккупированной Франции 23 октября.
U-123 вернулась в тот же район для второго патруля, что и для первого. Она также добилась такого же успеха, отправив на дно еще пятерых торговцев. Путешествие было сорвано 17 ноября 1940 года, когда за бортом пропал механикергефрайтер Фриц Пфайфер. После затопления британского конвоира-брейкдера SS Cree (торпедировано и потоплено 21 ноября с потерей всех рук) лодка была серьезно повреждена 3 ноября в результате столкновения с неизвестным объектом («вероятно, конвойное судно»).
Она вернулась в Лорьян 28 ноября.
Ее рейтинг постоянно рос, потопив еще четыре корабля. Один из них, Grootekerk, был затоплен после девятичасовой погони примерно в 330 морских миль (610 км; 380 миль) к западу от Роколла. Выживших не было.
Отправляясь дальше к западу от Ирландии во время своего четвертого вылета, лодка 17 апреля 1941 года потопила одно судно, Венесуэла. Это было другое судно, которому потребовалось пять торпед для обеспечения его уничтожения. Выживших тоже не было.
Отправившись из Лорьяна 10 апреля, он вернулся в тот же порт 11 мая.
Патруль номер пять проводился в Атлантике, но в районе Азорских островов и Канарских островов. Первой ее жертвой на этот раз стал Ganda, нейтральный корабль весом 4300 тонн, зарегистрированный в Португалии. Она погибла 20 июня 1941 года. После того, как она затонула от торпед и обстрела, стало ясно, каков ее статус. По возвращении в Лорьян военный дневник U-123 (KTB) был изменен по приказу штаба подводных лодок (BdU).
Подводная лодка потопила четыре других корабля в период с 27 июня по 4 июля, но был заряжен на глубину в течение 11 часов 27 июня и покинул его только нырянием на глубину 654 футов (199 м). 12 августа она также подверглась безуспешному нападению конвоя к западу от Португалии, хотя и получила умеренные повреждения.
Несмотря на то, что U-123 пересекла Атлантику, она обнаружила, что сборы довольно малы, ей удалось повредить вооруженный торговый крейсер (AMC) HMS Aurania 21 октября 1941 г. и взять в плен одного члена экипажа. Корабль ехал позади конвоя SL-89 вместе с пятью другими АМС. Судно было поражено двумя торпедами, но пустые бочки в трюмах удерживали его на плаву. Список с 25 градусов был сокращен до 15 градусов; люди покинули корабль преждевременно - отсюда и PoW. Корабль продолжил плавание, правда, на пониженной скорости.
U-123 принял участие в открытии Unternehmen Paukenschlag («Операция« Удар барабана »), также называемой« Второе счастливое время »в январе 1942 года. Она начала с того, что потопила грузовое судно Cyclops примерно в 125 морских милях (232 км; 144 мили) к юго-востоку от мыса Сейбл, Новая Шотландия 12-го числа. Двигаясь вдоль побережья, она потопила Норнесс, Коимбру, Норвану, Атланту и латвийскую Цильтваиру. Вечером 14 января она подошла к Нижнему заливу Нью-Йорка и увидела освещенный Нью-Йорк. Ей также приписывают потопление Сан-Хосе 17 января, хотя на самом деле это судно было потеряно в результате столкновения. "Малай" был поврежден только потому, что Хардеген недооценил ее размер и решил использовать палубную пушку, а не торпеду. Ссылаясь на неподготовленность американцев, он прокомментировал после того, как потопил Norvana: «Вот несколько симпатичных буев, которые мы оставляем янки на подходах к гавани в качестве замены плавучим маякам.
U-123 была атакована самолетом в районе Нью-Йорка, но отступила без каких-либо повреждений. Ей также повезло сбежать 19 января, когда «Космос II» (возглавляемый капитаном Эйнаром Гледичем из Сандефьорда, Норвегия) попытался протаранить лодку Орегон-Инлет. В какой-то момент корабль находился всего в 75 м (82 ярда) от немецкой подводной лодки, у которой был неисправный дизельный двигатель. Подводная лодка ускользнула, когда непокорная силовая установка была перезапущена в последнюю минуту и были выпущены сигнальные ракеты по мостику более крупного судна.
Гора Этна, которая подняла выживших с Пан НорвегииКулебра и Пан Норвегия, также были затоплены Бермудскими островами. К настоящему времени без торпед, а в случае с Pan Norway, лодка использовала последние боеприпасы палубной пушки и 37-мм зенитное орудие, чтобы уничтожить норвежское судно. Затем подводная лодка столкнулась с греческим кораблем Mount Aetna по швейцарскому чартеру, который был направлен к выжившим.
Вторая миссия лодки в Паукеншлаге также была успешной - затонула Muskogee и Empire Steel 22 и 23 марта 1942 года возле Бермудских островов, прежде чем приблизиться к восточному побережью США.
Затем она атаковала USS Atik, корабль Q. Этот замаскированный купец получил удар по левому борту, экипаж начал покидать корабль по правому борту. Подводная лодка подошла ближе, после чего Атик сбросила укрытие и открыла огонь из любого оружия. U-123 убежала (один человек погиб в бою), но она нырнула, вернулась и затопила американское судно торпедой. Выживших не было.
USS Carolyn, он же USS Atik AK-101Это был второй командующий патруль капитана Рейнхарда Хардегена, который процитировал из журнала боевого патруля U123 KTB следующее:
За исключением Хольцера, никто не был ранен, и испытание под низким давлением показало, что прочный корпус не поврежден. Нам невероятно повезло. На следующий день на мосту было зарегистрировано восемь попаданий калибра 20 мм. Когда мы вышли из зоны досягаемости, я спустился под палубу и увидел, что состояние F.z.See Holzer безнадежно. 20-миллиметровый снаряд разорвался в его правом бедре, разорвал плоть от тазобедренного сустава до колена и частично удалил ее. Не было видно, раздроблена ли кость. Нога висела только на небольших лоскутах кожи. Отрываем ногу. Мы могли только обернуть полотенце вокруг большой раны, потому что у нас не было достаточно перевязочного материала для таких травм. Сразу стало ясно, что такую травму невозможно вылечить даже врачом при таких обстоятельствах на борту подводной лодки. До следующей нейтральной гавани оставалось много дней, поэтому я решил упростить ему задачу и ввел значительную дозу морфина. Хольцер действовал смело и образцово. В течение часа он был в сознании, ни слова не жаловался.
Ф.з. Зее Хольцер был похоронен в море на следующий день.
Лодка потопила или повредила еще восемь кораблей; многие из них отдыхают на морском дне на мелководье с частями корпуса над поверхностью. Одним из таких судов была «Оклахома», которая, хотя 8 апреля была отправлена на глубину 40 футов (12 м), была повторно спущена на воду, отремонтирована и возвращена в эксплуатацию в декабре 1942 года. Другое судно, Gulfamerica, было смертельно ранено примерно в пяти милях от Джексонвилл, Флорида 11 апреля. Корабль совершал свой первый рейс из Филадельфии в Порт-Артур, штат Техас, с 90 000 баррелей мазута. В результате нападения погибли 19 членов экипажа. Она не тонула до 16 апреля.
Другой жертвой стал Гид Алкоа, который 17 апреля был атакован палубной пушкой на относительно близком расстоянии 400 м (440 ярдов) (у U-123 закончились торпеды).
Затем лодка вернулась в Лорьян 2 мая и проследовала в Берген в Норвегии, а затем совершила серию коротких путешествий в Кристиансанн, Орхус., Киль и Штеттин.
Для своего девятого патруля U-123 покинула Киль 5 декабря 1942 года и вернулась в Атлантику. Она потопила Барона Кокрейна 29-го числа после того, как корабль уже был поврежден U-406 и пропущен U-591. U-123 также повредила Empire Shackleton, вооруженный катапультами торговец к северу от Азорских островов. (Затонувший корабль был потоплен U-435 в тот же день).
Лодка вернулась в Лорьян 6 февраля 1943 года.
U-123 отплыл к западноафриканскому побережью. Она потопила зарегистрированный в Испании теплоход 8 апреля 1943 года к западу от Конакри, Французская Гвинея. Согласно морским правилам, на нейтральном корабле с обеих сторон был нарисован испанский флаг. Командир Хорст фон Шрётер приказал выстрелить 3 торпеды, и она затонула менее чем за минуту. Подводная лодка всплыла, командир подтвердил, что она только что потопила нейтральный корабль, спросил: «Какой корабль?» и ушел, не оказав никакой помощи 40 выжившим (пятеро погибли вместе с кораблем).
Через несколько дней военный траулер спас с лодки 29 выживших. 11 человек на отдельном плоту погибли. Дело было замалчено правительством Франко; действительно, выжившим было приказано заткнуться. Карьера командира Хорста фон Шрётера не пострадала от этого дела, и после войны он даже стал командующим НАТО.
U-123 также была успешна против британской подводной лодки, 100 морских миль (190 км; 120 миль) к юго-западу от Фритауна в Сьерра-Леоне 18 апреля. В тот же день она потопила Empire Bruce также к юго-западу от Сьерра-Леоне. 29 апреля, 5 мая и 9 мая она потопила еще три корабля у Монровии. Это включало судно Holmbury, которое было потоплено 5 мая двумя торпедами и артиллерийским огнем. Экипаж (за вычетом двух пожарных, погибших от первой торпеды) выжил после отплытия к побережью Либерии на одной оставшейся спасательной шлюпке. Капитана Дж. Б. Лоусона доставили на борт U-123, где к нему безупречно обратился фон Шрётер. Фон Шрётер пообещал послать Лоусону соответствующие фотографии через год после окончания войны - и сделал это. (подробно описано в «70 правдивых историях Второй мировой войны», Odhams Press, 1953)
U-123 был глубоко заряжен у берегов мыса Финистерре (северо-запад Испания) кораблями сопровождения союзников примерно 25 августа 1943 г. Она также подверглась нападению британского De Havilland ('Tse Tse') Mosquito из No. 618-я эскадрилья RAF 7 ноября 1943 г.; этот самолет, пилотируемый летным офицером А.Дж.Л. Боннетт из Королевских канадских ВВС был вооружен 6-фунтовой (57-мм) пушкой Молинса, и это была первая атака на подводную лодку с одним из этих вооружений. Боннетт произвел восемь выстрелов по U-123 и добился нескольких попаданий в боевую рубку и корпус субмарины. Лодка не могла совершить погружение из-за отверстия в прочном корпусе размером 18 на 6,5 см (7,1 на 2,6 дюйма). Один член экипажа, Бутсмаат Гюнтер Струве, был убит и двое ранены.
Последний патруль U-123 был ее самым долгим - 107 дней, но после инцидентов предыдущих одиннадцати это был своего рода анти-кульминационный момент. Она вернулась в Лорьян, не сумев повторить свой успех, 24 апреля 1944 года.
Лодка была выведена из эксплуатации в Лорьяне 17 июня 1944 года, там она была затоплена. 19 августа. Она была поднята французами в 1945 году после капитуляции Германии и стала французской подводной лодкой Blaison (Q165) . Она была списана 18 августа 1959 года.
U-37, подводная лодка, очень похожая на U-123 в Лорьяне в 1940 году. Обратите внимание на сдвоенные рули.Дата | Корабль | Национальность | Тоннаж | Судьба |
---|---|---|---|---|
6 октября 1940 г. | Бенлаверс | UK | 5943 | Потоплен |
10 октября 1940 г. | Грейгвен | UK | 3,697 | Потоплен |
19 октября 1940 г. | Боекело | Нидерланды | 2118 | Затонул |
19 октября 1940 г. | Клинтония | UK | 3,106 | Затоплено |
19 октября 1940 г. | Седжпул | UK | 5,556 | Затоплено |
19 октября 1940 г. | Шекатика | UK | 5,458 | Потоплен |
22 ноября 1940 г. | Кри | UK | 4,791 | Потоплен |
23 ноября 1940 | Антен | Швеция | 5,135 | Потоплен |
23 ноября 1940 года | Король Идвал | UK | 5,115 | Потоплен |
23 ноября 1940 года | Оуккрест | UK | 5,407 | Затоплен |
23 ноября 1940 года | Таймерик | UK | 5,228 | Затоплен |
24 Январь 1941 г. | Веспасиан | Норвегия | 1570 | Потоплен |
4 февраля 1941 г. | Имперский инженер | UK | 5,358 | Потоплен |
15 февраля 1941 г. | Алнмур | UK | 6,573 | Затоплен |
24 февраля 1941 г. | Grootekerk | Нидерланды | 8685 | Затоплен |
17 апреля 1941 г. | Венесуэла | Швеция | 6,991 | Потоплен |
20 июня 1941 г. | Ганда | Португалия | 4,333 | Потоплен |
27 июня 1941 г. | Оберон | Нидерланды | 1996 | Потоплен |
27 июня 1941 г. | PLM 22 | UK | 5,646 | Затоплен |
29 июня 1941 г. | Рио-Азул | UK | 4,088 | Затоплен |
4 июля 1941 г. | Аудитор | UK | 5,444 | Потоплен |
21 октября 1941 г. | HMS Aurania | UK | 13,984 | Поврежден |
12 января 1942 г. | Циклоп | UK | 9,076 | Потоплен |
14 января 1942 г. | Норнесс | Панама | 9 577 | Потоплен |
15 января 1942 г. | Коимбра | UK | 6768 | Потоплен |
17 января 1942 г. | Октавиан | Норвегия | 1345 | Потоплен |
19 января 1942 г. | Цильтваира | Латвия | 3799 | Потоплен |
19 января 1942 года | Город Атланта | США | 5269 | Потоплен |
19 января 1942 года | Малайзия | США | 8206 | Повреждено |
19 января 1942 г. | Норвана | США | 2,677 | Затоплено |
25 января 1942 | Кулебра | UK | 3,044 | Потоплен |
27 января 1942 г. | Пан Норвегия | Норвегия | 9321 | Потоплен |
22 марта 1942 года | Маскоги | США | 7,034 | Потоплен |
24 марта 1942 года | Empire Steel | UK | 8,138 | Потоплен |
27 марта 1942 г. | USS Atik | США | 3,209 | Потоплен |
2 апреля 1942 г. | Liebre | США | 7,057 | Повреждено |
8 апреля 1942 г. | Эссо Батон-Руж | США | 7,989 | Повреждено |
8 апреля 1942 года | Оклахома | США | 9,264 | Повреждено |
9 апреля 1942 года | Эспарта | США | 3,365 | Потоплен |
11 апреля 1942 г. | Gulfamerica | США | 8,081 | Потоплен |
13 апреля 1942 г. | Корсхольм | Швеция | 2,647 | Затонул |
13 апреля 1942 г. | Лесли | США | 2 609 | Затонул |
13 апреля 1942 г. | Руководство Alcoa | США | 4,834 | Потоплен |
29 декабря 1942 года | Empire Shackleton | UK | 7068 | Поврежден |
8 апреля 1943 года | Кастильо Монтеалегре | Испания | 3972 | Затоплен |
18 апреля 1943 г. | Империя Брюс | UK | 7,459 | Затоплен |
18 апреля 1943 г. | HMS P-615 | UK | 683 | Потоплен |
29 апреля 1943 г. | Нанкин | Швеция | 5,931 | Потоплен |
5 мая 1943 года | Холмбери | UK | 4566 | Потоплен |
9 мая 1943 года | Канбе | UK | 6244 | Затонул |