Райнхард Хардеген

редактировать
Райнхард Хардеген
Hardegen 2016.jpg
Родился(1913-03-18) 18 марта 1913 г.. Бремен, Германия
Умер9 июня 2018 г. (2018-06-09) (в возрасте 105 лет). Бремен, Германия
ПриверженностьНацистская Германия
Служба / филиалРейхсмарине. Кригсмарине
Годы службы1934–45
ЗваниеKorvettenkapitän
Отряд3-я подводная лодка Флотилия. 2-я флотилия подводных лодок
КомандованиеU-147 (11 декабря 1940–4 апреля 1941). U-123 (19 мая 1941–31 Июль 1942 г.). 6-й пехотный полк морской пехоты (февраль – май 1945 г.)
Сражения / войныВторая мировая война
НаградыРыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
Другая работаБизнесмен и политик

Korvettenkapitän Рейнхард Хардеген (18 марта 1913 г. - 9 июня 2018 г.) командир немецкой подводной лодки во время Второй мировой войны. Он был 24-м наиболее успешным немецким командиром подводной лодки войны, потопив 115 656 брутто-регистровых тонн (БРТ) (22 корабля). После войны он провел полтора года в качестве британского военнопленного, прежде чем начать успешный бизнес по торговле нефтью и служить членом городского совета Бремена (Bürgerschaft ) более 32 лет.

Содержание
  • 1 Вторая мировая война
    • 1.1 Первый барабанный патруль
    • 1.2 Второй барабанный патруль
    • 1.3 Береговая служба
  • 2 Дальнейшая жизнь
  • 3 награды
  • 4 ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Библиография
Вторая мировая война

Хардеген служил в должности 1.WO (первый вахтенный офицер) при капитанлейтнанте Георг-Вильгельм Шульц на борту U-124 и после двух боевых патрулей получил свое собственное командование, подводная лодка типа IID U-147, действующая из Киля, 11 декабря 1940 года. Лодка была готова к своему первому патрулированию незадолго до Нового года, и после посещения базы подводных лодок в Бергене U-147 была приказал патрулировать маршруты конвоев к северу от Гебридских островов.

. На второй день патрулирования Хардеген выпустил торпеду, которая провалилась. o взорваться против большого торгового корабля, прежде чем его заставят погрузиться в воду после того, как он принял эсминец за торговое судно. Во время пикирования люк башни был поврежден, из-за чего U-147 через короткое время всплыла на поверхность для лихорадочного ремонта всего в нескольких сотнях метров от эсминца. Однако сгущавшаяся темнота спасла лодку от обнаружения. Утечка воды повредила дизельные двигатели на борту лодки, вынудив Хардегена задействовать электродвигатели, когда поздно ночью он увидел проходящего мимо другого торговца. Несмотря на замедление, подводная лодка имела достаточную скорость, чтобы сократить расстояние и запустить торпеду, которая потопила грузовое судно. После допроса экипажа Хардеген узнал, что это норвежский пароход Augvald 4,811 GRT. Несколько дней спустя Хардеген снова атаковал два грузовых корабля, но обнаружил, что его торпеды отсутствуют или не взорвались. Вскоре после этого ему было приказано вернуться в Киль.

После завершения патрулирования, Хардеген получил команду U-123, подводной лодки типа IXB, действующей на территории Лорьян. Первое патрулирование Хардегена с U-123 началось 16 июня 1941 года с курсом в водах Западной Африки для атаки британских судов в районе Фритауна.

20 июня Хардеген потопил нейтральное португальское судно Ganda, ошибочно приняв ее за британское грузовое судно. Позже Дёниц приказал удалить все упоминания об этом потоплении из журналов U-123, и этому вопросу было уделено мало внимания. Это было одно из двух известных изменений Kriegstagebuch по приказу Дёниц, другое касалось затопления лайнера SS Athenia.

. Его следующий патруль в октябре 1941 г. привел его в Северная Атлантика. 20 октября он перехватил конвой и атаковал британский вспомогательный крейсер HMS Aurania (13 984 тонны). Хотя крейсер был сильно поврежден, его отбуксировали в гавань для ремонта. Однако часть экипажа покинула крейсер, и Хардеген подобрал выжившего, который был доставлен во Францию ​​в качестве военнопленного. Это побудило Хардегена заявить о потоплении.

Первый барабанный патруль

23 декабря 1941 года U-123 отправилась на первый этап операции «Драмбит». Пять лодок, которых Дёниц смог собрать, были отправлены к американскому побережью, чтобы воспользоваться неразберихой в сети обороны Восточного побережья вскоре после объявления войны. Хардегену было приказано проникнуть в прибрежные районы вокруг Нью-Йорка, однако из-за необходимости строгой оперативной секретности для выполнения этой задачи карты района не были выпущены из магазинов в Лориенте, и у Хардегена были только большие морские карты, а также карманный атлас Кнаура (его собственный) для навигации.

После потопления Циклопа и Норнесса, Хардеген решил затопить (поставить лодку на дно океана) лодке и дождитесь наступления темноты, прежде чем отправиться в саму гавань. Ночью 15 января Хардеген вошел в гавань, едва не высадив лодку на берег, когда принял береговой свет за легкий корабль. Экипаж U-123 был в восторге, когда они оказались в пределах видимости самого города, все огни горели ярко, но Хардеген задержался ненадолго из-за отсутствия торгового движения. Он действительно потопил британский танкер Coimbra (6 768 GRT ) на пути к выходу.

Затем Хардеген двинулся на юг вдоль побережья, погружаясь днем ​​и всплывая ночью. За исключением одной воздушной атаки 16 января, Хардеген не испытал никакого сопротивления со стороны ВМС США или Военно-воздушных сил США. Ночью 19 января «Хардеген» потопил три грузовых судна у мыса Хаттерас на мелководье недалеко от берега. Через пару часов он наткнулся на еще пятерых торговцев, путешествующих группой, и атаковал их двумя своими последними торпедами и своей 105-мм палубной пушкой, потопив грузовое судно и забрав танкер Malay (8207 GRT ) в качестве Что ж. Несмотря на серьезные повреждения, Малай, путешествуя пустым, имел достаточную плавучесть, чтобы оставаться на плаву, и через пять дней сумел добраться до Нью-Йорка своим ходом.

U-123 в Лорьян в феврале 1942 года.

Когда все торпеды израсходованы, а левый дизельный двигатель не работает оптимально, Хардеген решил взять курс домой. Незадолго до рассвета норвежская китобойная фабрика Kosmos II (16 699 GRT ) была замечена всего в 400 метрах (1300 футов). Шкипер «Космоса» Эйнар Гледич решил протаранить U-123, отдав приказ на полной скорости. Хардеген, понимая, что китобойный корабль был слишком близко, чтобы он мог погрузиться в воду, резко повернул налево и приказал идти вперед. Поскольку левый двигатель не мог обеспечить максимальную частоту вращения, U-123 едва успела опередить танкер, и Хардегену потребовалось более часа, чтобы набрать достаточное преимущество, чтобы иметь место для маневра.

На обратном пути он заметил и потопил британское грузовое судно Culebra (3400 GRT ) 25 января, используя палубную пушку, но ответным огнем грузового судна было повреждено судно. Следующей ночью норвежский танкер Pan Norway (9 231 GRT ) был атакован и потоплен. После атаки Хардеген приказал ближайшему нейтральному грузовому судну подобрать выживших, хотя ему пришлось повторить свой приказ после того, как греческий капитан решил уйти, не забрав всю команду. Это затопление привело к подсчетам первого патруля: девять судов потоплены в общей сложности на 53 173 GRT за двухнедельный период, хотя Хардеген также потребовал малайского на общую сумму 66 135 GRT.

на 23 января Хардеген получил еще один сигнал, подтверждающий, что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста за потопление более 100 000 брутто кораблей союзников. Он вернулся домой в Лорьян 9 февраля и был встречен как герой.

Второй патруль Драмбита

2 марта 1942 года Хардеген отправился в свой последний патруль, второй - в американские воды. Первые успехи были достигнуты, когда Хардеген потопил американский танкер Muskogee (7 034 GRT ) 22 марта и британский танкер Empire Steel (8 150 GRT ) 24 марта. Однако в ходе последней атаки было израсходовано четыре торпеды, так как одна вышла из строя, а одна была выпущена без прицеливания. Танкер с бензином яростно горел в течение пяти часов, прежде чем затонуть, и выживших обнаружить не удалось. Мрачный экипаж U-123 назвал эту ночь «ночью Tanker Torch».

26 марта Хардеген атаковал американский Q-корабль USS Atik (3000 GRT ), приняв его за торговое грузовое судно. После торпедирования корабля Хардеген всплыл, чтобы потопить его палубными орудиями, но обнаружил, что «Атик» пытается протаранить его и открывает по нему огонь из орудий, которые были спрятаны за ложными бастионами. Совершая побег на поверхности, U-123 получила восемь попаданий, а один из членов экипажа был смертельно ранен. Подойдя к затопленной «Атик», Хардеген потопил ее другой торпедой.

Второй патруль Хардегена был вдоль побережья Флориды. Он достиг заданного района в конце марта, атаковав 1 апреля американский танкер Liebre (7,057 GRT ) из своей палубной пушки. Хотя танкер был сильно поврежден, приближающийся патрульный корабль вынудил Хардегена погрузиться в воду и покинуть этот район. Liebre отбуксировали в порт и к середине июля снова были готовы к отплытию. В ночь на 8 апреля U-123 находилась у берега г. Саймонс Айленд, Джорджия торпедировал и потопил два танкера: SS Oklahoma (9 264 GRT ) и Esso Baton Rouge (7 989 GRT ). Однако два танкера затонули на таком мелководье, что их снова спустили на воду и вернули в эксплуатацию. В ночь на 9 апреля U-123 потопила теплоход SS Esparta (3365 GRT ).

Ночью 11 апреля U-123 торпедировала и потопила SS Gulfamerica (8,801 GRT ) примерно в двух милях от побережья Джексонвилля, Флорида. Gulfamerica совершала свой первый рейс из Филадельфии в Порт-Артур, штат Техас, с 90 000 баррелей мазута. Попав в нее торпедой, Хардеген приблизился к цели из своего палубного орудия. Заметив и без того большую толпу на пляже, чтобы посмотреть на это зрелище, а также на все пляжные домики за пределами Gulfamerica, Хардеген решил обойти танкер и атаковать с суши. Движение было довольно опасным, так как подводная лодка была четко освещена для любого берегового оружия, а мелководье вынудило ее занять станцию ​​всего в 250 метрах (820 футов) от танкера, что создавало риск ответного огня с танкера, а также попадание в огонь, если пролившееся масло загорелось. Автомагистрали, ведущие из Джексонвилля, вскоре были заполнены любопытными людьми, пытавшимися добраться до пляжа, чтобы посмотреть на это зрелище. После некоторой стрельбы из палубной пушки танкер загорелся, и Хардеген решил уйти. Самолеты уже находились над головой, пытаясь определить местонахождение подводной лодки по парашютным огням, в то время как эсминец и несколько небольших патрульных катеров приближались.

Вынужденная самолетом совершить аварийное пикирование, U-123 оказалась на дне, всего 20 метров (66 футов) под поверхностью, когда эсминец USS Dahlgren сбросил шесть глубинных бомб. Получив тяжелые повреждения и полагая, что эсминец двинется для новой атаки, Хардеген приказал уничтожить секретные коды и оборудование, а лодку бросить. Как командир, он должен был открыть люк башни, чтобы позволить экипажу уйти с помощью аварийного спасательного средства; однако его охватил парализующий страх, и он не смог продолжить эвакуацию. К счастью для него, «Дальгрен» по неизвестным причинам не смог сбросить еще глубинные бомбы и через короткое время отошел, позволив U-123 завершить аварийный ремонт и уйти в более глубокие воды. Позже Хардеген скажет Майклу Гэннону: «Меня не поймали только потому, что я был слишком напуган».

Ночью 13 апреля U-123 атаковал американский грузовой корабль SS Leslie (2609 GRT ) с последней торпедой и пятидесятой торпедой Хардегена. Он быстро затонул недалеко от мыса Канаверал. Примерно через два часа после этого нападения Хардеген обстрелял шведский теплоход Korsholm (5,353 GRT ) согласно британскому чартеру и потопил его в течение двадцати минут. Однако он принял грузовое судно за танкер.

На этом этапе своего второго патрулирования Хардеген потребовал десять кораблей на общую сумму 74 815 GRT, тогда как на самом деле он потопил девять, если считать, что два танкера были сняты с мели позже, в общей сложности 52 336 брутто. Подводя итог своему патрулированию, Хардеген выбрал лирический подход, послав следующий сигнал BdU :

Sieben Tankern schlug die letze Stund,. die U-Falle sank träger.. Zwei Frachter liegen mit auf Grund,. Versenkt vom Paukenschläger.. (Для семи танкеров прошел последний час. подводная лодка Trap затонула медленнее.. Два грузовых корабля тоже лежат на дне,. потопленные барабаном-

Взяв курс на дом, Хардеген 16 апреля заметил грузовое судно SS Alcoa Guide (4834 GRT ) и потопило его огнем из 105-мм палубной пушки, а также 37-мм и 20-мм зенитные орудия. 23 апреля Хардеген получил сигнал, подтверждающий его награждение Дубовыми листьями для своего Рыцарского креста. 2 мая U-123 пришвартовалась в Лорьян, завершив карьеру Хардегена в качестве активного командира подводной лодки, хотя он командовал лодкой в ​​последний путь, вернув ее в Киль для необходимого ремонта в мае 1942 года.

Хардеген не был очарован нацистским режимом; он открыто не соглашался с нацистской политикой. Он также, как историк подводных лодок Майкл Гэннон, тщательно документирует отчеты выживших, давал пищу и навигационные указания спасательным шлюпкам торпедированных торговых судов, когда это было возможно, и, по крайней мере, в одном случае, принудительно останавливал нейтральный корабль, чтобы пусть он подберет выживших с корабля, который он потопил поблизости. Ему также приписывают спасение норвежских военных моряков и других людей от гибели на море.

Хардеген сказал, что когда он встретил Адольфа Гитлера и был награжден им Рыцарским крестом, он подумал, что «тогда это он был хорошим парнем. Это было большой ошибкой ». К 1942 году Хардеген и его команда поняли, что Гитлер был сумасшедшим, сеющим хаос и ведущим Германию к катастрофе. Однажды он и его товарищ, победитель «Дубовых листьев» Эрих Топп, были приглашены на обед с Гитлером. Хардеген утверждал, что вызвал большое замешательство, заявив во время обеда, что война подводных лодок была ограничена ресурсами, и что Гитлер пренебрег военно-морскими приоритетами и был одержим сухопутной войной на Востоке. По его словам, это привело Гитлера в ярость и заставило Хардегена получить выговор от начальника штаба Альфреда Йодля, на что Хардеген ответил: «Фюрер имеет право слышать правду, а я обязан говорить это. "

Береговая служба

31 июля 1942 года Хардеген отказался от командования U-123 и приступил к обязанностям инструктора в 27-й учебной флотилии подводных лодок в Готенхафене. В марте 1943 года капитанлейтнант Хардеген стал начальником подготовки подводных лодок торпедной школы Marineschule Mürwik, прежде чем занять должность в Torpedowaffenamt (отдел торпедного оружия), где он руководил испытаниями и разработкой новых акустических систем. и проводные торпеды. На своей последней должности он служил командиром батальона 6-го пехотного полка морской пехоты с февраля 1945 года до конца войны. Отряд участвовал в ожесточенных боях против англичан в районе Бремена, и большинство офицеров было убито. Хардеген заявил, что он выжил благодаря тому, что он был госпитализирован с тяжелым случаем дифтерии. Последние несколько дней войны Хардеген служил в штабе Дёница во Фленсбурге, где был арестован британскими войсками.

Дальнейшая жизнь
Рейнхард Хардеген, 2016 г., в возрасте 103 лет

После войны Хардегена приняли за офицера СС с той же фамилией, и потребовалось ему полтора года на сбор доказательств, чтобы убедить следователей союзников в его настоящей личности. Он вернулся домой в ноябре 1946 года, где начал как бизнесмен, сначала на велосипеде, а затем на машине. В 1952 году он основал нефтетрейдинговую компанию, которую добился огромного успеха. Хардеген также был членом парламента (Bürgerschaft of Bremen ) от христианских демократов в своем родном городе Бремен в течение 32 лет. Он занялся бизнесом по производству мазута, представляя, в частности, компанию Texaco, корабли которой он потопил. Он много раз посещал Соединенные Штаты, регулярно беседуя с выжившими и ветеранами, в том числе с людьми, которые пытались убить его во время его службы на подводной лодке и подружились с ними. В 2012 году он был удостоен награды современных военных Германии за службу в военное время. Ему исполнилось 100 лет. в марте 2013 года он был очень здоровым, выигрывал гольф-трофеи и все еще водил машину.

Хардеген пережил войну и вернулся в Джексонвилл в 1990 году, где его приняли как почетный гость. Он сказал по этому поводу, что «город был очень дружелюбен ко мне».

Он умер 9 июня 2018 года в возрасте 105 лет.

Награды
Ссылки

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-03 12:10:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте