Гюнтер Грасс

редактировать
Гюнтер Грасс
Гюнтер Грасс в 2006 г. Гюнтер Грасс в 2006 г.
РодилсяГюнтер Вильгельм Грасс. (1927 г.) -10-16) 16 октября 1927 года. Данциг-Лангфур,. Вольный город Данциг
Умер13 апреля 2015 года (2015-04-13) (87 лет). Любек, Германия
Род занятийПисатель, поэт, драматург, скульптор, графический дизайнер
ЯзыкНемецкий
Период1956–2013
Литературное движениеVergangenheitsbewältigung
Известные произведения
Известные наградыПремия Георга Бюхнера. 1965. Почетный член Королевское общество литературы. 1993. Нобелевская премия по литературе. 1999. Премия принца Астурийского. 1999.

Подпись

Гюнтер Вильгельм Грасс (немецкий: (Об этом звуке слушайте ); 16 октября 1927 - 13 апреля 2015) был немецко-кашубским писателем, поэт, драматург, иллюстратор, график, скульптор, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 .

Родился в Свободной Город Данциг (ныне Гданьск, Польша). Подростком он служил призванным солдатом с конца 1944 года в Ваффен-СС и в конце был взят в качестве военнопленного войсками США. войны в мае 1945 года. Он был освобожден в апреле 1946 года. По образованию каменщик и скульптор, Грасс начал писать в 1950-х годах. В своих произведениях он часто возвращался в Данциг своего детства.

Грасс наиболее известен своим первым романом Оловянный барабан (1959), ключевым текстом европейского магического реализма. Это была первая книга его Данцигской трилогии, две другие - Кошка и Мышь и Год собаки. Часто считается, что его работы имеют левое политическое измерение, и Грасс был активным сторонником Социал-демократической партии Германии (СДПГ). «Жестяной барабан» был адаптирован как одноименный фильм, получивший в 1979 году Золотую пальмовую ветвь и премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке. В 1999 году Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе, восхваляя его как писателя, «чьи веселые черные басни изображают забытое лицо истории».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Основные произведения
    • 3.1 Данцигская трилогия
    • 3.2 Камбала
    • 3.3 Мой век и Крабволк
    • 3.4 Мемуарная трилогия
  • 4 Основные темы и литературные произведения стиль
  • 5 Прием критиков и коллег
  • 6 Общественная и политическая активность
  • 7 Награды и почести
  • 8 Откровения Ваффен-СС
  • 9 Смерть
  • 10 Библиография
  • 11 См. также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Ранние годы

Грасс родился в Вольном городе Данциге 16 октября 1927 года в семье Вильгельма Грасса (1899–1979), лютеранин протестант немецкого происхождения и Хелен Грасс (урожденная Кнофф, 1898–1954), католик из кашубов - Польское происхождение. Он называл себя кашубийцем. Грасс был воспитан католиком и в детстве служил прислужником. У его родителей был продуктовый магазин с прилегающей квартирой в Данциг-Лангфур (ныне Гданьск- Вжещ ). У него была сестра Вальтрауд, родившаяся в 1930 году.

Детский дом Грасса в Данциге (ныне Гданьск, Польша)

Грасс посещал Данцигскую гимназию Конрадинум. В 1943 году в возрасте 16 лет он стал Luftwaffenhelfer («помощником» ВВС). Вскоре после этого он был призван в Reichsarbeitsdienst (Национальную службу труда). В ноябре 1944 года, вскоре после своего 17-летия, Грасс вызвался на подводную службу в нацистской Германии в Кригсмарине, «чтобы выбраться из заточения. подросток в доме своих родителей ", который он считал душным католиком низшим средним классом.

ВМС ему отказали, и вместо этого он был призван в 10-ю танковую дивизию СС Фрундсберг в конце 1944 года. До 2006 года Грасс не раскрывал, что он был призван в Ваффен-СС в то время. Его подразделение функционировало как регулярная танковая дивизия, и он служил с ними с февраля 1945 года, пока не был ранен 20 апреля 1945 года. Он был захвачен в Мариенбаде (ныне Марианские Лазни, Чешская Республика) и отправлен в США. лагерь для военнопленных в Бад-Айблинг, Бавария.

С 1946 по 1947 год Грасс работал на шахте и прошел подготовку в каменная кладка. Изучал скульптуру и графику в Kunstakademie Düsseldorf. Он также был соучредителем Group 47, организованной Гансом Вернером Рихтером. Грасс работал писателем, графическим дизайнером, скульптором, часто путешествовал. В 1953 году он переехал в Западный Берлин и учился в Берлинском университете искусств. С 1960 года он жил в Берлине, а также по совместительству в Шлезвиг-Гольштейне. В 1961 году он публично возражал против возведения Берлинской стены.

С 1983 по 1986 год он занимал пост президента Академии художеств в Берлине.

Личная жизнь

Грасс 1954 брак с Анной Маргаретой Шварц, швейцарской танцовщицей, закончился разводом в 1978 году. У него и Шварца было четверо детей: Франц (1957 года рождения), Рауль (1957 год), Лаура (1961 год) и Бруно (1965 год). Разделившись в 1972 году, он начал отношения с Вероникой Шретер и у него родился ребенок, Хелен (1974). У него также был ребенок от Ингрид Крюгер, Неле (1979). В 1979 году он женился на Уте Грюнерт, органистке, на которой был женат на момент своей смерти. У него было два пасынка от второго брака, Мальте и Ганс. На момент его смерти у него было 18 внуков.

Грасс был поклонником клуба Бундеслиги SC Freiburg.

Основные работы

Данцигская трилогия

Набережная Данцига Крантора (открытка, ок. 1900)

Самая известная работа Грасса - Жестяной барабан (нем. Die Blechtrommel), опубликованная в 1959 году (адаптированная как одноименный фильм режиссером Фолькер Шлендорф в 1979 г.). В 1961 году за ним последовала Кошка и Мышь (нем. Katz und Maus), новелла, а в 1963 году роман Собачьи годы (нем. Hundejahre).

Книги вместе называются Данцигская трилогия и посвящены возникновению нацизма и тому, как Вторая мировая война повлияла на Данциг (ныне Гданьск, Польша), который был отделен от Германии после Первой мировой войны и стал Вольным городом Данциг (нем. Freie Stadt Danzig). Dog Years (1965) считается своего рода продолжением на «Жестяной барабан», так как в нем есть некоторые из тех же персонажей. Он изображает смешанные этнические группы и сложный исторический фон в лирической прозе, которая вызывает много воспоминаний.

«Жестяной барабан» сделал Грасса одним из ведущих авторов Германии, а также установил высокую планку сравнения для всех его произведений. последующие работы, которые критики часто отрицательно сравнивали с этой ранней работой. Тем не менее, в Западной Германии конца 50-х - начала 60-х годов книга могла вызывать споры, и ее «аморальность» побудила город Бремен отозвать награду, которую он вручил. Когда Грасс получил Нобелевскую премию по литературе в 1999 году, Нобелевский комитет заявил, что публикация «Жестяного барабана» «была так, как если бы немецкая литература получила новое начало после десятилетий лингвистического и морального разрушения»

Камбала

Роман 1977 года Камбала (нем. Der Butt) основан на сказке «Рыбак и его жена » и посвящен борьбе между полами.. Это было прочитано как антифеминистский роман, поскольку в романе волшебная камбала из народной сказки, которая теперь представляет мужской триумфализм и патриархат, поймана группой феминисток 1970-х, которые предали ее суду. Книга исследует отношения между мужчиной и женщиной из прошлого и настоящего через отношения между рассказчиком и его женой, которая, как жена в народной сказке, ненасытно жаждет большего. Несмотря на то, что книгу можно было рассматривать как защиту женщин и осуждение мужского шовинизма, книга была резко критикована и отвергнута феминистками, отчасти из-за того, что в ней изображались насилие, сексуализация и объективация, а также то, что воспринимали феминистки. как мужской нарциссизм и гендерный эссенциализм.

My Century and Crabwalk

Книга 1999 года My Century (нем. Mein Jahrhundert) была обзором Множество жестоких исторических событий 20-го века, переданные в коротких фрагментах, мозаика самовыражения. В 2002 году Грасс вернулся в авангард мировой литературы с фильмом Crabwalk (нем. Im Krebsgang). Эта новелла, один из главных героев которой впервые появился в «Кошке и мышке», была самой успешной работой Грасса за последние десятилетия. В нем рассказывается о событиях, когда корабль беженцев, полный тысяч немцев, был потоплен российской подводной лодкой, в результате чего погибло большинство на борту. Это была одна из многих работ с конца 20-го века, в которых исследовались виктимизации немцев во Второй мировой войне.

Трилогия воспоминаний

В 2006 году Грасс опубликовал первый том трилогии. автобиографических воспоминаний. Названный Очищение лука (нем. Beim Häuten der Zwiebel), он повествует о его детстве, военных годах, раннем творчестве скульптора и поэта и, наконец, его литературном успехе с публикацией «Жестяного барабана». В интервью перед публикацией Грасс впервые сообщил, что он был членом Waffen-SS, а не только Flakhelfer (зенитный помощник), как он давно говорил. На вопрос о том, что вызвало необходимость публичного признания и раскрытия своего прошлого в книге, он ответил: «Это было тяжелым бременем для меня, мое молчание все эти годы - одна из причин, по которой я написал книгу. Она должна была выйти наружу. в конце. "

Интервью и книга заставили критиков обвинить его в лицемерии за то, что он скрыл эту часть своего прошлого, одновременно являясь сильным голосом этики и морали в общественных дебатах. Сама книга также получила высокую оценку за изображение послевоенного поколения Германии и социальное и моральное развитие нации, обремененной одновременно разрушением и глубоким чувством вины. На протяжении мемуаров Грасс играет с хрупкостью памяти, для которой слои лука являются метафорой. Грасс подвергает сомнению свои собственные воспоминания, ставит под сомнение свои автобиографические утверждения и задается вопросом, действительно ли человек, живший в его прошлом, был им. Эта борьба с памятью представляет борьбу немецкого народа в тот же период с нацистским прошлым Германии.

Основные темы и литературный стиль

Основная тема в творчестве Грасса - Вторая мировая война и его влияние на Германию и немецкий народ, включая критику форм идеологической аргументации, лежавшей в основе нацистского режима. Место города Данциг / Гданьск и его неоднозначный исторический статус между Германией и Польшей часто является символом двусмысленности между этническими группами, что также встречается в собственном наследии Грасса, которое включает в себя как немецких, так и славянских членов семьи, которые воевали на противоположных сторонах. войны. Его работы также демонстрируют постоянную заботу о маргинальных и маргинализированных субъектах, таких как Оскар Мацерат, карлик из «Жестяного барабана», чье тело считалось отклонением, недостойным жизни в нацистской идеологии, или с цыганами и Синти люди, которых также считали нечистыми и недостойными и подвергали евгенике и геноциду.

Его литературный стиль сочетает в себе элементы магического реализма со склонностью задавать вопросы и усложнять вопросы авторства путем смешения реалистических автобиографических элементов с ненадежными рассказчиками и фантастическими событиями или происшествиями, которые создают иронию или высмеивают события, чтобы сформировать социальную критику.

Прием критиков и коллег

Грасса Работа имела тенденцию разделять критиков на тех, кто считал его эксперименты и стиль возвышенными, и тех, кто считал, что это связано его политическим позированием. В частности, американские критики, такие как Джон Апдайк, обнаружили, что смесь политической и социальной критики в его произведениях умаляет его художественные качества. В своей различной критике работ Грасса Апдайк писал, что Грасс был поглощен своей «напряженной карьерой знаменитости-автора-художника-социалиста» и об одном из своих более поздних романов, что «он не может беспокоиться о написании романа; он просто рассылает депеши... с передовой своей помолвки ". Даже если он часто критиковал Грасса, Апдайк считал его «одним из очень, очень немногих авторов, чей следующий роман не собирается пропустить».

Литературный стиль Грасса оказал огромное влияние. Джон Ирвинг назвал Грасса «просто самым оригинальным и разносторонним писателем из ныне живущих». И многие отметили параллели между «Молитвой за Оуэна Мини» Ирвинга и «Жестяным барабаном». Точно так же Салман Рушди признал в долгу перед работами Грасса, особенно «Жестяным барабаном», и многие параллели с его творчеством были отмечены в его собственном творчестве.

Социальная и политическая активность
Грасс в 1986 году

Грасс в течение нескольких десятилетий был сторонником Социал-демократической партии Германии и ее политики. Он неоднократно принимал участие в немецких и международных политических дебатах. Во время канцлера Вилли Брандта Грасс был активным сторонником. Грасс критиковал левых радикалов и вместо этого выступал за "медленный темп", как он выразился, демократических реформ (Aus dem Tagebuch einer Schnecke). Книги с его речами и эссе выпускались на протяжении всей его литературной карьеры.

В 1980-х годах он стал активным участником движения за мир и на шесть месяцев посетил Калькутту. Дневник с рисунками был опубликован как Zunge zeigen, отсылка к языку Кали.

Во время событий, приведших к воссоединению Германии в 1989–1990 годах, Грасс выступал за продолжение разделения двух немецких государств. Он утверждал, что объединенная Германия, вероятно, возобновит свою роль воинственного национального государства. Этот аргумент оттолкнул многих немцев, которые стали рассматривать его как слишком морализирующую фигуру.

В 2001 году Грасс предложил создать немецко-польский музей искусства, потерянного для других стран во время войны. Гаагская конвенция 1907 года требует возврата произведений искусства, которые были эвакуированы, украдены или изъяты. Некоторые страны отказались репатриировать часть похищенных произведений искусства.

4 апреля 2012 г. в нескольких европейских газетах было опубликовано стихотворение Грасса «Что нужно сказать » (нем. Was gesagt werden muss). Грасс выразил обеспокоенность по поводу лицемерия военной поддержки со стороны Германии (поставки подводной лодки) Израилю, который мог бы использовать такое оборудование для запуска ядерных боеголовок по Ирану, что «могло бы уничтожить иранский народ». И он надеялся, что многие потребуют, «чтобы правительства Ирана и Израиля разрешили международному органу провести свободную и открытую проверку ядерного потенциала и возможностей обоих». В ответ Израиль объявил его персоной нон грата в этой стране.

По словам Ави Примор, президента Израильского совета по международным отношениям Грасс был единственным важным немецким культурным деятелем, который отказался встретиться с ним, когда он служил послом Израиля в Германии. Примор отметил: «Одно объяснение странного поведения [Грасса] можно найти в том факте, что Грасс (который, несмотря на свое стихотворение, вероятно, не является злейшим врагом Израиля, как можно было бы вообразить) имел определенные личные трудности с Израилем». Примор сказал, что во время предыдущего визита Грасса в Израиль он «столкнулся с гневом израильской общественности, которая освистывала его в последовательных публичных выступлениях. Разумеется, израильские протестующие не преследовали Грасса лично, и их гнев не имел никакого отношения к делу. с его литературой. Это были попытки Германии установить культурные отношения с Израилем, против чего они возражали. Грасс, однако, не считал это таким и вполне мог чувствовать себя обиженным ".

Грасс был сторонником Кампания за создание Парламентской ассамблеи ООН, организации, которая проводит кампанию за демократическое реформирование Организации Объединенных Наций и создание более подотчетной международной политической системы.

26 апреля В 2012 году Грасс написал стихотворение, в котором критикует европейскую политику по отношению к Греции в европейском долговом кризисе. В «Позоре Европы» Грасс обвиняет Европу в том, что она обрекает Грецию на бедность, страну, «чей разум зародился в Европе».

Всего за несколько дней до своей смерти Грасс завершил свою последнюю книгу «Вонн Эндличкаит». Название написано на восточно-прусском диалекте, родном диалекте Грасса, и означает «О конечности». По словам его издателя Герхарда Штейдла, книга была «литературным экспериментом», сочетающим короткие прозаические тексты, стихи и карандашные рисунки писателя. Книга была опубликована в августе 2015 года.

Награды и награды
Грасс с канцлером Западной Германии Вилли Брандт, 1972 год

Грасс получил десятки международных наград; в 1999 г. удостоен высшей литературной награды: Нобелевской премии по литературе. Шведская академия отметила его как писателя, «чьи веселые черные басни изображают забытое лицо истории». Его литература обычно классифицируется как часть немецкого художественного движения, известного как Vergangenheitsbewältigung, что примерно переводится как «примирение с прошлым».

В 1965 году Грасс получил премию Георга Бюхнера ; в 1993 году он был избран почетным членом Королевского литературного общества. В 1995 году он получил премию Германа Кестена.

Представители города Бремен объединились в основать Фонд Гюнтера Грасса с целью создания централизованной коллекции его многочисленных работ, особенно его многочисленных личных чтений, видео и фильмов. В Доме Гюнтера Грасса в Любеке находятся выставки его рисунков и скульптур, архив и библиотека.

В 2012 году Грасс получил награду Европы года от Европейского движения Дания (Europabevægelsen).) в честь его политических дебатов по европейским делам.

Откровения Ваффен-СС

В августе 2006 года, в интервью о своей готовящейся книге «Очистить лук», Грасс сказал, что он был членом Waffen-SS во Второй мировой войне. До этого он считался типичным представителем «Флакельфер поколения», одним из тех, кто слишком молод, чтобы видеть много боевых действий или быть связанным с нацистским режимом помимо его молодежных организаций.

15 августа 2006 г. онлайн-издание Der Spiegel, Spiegel Online опубликовало три документа американских войск 1946 года, подтверждающих членство Грасса в Ваффен-СС.

После неудачная попытка добровольца во флоте подводных лодок в 1942 году, в возрасте 15 лет Грасс был призван в Reichsarbeitsdienst (Рейхслужба труда). Он был призван в Ваффен-СС в 1944 году. Грасс прошел обучение на танкового стрелка и воевал в составе 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг» до ее капитуляции перед войсками США в Мариенбаде.

в 2007 году Грасс опубликовал отчет о своем военном опыте в The New Yorker, включая попытку «связать воедино обстоятельства, которые, вероятно, спровоцировали и подпитали мое решение о вступлении в армию». BBC Грасс сказал в 2006 году: «Это случилось, как и со многими людьми моего возраста. Мы были на трудовой службе, и сразу же, год спустя, уведомление о призыве легло на И только когда я приехал в Дрезден, я узнал, что это Ваффен-СС ».

Иоахим Фест - немецкий журналист, историк и биограф Адольфа Гитлера - заметил немецкому еженедельник Der Spiegel, о раскрытии Грасса: «Спустя 60 лет это признание приходит слишком поздно. Я не могу понять, как тот, кто десятилетиями считал себя авторитетом морали, довольно самодовольным,

Поскольку Грасс на протяжении многих десятилетий был откровенным левым критиком неспособности Германии справиться с нацистским прошлым, его заявление вызвало большой резонанс в прессе. Рольф Хоххут сказал, что это «отвратительно», что этот самый «политкорректный» Грасс публично раскритиковал Гельмута Коля и Рональда Рейгана на военном кладбище в Битбург в 1985 г., поскольку в нем были захоронения солдат Ваффен-СС. В том же духе историк Майкл Вольфсон обвинил Грасса в лицемерии, поскольку он ранее не раскрыл свою принадлежность к СС.

Другие защищали Грасса, говоря, что его недобровольное членство в Ваффен-СС наступило очень рано в его жизни. в результате того, что его призвали вскоре после семнадцатого дня рождения. Они отметили, что он всегда - после поражения в войне - публично критиковал нацистское прошлое Германии. Например, романист Джон Ирвинг критиковал тех, кто отвергал достижения всей жизни из-за ошибки, совершенной в подростковом возрасте.

Биограф Грасса [de ] описал полемика как результат «конца морального института». Лех Валенса сначала критиковал Грасса за то, что он в течение 60 лет молчал о своем членстве в Ваффен-СС. Позже он отказался от критики после прочтения письма Грасса мэру Гданьска, в котором он сказал, что Грасс «подает хороший пример для других». 14 августа 2006 года правящая партия Польши Право и справедливость призвала Грасса отказаться от почетного гражданства Гданьска. Яцек Курски, политик в области права и справедливости, сказал: «Для города, где пролилась первая кровь, где началась Вторая мировая война, недопустимо иметь члена Ваффен-СС в качестве почетного гражданина». Но, согласно опросу 2010 года, проведенному городскими властями, подавляющее большинство жителей Гданьска не поддержали позицию Курского. Мэр Гданьска Павел Адамович заявил, что он против передачи дела на рассмотрение муниципального совета, потому что совет не должен судить историю.

Смерть
Могила Гюнтера Грасса в Белендорфе

Заядлый курильщик трубки на протяжении большей части своей взрослой жизни, Грасс умер от легочной инфекции 13 апреля 2015 года в больнице Любека в возрасте 87 лет. Он был похоронен на частном семейном празднике. 25 апреля в Белендорфе, в 15 милях к югу от Любека, где он жил с 1995 года.

США романист Джон Ирвинг произнес главный панегирик на поминальной службе по Грассу 10 мая в Театре Любека. Среди присутствовавших были президент Германии Иоахим Гаук, бывший канцлер Герхард Шредер, федеральный комиссар по культуре Моника Грюттерс, директор Фолькер Шлендорф и Павел Адамович, мэр Гданьска. Грюттерс в обращении к скорбящим отметил, что Грасс своими работами отстаивал независимость художников и самого искусства. Адамович сказал, что Грасс «преодолел пропасть между Германией и Польшей», и похвалил писателя за «нежелание идти на компромисс».

Библиография
  • Die Vorzüge der Windhühner (стихи, 1956); Steidl, 2007, ISBN 9783865215697
  • Die bösen Köche. Драма "Эйн" (пьеса, 1956) ISSN 0722-8511 в переводе "Злые повара в четырех пьесах" (1967)
  • Хохвассер. Эйн Штюк в пьесе «Цвай Актен» (пьеса, 1957) Потоп
  • Онкель, Онкель. Ein Spiel in vier Akten (пьеса, 1958) Мистер, мистер
  • Danziger Trilogie
  • Gleisdreieck (стихи, 1960)
  • Die Plebejer proben den Aufstand (пьеса, 1966) пер. Плебеи репетируют восстание (1966)
  • Ausgefragt (стихи, 1967)
  • Über das Selbstverständliche. Reden - Aufsätze - Offene Briefe - Kommentare (речи, эссе, 1968) пер. Выскажись! Речи, Открытые письма, Комментарии (1969) с 3 дополнительными частями
  • Örtlich betäubt (роман, 1969) пер. Местный анестетик (1970) ISBN 9780449242575
  • Давор (пьеса, 1970) пер. Макс (1972) на сюжете из «Местной анестезии
  • [de ] (политический репортаж, 1972) пер. Из дневника улитки (1973) ISBN 9780749394554
  • Der Bürger und seine Stimme. Reden Aufsätze Kommentare (речи, очерки, 1974)
  • Denkzettel. Politische Reden und Aufsätze 1965–1976 (политические очерки и выступления, 1978)
  • Der Butt (роман, 1977) пер. Камбала (1978) ISBN 9780156319355
  • Das Treffen in Telgte (роман, 1979) пер. Встреча в Телгте (1981)
  • Kopfgeburten oder Die Deutschen sterben aus (роман, 1980) пер. Рождения голов, или немцы вымирают (1982)
  • Widerstand lernen. Politische Gegenreden 1980–1983 (политические выступления, 1984)
  • Die Rättin (роман, 1986) пер. Крыса (1987) ISBN 9780156758307
  • Zunge zeigen. Эйн Тагебух в Zeichnungen (политический дневник, 1988) пер. Покажи свой язык (1989)
  • Unkenrufe (роман, 1992) пер. Зов жабы (1992) ISBN 9780156153409
  • [de ] (роман, 1995) пер. Слишком далеко (2000) ISBN 9780156014168
  • Майн Джархундерт (роман, 1999) пер. Мой век (1999) ISBN 9780156011419
  • Im Krebsgang (роман, 2002) пер. Crabwalk (2002) ISBN 9780156029704
  • Letzte Tänze (стихи, 2003)
  • Beim Häuten der Zwiebel (мемуары, 2006) транс. Пилинг лука (2007) ISBN 9780156035347 - первый том мемуаров
  • Даммер Август (стихи, 2007)
  • Die Box (мемуары, 2008) пер. The Box (2010) ISBN 9780099539759 - второй том мемуаров
  • Unterwegs von Deutschland nach Deutschland. Tagebuch 1990. (политический дневник, 2009) пер. Из Германии в Германию: Дневник 1990 (2012) ISBN 9780547364605
  • Grimms Wörter (мемуары, 2010) Третий том мемуаров.
  • Vonne Endlichkait (собрание проза, поэзия и рисунки, 2015) ISBN 9783958290426

Сборники в английском переводе

  • Четыре пьесы (1967), включая «Десять минут до Буффало»
  • В Яйцо и другие стихи (1977)
  • Два государства - одна нация? (1990)
  • Of All That Ends (стихи и проза) (6 декабря 2016 г.) ISBN 978-0544785380
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Гюнтером Грассом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Гюнтер Грасс
Награды и достижения
Предыдущий. Дания Хенрик, принц-консорт Дании европеец года. (от Датского европейского движения) . 2012Преемник. Дания Эммели де Лес
Последняя правка сделана 2021-05-22 03:13:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте