Formula Super Vee была гоночные серии с открытыми колесами, которые проходили в Европе и США с 1970 по 1990 годы. Формула была создана как расширение Formula Vee, гоночного класса, который был представлен в 1959 году. Формула Super Vee в Европе была похожа на F3 или Formula Renault сегодня, ступенька к F1. В Соединенных Штатах Formula Super Vee, часто называемая Super Vee, была естественным продолжением до Indy Car и Can-Am. По обе стороны Атлантики серия также была платформой для продвижения продукции VW, подобно тому, как сегодня Formula Renault продвигает продукцию Renault.
Изначально это было так. рассматривается как простой шаг вперед по сравнению с Formula Vee с использованием двигателей VW того же типа 3 с воздушным охлаждением, но объемом 1600 куб. см. Однако вскоре он был преобразован в использование совершенно иных и более мощных двигателей с водяным охлаждением с впрыском топлива от VW Golf / Rabbit.
В помощь запуску новой формулы Volkswagen of America, Jo Хопен поручил Джину Бич, признанному конструктору автомобилей Formula Vee, спроектировать и построить первый Super Vee и продемонстрировать этот автомобиль на 24-часовой гонке Daytona. Бич был одним из первых трех конструкторов Formula Vees, наряду с Autodynamics и. Поэтому вполне уместно, что Super Vee, спроектированный и построенный концерном Autodynamics Рэя Колдуэлла, вскоре присоединился к Beach Super Vee. Этот второй Super Vee (Caldwell D-10) был представлен на Нью-Йоркском автосалоне. Вскоре их примеру последовали и другие производители: к конструкторам Formula Vee, таким как Zink Cars, присоединились более популярные фирмы, такие как Lola. Джон Цайтлер также построил свои первые автомобили примерно в то же время, что и Бич и Колдуэлл. Фактически, Джон Зейтлер выиграл самую первую гонку Super Vee в Lime Rock Park в 1970 году. Эта гонка проводилась с классом Formula Ford.
Первоначально в серию допускались двигатели с воздушным охлаждением объемом 1600 куб.см либо типа 3 (как используется в VW 1500 и 1600), либо типа 4 (как используется в VW 411, 412 и VW-Porsche 914/4 sports автомобиль), однако на более позднем этапе VW передумал и решил, что двигатели типа 4 будут лучшим вариантом. Двигатель типа 4, без сомнения, лучший двигатель. Однако этот двигатель никогда не производился в версии 1600 куб. См, поэтому VW решил произвести «специальную» версию 1600 куб. См через свое подразделение промышленных двигателей (двигатель 127 В) с меньшими поршнями и цилиндрами, что уменьшило объем до 1600 куб. См.
Как и любая формула, Formula Super Vee претерпела ряд изменений за время своего существования. Например, изначально машины ездили без крыльев и использовали барабанные тормоза сзади. Позже правила разрешили использовать 8-дюймовые задние колеса, задние дисковые тормоза и 34-мм выпускные клапаны (1973), а затем задние крылья (1975). Поскольку гладкие шины еще не использовались в гонках, автомобили использовали протекторные гоночные шины, такие как Firestone «No-DOT», но позже перешли на слики.
В исходных правилах указывалось не- Hewland коробка передач и автомобили работали с коробками VW фиксированного передаточного числа. В Европе компания под названием Metso начала строить боксы типа Hewland, которые давали возможность изменять передаточные числа в соответствии с каждой схемой, и использовала формулировку правил, которые просто запрещали боксы Hewland вместо того, чтобы явно указывать боксы VW с фиксированным передаточным числом. Как только автомобили начали использовать коробки передач Metso, правила были изменены, и коробки передач Hewland также были разрешены. Это изменение в сочетании с стартовыми деньгами, предлагаемыми Hewland водителям, использующим ее продукцию, фактически привело к прекращению деятельности Metso, хотя компания действительно производила коробки для других автомобилей формулы, таких как Formula Fords.
Марк Смит ведущий Робби Грофф в гонке Super Vee на Гран-при Кливленда 1988 .Намного позже были введены правила для двигателей, разрешающие инжекторные двигатели с водяным охлаждением от Volkswagen Golf (или Rabbit как Mk1 был известен в Северной Америке). Двигатели с водяным охлаждением неизбежно вытеснили двигатели с воздушным охлаждением, которые стали неконкурентоспособными, и многие автомобили с воздушным охлаждением были переоборудованы для установки двигателей с водяным охлаждением. Некоторые конструкторы, такие как Lola, предлагали «комплекты для переоборудования», которые позволяли устанавливать двигатель Golf / Rabbit на более ранние шасси с воздушным охлаждением. SCCA в США позволил двигателям с воздушным охлаждением объемом 1700 куб. См к концу периода с воздушным охлаждением оставаться конкурентоспособными, в то время как автомобили с водяным охлаждением присоединились к сети.
В конечном итоге наиболее развитая версия Super Vee должна была быть найдена в США, поскольку они продолжили серию Super Vee спустя годы после того, как формула исчезла в другом месте. Действительно, к концу 70-х Super Vee в США стал основной формулой для автомобилей Indy, получивших название серии «Mini-Indy». Эта серия проводилась вместе с гораздо более старым VW-Bosch «Gold Cup» для Super V. Эта серия длилась до 1990 года и, в отличие от серии USAC Mini Indy с овальной трассой, была серией шоссейных гонок. Каждая серия ежегодно короновала своего чемпиона. В конце 70-х годов Рон Тауранак разработал Ralt RT1, а RT5, основанный на его разработках Формулы 3, имел фактическую монополию на серию в США.
Сезон | Чемпион-пилот | Шасси |
---|---|---|
1971 | Royale RP9 | |
1972 | Royale RP14 | |
1973 | Бертил Роос | BH3 |
1974 | Эллиот Форбс -Робинсон | Лола T320 |
1975 | Лола T324 | |
1976 | Том Бэгли | Зинк Z11 |
1977 | Боб Лазьер | Лола T324 |
1978 | Билл Алсуп | JM2 |
1979 | Джефф Брэбхэм | Ралт RT1 |
1980 | Питер Кун | Ролт RT1 / RT5 |
1981 | Эл Унсер младший | Ралт RT5 |
1982 | Майкл Андретти | Ралт RT5 |
1983 | Эд Пимм | Энсон SA4 |
1984 | Арье Луендик | Ралт RT5 |
1985 | Кен Джонсон | Ралт RT5 |
1986 | Дидье Тейс | Мартини МК-47 / МК-50 |
1987 | Скотт Атчисон | Ралт RT5 |
1988 | Кен Мурильо | Ролт RT5 |
1989 | Марк Смит | Ралт RT5 |
1990 | Ралт RT5 |
Сезон | Champion Driver | Шасси |
---|---|---|
1977 | Том Бэгли | Зинк Z11 |
Херм Джонсон | Лола T324 | |
1978 | Билл Алсуп | JM2 |
1979 | Деннис Файерстоун | март |
1980 | Питер Кун | Ралт RT1 / RT5 |
Сезон | Чемпион-пилот | Шасси |
---|---|---|
1972 | Манфред Шурти | Рояль RP9 |
1973 | ||
1974 | ||
1975 | Кеке Росберг | - |
1976 | Mk VIII | |
1977 | Veemax Mk VIII | |
1978 | март 783 |
Сезон | Чемпион-пилот | Шасси |
---|---|---|
1971 | Austro Kaimann | |
1972 | Манфред Шурти | Royale RP9 |
1973 | Helmuth Koinigg | Austro Kaimann |
1974 | Фредди Коттулински | Лола T320 |
1975 | Микко Козаровицкий | Лола T324 |
1976 | Veemax Mk VII | |
1977 | Арье Луендык | Лола T326 |
1978 | март 783 | |
1979 | Джо hn Nielsen | Ралт RT1 |
1980 | Джон Нильсен | Ролт RT5 |
1981 | Джон Нильсен | Ралт RT5 |
1982 | Ralt RT5 |
.